Взлет и посадка Оршанского авиаремонтного завода: беларусские проблемы Богуслаева

В 2012 году по распоряжению президента Беларуси госпакет акций Оршанского авиаремонтного завода (ОАРЗ) купили «Мотор Сич» (около 60% акций) и «Системы инвестиций и инноваций» Александра Садового (почти 40%). Белорусская и украинская компании планировали в течение 2012−2016 годов инвестировать в реконструкцию, модернизацию производственных мощностей ОАРЗ около 12 млн долларов, создать свыше 300 рабочих мест. Инвесторы намеревались вложить серьезные средства в развитие социальной сферы завода и городского поселка Болбасово, где находится завод. Но не все намеченное удалось реализовать.

Охота на ведьм

Источник, близкий к одному из действующих акционеров, говорит, что завод сильно подкосил «конфликт [России] с Украиной, в результате чего оказались полностью заблокированы российские поставки». Ранее «Мотор Сич» обеспечивал более чем на 80% потребность авиапрома РФ в вертолетных двигателях. С прицелом на российский рынок украинская компания и выкупила белорусский завод, отмечали эксперты.

С прошлого года ОАРЗ находится в сложном финансовом положении. Месяц назад мы сообщали о планах властей Беларуси вернуть в свою собственность оршанский завод. 15 апреля в «Главном эфире» на «Беларусь 1» был показан сюжет, в котором 79-летний Вячеслав Богуслаев подвергся критике за невыполненные обещания по модернизации ОАРЗ.

Фото: Игорь Матвеев

«Общая задолженность предприятия на сегодня порядка 35 млн долларов», — сообщил директор ОАРЗ Павел Случак в телеэфире (для сравнения — выручка за 2017 год была около 25 млн рублей). Как следовало из материалов КГК, датированных концом минувшего года, оршанский завод задолжал акционерам-инвесторам свыше 20 млн долларов (из них «Мотор Сичи» 18,7 млн долларов).

По информации контролеров, предоставленные инвесторами в рамках исполнения инвестдоговора заемные средства использованы на финансирование объектов, не влияющих на производственные процессы, а также на дорогостоящую документацию, цена на которую не была обоснована. В результате завод постоянно испытывал недостаток оборотных средств, для пополнения которых был вынужден активно привлекать банковские кредиты, в том числе на выплату зарплаты.

Впрочем, сложная ситуация была и с истребованием дебиторской задолженности. Ее размер на конец 2017 года составлял 8,3 млн долларов. Почти половина этой суммы касалась ремонта вертолетов в Венесуэле.

Располагая на бумаге достаточным портфелем заказов, завод простаивал из-за неспособности инвесторов организовать надлежащее финансирование и поступление запчастей, констатировали контролеры.

Впрочем, деятельность завода была увязана на тесной кооперации предприятий России, Украины и Беларуси. Однако напряженные отношения между РФ и Украиной создали серьезные препятствия для дальнейшего развития ОАРЗ. На протяжении второй половины 2017 года ситуация стала ухудшаться.

«В принципе по задумке все должно было неплохо получиться. Заказы были, работа была. Но потом конфликт России и Украины, конфликт Богуслаева и Садового…  И предприятие в ступоре. При этом [акционеры] стали искать крайних, началась „охота на ведьм“. В итоге одного директора посадили, второй сбежал, еще несколько [топ-менеджеров] под следствием… Из-за амбиций миллионеров страдают обычные люди», — сказал бывший сотрудник завода, близкий к руководству.

Роковая дата – 1 июля

В КГК считали, что важным шагом на пути нормализации деятельности ОАРЗ является нормализация взаимоотношений между акционерами. Конфликт возник на почве «взаимных финансовых претензий».

Вячеслав Богуслаев (на дальнем плане) и Александр Садовой (второй справа) во время визита в Администрацию президента Беларуси в 2014 году. Фото: пресс-служба президента Беларуси

При этом в КГК считали, что присутствие ЧУП «Системы инвестиций и инноваций» среди акционеров «утратило всякий смысл». Поэтому было предложено рассмотреть вопрос об ответственности Садового «как не справившегося с обязанностями по защите интересов Республики Беларусь». При этом «Системы инвестиций и инноваций» за четыре года получили от ОАРЗ 1,7 млн долларов дохода.

«Смена белорусского акционера позволит провести необходимые переговоры с украинской стороной на предмет дальнейшего участия в деятельности оршанского завода», резюмировали контролеры.

В 2017 году Александр Садовой направил в Генпрокуратуру обращение, в котором сообщил о якобы причиненном заводу и государству бывшим директором Богатыревым (протеже Богуслаева) ущербе в особо крупном размере при расходовании бюджетных средств Республики Беларусь для закупки комплектующих и запасных частей в России, а также срыве заказа по ремонту вертолетов для Минобороны Беларуси. Однако ОБЭП Оршанского РОВД по результатам проверки вынесло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

После того как начались проблемы с РФ, ОАРЗ старался максимально расширять географию заказов, работая на рынок Уганды, Венесуэлы, Судана, Нигерии, Йемена. Параллельно искал, чем, кроме вертолетов, можно подгрузить мощности. Об этом в интервью TUT.BY в 2016 году рассказывал Александр Садовой. Но прибыли на развитие было недостаточно.

Во второй половине 2017 года положение на ОАРЗ ухудшилось. Появились разговоры о том, что государство может вновь стать основным акционером завода. Стоит сказать, что в октябре 2014 года Александр Лукашенко был не очень доволен реализацией проекта и угрожал вернуть ОАРЗ в лоно государства в случае чего.

В настоящее время, по словам собеседников, готовится проект решения главы государства о том, что контрольный пакет акций ОАРЗ перейдет спецэкспортеру вооружений «Белспецвнештехнике». «О конфигурации сделки ничего сказать не могу. Но то, что это будет контрольный пакет, — однозначно», — сказал источник.

По словам другого источника, будет замена «украинского акционера, который полгода назад открестился от завода, покинули ОАРЗ и его топ-менеджеры». «За прошедшее время уже сменилось 5 руководителей предприятия. Завод испытывает финансовые проблемы. Заказов не хватает. Вместо этого люди убирают территорию. Очевидно, что должно быть принято какое-то кардинальное решение», — считает собеседник.

У холдинга «Мотор Сич» хватает забот в Украине. Райсуд Киева в сентябре 2017 года арестовал пакет акций «Мотор Сичи». Служба безопасности Украина (СБУ) подозревала Вячеслава Богуслаева в незаконной продаже 56% акций запорожской компании китайским инвесторам. В начале марта 2018 года президент страны Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны о неотложных мерах по защите национальных интересов государства в сфере авиадвигателестроения. Как пояснил глава замминистра экономического развития и торговли Юрий Бровченко, данные меры направлены на обеспечение стабильной работы всего авиапрома, включая ПАО «Мотор Сич», передает Интерфакс-Украина. Бровченко заявил, что расследование СБУ о законности продажи контрольного пакета акций украинской компании китайским инвесторам еще не завершено.

В «Белспецвнештехнике» отказались «комментировать слухи» и посоветовали обратиться в Госкомвоенпром. Там сказали, что не вправе давать комментарии, пока решение не будет принято.

Представитель «Мотор Сичи» отказался обсуждать «белорусский вопрос» и посоветовал обращаться к Богуслаеву. Получить комментарий у него не удалось.

По информации TUT.BY, сейчас власти Беларуси более критичны к Богуслаеву. Его ждут в Минске в администрации президента  страны на переговоры. По словам собеседников, решение о будущем завода должно быть принято до 1 июля. Но украинский инвестор в случае возможной национализации «не намерен сдаваться без боя».

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.