Сегодня, 8 декабря, день рождения репортера и атлета Владимира Гиляровского. Удивительный человек редкого жизнелюбия, таланта и воли. Книги «дяди Гиляя» по сей день являются бестселлерами. Репин писал с Гиляровского картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а Андреев лепил с него фигуру Тараса Бульбы для памятника Гоголю в Москве.
Бурлак из гимназии
Родился Владимир Гиляровский 8 декабря(26 ноября) 1855 года в Вологодской губернии, в селе Сямы, в семье помощника управляющего лесным имением. Родители писателя были потомками запорожских казаков. В семье царил дух казачьей вольности: бабушка и дед будущего писателя много рассказывали внуку о вольной и боевой казачьей жизни, а мать читала по вечерам Пушкина и Лермонтова. Физическим воспитанием мальчика занимался друг отца, бывший крепостной крестьянин, беглый матрос Китаев. Он обладал невиданной силой: жонглировал бревнами и один с ножом ходил на медведя. Именно он воспитал в Гиляровском заядлого охотника, обучил его гимнастике, борьбе, плаванию и верховой езде. | Источник: http://www.goldmustang.ru/magazine/heroes/people/1510.html —
Мать умерла, когда ребенку было 8 лет. Отец, занятый. большим хозяйством и дружбой с ссыльными революционерами, много времени ребенку уделять не мог, и отдал его в 1865 году в Вологодскую гимназию, так как все домашнее воспитание сводилось к тому, чтобы вырастить сына «охотником и спортсменом». Однако, учеба не задалась: в первом же классе Гиляровский остался на второй год, вместо основных уроков уделял время конным занятиям в манеже – джигитовке и вольтижировке, да еще и писал «пакости на наставников» — пародийные стихи и эпиграммы на преподавателей. В итоге, прочитав роман Чернышевского «Что делать?» Гиляровский бросил гимназию, не доучившись года, и пошел в народ, начав свою карьеру с бурлачества на Волге.
Циркач, поэт и солдат
Дойдя с бурлаками до Ярославля, Гиляровский решил стать военным и поступил в Нежинский полк. Успехи молодого человека отметило начальство, и он был зачислен в Московское юнкерское училище, однако вскоре его оттуда выгнали за полное отсутствие дисциплины. Но Гиляровский, который к тому времени уже напечатал несколько стихов в вологодских газетах, не расстроился. Он сменил несколько профессий: от объездчика молодых лошадей до циркового артиста, играл в провинциальных театрах, и даже освоил ремесло пожарного. Вернулся в армию Гиляровский только в 1877 году, когда началась война с Турцией. За храбрость и верную службу отечеству Владимир Гиляровский был награжден орденом святого Георгия IV степени.
Столичный репортер
В 1881 году Гиляровский приехал в Москву, остановившись в гостинице Голяшкина ( которой потом посвятит немало строк в своей книге «Москва и москвичи»). В гостинице жили и его знакомые актеры. Так что покорять столицу Гиляровский начал со сцены театра Анны Бренко. Параллельно Гиляровский начал публиковать стихи в журнале «Будильник» и печататься в московских газетах. В этот период началась его дружба с Антоном Чеховым, продлившаяся всю жизнь. Литераторство так увлекло Гиляровского, что он оставил сцену ради писательства и репортерской работы в газете «Московский листок».
«Король репортеров»
Вскоре Гиляровский стал живой легендой – одним из лучших и известных московских репортеров. Он всегда успевал первым на место происшествия, окунаясь в самую гущу событий, и описывал все быстро, талантливо и, что называется, «с огоньком». Он писал репортажи с пожаров, вел журналистские расследования о жизни рабочих на московских заводах, первым поднял тему бездомных животных и поставил вопрос об этой проблеме и ее решении, но главной темой его были репортажи для уголовной хроники. Физическая сила, храбрость и склонность к риску Гиляровского нашли здесь свое применение. Громкую славу ему принес репортаж о трагедии на Ходынском поле в 1896 году. Гиляровский был там лично и своими глазами видел всю катастрофу.
Два писателя
Дружба Чехова и Гиляровского была самой искренней, и продолжалась до самой смерти Антона Павловича. Он высоко ценил Гиляровского как писателя и как человека. Со своей стороны, здоровяк Гиляровский с нежностью относился к слабому здоровьем писателю, особенно в последние годы его жизни. Общение двух литераторов приводило и к появлению новых сюжетов: так, свой знаменитый рассказ «Злоумышленник», Чехов написал после того, как побывал в гостях у Гиляровского на его даче. А вот как описывал первое появление «короля репортеров» в чеховском доме брат писателя – актер Михаил Чехов: «Это был тогда еще молодой человек, среднего роста, необыкновенно могучий и коренастый, в высоких охотничьих сапогах. Жизнерадостностью от него так и прыскало во все стороны. Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел. С тех пор он стал бывать у нас и всякий раз вносил с собой какое-то особое оживление».
«Дядя Гиляй»
Как писатель, Гиляровский писал о тех же людях, с которыми сталкивался на репортерской работе, которых знал и любил: обитателях городского «дна», рабочих из бедных кварталов и других простых жителях столицы. Его книга «Трущобные люди» была запрещена к печати за, как бы сегодня сказали, «негатив». Но главным и любимым у читателей произведениям «дяди Гиляя» (так называли его в редакциях московских газет) стала «Москва и москвичи» — сборник очерков о жизни столице России, в которой Гиляровский с любовью и удивительной красочностью нарисовал картину города конца XIX — начала XX века. О Гиляровском ходило бессчетное множество удивительных слухов, анекдотов и остросюжетных историй. Сам Гиляровский слухов никогда не опровергал, напротив, посмеиваясь в усы, подкидывал новые, еще более невероятные истории своих приключений.
Все, знавшие Гиляровского, отмечали его искренность, правдивость и жизнерадостный характер. Когда Гиляровский писал свои очерки и репортажи, то главным для него было передать правду, и он, увлекшись, иной раз жертвовал ради этой правды художественными достоинствами своих произведений. Под конец жизни Гиляровский ослеп. Но и тут сказался его характер – писать Владимир Алекссевич не бросил, причем писал самостоятельно, овладев техникой письма вслепую. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. russian7.ru/post/7-glavnyx-faktov-o-gilyarovskom/
Основные работы
«Трущобные люди» (1887);
«Негативы» (1900) — сборник рассказов;
«На родине Гоголя» (1902);
«Были» (1909) — сборник рассказов;
«Дядя Гиляй». Шутки. М., 1912
«Москва и москвичи» (1926; запись в Викиданных);
«Мои скитания» (1928);
«Друзья и встречи» (1934)
«Люди театра» (опубликована 1941);
ЖИЗНЬ И КНИГИ «ДЯДИ ГИЛЯЯ»
Многочисленные друзья и приятели В. А. Гиляровского называли его шутя, а потом и всерьез, но всегда тепло и любовно — дядя Гиляй (одно время он подписывался «В. Гиля-й»), А. П. Чехов так и писал ему: «Милый дядя Гиляй!»
Милый дядя Гиляй!.. В этих чеховских словах выражена сердечная любовь современников к человеку большой русской души, неукротимой энергии, бесшабашной отваги и удали, как бы олицетворявшего собой неисчерпаемую талантливость народа, широту и цельность его натуры.
Общительный и веселый, щедрый и добрый, всегда полный необыкновенного любопытства к жизни и бурный в проявлении своих чувств, он и внешне был необычайно яркой фигурой, натурой широкого склада— богатырское сложение, крупные черты лица, большие умные проницательные глаза, седые пышные усы запорожца. Знать билась в нем кровь дальних его предков, запорожских казаков! Недаром же Репин писал с Гиляровского одного из своих запорожцев, а Андреев лепил с него фигуру Тараса Бульбы для памятника Гоголю в Москве.
К столетию Гоголя в 1906 году Гиляровский предпринял большую поездку на Украину, в ходе которой объехал все места, связанные с жизнью писателя, и уточнил ряд неизвестных фактов его биографии. В частности, он обнаружил документы, в которых содержалась точная дата и место рождения писателя.
О своих разысканиях Гиляровский позже опубликовал несколько очерков, а также книгу под названием «На родине Гоголя», за которую был избран почетным членом Общества любителей российской словесности. https://www.booksite.ru/fulltext/nar/odi/neg/ogo/lya/index.htm
Гиляровский обладал огромной физической силой, сгибал пальцами большие медные пятаки, шутя ломал серебряные рубли, разгибал подковы, легко мог завязать узлом железную кочергу. Это был человек неистощимый в своих мальчишеских проказах, выдумках и шутках. Его биография полна удивительных приключений. Он никогда не терялся и не сгибался ни перед какими ударами жизни. Она закалила его и воспитала как человека необычайно разностороннего и исключительно трудолюбивого.
Кем только не был Гиляровский — волжским бурлаком, крючником, цирковым наездником, борцом, табунщиком, актером, знатоком конского спорта и пожарного дела, знаменитым газетчиком, «королем репортеров». Он гордился значком «почетного пожарника», за храбрость в войне с турками имел солдатского Георгия, за участие в олимпийских играх — большую золотую медаль.
Гиляровский, по словам его друга писателя Н. Телешова, в одно и то же время охотно дружил «с художниками, знаменитыми и начинающими, писателями и актерами, пожарными, беговыми наездниками, жокеями и клоунами из цирка, европейскими знаменитостями и пропойцами Хитрова рынка, «бывшими людьми». У него не было просто «знакомых», у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на «ты».
Не зная усталости, он вечно куда-нибудь спешил, на ходу расточая экспромты, остроумные шутки, тут же весело похлопывал по серебряной табакерке, с которой никогда не расставался, предлагая «всем окружающим, знакомым и незнакомым, понюхать ка-кого-то особенного табаку в небывалой смеси, известной только ему одному».
Большое человеческое обаяние Гиляровского привлекало к нему лучших людей того времени. Двери его дома всегда были гостеприимно открыты для друзей, для писателей и художников, артистов и журналистов, знаменитых и только вступавших в жизнь. Заходили сюда Л. Толстой и М. Горький, бывали Глеб Успенский и Мамин-Сибиряк, Репин и Левитан, Куприн и Бунин, Шаляпин и Собинов, Брюсов и Леонид Андреев, Маяковский и Есенин, Демьян Бедный и Алексей Толстой. Обогреться и накормить приводил сюда хозяин знаменитого Саврасова в последние годы его жизни; с просьбой оказать протекцию, смущаясь, заглядывал молодой Качалов. В уютной столовой Гиляровских, где происходили встречи выдающихся людей своего времени, и сейчас еще висит большой портрет великого Л. Толстого с дарственной надписью: «Владимиру Алексеевичу Гиляровскому. Лев Толстой. 17 дек. 1899 г.»
«Есть люди, — пишет К. Паустовский, — без которых не может существовать литература, хотя они сами пишут немного, а то и совсем не пишут. Это люди — своего рода бродильные дрожжи, искристый винный сок. Неважно — много ли они или мало написали. Важно, что они жили и вокруг них кипела литературная жизнь своего времени, а вся современная им история, вся жизнь страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время.
Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский — поэт, писатель, знаток России и Москвы, человек большого сердца — чистейший образец талантливого нашего народа».
Трудно представить литературу конца 19 и начала 20 века без Гиляровского, нет почти ни одной книги воспоминаний о литературной жизни этих лет, в которой имя «дяди Гиляя» не было бы упомянуто с любовью. Он был душою многих собраний и встреч. Сам полный сил и горения, он и других заставлял гореть, увлекаться тем, что увлекало его. «С тобой и умирать некогда», — говорил ему Чехов. Даже старика Толстого удавалось ему вытаскивать в общество, возить зимой на репетиции чеховского «Медведя».
Гиляровский находил время рассказывать Глебу Успенскому о бродяжной жизни, вдохновенно читать Горькому своего «Разина», водить Станиславского и Немировича-Данченко по притонам Хитрова рынка, знакомить Чехова с провинциальными актерами, возить его за город к крестьянину Никите, прототипу «Злоумышленника», поддержать начинающего Валерия Брюсова, увлечь атлетикой Куприна.
И писатели отвечали ему взаимной привязанностью, радовались его успехам в литературе, искали с ним встреч. «Вчера я был у Гиляя, — пишет Чехов, — и отнял у него очень маленький рассказ, который он готовил не то в «Развлечение», не то в «Будильник». Рассказ совсем осколочный. Удался и формой и содержанием, так что трудно было удержаться, чтобы не схапать его».
«…Ах, дорогой дядя Гиляй, — записывает А. Куприн, — крестный мой отец в литературе и атлетике, скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя».
Как писатель, Гиляровский стал известен изображением жизни «трущобных людей», босяков и нищих, быта московского «дна», большим знатоком которого он был. Московская беднота любила Гиляровского за смелость и великодушие, за то, что он понимал их горе и не раз защищал простых людей, выброшенных бесправием за борт жизни.
Гиляровский дорог литературе как яркий бытописатель старой Москвы, одинаково хорошо знавший жизнь дворцов и трущоб древней русской столицы, ее быт и людей.
«В своих книгах, — писала о Гиляровском «Правда», — он вскрывал пороки капиталистического строя и с любовью, с боль-шим знанием жизни писал о простых людях». https://www.booksite.ru/fulltext/gur/avi/ktor/index.htm
От автора.
Гиляровский – хорошая школа журналистского мастерства.
Знаю это по себе. В редакцию районной газеты я пришел в 70 – годы, не имея за плечами, как и многие в то время, серьезной профессиональной подготовки. Был определенный жизненный опыт, было знание языка. И все. А то, что повседневная журналистика – это не только статья в газете с твоей фамилией, а повседневный нелегкий труд, неинтересная, но необходимая поденщина, представить себе не мог. И, честно скажу, на первых порах был даже разочарован в какой-то мере своим выбором профессии. Но мне неожиданно крепко повезло.
Однажды в книжном магазине, среди поступивших туда книжных новинок, я увидел четырехтомник писателя Гиляровского, автора, о котором я кое-что слышал, но ничего из его произведений не читал. Решил приобрести. И не пожалел. А когда начал читать, понял, что это именно то, что мне нужно. Можно сказать, Гиляровский открыл мне глаза, помог по-новому взглянуть на журналистский труд. А если выразиться более точно – приобретенные четыре тома Гиляровского стали для меня серьезной школой постижения журналистского мастерства.
Более того, я убежден, что начинающим журналистам просто необходимо знать творчество «короля репортеров». Чтобы они могли понять, разобраться в себе – правильно ли они выбрали себе профессию и следует ли им оставаться в ней на всю жизнь. Это очень важно. Потому что, как показывает практика, многие, даже дипломированные работники СМИ, только после многих лет работы в прессе, начинают понимать, что они занимаются не своим делом. А чтобы этого не случилось, читайте и перечитывайте Гиляровского.
По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко