Владимир  Гиляровский –  «король  репортеров», потомок запорожских казаков

Сегодня, 8 декабря,  день рождения репортера и атлета Владимира Гиляровского. Удивительный человек редкого жизнелюбия, таланта и воли. Книги «дяди Гиляя» по сей день являются бестселлерами. Репин писал с Гиляровского картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,  а Андреев лепил с него фигуру Тараса Бульбы для памятника Гоголю в Москве.

Бурлак из гимназии

Родился Владимир Гиляровский 8 декабря(26 ноября)  1855 года в Вологодской губернии, в селе Сямы, в семье  помощника   управляющего лесным имением. Родители  писателя  были  потомками  запорожских  казаков. В  семье  царил  дух  казачьей  вольности: бабушка  и  дед будущего  писателя  много  рассказывали  внуку  о  вольной  и  боевой казачьей  жизни, а мать читала по вечерам Пушкина и Лермонтова. Физическим воспитанием мальчика занимался друг отца, бывший крепостной крестьянин, беглый матрос Китаев. Он обладал невиданной силой: жонглировал бревнами и один с ножом ходил на медведя. Именно он воспитал в Гиляровском заядлого охотника, обучил его гимнастике, борьбе, плаванию и верховой езде.   | Источник: http://www.goldmustang.ru/magazine/heroes/people/1510.html —

  Мать умерла, когда ребенку было 8 лет. Отец, занятый. большим хозяйством и дружбой с ссыльными революционерами, много времени ребенку уделять не мог, и отдал его в 1865 году в Вологодскую гимназию, так как все домашнее воспитание сводилось к тому, чтобы вырастить сына «охотником и спортсменом». Однако, учеба не задалась: в первом же классе Гиляровский остался на второй год, вместо основных уроков уделял время конным занятиям в манеже – джигитовке и вольтижировке, да еще и писал «пакости на наставников» — пародийные стихи и эпиграммы на преподавателей. В итоге, прочитав роман Чернышевского «Что делать?» Гиляровский бросил гимназию, не доучившись года, и пошел в народ, начав свою карьеру с бурлачества на Волге.

Циркач, поэт и солдат

Дойдя с бурлаками до Ярославля, Гиляровский решил стать военным и поступил в Нежинский полк. Успехи молодого человека отметило начальство, и он был зачислен в Московское юнкерское училище, однако вскоре его оттуда выгнали за полное отсутствие дисциплины. Но Гиляровский, который к тому времени уже напечатал несколько стихов в вологодских газетах, не расстроился. Он сменил несколько профессий: от объездчика молодых лошадей до циркового артиста, играл в провинциальных театрах, и даже освоил ремесло пожарного. Вернулся в армию Гиляровский только в 1877 году, когда началась война с Турцией. За храбрость и верную службу отечеству Владимир Гиляровский был награжден орденом святого Георгия IV степени.

3Столичный репортер

В 1881 году Гиляровский приехал в Москву, остановившись в гостинице Голяшкина ( которой потом посвятит немало строк в своей книге «Москва и москвичи»). В гостинице жили и его знакомые актеры. Так что покорять столицу Гиляровский начал со сцены театра Анны Бренко. Параллельно Гиляровский начал публиковать стихи в журнале «Будильник» и печататься в московских газетах. В этот период началась его дружба с Антоном Чеховым, продлившаяся всю жизнь. Литераторство так увлекло Гиляровского, что он оставил сцену ради писательства и репортерской работы в газете «Московский листок».

 «Король репортеров»

Вскоре Гиляровский стал живой легендой – одним из лучших и известных московских репортеров. Он всегда успевал первым на место происшествия, окунаясь в самую гущу событий, и описывал все быстро, талантливо и, что называется, «с огоньком».  Он писал репортажи с пожаров, вел журналистские расследования о жизни рабочих на московских заводах, первым поднял тему бездомных животных и поставил вопрос об этой проблеме и ее решении, но главной темой его были репортажи для уголовной хроники. Физическая сила, храбрость и склонность к риску Гиляровского нашли здесь свое применение. Громкую славу ему принес репортаж о трагедии на Ходынском поле в 1896 году. Гиляровский был там лично и своими глазами видел всю катастрофу.

6Два писателя

Дружба Чехова и Гиляровского была самой искренней, и продолжалась до самой смерти Антона Павловича. Он высоко ценил Гиляровского как писателя и как человека. Со своей стороны, здоровяк Гиляровский с нежностью относился к слабому здоровьем писателю, особенно в последние годы его жизни. Общение двух литераторов приводило и к появлению новых сюжетов: так, свой знаменитый рассказ «Злоумышленник», Чехов написал после того, как побывал в гостях у Гиляровского на его даче. А вот как описывал первое появление «короля репортеров» в чеховском доме брат писателя – актер Михаил Чехов: «Это был тогда еще молодой человек, среднего роста, необыкновенно могучий и коренастый, в высоких охотничьих сапогах. Жизнерадостностью от него так и прыскало во все стороны. Он сразу же стал с нами на «ты», предложил нам пощупать его железные мускулы на руках, свернул в трубочку копейку, свертел винтом чайную ложку, дал всем понюхать табаку, показал несколько изумительных фокусов на картах, рассказал много самых рискованных анекдотов и, оставив по себе недурное впечатление, ушел. С тех пор он стал бывать у нас и всякий раз вносил с собой какое-то особое оживление».

 «Дядя Гиляй»

Как писатель, Гиляровский писал о тех же людях, с которыми сталкивался на репортерской работе, которых знал и любил: обитателях городского «дна», рабочих из бедных кварталов и других простых жителях столицы. Его книга «Трущобные люди» была запрещена к печати за, как бы сегодня сказали, «негатив». Но главным и любимым у читателей произведениям «дяди Гиляя» (так называли его в редакциях московских газет) стала «Москва и москвичи» — сборник очерков о жизни столице России, в которой Гиляровский с любовью и удивительной красочностью нарисовал картину города конца XIX — начала XX века. О Гиляровском ходило бессчетное множество удивительных слухов, анекдотов и остросюжетных историй. Сам Гиляровский слухов никогда не опровергал, напротив, посмеиваясь в усы, подкидывал новые, еще более невероятные истории своих приключений.

Все, знавшие Гиляровского, отмечали его искренность, правдивость и жизнерадостный характер. Когда Гиляровский писал свои очерки и репортажи, то главным для него было передать правду, и он, увлекшись, иной раз жертвовал ради этой правды художественными достоинствами своих произведений. Под конец жизни Гиляровский ослеп. Но и тут сказался его характер – писать Владимир Алекссевич не бросил, причем писал самостоятельно, овладев техникой письма вслепую. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище. russian7.ru/post/7-glavnyx-faktov-o-gilyarovskom/

5

Основные работы

«Трущобные люди» (1887);

«Негативы» (1900) — сборник рассказов;

«На родине Гоголя» (1902);

«Были» (1909) — сборник рассказов;

«Дядя Гиляй». Шутки. М., 1912

«Москва и москвичи» (1926; запись в Викиданных);

«Мои скитания» (1928);

«Друзья и встречи» (1934)

«Люди театра» (опубликована 1941);

ЖИЗНЬ И КНИГИ «ДЯДИ ГИЛЯЯ»

Многочисленные друзья и приятели В. А. Гиляровского называли его шутя, а потом и всерьез, но всегда тепло и любовно — дядя Гиляй (одно время он подписывался «В. Гиля-й»), А. П. Чехов так и писал ему: «Милый дядя Гиляй!»

      Милый дядя Гиляй!.. В этих чеховских словах выражена сердечная любовь современников к человеку большой русской души, неукротимой энергии, бесшабашной отваги и удали, как бы олицетворявшего собой неисчерпаемую талантливость народа, широту и цельность его натуры.

      Общительный и веселый, щедрый и добрый, всегда полный необыкновенного любопытства к жизни и бурный в проявлении своих чувств, он и внешне был необычайно яркой фигурой, натурой широкого склада— богатырское сложение, крупные черты лица, большие умные проницательные глаза, седые пышные усы запорожца. Знать билась в нем кровь дальних его предков, запорожских казаков! Недаром же Репин писал с Гиляровского одного из своих запорожцев, а Андреев лепил с него фигуру Тараса Бульбы для памятника Гоголю в Москве.

К столетию Гоголя в 1906 году Гиляровский предпринял большую поездку на Украину, в ходе которой объехал все места, связанные с жизнью писателя, и уточнил ряд неизвестных фактов его биографии. В частности, он обнаружил документы, в которых содержалась точная дата и место рождения писателя.

О своих разысканиях Гиляровский позже опубликовал несколько очерков, а также книгу под названием «На родине Гоголя», за которую был избран почетным членом Общества любителей российской словесности.  https://www.booksite.ru/fulltext/nar/odi/neg/ogo/lya/index.htm

4Гиляровский обладал огромной физической силой, сгибал пальцами большие медные пятаки, шутя ломал серебряные рубли, разгибал подковы, легко мог завязать узлом железную кочергу. Это был человек неистощимый в своих мальчишеских проказах, выдумках и шутках. Его биография полна удивительных приключений. Он никогда не терялся и не сгибался ни перед какими ударами жизни. Она закалила его и воспитала как человека необычайно разностороннего и исключительно трудолюбивого.

      Кем только не был Гиляровский — волжским бурлаком, крючником, цирковым наездником, борцом, табунщиком, актером, знатоком конского спорта и пожарного дела, знаменитым газетчиком, «королем репортеров». Он гордился значком «почетного пожарника», за храбрость в войне с турками имел солдатского Георгия, за участие в олимпийских играх — большую золотую медаль.

      Гиляровский, по словам его друга писателя Н. Телешова, в одно и то же время охотно дружил «с художниками, знаменитыми и начинающими, писателями и актерами, пожарными, беговыми наездниками, жокеями и клоунами из цирка, европейскими знаменитостями и пропойцами Хитрова рынка, «бывшими людьми». У него не было просто «знакомых», у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на «ты».

      Не зная усталости, он вечно куда-нибудь спешил, на ходу расточая экспромты, остроумные шутки, тут же весело похлопывал по серебряной табакерке, с которой никогда не расставался, предлагая «всем окружающим, знакомым и незнакомым, понюхать ка-кого-то особенного табаку в небывалой смеси, известной только  ему одному».

      Большое человеческое обаяние Гиляровского привлекало к нему лучших людей того времени. Двери его дома всегда были гостеприимно открыты для друзей, для писателей и художников, артистов и журналистов, знаменитых и только вступавших в жизнь. Заходили сюда Л. Толстой и М. Горький, бывали Глеб Успенский и Мамин-Сибиряк, Репин и Левитан, Куприн и Бунин, Шаляпин и Собинов, Брюсов и Леонид Андреев, Маяковский и Есенин, Демьян Бедный и Алексей Толстой. Обогреться и накормить приводил сюда хозяин знаменитого Саврасова в последние годы его жизни; с просьбой оказать протекцию, смущаясь, заглядывал молодой Качалов. В уютной столовой Гиляровских, где происходили встречи выдающихся людей своего времени, и сейчас еще висит большой портрет великого Л. Толстого с дарственной надписью: «Владимиру Алексеевичу Гиляровскому. Лев Толстой. 17 дек. 1899 г.»

      «Есть люди, — пишет К. Паустовский, — без которых не может существовать литература, хотя они сами пишут немного, а то и совсем не пишут. Это люди — своего рода бродильные дрожжи, искристый винный сок. Неважно — много ли они или мало написали. Важно, что они жили и вокруг них кипела литературная жизнь своего времени, а вся современная им история, вся жизнь страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время.

      Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский — поэт, писатель, знаток России и Москвы, человек большого сердца — чистейший образец талантливого нашего народа».

      Трудно представить литературу конца 19 и начала 20 века без Гиляровского, нет почти ни одной книги воспоминаний о литературной жизни этих лет, в которой имя «дяди Гиляя» не было бы упомянуто с любовью. Он был душою многих собраний и встреч. Сам полный сил и горения, он и других заставлял гореть, увлекаться тем, что увлекало его. «С тобой и умирать некогда», — говорил ему Чехов. Даже старика Толстого удавалось ему вытаскивать в общество, возить зимой на репетиции чеховского «Медведя».

      2Гиляровский находил время рассказывать Глебу Успенскому о бродяжной жизни, вдохновенно читать Горькому своего «Разина», водить Станиславского и Немировича-Данченко по притонам Хитрова рынка, знакомить Чехова с провинциальными актерами, возить его за город к крестьянину Никите, прототипу «Злоумышленника», поддержать начинающего Валерия Брюсова, увлечь атлетикой Куприна.

      И писатели отвечали ему взаимной привязанностью, радовались его успехам в литературе, искали с ним встреч. «Вчера я был у Гиляя, — пишет Чехов, — и отнял у него очень маленький рассказ, который он готовил не то в «Развлечение», не то в «Будильник». Рассказ совсем осколочный. Удался и формой и содержанием, так что трудно было удержаться, чтобы не схапать его».

      «…Ах, дорогой дядя Гиляй, — записывает А. Куприн, — крестный мой отец в литературе и атлетике, скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя».

      Как писатель, Гиляровский стал известен изображением жизни «трущобных людей», босяков и нищих, быта московского «дна», большим знатоком которого он был. Московская беднота любила Гиляровского за смелость и великодушие, за то, что он понимал их горе и не раз защищал простых людей, выброшенных бесправием за борт жизни.

      Гиляровский дорог литературе как яркий бытописатель старой Москвы, одинаково хорошо знавший жизнь дворцов и трущоб древней русской столицы, ее быт и людей.

      «В своих книгах, — писала о Гиляровском «Правда», — он вскрывал пороки капиталистического строя и с любовью, с боль-шим знанием жизни писал о простых людях». https://www.booksite.ru/fulltext/gur/avi/ktor/index.htm

От  автора.

Гиляровский – хорошая  школа журналистского  мастерства.

    Знаю  это  по  себе. В  редакцию  районной  газеты  я  пришел  в  70 – годы,  не  имея  за  плечами,  как  и  многие  в  то  время,  серьезной  профессиональной  подготовки. Был  определенный  жизненный  опыт,  было  знание  языка.  И  все.  А  то,  что  повседневная  журналистика – это  не  только  статья  в  газете  с  твоей  фамилией,  а  повседневный  нелегкий  труд,  неинтересная,  но  необходимая  поденщина,  представить  себе  не  мог. И,  честно  скажу,  на  первых  порах  был  даже  разочарован  в  какой-то  мере  своим  выбором  профессии.  Но  мне  неожиданно  крепко  повезло.

    Однажды  в  книжном  магазине,  среди  поступивших  туда  книжных  новинок,  я  увидел  четырехтомник  писателя  Гиляровского,  автора,  о  котором  я  кое-что  слышал,  но  ничего  из  его  произведений  не  читал.  Решил  приобрести.  И  не  пожалел.  А  когда  начал  читать,  понял,  что  это  именно  то,  что  мне  нужно.  Можно  сказать,  Гиляровский  открыл  мне  глаза,  помог  по-новому  взглянуть  на  журналистский  труд.  А  если  выразиться  более  точно – приобретенные  четыре  тома  Гиляровского  стали  для  меня  серьезной  школой  постижения  журналистского  мастерства.

     Более  того,  я  убежден,  что  начинающим  журналистам  просто  необходимо  знать  творчество  «короля  репортеров».  Чтобы  они  могли  понять,  разобраться  в  себе – правильно  ли  они  выбрали  себе  профессию  и  следует  ли  им  оставаться  в  ней  на  всю  жизнь. Это  очень  важно.  Потому  что,  как  показывает  практика,  многие,  даже  дипломированные   работники  СМИ,  только  после  многих  лет  работы  в  прессе,  начинают  понимать,  что  они  занимаются  не  своим  делом.  А  чтобы  этого  не  случилось,  читайте  и  перечитывайте Гиляровского.

    По  материалам  интернета  подготовил  Николай  Зубашенко

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.