Антикоррупционные суды “по-новому”: как посадить трех друзей президента

На этой неделе президент Украины наконец произнес слова, которых сторонился больше года.  Петр Порошенко обратился в парламент с предложением немедленно создать рабочую группу в комитете по вопросам правовой политики при председателе Верховной Рады либо в формате межфракционной группы для разработки законопроекта об антикоррупционном суде. Также в ближайшее время собираются создать специализированную антикоррупционную палату в Верховном суде, которая бы была кассационной инстанцией по всем антикоррупционным делам. Создание такой палаты в наивысшей инстанции будет, по плану гаранта, не вместоантикоррупционного суда, а как приложение к нему.

По его словам, наработка согласованного нормативно-правового акта, где будут учтены позиции всех политических групп, является одной из ключевых задач парламента. После этого законопроект следует представить персонально президенту, чтобы позже Порошенко внес его в Верховную Раду с пометкой “неотложный”.

При этом президент не хочет, чтобы это стало фундаментом для политического пиара и спекуляций, ведь дело не в том, кто увенчает себя лавровым венком победителя, а в создании эффективного и независимого судебного органа, который будет специализироваться на борьбе с коррупцией и поможет ускорить рассмотрение дел против коррупционеров, кем бы они ни были. Порошенко отметил, что антикоррупционный суд должен формироваться на конкурсной основе под бдительным надзором украинской общественности. Вместе с тем Петр Алексеевич упомянул о неуместности пытаться превратить это учреждение в политическую инквизицию.

В конце глава государства четко высказался относительно эффективного антикоррупционного учреждения, которое будет руководствоваться верховенством права и принципами национального суверенитета. Последний аккорд в волевом выступлении Порошенко прозвучал так: “Украинцы сами способны сформировать судебную систему, включительно с антикоррупционным судом”.

Трансформация идей относительно создания суда

Напомним, что создание антикоррупционного суда предусмотрено принятым летом прошлого года Законом Украины “О судоустройстве и статусе судей”. В этом документе не только задекларирована возможность создать такое учреждение, но и провозглашены условия его создания и проведения конкурса на должности судей. Позже были представлены два законопроекта, касавшиеся этой темы.

Первый 3 февраля 2016 г. внесла в парламент группа народных депутатов (Егор Соболев, Сергей Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук, Оксана Сыроид, Иван Крулько). Этим законопроектом (№6011) предлагается создать Высший антикоррупционный суд и апелляционную инстанцию к нему, а также специальный предупредительный механизм при отборе судей с участием международных экспертов, которые не пропустят недобросовестных кандидатов, поскольку будут иметь блокировочный пакет во время голосования. Следует подчеркнуть, что в целом процедура при отборе судей для антикоррупционных судов будет типичной — те же этапы отбора при участии Высшей квалификационной комиссии судей, Высшего совета правосудия и президента Украины.

 Второй законопроект 31 мая 2016 р. внес член фракции БПП Сергей Алексеев. Этим законопроектом (№6529) предлагается ввести обязательную специализацию судей по рассмотрению коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений. При этом нет аналогии об участии международных экспертов в процессе отбора кандидатов, что может иметь последствием откровенные манипуляции провластных элит и протягивание “нужных” служителей Фемиды в антикоррупционные палаты. Также укажем, что создавать эти палаты в действующих судах нет никакой надобности, ибо от смены вывесок на судах верховенство права точно не воцарится в том же Соломенском районном суде, где месяцами рассматриваются расследованные детективами НАБУ дела.

В поддержку второго варианта, предложенного нардепом Алексеевым, выступали Генеральный прокурор Юрий Луценко, представитель ближайшего окружения президента Игорь Кононенко, а также ряд неординарных фигур разного политического веса. Всем понятно, что команда Порошенко под разными медийными соусами жаждала продать западным партнерам идею создания антикоррупционных палат. Во-первых, это был бы контролируемый с Банковой процесс. Во-вторых, представители Петра Алексеевича могли бы четко прогнозировать результат и избрать именно тех судей, к которым у них есть “доверие”.

Позже, 15 сентября 2016 г., во время выступления на Yalta European Strategy Петр Порошенко лично заявил, что надеется на создание антикоррупционных палат в течение месяца. У него якобы нет времени ждать полтора или два года, пока создадут антикоррупционный суд. Это казалось как минимум странным. А как максимум эти слова можно назвать откровенной манипуляцией со стороны главы государства. Создание 450 палат в судах первой инстанции и 27 палат в апелляционных — более громоздкая задача, чем создание Высшего антикоррупционного суда и соответствующей апелляционной инстанции.

Венецианский бенефис: что скажет комиссия?

Как уже отмечало ZN.UA, оба законопроекта — №6011 и №6529 — недавно переданы на экспертизу в Венецианскую комиссию за демократию через право. Три недели назад экспертам казалось, что этот провластный реверанс выполняет сразу две функции. Во-первых, позволяет отложить выполнение требования МВФ относительно принятия законопроекта об антикоррупционном суде. Потому что без денег от фонда трудно сверстать и выполнить бюджет. Во-вторых, отправление в Венецианскую комиссию могло привести к признанию законопроекта №6011 неконституционным из-за фигурирования в документе механизма избрания судей специальной независимой комиссией с иностранным элементом.

Сейчас можно утверждать, что первое предположение не оправдалось.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.