При ближайшем рассмотрении оказалось, что на вооружение армии Сенегала принят польский вариант нашего «Дозора-Б» — Oncilla. Он отличается по количеству бойниц для стрелкового оружия и мелким элементам комплектации навесного инструмента.
Дело в том, что еще в далеком 2011 г. лицензию на производство бронемашины через компанию-посредника купила польская компания Mista (а первый экземпляр для поляков был вообще собран в Киеве). Два года понадобилось кампании, чтобы подготовить производственную линию для серийного производства. И хотя машина не была принята на вооружение польской армии, однако активно продвигалась на экспорт. Тем не менее до вчерашнего дня никаких сведений о поставках за рубеж не было. И вот мы видим, что по крайней мере одна страна приобрела партию польских «Дозоров».
И это наводит на весьма печальные мысли — ведь в мировой практике мало случаев, когда проданный по лицензии образец активно производится за пределами страны, а в самой стране-продавце освоить серийное производство просто не могут. И это притом что Украина ведет активные боевые действия на Донбассе и противостоит российской агрессии.
По логике вещей, на доведение такого очень нужного на фронте образца должны были быть брошены все силы и средства. Однако на сегодняшний день пока не так, и все идет к тому, что армия будет быстрее покупать «Козаки» на базе коммерческого грузовика, чем специально разработанный под требования военных и по стандартам НАТО бронеавтомобиль.
На фоне таких сообщений об успехе польского «Дозора» не очень радужным для Украины выглядит и другое сообщение из ленты новостей. Китай построил первый малый десантный корабль на воздушной подушке совместного с Украиной проекта 958 «Бизон».
Контракт на поставку четырех таких кораблей общей стоимостью $320 млн был подписан нашей страной еще в 2009 г. По условиям контракта, два корабля должны быть построены в Украине и еще два — в Китае на судоверфи Guangzhou Huangpu Shipbuiding Соmраnу в Гуанчжоу. Украинская сторона выполнила свои обязательства в марте 2014 г., несмотря на политическую составляющую, — последний контрактный корабль в спешке был отправлен в Китай с судостроительного завода «Море» в Феодосии практически одновременно с аннексией Крыма Россией.
На этом корабле была установлена только часть оборудования, отсутствовали двигатели и вооружение. Когда корабль прибыль на судоверфь Хуангпу, китайцам пришлось устанавливать отсутствующее оборудование самостоятельно. Прошло три года, и при активной помощи украинских специалистов корабль был введен в строй китайских ВМФ.
Для КНР корабли этого типа — важный элемент наступательной стратегии. Ввиду различных территориальных проблем страны в Южно-Китайском море «Зубры» становятся становым хребтом возможной десантной операции — один корабль способен взять на борт 150 т груза — это 10 БТР и 150 военнослужащих, или три танка и до 500 солдат.
И снова, как и с «Дозором», складывается парадоксальная ситуация: Украина уже физически не имеет возможности для производства кораблей этого типа (россияне оккупировали Крым и отобрали судостроительный завод «Море», который строил эти корабли), зато они с нашей помощью строятся для Китая.
Кстати, после раздела Черноморского флота в составе ВМСУ было три боевых корабля этого типа — «Краматорск», «Горловка» и «Артемовск». Уже в период независимости в Феодосии был достроен еще один — «Донецк». Впоследствии все они были списаны, хотя мощности для ремонта были в наличии, просто им не нашлось места в концепции применения украинского флота — дело в том, что эти корабли прежде всего наступательного характера.
Таким образом, можно говорить о том, что на данный момент на развитие военной промышленности в Украине уделяется недостаточно средств, но для этого есть объективные причины — слишком много финансов нужно для содержания группировки на Донбассе, да и в самой армии прежде всего закрываются актуальные потребности, на развитие денег почти не остается.
Опубликовано: http://ukrvedomosti.com.ua
Фото: Укроборонпром