«Сейчас все рынки делят заново, как это было в начале 90-х…»

В прошлом году украинцы тратили на продукты питания основную часть своего дохода. Поэтому любое повышение цен больно било по их кошельку. Например, чего только стоит резкое подорожание гречки, молочной продукции, а позже и яиц. Благо, цены на остальные продукты росли медленнее — украинцы пожинали благостные плоды спекулятивного подорожания товаров в 2015 году. Что влияло на цены в Украине в прошлом году, и какие факторы будут определять их стоимость в году наступившем “Апостроф” расспросил генерального директора Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

— Алексей, ваша ассоциация ежемесячно мониторит цены на продукты питания в супермаркетах и на рынках Украины. Можете сказать, насколько выросла стоимость продуктов в 2016 году?

— Сразу уточню: ассоциация, в первую очередь, смотрит на данные Государственной службы статистики. И только в случае, когда служба дает какие-то аномальные, на наш взгляд, цифры, мы мониторим цены самостоятельно. Но, в основном, ассоциация опирается на данные Госслужбы.

Теперь, если вернуться к вопросу о динамике цен в Украине. На них влияли, как рыночные, так и нерыночные факторы. Рыночные — это мировые цены на продовольствие. Например, если в Европе цена на какой-то товар снизилась на 1%, то буквально через неделю-две она снижается на 1% у нас. Причем, рядовой покупатель этого даже не замечает. Ему кажется, что это просто продавец уступил ему 1-2 грн на килограмме мяса.

Нерыночные же факторы — это влияние на рынок отдельных монополий, например, как это было с гречкой или хлебом. Например, раньше, в период подъема цены на гречку, ее начинали импортировать из-за рубежа. В этом же году такого не произошло. Рынок замкнулся. Поэтому и цены на гречку резко взлетели вверх.

Подобная ситуация могла произойти и на рынке хлеба. По крайне мере, по моим данным, его отдельные производители планировали поднять цены на 20%. Но не получилось. От этой идеи временно отказались.

— Почему?

— Скорее всего, потому, что после того, что творилось на рынке гречки, такое повышение цен сразу бы заметили. Поэтому производители планируют повысить цены на 5% в январе-феврале — вполне нормальный рост на фоне роста себестоимости производства и повышения минимальной заработной платы в хлебопекарной отрасли.

— То есть, я вас правильно поняла, на рынке зерновых, как и на рынке гречки, условия теперь диктуют монополисты?

— Да. Прошлогодний урожай гречки был скуплен несколькими крупными игроками, а тот запас, который остался, например, у небольших аграрных хозяйств, повлиять на ситуацию на рынке уже не смог. Да и кто отказался бы от прибыли в 300-400%?

Зерно же в этом, как, впрочем, и прошлом сезоне массово скупали новые политические элиты. Кроме того, у нас все больше монополизируется производство хлеба. Если раньше, например, в каждой области было от трех до 10 маленьких хлебокомбинатов, то сегодня на их место пришли комбинаты нескольких крупных производителей (например, “Одесский каравай”, харьковская компания “Кулинич”), которые работают по всей Украине.

— Если все же вернуться к цифрам. Насколько выросли средние цены на продукты в 2016 году?

— Хочу отметить, что рост цен в этом году был достаточно терпимый. Лично я в начале года предполагал, что инфляция будет больше. Так, в январе-феврале, когда произошел очередной скачек доллара, мы в Ассоциации посчитали, что продуктовая инфляция будет 25%. Кабмин же озвучил цифру 18%. В итоге, продуктовая инфляция уложились в 15-17%. Объясню почему. Например, у нас очень сильно дорожала молочная продукция. Только за полгода цены на нее выросли более чем на 40%. Также баснословный рост показали цены на гречку. В то же время стоимость овощей в Украине в этом году снижалась — сначала с января по август, а потом еще раз — с августа по ноябрь. Соответственно, сейчас овощи на 30-40% дешевле, чем в прошлом году в этот же период.

Отмечу, что тут свою роль сыграл и нерыночный фактор. Мы создали ажиотаж на рынке овощей в 2015 году, когда с октября по ноябрь цены выросли сразу на 70%. Поэтому следующим шагом было снижение стоимости овощей до нормального уровня в 2016 году. Иными словами, сейчас мы испытываем привилегии очень сильного подорожания продукции в прошлом году. То же самое происходит и на рынке яиц.

— А как будут меняться цены на продукты в новом году?

— В 2017 году повышение цен на питание будет еще менее значительным. Но это при умеренном сценарии, то есть, при росте курса до 30 грн/$. Но вот если курс подскочит до 33-35 грн/$, то, поверьте, 12% продуктовой инфляции и близко не будет. Она будет значительно выше.

Сейчас, к слову, продукты дорожают быстрее, чем растет инфляция. Что, впрочем, неудивительно — обычно дорожает то, что больше всего покупают. А доходов украинцев сейчас хватает только на продукты питания и коммунальные услуги. Например, согласно данным Госслужбы статистики, за третий квартал 2016 года 49% дохода мы тратили на продукты питания, алкоголь и табак.

— К слову, поднятие акцизов на алкоголь и табак сильно ударит по потребительской корзине?

— У нас сегодня повышаются не только акцизы, но и растут минимальные розничные и минимальные оптовые цены на алкоголь. Таким образом, каждый квартал дорожает спиртное и табак. Поэтому в следующем году цены будут повышаться, даже не знаю, еще сколько раз. Это, конечно же, приведет к росту теневого сектора на этих рынках.

— Есть вероятность того, что контрафактная продукция попадет даже в супермаркеты?

— В торговых сетях с алкоголем все хорошо. У них все легальное. А вот в небольших магазинах, не говоря уже о киосках или каких-то “генделиках”, можно найти и поддельный алкоголь, и контрафактные сигареты.

— Уже несколько лет в супермаркетах наблюдается тенденция замены импортной продукции на отечественную. В новом году она продолжиться?

— В сегменте алкоголя нет. Поскольку акцизы на него в Украине постоянно растут, то импортная продукция становиться все более конкурентоспособной, а наша, наоборот, теряет позиции. Сейчас нередко украинские вина дороже, чем импортные — молдавские, чилийские. То же касается и пива. Если же говорить о продуктах питания, то доля украинской продукции продолжит расти, потому что она хоть немного, но дешевле импортной. Вообще, интересно, что все эти перетрубации со спросом и поставками привели к тому, что после многих лет торговые сети наконец-то начали конкурировать между собой. Сейчас они борются не за прибыль, а за жизнь. Многие торговые сети ушли или собираются уходить с рынка.

— Вы можете сказать, кто ушел с рынка в 2016 году?

— Тут нужно говорить, скорее не об уходе, а об оптимизации активов некоторых ритейлеров. Например, появилась тенденция, когда торговая сеть не продает все магазины одному конкуренту, а продает их трем-пяти разным компаниям в разных городах. Так, например, поступает Billa. В Харькове оператор продал свои магазины местной региональной сети. Также в этом городе поступила и “Фора”. В Киеве происходит тоже самое. При чем, если раньше было: “не дай Бог уступить торговую точку своим конкурентам”, то сейчас — хотите, берите. Сети все борются за выживание. Все находятся на пределе.

Я могу сказать, что за кадром остается много договоренностей, сделок, переговоров, которые выльются в очередные поглощения магазинов и торговых сетей в 2017 году. У нас останется всего несколько сетей. Но, как ни парадоксально, чем меньше их у нас будет, тем больше сети будут конкурировать между собой.

— Насколько я знаю, слухи о поглощении торговых сетей ходят по рынку годами. Но тот же “Фуршет”, которому постоянно приписывают банкротство, до сих пор жив…

— “Фуршет” закрывает определенные магазины, уменьшает их площади, но продолжает бороться за свою жизнь, оставляя точки, которые еще конкурентоспособные. Приблизительно также ведет себя “Велика кишеня”. У нее также все плохо, но она продолжает бороться. Тут еще нюанс в следующем — многие владельцы торговых сетей больше ничего не умеют, кроме как вести ритейл-бизнес.

— В конце декабря Кабинет министров продолжил отмену госрегулирования цен на продукты. Вы считаете это правильное решение?

— Цены за три месяца, в любом случае, выросли. Быстрее всех дорожали молочка и яйца. Повышение цен на эти продукты происходили по ряду причин, среди которых и отсутствие ценового регулирования, и сезонный фактор, и монополии. Именно из-за неудовлетворенности результатом правительственного эксперимента премьер-министр хочет продлить сроки эксперимента. Таким образом, Кабинет министров хочет иметь рычаг влияния на недобросовестных производителей. Ведь, если последние цены поднимут, правительство в любой момент может вернуть госрегулирование. Премьер Владимир Гройсман же не сказал, до какого срока они продлили отмену госрегулирования? Нет. Более того, правительство даже не говорило, какой рост цен ожидало. В январе три месяца закончились, а никто не сказал, что хотел получить на старте.

— 22 декабря Антимонопольный комитет, Министерство аграрной политики и продовольствия и Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей подписали Меморандум о сотрудничестве. Главной задачей их взаимодействия якобы будет оперативное решение проблемных вопросов по ситуации на рынках потребительских товаров, в том числе ценовых. С чего вдруг такое рвение АМКУ решать потребительские вопросы?

— В течение года мне неоднократно приходилось критиковать работу или вернее бездействие АМКУ на потребительском рынке. При этом я подчеркивал, что Антимонопольный комитет плодотворно работает в секторе услуг для бизнеса. Но в период падения уровня жизни его бездействие на потребрынке становится угрожающим. Сегодня как никогда необходимо сотрудничества АМКУ и Госпродпотребслужбы. Ведь только совместными усилиями и с участием профильных ассоциаций можно обоснованный необоснованный рост цен на некоторые продукты, который мы имели в том числе в 2016 году. Отсутствие конкуренции и картельный сговор является главной причиной роста цен на такие товары, как гречневая крупа, куриное филе, куриные яйца и пр.

Учитывая это, на последнем заседании общественного совета при АМКУ наша ассоциация устроила маленький скандал: мы заявили, что подаем свое заявление о выходе из совета, если АМКУ не включится в решение проблем потребрынков. И после этого мы видим, что ключевые госорганы таки подписали меморандум о сотрудничестве. И я могу это только приветствовать. Ведь по вопросу бездействия антимонопольного регулятора мы планировали обращаться даже непосредственно к Президенту.

Другой вопрос, что за декорацией должен быть какой-то результат. Поэтому сейчас важно посмотреть, будут госорганы что-то делать вместе или нет. По крайней мере, обмен данными между ними будет производиться. Например, предполагается, что АМКУ и Госпродпотребслужба будут взаимодействовать по предоставлению взаимной методической помощи по мониторингу рынков потребительских товаров, оперативному обмену информацией в случае возникновения ценовых колебаний на этих рынках, в разработке проектов законов, других нормативно-правовых актов по вопросам регулирования деятельности рынков потребтоваров.

Торговые сети мы уже побороли, теперь нужно побороть монополизим на некоторых рынках продуктов питания. То есть, разобраться с производителями той же курятины, яиц, хлеба, кондитерских изделий.

— Какие еще тенденции будут наблюдаться на рынке продтоваров в 2017 году?

— Я точно уверен, что многие вещи в следующем году будут нетрадиционными и нестандартными. Будет наблюдаться такая же аномалия, как в прошлом году. Также будет становиться меньше торговых сетей, что, как я уже говорил, благотворно повлияет на обслуживание покупателей. В Киеве продолжит уменьшаться количество рынков.

В то же время, будет все больше попыток монополизировать рынки производства: хлеба, кондитерских изделий, еще каких-то продуктов. Даже тех, о которых мы не догадываемся. Сейчас все рынки делятся заново, как это было в начале 90-х. Поэтому сейчас возможно все.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.