“Пленки Онищенко”. Чем грозит новый “кассетный скандал” стране и лично президенту

Нардеп Александр Онищенко, который сейчас скрывается от украинского правосудия за границей, продолжает тиражировать заявления о коррумпированности власти. Он утверждает, что передал США “компромат” на президента Украины Петра Порошенко, настаивает, что занимался для Порошенко “скупкой” голосов в Верховной Раде, проводил кампанию против премьера Арсения Яценюка, а часть своей “фонотеки” передал СМИ.

Напомним, нардепа подозревают в организации схемы по хищению средств при добыче и продаже природного газа в рамках договоров о совместной деятельности с госкомпанией “Укргаздобыча”, в результате которой государству был нанесен ущерб на сумму около 3 млрд грн. Также Служба безопасности Украины начала досудебное расследование в отношении народного депутата Онищенко по факту государственной измены.

И он успел покинуть Украину до того, как 5 июля 2016 года Верховная Рада сняла с него депутатский иммунитет, дав согласие на его уголовное преследование. По данным НАБУ, Онищенко владеет паспортом гражданина Греции. Источники НВ отмечают, что именно это дает ему возможность свободно перемещаться по Евросоюзу.

Сам Онищенко отвергает обвинения. Зато через СМИ распространяет компромат на руководителей Украины.

Скандальное интервью

Онищенко дал интервью изданию The Independent, в котором заявил, что в 2014 году, чтобы стать кандидатом в народные депутаты в обход требований законодательства, должен был заплатить 6 миллионов долларов “высокопоставленному чиновнику” (законодательство требует, чтобы кандидат проживал в Украине в течение последних пяти лет, а Онищенко в 2012 году не проживал в стране). Впоследствии, будучи уже депутатом, говорит Онищенко в интервью, этот “высокопоставленный чиновник” попросил его начать кампанию по дискредитации премьер-министра Арсения Яценюка. На работу выделялось ежемесячно 3 млн долларов. Средства, по его словам, шли на подкупы, митинги и СМИ.

Это активно обсуждали в парламенте в понедельник, 5 декабря, на Согласительном совете ВР. В частности депутат от БПП Ирина Луценко сказала, что статья — проплаченная, а издание Independent принадлежит российскому олигарху Александру Лебедеву. Также она заявила, что разместить этот текст предлагалось ряду немецких изданий, однако те отказались. Целью публикации она назвала желание врага, то есть Москвы, расшатать ситуацию в Украине и добиться внеочередных парламентских выборов, в частности вызвав конфликт между фракциями коалиции — БПП и НФ.

Зато председатель фракции Народный фронт Максим Бурбак акцентировал внимание на угрозе политического кризиса и напомнил, что Онищенко признался в участии в заказной кампании по дискредитации правительства Арсения Яценюка.

“Мы знали, что это заказная кампания, и много раз об этом заявляли. И на этот раз мы требуем назвать фамилии тех, кто получал деньги, кто был заказчиком травли Арсения Яценюка и его правительства, — сказал Бурбак. — Кто и с какой целью добивался его отставки”.

Председатель Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что его фракция требует расследования заявлений Онищенко и создания Временной следственной комиссии (ВСК) по этому поводу. Он также призвал Раду разобраться в связях Онищенко и Юлии Тимошенко.

“Когда коллега Онищенко заявляет, что семьдесят депутатов парламента берут деньги ежемесячно от 20 до 100 тысяч долларов, когда народный депутат Онищенко, коррупционер, заявляет, что голосование за генерального прокурора происходило за деньги, отставка председателя Службы безопасности Наливайченко была за деньги и целый ряд других законов проголосованных за деньги — вы хотите мне сказать, что мы должны не обращать на это внимания?!” — заявил Ляшко.

Тем временем Юлия Тимошенко, лидер фракции Батькивщина, категорически отрицает сотрудничество с Онищенко ее лично или ее партии: “Это просто четкая дискредитация нашей команды, которая спланирована и которая ведется”, — сказала она.

Диктофон в часах

Интервью в Independent — не единственная информационная граната от Онищенко. Так же через СМИ Онищенко рассказывает о материалах против президента Порошенко. Он утверждает, что в течение года записывал свои разговоры с Порошенко на диктофон в наручных часах. И говорит, что передал “доказательства” представителям США, которые приезжали к нему в Европу.

Вы услышите голос гаранта, чтобы все иллюзии исчезли о любви к государству и к народу. Я два года плотно шел с ним и хорошо его знаю”, — заявил Онищенко.

У Порошенко опровергли факт наличия таких пленок. В Администрации президента отметили, что Онищенко со всем его “компроматом” ждут в Украине правоохранительные органы, в частности, Национальное антикоррупционное бюро Украины, Генпрокуратура, СБУ — с распростертыми объятиями.

Кассетный скандал. Римейк

Онищенко уже сравнивают с майором Управления государственной охраны Николаем Мельниченко, обнародование которым аудиозаписей из кабинета президента Леонида Кучмы осенью 2000 года повлекло за собой акцию протеста “Украина без Кучмы”. Грозит ли импичмент Порошенко, а Раде — досрочный роспуск в случае усиления скандала вокруг “пленок Онищенко”, НВ спросило представителей различных политических сил парламента.

Вадим Денисенко, народный депутат от БПП, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия:

— Я могу комментировать только то, что видел. По состоянию на сейчас — это первая порция его так называемых аудиозаписей. Первое и очень важное — эту тему разгоняют русские и пул определенных изданий.

Теперь относительно содержания. Даже если представить, что эти пленки правдивы, то что мы из них узнали? Только что один из депутатов — коллега Онищенко — сказал ему, что предлагается так называемая сделка со следствием, которая предполагает, что ты выплачиваешь сумму денег в бюджет, и человека, который считается НАБУ на сегодняшний момент одним из руководителей схемы, мать Онищенко, выпускают под домашний арест.

Это все, что мы услышали. Если в этом, вы считаете, есть большая политическая коррупция, — я с этим пока согласиться не могу. Все остальное я комментировать не могу. Все остальное — это бла-бла-бла. Я понимаю, что у вас есть задача — услышать об импичменте. Я стараюсь апеллировать к фактам.

Сергей Пашинский, заместитель председателя фракции НФ, председатель Комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны:

— Модно говорить, что плана “Шатун”, разработанного в Российской федерации, не существует. Он существует. Они не могли нас победить на фронте, пытаются в центре Киева, как государство нас победить.

Относительно Онищенко, то нет компромата, а есть заявления беглого преступника. Он хочет набить себе цену.

Он находится в Лондоне. А английское правосудие очень специфическое. Вот ему надо из себя сделать жертву репрессий. Рассказать, что его сажают не за то, что он воровал миллиардами и здесь засыпал всю нечисть взятками, а что он — политически преследуемое лицо.

Никаких досрочных выборов пока не будет. Нет в этом никакого смысла. Коалиция, пусть с огромными потугами, но тянет телегу государственного управления. Поэтому успокойтесь сами и успокаивайте ваших читателей. Процент патриотов в нашей стране гораздо больше, чем рассчитывает Россия.

Егор Соболев, заместитель председателя фракции “Самопомич”, председатель Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции:

— Парламент должен расследовать преступления президента, если тот их совершает. Это вопрос не прогноза, а нашего долга.

Разумеется, президент будет блокировать это, используя крупнейшую фракцию в парламенте. Это будет заводить ситуацию в тупик, когда снова только улица, только новое восстание может исправить преступную деятельность президента.

Я бы хотел, чтобы у президента нашлось достаточно мудрости, дальновидности не блокировать расследование собственных действий.

Сергей Власенко, народный депутат от фракции Батькивщина, председатель Комитета ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления:

— Вопрос не в том, что говорит Онищенко, а что делает президент Украины. Убежден, Порошенко наработал уже на пять импичментов. Он занял страусиную позицию в вопросах своих оффшоров, долго молчал, что владел бизнес-империей в России, ничего не делает, чтобы война закончилась, ничего не делает для реального проведения реформ.

Он поназначал на должности лояльных людей. Все как раньше. Только фамилии изменились: был Янукович, стал Порошенко, был Злочевский, стал Кононенко. Если бы он был европейским президентом, то поступил бы как чиновники Исландии, Армении, ряда других стран, которые после панамского скандала ушли из должностей.

Сейчас пытаются отвлечь внимание от того, что рассказывает Онищенко. А мы этого не знали?! Он говорит четко, что работал на Порошенко, был в его команде, был доверенным лицом, что он от Порошенко получал наличные средства.

Импичмент в классическом понимании — не знаю состоится ли. В парламенте большая фракция имени президента, которая может блокировать этот вопрос.

Но Виктор Янукович тоже думал, что вечен и будет царствовать долго. Украинская политика быстротечна, меняется не только по форме и по содержанию. Возможно, президент уверен в безнаказанности. И зря. За каждое негативное действие в жизни наступает когда-то ответственность.

Сергей Тарута, народный депутат, внефракционный:

— Пленки Онищенко — это не римейк, а новые инструменты. Думаю, информация еще и еще выливается в информационное пространство. Украинцы очень разочарованы во всем. Народ ни во что не верит, считает, что все воруют, включая президента. Это не позволяет людям объединяться, и как это происходит в Корее, менять власть к лучшему. В парламенте же сомнительно, что будут изучать ситуацию с информацией.

С юридической точки зрения нужно предоставить объективным органам следствия носитель информации, на который Онищенко фиксировал разговоры. Если он предоставит их следствию, можно будет идти в суд и обвинять президента в коррупции, предварительно сняв с него иммунитет. И тогда — выборы, включая парламентские. Правда, этот сценарий маловероятен. У нас нет тех правоохранительных органов, которые беспристрастно провели бы расследование.

Скандал приведет к импичменту, только инициированному не украинским народом, а со стороны тех спецслужб, которым информация передана, под воздействием Запада на события в Украине.

Юлия АРТАМОЩЕНКО

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.