Кто и как под Запорожьем захватывает прибрежные земли

Больше всего наших разбогатевших нуворишей привлекают сугубо заповедные земли в самом городе и в соседних с Запорожьем поселках Вольнянского и Запорожского районов: остров Хортица, Великий Луг, Нижняя Хортица, Разумовка и др. «МИГ» провел свой рейд по этим местам, чтобы выяснить, кто же там нынче правит бал – народ и законы Украины  или  чья-то большая мошна.

В Запорожье и его окрестностях остается все меньше уголков, где простому люду можно было бы полноценно отдохнуть, полюбоваться природой, вдохнуть свежего, а не задымленного и пыльного воздуха, окунуться в прохладные днепровские воды… Все чаще  в лесной и прибрежной зонах можно увидеть высоченные заборы, скрывающие помпезные особняки. Их владельцам законы не писаны. Они причисляют себя к «особой расе», а всех остальных считают людьми второго сорта. А посему рубят или обносят бетонной оградой целые участки леса, полностью перегораживают проход к рекам, устраивая  на общественной земле свои личные пляжи.

Нижняя Хортица: Днепр – только «для белых»  

В конце июня, благодаря сюжету на одном из центральных телеканалов, громкий резонанс получила многолетняя борьба сельской громады Нижней Хортицы с местным бизнесменом и арендатором пяти гектаров земли у самого берега Днепра. Практически единственный проход к реке и двум сельским пляжам арендатор, взявший этот участок у сельской громады в аренду якобы для берегоукрепления, перегородил высоченным забором, а на калитку навесил замок, установив тут круглосуточную военизированную охрану…

Вместе с сельскими старожилами Юрием Каргиевым и Василием Журбой мы подошли к запертой калитке. За ней можно было рассмотреть днепровскую протоку, зеленый берег, а левее – несколько роскошных капитальных строений, по периметру обнесенных вышками с охраной. С противоположной стороны [с улицы] строения окружал высокий каменный забор. Но между домами и рекой ограждения не было. Видимо потому, что хозяева явно считали своей безраздельной собственностью в том числе и арендованный прибрежный участок.

– У нас все знают, что фактическим хозяином этого дома является известный бизнесмен Константин Григоришин, – поведал нам Юрий Каргиев, – хотя он этого не афиширует и сам тут почти никогда не бывает. Тут живут его близкие. А в роли арендатора земли выступает вроде его тесть. Но хозяева дома к нам, сельчанам, и даже к представителям местной власти не выходят, не удостаивают. С нами только охрана общается. Раньше, года два назад, хоть изредка еще пропускали к воде. Можно было даже порыбачить. А теперь без разговоров гонят в шею. И что придумали! Год назад добились решения, будто тут, в этом заливе, какие-то особо ценные зимовальные ямы для рыбы. Потому, дескать, рыбачить нельзя. Отродясь тут зимовальных ям не было, и вдруг нарисовались! Говорят также, что малька сюда запускают для разведения. Но это же открытый залив! Какой малек? Он сразу в Днепр уйдет. За дураков нас просто держат!..

Мы все же попытались пройти на берег, предъявив охраннику журналистские корочки. Калитку он открыл, но дальше не пропустил, сообщив по рации начальству о нежелательных визитерах. Минут через пять появился мужчина, в отличие от охранников одетый по гражданке. Назвать себя отказался и безапелляционным тоном заявил:

 – Это частная собственность, проход строго запрещен!

 – Но это земля арендованная, не частная…

 – Все, я сказал! Без комментариев! Вот будет у вас решение суда, по которому я должен кого-то пропускать, тогда и приходите…

На том разговор и закончился.

О суде речь зашла неспроста. Депутаты Разумовского сельсовета недавно единогласно приняли решение расторгнуть договор аренды на упомянутый участок. Однако в одностороннем порядке это можно сделать только через суд.

По соседству с григоришинской усадьбой расположен особняк экс-губернатора Запорожской области Бориса Петрова. По словам сельчан, они трижды обращались к нему за помощью. Он обещал все уладить, но так ничего и не сделал.

Фейсконтроль в селе и автоматчики на дорогах

По словам жительницы Нижней Хортицы и депутата местного сельсовета Татьяны Капраль, конфликт с зарвавшимися хозяевами усадьбы, которые перекрыли проход к  Днепру, длится уже больше десяти лет. Просто сейчас ситуация обострилась до предела:

 – Как только тут Григоришин начал строиться, сразу начались проблемы. Изначально нам райский уголок обещали устроить, где можно будет отдыхать с детьми, а потом выстроили стену и никого не стали пускать к реке. В селе появились охранники «Титана» с автоматами наперевес. Они уже на подступах, на дороге останавливали машины и спрашивали, кто такие, зачем и куда едут, требовали паспорт предъявить. Такой беспредел начался. Тогда мы обратились в одну местную телекомпанию. Это было еще в 2001 году.  Телевизионщики приехали, отсняли материал, «титановцы» тогда за ними гнались через все село, чтобы отобрать камеры, но не догнали. После выхода сюжета на телевидении ситуация несколько улучшилась. То есть уже можно было договориться с охраной, чтобы иногда сельчан пропускали к затоке. Но при этом пускали только  по предъявлении копии паспорта и только в те дни, когда главного хозяина не было в усадьбе.  А года два назад проход к Днеп-ру совсем перекрыли.

Мы боролись с этим беззаконием, несколько раз обращались в прокуратуру, в район, в  облгосадминистрацию. Но на территорию, которую мы же сдали в аренду, даже представителей власти не пускали – ни депутатов, ни земле-устроителей. Кстати, нам перекрыли доступ не только к затоке, но и к двум сельским пляжам. Взамен в двух шагах от очистных сооружений намыли песок и сказали – вот вам пляж. Но там такая вонища, что невозможно находиться! Поэтому вынуждены ходить на пляж в соседнее село, в Разумовку… Сейчас мы вновь подготовили документы, чтобы разорвать договор аренды, сразу в две прокуратуры – районную и экологическую. Обещали помочь, но пока никаких изменений.

Разумовка: «огороды» в лесу

Четыре года назад «МИГ» рассказывал о том, что решением Запорожской райгосадминистрации часть соснового леса в районе улицы Парамонова в Разумовке [земли Крутояровского лесничества] отдали садовому товариществу. Более нелепое решение трудно и представить – чтобы вместо сосен, недалеко от Днепра – вдруг огороды. Но местные жители пояснили, что об огородах и садах тут никто и не думал. Просто под садовое товарищество легче получить землю, чтобы потом построить в лесу особняки. После публикации в «МИГе» землеотвод как будто притормозили. Но ненадолго. На днях мы побывали в Разумовке и увидели, что сосновый лес уже раздерибанили, разделив его на участки и оградив каменными заборами.

А в Беленьком дома строят прямо на воде

В этом селе к Днепру не то что не пускают – в некоторых местах [к примеру, в районе исправительной колонии] к воде просто не подойдешь, т.к. там на берегу уже плотненько стоят капитальные строения. Там, где были раньше пляжи с песочком и отличные места для рыбалки, ныне высятся комфортные дома, уходящие в Днепр. И стройка идет не только на берегу, засыпается камнями и заливается бетоном вода. И потом на этих искусственных островках возводятся хоромы. Как рассказывают местные жители, отдыхают в этих домах [владеют ими] и хорошо известные в Запорожье люди – называют имена правоохранителей – и «простых» гаишников, и жителей Беленького.

Раньше, лет 30 назад, только малая часть берега была занята железными будочками-боксами для лодок, теперь же это место впору назвать коттеджным поселком. По слухам, подход к воде у владельцев боксов можно купить за пять тысяч долларов. И цена, а также полное отсутствие каких-либо разрешительных документов на строительство не останавливают покупателей.

Остров Хортица и Великий Луг

Год назад только по приблизительным подсчетам на острове Хортица насчитывалось более 80-ти незаконных домов и 28 гектаров незаконно занятой земли. Служба режима НЗ «Хортиця» постоянно фиксирует объекты самостроя и захвата земли, составляет соответствующие акты и передает их в прокуратуру. Но результаты практически нулевые.

Наиболее известные и давние самовольные постройки – частные особняки в конце Научного городка и в районе бывшей базы отдыха «Січ». В первом случае, по документам, на месте частной постройки должен стоять дом на три хозяина, который является коммунальной собственностью города. Возле бывшей б/о особняк на земле заповедника тоже возведен совершенно незаконно.

На Великом Лугу роскошные частные особняки все дальше вторгаются  в зону соснового леса, поближе к береговой линии Днепра. Несколько лет назад местные власти отдали под застройку участок площадью около двух гектаров прямо посреди сос-няка. Разразился скандал, о котором протрубили практически все СМИ, включая цент-ральное телевидение. В деле разбирались местные депутаты, даже министерская комиссия приезжала. Говорят, что и уголовные дела были возбуждены. И что в итоге? На этом месте, среди сосен, уже стоят три шикарные усадьбы. Пока три.

Здесь же, по соседству, значительно продвинулись в лес и улицы Мурманская, Каховская, Бестужева. За последние пять-десять лет тут добавилось немало новых особняков, которых и на карте-то пока нет. Проход и проезд к лесу и Днеп-ру по этим улицам перекрыт шлагбаумами.

А особняк по улице Бестужева, 40 и вовсе стоит на самом берегу Днепра, в водоохранной зоне. Более того, хозяин дома с двух сторон поставил забор вплоть до уреза воды, обустроив себе личный пляж. А вокруг высадил новые деревья и соорудил что-то типа живой изгороди, чтобы любопытные даже не заглядывали.

Официально

Большинство нарушений – в Вольнянском и Запорожском районах

Запорожский межрайонный экологический прокурор Юрий Кузьмичев:

 – По заявлению депутатов и жителей Нижней Хортицы мы сейчас проводим прокурорскую проверку по нескольким направлениям. Это законность выделения участка, соблюдение условий договора и целевое использование этой земли.  Земли прибрежной зоны по закону не могут быть в частной собственности, их можно лишь передать в аренду, но при этом должен быть обеспечен свободный доступ граждан к реке. Согласно ст. 60 Земельного кодекса Украины для таких рек, как Днепр, прибрежная защитная полоса составляет не менее 100 метров, а при крутизне склона больше трех градусов – 200 метров. В таких зонах запрещается распахивание земель, строительство любых сооружений (кроме гидротехнических и линейных), в том числе баз отдыха, дач,  гаражей, стоянок автомобилей и пр.

Однако проблема в том, что у нас прибрежные защитные полосы не выделены в натуре. Это дело всячески затягивается. А все потому, что при разбирательстве в суде появляется возможность заявить о том, что раз защитные полосы не выделены, то и об ограничениях деятельности на них нечего говорить. Хотя, повторю, в ЗК четко сказано, что защитные зоны составляют 100 метров от уреза воды.

По результатам проведенных нами проверок в течение пяти месяцев с.г. возбуждено одно уголовное дело; на незаконные решения органов государственной власти и местного самоуправления по поводу передачи в собственность или пользование земель водного фонда принесено 32 протеста. Но лишь девять из них удовлетворены. На решения об отклонении протестов (как правило, это когда земли раздавались самим представителям власти или их родне) заявлено 23 административных иска. Большинство нарушений фиксируется в Вольнянском и Запорожском районах.

«МИГ» просит считать данную публикацию официальным заявлением в БТИ, экологическую межрайонную прокуратуру, прокуратуру Запорожского района, председателю Запорожской облгосадминистрации Александру Пеклушенко.

Рейд провела Светлана ШКАРУПА, МИГ

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий