Как Порошенко сохранил влияние на рынок в 400 млрд. гривен

Несмотря на обязательства сделать НКРЭКУ независимым от политиков, окружение президента приложило все усилия, чтобы эту зависимость сохранить. В идеале закон призван сделать регулятора независимым от политического влияния. Сегодня все члены комиссии назначаются президентом, главой комиссии почти два года работает выходец из компании Roshen Дмитрий Вовк.

Окружение Петра Порошенко сделало все возможное, чтобы сохранить статус-кво. За день до голосования комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса отменил свое прежнее решение об обязательной ротации всех действующих членов комиссии в течение шести месяцев. Контролировать процесс на заседание пришел первый замглавы фракции БПП Игорь Кононенко. Теперь смена членов комиссии будет происходить поэтапно на протяжении полутора лет.

ЛІГА.net проанализировала, как президент сохранил за собой контроль над НКРЭКУ.

Главный орган

НКРЭКУ — ключевой орган в энергетической сфере Украины. Непосредственно от решений комиссии зависят доходы богатейших людей страны — Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Дмитрия Фирташа, Игоря и Григория Суркисов, Константина Григоришина и многих-многих других.

НКРЭКУ отвечает за тарифообразование и работу рынков общим объемом 400 млрд грн в год. В сферу полномочий комиссии входит регулирование деятельности всех основных естественных монополий — от водоканалов до крупнейших производителей электроэнергии и поставщиков газа. Влиять на принятие решений НКРЭКУ — задача каждого уважающего себя украинского бизнесмена и политика.

С этой задачей справился Петр Порошенко. С декабря 2014 года НКРЭКУ возглавляет Дмитрий Вовк, который до этого работал в кондитерской компании Roshen. С тех пор политика комиссии не противоречила взглядам на энергетику президента и его ближайшего окружения.

Зависимость от компромиссов

В первом чтении проект закона о НКРЭКУ приняли в апреле 2016 года. Принять законопроект во втором чтении депутаты попробовали в июле  — безуспешно. Для повторного второго чтения депутаты и депутатские фракции готовили свои поправки к закону. Казалось, что все позиции были согласованы на заседании комитета по ТЭК 7 сентября.

Тогда в виде компромисса было отменено требование о пятилетнем обязательном опыте работы на руководящих должностях для новых членов комиссии. Эту норму снизили до двух лет. Ее принятие выгодно прежде всего нынешнему главе НКРЭКУ, которого назначили в январе 2015-го.

Еще одно ключевое решение 7 сентября приняли по инициативе народного депутата от БПП Ольги Бельковой. Согласно поправке №186, обновление всего состава НКРЭКУ должно было произойти в течение шести месяцев с момента вступления закона в силу.

Такая быстрая ротация устроила не всех. За день до голосования закона, 21 сентября, состоялось еще одно заседание комитета по ТЭК, на котором поправку №186 отменили. За ее отмену проголосовало большинство членов комитета, в том числе депутаты от БПП, Народного фронта и Оппозиционного блока. Вместо нее с подачи председателя комитета по вопросам ТЭК Александра Домбровского приняли другую поправку, согласно которой смена состава комиссии будет происходить поэтапно в течение 18 месяцев.

“Нам крайне важно проголосовать этот законопроект и важно входить завтра в зал с тем, что у нас есть голоса”, — напутствовал членов комитета перед голосованием за поправку Кононенко.

Сама Белькова называет такое решение компромиссом, без которого БПП не отдала бы свои голоса за закон. “БПП настаивает на постепенной ротации… Позицию по вторичности ротации поддержали сегодня и представители некоторых международных организаций на круглом столе, — написала она на своей страничке в Facebook. — Без голосов БПП закон нельзя принять. Именно это и озвучили представители БПП Домбровский и Кононенко”.

Что в итоге

Принятый закон фактически сохраняет контроль над НКРЭКУ со стороны президента как минимум на 18 месяцев. Три члена комиссии назначаются не позднее 6 месяцев после вступления закона в силу, два — не позднее 12 месяцев, и еще два — не позднее 18 месяцев. То, что регулятор станет независимым от вмешательства политиков после полной ротации (по истечении 18 месяцев), тоже не совсем очевидно.

Дело в том, что новые члены НКРЭКУ теперь будут избираться конкурсной комиссией из 5 человек. Конкурсная комиссия формируется парламентом — 2 человека, президентом — 2 человека и Кабмином — 1 человек по представлению Министерства энергетики и угольной промышленности. Учитывая, что кресло министра энергетики — это квота БПП, президент будет иметь большинство в комиссии.

После подачи заявлений от кандидатов комиссия подает на рассмотрение президенту 14 кандидатур из расчета два человека на одно кресло. Из этих человек президент выбирает семерых и назначает их прямым указом членами НКРЭКУ. Глава регулятора избирается тайным голосованием членами НКРЭКУ.

Позитив

Сам факт существования закона, регулирующего деятельность НКРЭКУ, — это позитивный сигнал. Принятие этого закона является обязательством Украины перед Энергетическим сообществом и открывает путь к привлечению Украиной макроэкономической помощи от ЕС в размере 600 млн евро.

Несмотря на все противоречия, новый закон снижает возможность политического влияния на деятельность НКРЭКУ в будущем. Членами комиссии отныне не смогут стать члены политических партий, экс-руководители компаний, деятельность которых регулирует НКРЭКУ, бизнесмены и так далее.

На конкурсе по выбору состава комиссии могут присутствовать члены Еврокомиссии, секретариата Энергетического сообщества и представители международных финансовых организаций.

“Закон принимается не на один и не на два года, его цель — запустить механизм перезагрузки комиссии, ее профессионализации и независимости, — говорит депутат от Народного фронта Наталья Кацер-Бучковская. — Как и на другие институциональные реформы, на это нужно время. Лучше 18 месяцев, чем никогда”.

Евгений ГОЛОВАТЮК

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.