«У меня в портфеле бомба». Грабитель прыгнул с самолета и пропал…

Этот человек навсегда вошел в историю мировой криминалистики как один из самых таинственных преступников XX века. Вот уже 45 лет вся равоохранительная машина США так и не продвинулась в раскрытии дела Купера. По сути, даже личность преступника осталась неустановленной. До сих пор никто не знает, кем он был, как его по-настоящему звали, и самое главное — что с ним стало. Более того, он еще и умудрился вписать свое имя в историю авиации.

«Это ограбление»

24 ноября 1971 года в аэропорту Портленда на борт «Боинга-727-100» рейса 305 компании Northwest Airlines (NWA), совершающего перелет из Портленда в Сиэтл, поднялся обычный пассажир, назвавшийся Дэном Купером. В то время не существовало проблемы воздушного терроризма. Купер прошел контроль и занял свое место «18С» в задней части салона. Всего этим рейсом летели 36 пассажиров.

Внешне он выглядел лет на 40-45, на нем был легкий темный плащ, темный костюм, белая рубашка, черный галстук с перламутровой булавкой, мокасины. Словом, ничего примечательного — мужчина мог вполне сойти за кого угодно, от коммивояжера до преуспевающего адвоката.

Когда стюардесса Флоренс Шаффнер принесла заказ, пассажир передал ей записку. «У меня в портфеле бомба, — было написано в записке печатными буквами. — В случае необходимости я готов ее взорвать. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной. Это ограбление».

Флоренс присела рядом, а пассажир начал излагать ей свои требования: 200 тысяч долларов двадцатидолларовыми купюрами и четыре парашюта — два основных и два запасных. Стюардесса передала его ультиматум командиру экипажа, а тот попросил ее убедиться, что грабитель не блефует с угрозой взрыва. Шаффнер вернулась к пассажиру и попросила показать ей бомбу.

Человек, назвавшийся Купером, приоткрыл портфель, чтобы она смогла увидеть находившиеся там красные цилиндры, похожие на динамитные шашки, кучу проводов и батарейку. Пилоты доложили обо всем на землю в службу полетов. Там решили не рисковать жизнью пассажиров и пообещали выполнить все требования грабителя.

Новые требования

Чтобы собрать нужную сумму, требовалось время, поэтому самолет более часа кружил над Сиэтлом и только после этого сел. Все это время Дэн Купер вел себя спокойно — заказал бурбон, заплатил и дал Флоренс чаевые. Также попросил доставить на борт пищу для экипажа после приземления авиалайнера.

Когда самолет совершил посадку, Куперу доставили деньги и парашюты. После этого он разрешил покинуть «Боинг» находившимся на борту 36 пассажирам и стюардессе Флоренс. Кроме него остались вторая стюардесса Тина Маклоу, капитан Скотт, его помощник и штурман.

Новые требования Купера гласили: направление полета на Мехико, высота не более 3 тысяч метров — преступник предупредил, что будет ее проверять имеющимся у него ручным альтиметром, — скорость 320 км/час и держать закрылки под углом 15 градусов. А еще он приказал экипажу сидеть в кабине и не высовываться. В противном случае…

Авиалайнер поднялся в воздух и полетел указанным маршрутом. Вслед за ним в воздух поднялись два истребителя F-106 ВВС США. Через некоторое время Дэн приказал Тине идти в кабину пилотов.

Вскоре на приборном щитке в кабине пилотов замигала лампочка, указывавшая на открытие заднего трапа. Капитан Скотт по внутренней связи спросил у Купера, что случилось, а не получив ответа, заглянул в салон. Пассажирские кресла пустовали. Купер исчез. Единственное, что осталось после него, — это галстук с перламутровым зажимом и восемь окурков сигарет Raleigh.

А был ли мальчик?

«Боинг» благополучно сел в Рено с опущенным задним трапом. Взлетно-посадочную полосу тут же окружили агенты ФБР. Они поднялись на борт и тщательно осмотрели салон, но нашли только два из четырех парашютов. Кейс с бомбой и деньги отсутствовали.

Главная интрига этой истории заключается в дальнейшей судьбе Дэна Купера после того, как он выпрыгнул из самолета.

Два истребителя, сопровождавшие «Боинг», парашютиста не заметили. А поиски на земле результатов не принесли. Купер десантировался в труднодоступном районе, покрытом лесами и горами со снежными вершинами. ФБР редположило, что преступник покинул борт над юго-восточной частью штата Вашингтон и приземлился вблизи озера Мервин. Самолет в это время был закрыт плотными облаками, и парашютиста военные летчики, управлявшие истребителями, не заметили.

К тому же так и не удалось установить личность преступника, представившегося Дэном Купером. Было ли это его настоящим именем?

Все люди, общавшиеся с Купером на борту самолета, были тщательно допрошены. С их слов составили фоторобот, но никто не смог по нему опознать конкретного человека.

Дно озера Мервин также было исследовано. Две местные женщины наткнулись на скелет в заброшенном сарае в округе Кларк. Но его идентифицировали как останки девочки-подростка, которую похитили и убили за несколько дней до воздушного инцидента. В конце концов власти вынуждены были прекратить поиски, так как время шло, а они не давали никаких результатов.

Завидная предусмотрительность

В конце 1971 года ФБР направило номера купюр, выданных Куперу, в банки, казино, ипподромы и другие организации, проводящие крупные денежные операции. Номера разошлись по большинству стран мира, но похищенные банкноты так и не были обнаружены.

В феврале 1980 года восьмилетний Брайан Ингрэм, во время отдыха с семьей на реке Колумбия, нашел в

14 км от Ванкувера три пакета с 20-долларовыми купюрами на общую сумму 5800 долларов. В ФБР эти деньги проверили и подтвердили, что они как раз из той похищенной партии. Сразу возникло огромное количество вопросов и предположений, но ответов на них не было.

В 1988 году со дна реки Колумбия на том же участке подняли парашют. Но эксперты установили, что Дэн Купер спрыгнул не с ним.

Сотрудники ФБР отмечали крайнюю осторожность и проницательность преступника. Он выбрал «Боинг-727-100», так как этот лайнер имел задний бортовой трап, а двигатели у него расположены достаточно высоко, чтобы осуществить прыжок без риска получить ожоги от реактивных выхлопов.

В то же время специалисты пришли к выводу, что Купер не имел профессиональных навыков прыжков с парашютом. Опытный парашютист не стал бы прыгать ночью при сильном ветре и температуре за бортом минус 57 градусов по Цельсию в пальто и мокасинах — слишком рискованно. Преступник взял с собой рабочий и запасной парашюты, но второй был учебным, то есть зашитым. Опытный профессионал просто не мог не проверить состояние парашютов перед прыжком.

По мнению специалистов ФБР, Дэн Купер не мог выжить изначально. Прыгать в горной местности без карты, без необходимого оборудования, при ужасных погодных условиях означает изначально обречь себя на смерть.

Череда претендентов

 С 1971 года ФБР проверило более тысячи потенциальных подозреваемых, но все они были исключены. Однако существует еще и мнение журналистов. Многие из них считают, что угонщиком самолета мог быть некий Кеннет Кристиансен, который служил в армии и имел навыки прыжков с парашютом. В 1971 году он жил в штате Вашингтон. В 1972 году неожиданно купил себе дом за 25 тысяч долларов. Кристиансен любил вечером выпить стакан бурбона и курил сигареты Raleigh.

В 1994 году, умирая от рака, он сказал своему родному брату Лайлу: «Существует одна вещь, которую я хотел бы тебе рассказать, но, к сожалению, не могу этого сделать». Впоследствии Лайл стал утверждать, что его брат очень похож на фоторобот, составленный в 1971 году. Однако ФБР скептически отнеслось к подобным утверждением — Кристиансен был мало похож на угонщика и не мог рассматриваться в качестве подозреваемого.

Что же произошло с Купером после приземления? Доподлинно неизвестно. Многие считают, что он выжил и благополучно тратил полученный нечестным путем капитал. В подтверждение тому они ссылаются на письмо, которое через три недели после указанных событий пришло в редакцию газеты «Лос-Анджелес Таймс» якобы от Купера.

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

Наиболее вероятной версией считается, что грабитель погиб при приземлении — утонул в озере или в болоте. Но для «красоты истории» Купер должен был выжить и счастливо провести остаток жизни с награбленными деньгами.

http://news.rusrek.com

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.