«ПАСТЬ ПОРВУ!». Чтобы сыграть урку, Евгений Леонов ездил практиковаться в тюрьму

 Среди известных советских актеров театра и кино, безусловно, одно из самых почетных мест отводится народному артисту СССР Евгению Леонову. Его можно без преувеличения назвать всенародно любимым. За довольно обычной внешностью в нем скрывался огромный талант, невероятное обаяние, а самое главное — теплота и человечность. Глядя на его персонажей на экране, понимаешь, что он не просто играл роль — он ею жил! И в этом весь Евгений Леонов. Человек, который был невероятно предан своему делу и готов был отдать всего себя без остатка для достижения нужного результата. Причем не только в кино или на сцене театра, но и в реальной жизни

Родился Евгений Павлович 2 сентября 1926 года в Москве. В 1947 году окончил Московскую театральную студию и стал актером театра имени Станиславского. С 1968 – в театре имени Маяковского, с 1972 – в театре имени Ленинского комсомола.

Фильмы

Дебют Евгения Леонова в кино состоялся еще в 1947 году. Его первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949 году актер засветился в фильмах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах. Потом молодому актеру стали доверять более серьезные роли, а в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым. Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели больше тридцати двух миллионов человек.

Артист стал настолько популярен, что его хотели снимать практически все советские режиссеры. Неожиданно актер изменил своему комическому амплуа, сыграв казака Якова Шибалко в мелодраме Владимира Фетина «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова. Драматическая роль была исполнена Леоновым настолько блестяще, что он получил за нее сразу две премии: на Всесоюзном фестивале в Киеве и на Третьем Международном фестивале в Нью-Дели.

Артиста полюбили не только зрители, но и самые яркие советские режиссеры. У Георгия Данелии он сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи», а в 1969 году голосом Леонова заговорил один из самых известных советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.

Вместе с Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. А вскоре актер поразил зрителей своим перевоплощением сразу в двух ролях в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Для того чтобы убедительнее сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.

Леонов сыграл отца Нелли Ледневой в «Большой перемене» и друга Афони в «Афоне», но одной из лучших его ролей считается роль Сарафанова в кинодраме «Старший сын» Виталия Мельникова. Поразительно тонко удалось передать актеру богатый внутренний мир косноязычного главного героя.

В 1978 году Марк Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Леонову предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин. Что из этого получилось, знает любой поклонник советского романтического кинематографа. Леонов сыграл отца героини Евгении Симоновой так убедительно, что до сих пор ходит легенда, что актер и в самом деле ее отец.

В середине восьмидесятых Леонов сыграл в фильме Георгия Данелии, ставшем впоследствии культовым. Это была фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали картину в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за двадцать лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова.

В 1978 году собралась комиссия, чтобы присвоить Евгению Леонову звание Народного артиста СССР. Ее члены удивлялись, почему они не сделали этого раньше. Евгений Павлович к тому времени был без преувеличения всенародно любимым актером.

Личная жизнь

Леонов с юности был очень стеснительным в общении с женщинами, понимая, что внешне он — далеко не герой-любовник. Свою будущую жену актер встретил на улице. Он приехал в Свердловск на гастроли с театром Станиславского и первым делом вместе с товарищем отправился смотреть незнакомый город. Товарищ, в отличие от Евгения, был не из робкого десятка и очень быстро нашел для них обоих приятную женскую компанию – двух студенток музыкально-педагогического училища. Одну из них звали редким и загадочным именем Ванда. Леонов был так очарован девушкой, что в тот же вечер пригласил ее на свой спектакль, после чего повел гулять по ночному Свердловску, читая стихи.

Училище в Свердловске Ванда так и не закончила. Вернувшись в Москву, Леонов оборвал ей телефон, уговаривая приехать, и она сдалась. Родители Евгения пришли в восторг от его избранницы, и он тут же сделал ей предложение. А вот родители Ванды видели свою дочь замужем за серьезным человеком, а не за «каким-то там актером», к тому же, тогда неизвестным. Но она все равно ответила Леонову «да». 16 ноября 1957 года влюбленные поженились и прожили вместе всю жизнь. Ванда закончила ГИТИС и стала театроведом, а в 1959 году родила Евгению сына Андрея.

О Евгении Леонове вспоминают

29 января 1994 года, когда Леонов в очередной раз собирался в театр играть Тевье-молочника, у него оторвался тромб. Пришедшие на «Поминальную молитву» зрители узнали, что спектакль отменяется из-за внезапной смерти актера, но никто из них не сдал билет. Все время, которое должен был идти спектакль, зрители простояли у театра со свечами, которые принесли из ближайшего храма.

На доме на Комсомольском проспекте в Москве, где Евгений Леонов прожил почти тридцать лет, установлена мемориальная доска. О Евгении Леонове вспоминают люди, знавшие его по гастролям, съемкам, театру…

* «Мы познакомились в 1957 году на «Лен­фильме», — рассказывает народный артист России Рудольф Фурманов, который в конце 50-х годов создал концертную программу «Артисты театра на эстраде».

Я много лет готовил его концерты в разных городах. И всякий раз поражался: вот Леонов выходит на сцену и произносит всегда один и тот же монолог. Использует всегда одни и те же шутки. Например, на каждом концерте обязательно звучало: «Однажды выступаю на заводе, прихожу на проходную, охранник говорит: «О! Артист! Мы тебя знаем и любим! Паспорт не взял с собой? Ну ничего, проходи, товарищ Пуговкин!» Леонов никогда не импровизировал и ничего не менял. При этом, удивительное дело, зрители были счастливы! Была в нем какая-то магия…

* «Съемки «Старшего сына» проходили в Ленинграде в 1975 году, — вспоминает Михаил Боярский, который был партнером Леонова в этом фильме. — Это был мой выигрышный лотерейный билет. Первая серьезная роль в кино. Помню, как познакомился с Леоновым, которого обожал и фильмы с его участием смотрел раз по 15. Пришел на съемку, а мне говорят: «Поднимайся на второй этаж. Там Евгений Павлович». И я увидел в просвете окна силуэт пухленького Винни-Пуха. Поднимаюсь. «На, подержись, — протягивает мне руку Леонов.

Несмотря на невысокий рост, он смотрел на собеседников сверху вниз. Не любил панибратства и вел практически затворническую жизнь. Он всегда был один. Со съемочной площадки его увозили одного на машине в загородный дом отдыха, где он ночевал. А утром привозили прямо на съемочную площадку. Режиссер готовил всю группу: «Сейчас придет Евгений Павлович». Группа была вымуштрована, как рота почетного караула. У него единственного был отдельный гримировальный вагончик и гримировальный стол.

Зрители Леонова обожали. Когда мы с ним выходили с «Ленфильма» чтобы поесть, перед нами открывалась любая столовая, забегаловка или ресторан. Тут же следовало приглашение в директорский кабинет, разгребался стол, ставились удобные кресла. Лучшие повара жарили картошечку, особенным образом запекали мясо, готовили какие-то очень вкусные супчики. Евгений Павлович всегда ел очень аппетитно, причмокивая, даже облизывая пальцы. Практически все подавали бесплатно, да еще и с собой сумки паковали. У него всегда в запасе имелись продукты, которых я в жизни не видел. Помню, как он дал мне попробовать удивительный деликатес — крабовые палочки.

 После «Старшего сына» я много с Евгением Павловичем общался. Мы с ним часто работали в концертах, в том числе и на стадионах в разных городах. Уровень популярности Леонова был фантастическим. Как у Джона Леннона, не меньше. Когда он выходил на площадку, стадион ревел. Когда шел по железнодорожной платформе — все останавливались, открывали рты. А он всем кивал на ходу, дубленка нараспашку, меховая шапка, маленький, пухленький, с коротенькими ножками, очень такой колоритный. Люди к нему тянулись, считали душкой. Но на самом деле Леонов мог быть очень резким, мог огрызаться.

Очень сложно быть всенародно любимым человеком год за годом. Эта любовь может в гроб свести! Из театра не выйти, тебя ждет человек 150, к машине не подойти, в магазин не сходить… Приедешь в аэропорт — тебя первым делом ведут в медпункт и там закрывают. А ближе к посадке заводят в самолет, пока там еще нет пассажиров. Зато не было такого артиста в Советском Союзе, который, будучи хоть немного известным, не полетал бы в кабине пилота. Более того, не поуправлял бы самолетом! Летчикам же всегда приятно, когда с ними летят артисты, можно в кабину пригласить, поболтать о чем-то. Но Леонова и такие вещи не радовали — так он устал от постоянного всеобщего внимания…

Перед большими концертами местное начальство вечно тащило нас к себе в кабинет — всем хотелось сфотографироваться с самим Леоновым! Евгений Павлович такие визиты не выносил, но и отделаться было невозможно. И вот он сидел-сидел, слушал-слушал: «Уважаемый Евгений Павлович, мы выполнили-перевыполнили… мы сделали…» Частенько монологи были мучительно долгими, и уставший Леонов поворачивался ко мне: «Как ты думаешь, озадачить или нет?» Иногда я кивал, и тогда Евгений Павлович спокойным голосом посылал оратора очень-очень далеко. Это звучало очень смешно и совсем не обидно. Первые секретари обкомов партии раскрывали рты, умиленно улыбались и тут же заканчивали затянувшийся монолог…

* «В «Ленком» мы с Евгением Павловичем пришли практически одновременно — в 1974 году, — рассказывает актриса Елена Шанина. — Я только окончив институт, а он уже маститым актером, раньше работавшим в Театре Маяковского. Захаров тогда начал собирать свою труппу. В театре уже работали Саша Збруев, Коля Караченцов, Елена Фадеева, Всеволод Ларионов. Он пригласил в театр Евгения Павловича Леонова, Татьяну Ивановну Пельтцер. Из молодых Витю Проскурина, меня, Абдулова, Янковского. Кстати, Олега порекомендовал Захарову именно Леонов.

Несмотря на большую разницу в возрасте, мы с Евгением Павловичем подружились — что я считаю большим подарком судьбы. Москва для меня, «питерской девочки», долгие годы оставалась чужим городом. И я была счастлива, когда Евгений Павлович стал опекать меня. Я человек щепетильный и всегда боюсь кого-то стеснить, он, зная это, часто звонил мне и говорил: «Лен, что делаешь? Сегодня нет спектакля? Приезжай к нам». И я тут же мчалась к Евгению Павловичу, Ванде и Андрюшке.

Это был чудесный интеллигентный дом, с прекрасной библиотекой, картинами, открытый и гостеприимный. Больше всего мы любили общаться, сидя на маленькой кухне. Евгений Павлович всегда усаживался на мягком угловом диване. Он был уже не слишком здоров, и я помню, на холодильнике стояли лекарства «от всего».

Леонов сам любил поесть вкусно, любил покормить гостей. И хотя я вечно худела, Ванда так потрясающе готовила, что я, только пробуя всего по чуть-чуть, объедалась до такой степени, что трудно было дышать. При этом иногда это была очень простая еда — салаты, котлеты, пшенная каша… Помню, как-то Евгений Павлович сказал: «Кашу сегодня будем есть из кастрюли ложками». Но так она закончилась еще быстрее, чем обычно. И Евгений Павлович рассердился: «Ванда, ну неужели ты не могла побольше каши сварить? Не хватает!» В этот момент он был очень похож на своего Винни-Пуха… Кормили не только людей. Ванда подкармливала бездомных псов по всему району, дома у них тоже жила собака — домашняя дворняжка Доня, красотка на коротких ножках…

Евгений Павлович выглядел простаком, но был невероятно начитанным и образованным человеком. И никогда этим не бравировал, наоборот — подшучивал над попытками «деятелей искусств» порассуждать о высоком. Только с близкими друзьями, среди которых было много завлитов разных театров, он с упоением разговаривал о том, что было ему интересно — о театре, искусстве, о своих великих учителях — Тарханове, Яншине.

У Леонова была ностальгия по тому, прежнему театру, и он не хотел признавать другой театр… Спектакль «Юнона» и «Авось», где я играла Кончиту, стал визитной карточкой «Ленкома». Когда Евгений Павлович увидел премьеру, он мне сказал: «Ты на голове-то, конечно, стой. Но еще же и сердце рвать надо!» Он был предан психологическому театру.

В 1988 году мы были на гастролях в Гамбурге. Вся труппа в этот день решила поехать на экскурсию. Но Евгений Павлович отказался — очень плохо себя чувствовал, кашлял. И я предложила Саше Збруеву: «Да ну ее, эту экскурсию. Давай будем лучше гулять вокруг гостиницы и заходить к Евгению Павловичу». Мы так и сделали.

Заглянув в очередной раз, мы увидели, что он стоит у стены и буквально задыхается от кашля. Я вызвала «скорую». И только Леонову стали прослушивать легкие — у него остановилось сердце. Евгению Павловичу сделали сложнейшую операцию, после которой он прожил еще несколько лет. И, конечно, врачи советовали ему поберечь себя.

Но он не мог, бездействие его угнетало. К тому же Евгений Павлович всегда переживал за Ванду, Андрюшку, который тогда еще не стал крепко на ноги, маленького внука Женьку, в котором души не чаял. И снова стал работать, ездить на концерты. Фурманов, который эти концерты организовывал, советовал: «Поберегите себя! Вас так любят, что достаточно выйти и поклониться — все будут счастливы!» Но Евгений Павлович работал на концерте так, как привык. Как всегда делал до этого. Без каких-либо изменений в программе…

В свой последний день он собирался в «Ленком» на «Поминальную молитву», где играл Тевье-молочника, но не доехал. Это была одна из лучших его ролей. Никто из зрителей в тот день не сдал билеты. Откуда-то у них в руках появились зажженные свечи, и они долго не расходились, прощаясь со своим народным артистом».

10-0

http://7days.ru

10 интересных фактов из жизни артиста

1. Мало кто знает, но звезда советского и российского кинематографа хотел стать летчиком-испытателем. Это было обусловлено тем, что его отец работал инженером на авиазаводе и рассказывал Жене с братом много историй о первых летчиках и самолетах. Евгений Леонов и поступил в авиационный техникум им. Орджоникидзе, чтобы быть поближе к мечте.

2. В Московскую театральную студию будущую знаменитость взяли из-за стихотворения Блока. Евгений Павлович с 5 класса занимался в драматических кружках. Ему нравилось играть разные роли, читать стихи известных поэтов и отрывки из произведений. Поэтому на 3 курсе училища он решил поступить в театральную студию. Взяв у старшего брата пиджак и приготовив все, что читал ранее, будущая звезда кинематографа отправился на экзамен. После его прочтения Чехова и Зощенко стояла тишина, а потом его спросили, может ли он прочитать еще что-то.

 «Могу, но это еще хуже», — ответил Леонов. И стал читать стихотворение Блока «В ресторане». Как вспоминает сам актер, он побелел, внутренне собрался и решил, что «тут такая любовь в стихотворении, такая невозможная любовь, что я должен читать не как я, а как роковой красивый мужчина, ну очень красивый, понимаете, и очень-очень роковой…». Члены комиссии и плакали, и смеялись, и сомневались, но зачислили смешного и неуклюжего юношу в студию.

3. В первое время работы в театре им. Станиславского, куда молодого актера приняли после учебы в студии, Леонов мастерски изображал звуковые эффекты. После войны было не до постановок, и молодым актерам приходилось перетаскивать оборудование для сцены, монтировать его. Евгений Павлович еще хорошо изображал звуковые эффекты: шум ветра, грохот коляски, плеск воды, цоканье копыт. За эту работу была назначена твердая цена – 5 рублей. Однажды, устав за время спектакля от этой работы, молодой актер уснул в гримерке. В это время по улице прогромыхала телега. «Пять рублей проехали», — пробормотал Леонов, не просыпаясь.

4. Леонов первым из советских актеров снялся в обнаженном виде. Правда, произошло это совершенно случайно, на съемках все того же «Полосатого рейса». Сцену в ванне актер соглашался снимать только за стеклом, объясняя это тем, что «у меня теперь маленький ребенок». Но когда оператор навел камеру, то оказалось — стекло дает блики. Режиссер приказал стекло убрать, но Леонову не говорить. И вот в ванну добавили настоящий французский шампунь, довольный актер раздевается и плюхается в воду. Когда Евгений Павлович намылил голову, в помещение впустили тигра.

Животное увидело что-то белое и шевелящееся, и с любопытством подошло понюхать. Леонов открыл глаза и… Эту сцену из знаменитого фильма помнят все: актер ахнул, выскочил из ванны и бросился бежать, роняя по дороге хлопья пены. Здесь нет никакой игры, все произошло по-настоящему. Потом Евгений Павлович со смехом вспоминал: «Я первым из актеров показал свой мощный зад советскому народу». Правда, было много нареканий от руководства. Но фильм имел огромный успех. В год выхода на экраны его посмотрело 32 миллиона человек. Теперь он входит в Золотой фонд отечественного кинематографа и до сих пор пользуется любовью у зрителей.

5.Удивительно, но свою первую драматическую роль в кино Леонов сыграл в картине того же режиссера, который открыл его, как комедийного актерав «Полосатом рейсе». Это фильм Владимира Фетина «Донская повесть». Специалисты высоко оценили работу актера – Премии Международного кинофестиваля в Нью-Дели и Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.

6.Леонов своим обаянием лечил людей. Когда снимали фильм Данелия «Не горюй!» в Грузии, режиссер взял актера с собой, навестить родственника в больнице. Как только Леонов вошел в палату,  родственнику на глазах стало лучше. И его соседям по палате тоже. Главный врач попросил Евгения Павловича зайти в реанимацию – тот же эффект! Тут врач взмолился: «Давайте обойдем все палаты!». И обошли. Леонов везде был обаятелен, весел, шутил, рассказывал байки. Конечно же, он устал, но прекрасно понимал, чего от него ждут, и не мог по-другому.

7.Леонов ревностно относился к славе. Как-то актер сидел с Данелия в кремлевской столовой. Невдалеке расположился Вячеслав Тихонов, к которому постоянно подходили за автографом, а на Леонова не обращали внимания. Леонов грустно сказал: «Ну, разумеется, ведь он — Штирлиц, а я всего лишь дурак из «Полосатого рейса». Но было видно, что известный актер очень удивлен, потому что не привык, что ему не уделяют внимания.

8. Знаменитый актер ходил в тюрьму, чтобы убедительно сыграть роль бандита-рецидивиста в знаменитой комедии «Джентльмены удачи».  Леонов приходил в Бутырку и в глазок камеры наблюдал за заключенными. Свои наблюдения, актерский талант и мастерство Леонов объединил воедино, и мгновенно перевоплощался из мягкого и интеллигентного директора детского сада в бандита.

9. Леонов освистал свое выступление, когда был на съемках фильма «За спичками» в Финляндии. Его пригласили на встречу в Хельсинский университет. Не успел актер выйти на сцену, как послышался громкий свист. Леонов смутился и ушел за кулисы. Но знаменитому артисту объяснили, что чем громче и больше свистит финская публика, тем больше любовь зрителей. Тогда довольный Евгений Павлович вернулся в зал и сам оглушительно свистнул.

10.Последний спектакль Леонова был без него. 29 января 1994 года в Театре Ленком должна была идти знаменитая «Поминальная молитва», где известный актер великолепно играл Тевье-молочника. Леонов собирался в театр, упал и больше не встал. Все билеты на спектакль были проданы, зал был полон. Когда зрителям сообщили о кончине любимого актера, домой никто не ушел, и ни один билет не был сдан в кассу. Люди простояли на морозе два часа, держа в руках зажженные свечи.

По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко

Фото из открытых источников

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.