ОПЕРАЦИЯ «АНТРОПОИД». Мифы и реалии покушения на генерала СС Гейдриха

Операция «Антропоид» — кодовое название операции по физической ликвидации протектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха. Непосредственными исполнителями покушения, которое было совершено 27 мая 1942 года, выступали два члена чехословацкого Сопротивления, диверсанты Йозеф Габчик и Ян Кубиш, которые прошли подготовку в Лондоне при участии британской спецслужбы – Управления специальных операций.

В 1939 году Чехословакия прекратила существование как самостоятельное государство, а ее территория была разделена между Третьим рейхом, подконтрольным ему Протекторатом Богемии и Моравии, формально независимой Словацкой республикой, Польшей и Венгрией. В Лондоне было образовано правительство в изгнании под руководством Эдварда Бенеша.

В сентябре 1941 года Адольф Гитлер, недовольный недостаточно решительными действиями оккупационных властей Протектората, отправил имперского протектора Константина фон Нейрата в «бессрочный отпуск» и назначил его заместителем (фактически – полноправным диктатором) обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха.

Под руководством Гейдриха прошла волна арестов и казней борцов Сопротивления и поддерживающих их людей, в результате деятельность Сопротивления в Чехии была сведена на «нет».

В 1940 году после эвакуации из Франции остатки сражавшихся на стороне союзников чехословацких частей образовали тренировочный лагерь под Честером. В том же году лагерь переместился в Лимингтон-Спа, где и находился до весны 1942 года.

Начиная с 1941 года, бывший высокопоставленный сотрудник чехословацкой разведки Франтишек Моравец, работавший в Министерстве обороны Великобритании, разрабатывал детали операции по забросу чехословацких диверсантов на территорию Протектората.

Окончательно план по ликвидации Гейдриха сложился в начале октября 1941 года. Бенеш вел активные переговоры с главами стран антигитлеровской коалиции за отмену Мюнхенского соглашения, поэтому ему было необходимо поднять престиж своего правительства и всего чехословацкого Сопротивления. Кроме того, убийство кого-либо из крупных нацистских политиков вызвало бы жестокие карательные операции нацистов, которые, в свою очередь, ожесточили бы местное население. Журналист Хайнц Хене указывает, что после репрессий в начале своего правления Гейдрих начал проводить последовательную политику умиротворения, которая была не в интересах Сопротивления.

Датой убийства было назначено 28 октября – день независимости Чехословакии. Франтишек Моравец отобрал двух диверсантов, Йозефа Габчика и Карела Свободу, которые прошли курс подготовки под Манчестером. Ночью с 3 на 4 октября на территорию подконтрольную Протекторату был заброшен радист Франтишек Павелка, который должен был наладить связь с Лондоном. 6 октября Карел Свобода получил травму головы, выполняя прыжок с парашютом с аэростата, и был заменен на Яна Кубиша. Из-за этого сроки операции пришлось перенести. Тем временем немецкая контрразведка раскрыла налаженную сеть подполья, а 25 октября был арестован Павелка (казнен в январе 1943 года в тюрьме Плетцензее). В результате этих событий сроки проведения операции еще раз сдвинулись.

Доставка Габчика и Кубиша состоялась ночью с 28 на 29 декабря 1941 года. Самолет Handley Page Halifax британских ВВС вылетел с аэродрома в Сассексе в 22:00 часа и в 02:12 выбросил диверсантов. Однако из-за навигационной ошибки диверсантов высадили не под Пльзенем, как планировалось, а в пригороде Праги Негвизды. Габчик и Кубиш  были экипированы револьверами Colt, ручными гранатами Миллса, другими взрывными устройствами и, конечно же, поддельными документами. Диверсанты спрятали снаряжение и, следуя полученным перед вылетом инструкциям, добрались до Пльзеня, где остановились в заранее определенных квартирах у участников Сопротивления Вацлава Краля и Вацлава Стелика. В дальнейшем они наладили контакты со многими другими активными деятелями подполья.

Ждать диверсантам пришлось достаточно долго, почти полгода. Группа между тем не бездействовала – собирала информацию о передвижениях наместника и прикидывала варианты покушения. Было решено встречать легковой автомобиль Гейдриха на пути его следования из пригородного села Паненске Бржежаны в Чернийский дворец, где на дороге имелся крутой изгиб, и автомобиль объекта ликвидации вынужден был двигаться на минимально возможной скорости.

Но на самом деле сенсационное покушение ни в малейшей степени не напоминало акцию профессионалов, и ее успех – это скорее результат причудливого стечения обстоятельств.

В 10:30 утра 27 мая 1942 года машина Гейдриха на высокой скорости движется из замка в Паненских Бржежанах, где он жил с семьей, в Чернинский дворец, официальную резиденцию протектора. Машина перемещается без сопровождения охраны: шикарный открытый черный кабриолет «Мерседес-Бенц» 320 С, стоимость 9900 рейхсмарок, изготовлен по спецзаказу в октябре 1941 года, 78-сильный двигатель может выдать до 130 км/ч.

На пути к Тройскому мосту дорога делает крутой изгиб, там обязательно придется снизить скорость и притормаживать – оптимальное место для засады. Парашютист Йозеф Валчик подает своим товарищам сигнал зеркальцем о приближении машины. Когда «Мерседес» протектора притормаживает на крутом повороте, Йозеф Габчик вскидывает пистолет-пулемет Sten и нажимает спусковой крючок. Он целится в лобовое стекло – Гейдрих сидит рядом с водителем, но очереди нет – осечка.

Бросив отказавшее оружие, диверсант начинает отход, машина протектора, вместо того чтобы на скорости покинуть место покушения, останавливается: Гейдрих с водителем собираются преследовать диверсанта. Тут бросает бомбу Ян Кубиш, она рвется за правым задним колесом машины. Раненый осколком в лицо Кубиш отходит, Гейдрих пытается его догнать, но падает – он тоже ранен, прибывшие позже чешские полицейские доставляют его в госпиталь.

Около полудня Гейдрих был прооперирован в госпитале Буловка. Протектору была удалена селезенка, в которой оставались металлический осколок и фрагменты обивки автомобиля. 27 мая в госпиталь прибыл личный врач Гиммлера Карл Гебхардт. Он прописал больному большие дозы морфина. Утром 3 июня состояние Гейдриха улучшилось, но уже около полудня он впал в кому и умер на следующий день. Причиной смерти было указано заражение внутренних органов, ослабленных из-за удаления селезенки.

Существует распространенная теория, что причиной смерти Гейдриха был токсин ботулизма, которым была заражена граната. Британский микробиолог Пол Филдс, в годы войны занимавшийся исследованиями бактериологического оружия, якобы утверждал, что принимал участие в подготовке «Антропоида» и Гейдрих стал его первой «зарубкой на пистолете». Современные исследователи подвергают теорию сомнению, указывая на то, что отсутствуют какие-либо документальные подтверждения использования токсина ботулизма, и ни у Гейдриха, ни у раненного теми же осколками Кубиша не было выявлено типичных для ботулизма симптомов.

НЕКОТОРЫЕ ДЕТАЛИ ПОКУШЕНИЯ

Покушение выглядело не подготовленной акцией профессионалов, а какой-то неумелой самодеятельностью. Поначалу все шло без сучка и задоринки: наладили наблюдение на маршруте перемещения Гейдриха, выбрали удобное место и момент для засады, но в самый ответственный момент, когда можно было стрелять без помех и буквально в упор, отказал пистолет-пулемет.

Английский Sten вообще печально известен своей капризной ненадежностью и неточным боем, способностью самопроизвольно начать палить от встряски или дать осечку в самый ответственный момент. Но тут уж ничего не поделаешь: солдат не волен в своем выборе, какое оружие выдали еще в Англии, тем и пришлось работать. У Габчика был еще пистолет, но, не воспользовавшись им для завершения дела, диверсант, бросив Sten, убегает. Вместо того чтобы умчаться с места покушения, Гейдрих приказывает своему водителю обершарфюреру СС Йоханнесу Кляйну остановиться, намереваясь пуститься за диверсантом в погоню – лично, пешком!

В этот момент Кубиш метает свою бомбу (или гранату), но… промахивается: не попав в салон открытой машины, она ударяется о крыло (или капот) и закатывается под заднее правое колесо, где и взрывается. Как позже установят, лишь один-единственный малюсенький осколок, насквозь пробив боковую стенку «Мерседеса» и спинку сиденья, вместе с щепками и обрывками мундира попал в селезенку Гейдриха.

 

Поврежденная взрывом бомбы машина Гейдриха на месте покушения.

Рейхспротектор, не осознав еще, что ранен, выскакивает из машины и бросается в погоню за диверсантом, пытается стрелять в него из своего 7,65-мм вальтера ППК, но безуспешно. За Габчиком бросился уже водитель Кляйн, хотя он тоже ранен и контужен. Кляйн пытается стрелять из своего табельного пистолета, но тоже безуспешно: то ли осечка, то ли обойма пуста, то ли он вообще забыл снять оружие с предохранителя!

Убегающий Габчик заскакивает в мясную лавку, но его криками выдает хозяин лавки. Шофер Гейдриха ломится туда, и тут Габчик наконец вспоминает, что у него тоже есть пистолет: выхватывает, открывает огонь и ранит водителя-эсэсовца в ногу. Потом скрывается. Никакого отхода по плану: парни просто бежали сломя голову, куда глаза глядят, оставив на месте засады автомат с полным магазином, дамский велосипед, два кожаных портфеля, в одном из которых осталась вторая бомба, плащ и приметную кепку из верблюжьей шерсти с фирменным знаком торгового дома Bila labut.

О какой профессиональной состоятельности подобных диверсантов можно говорить? Впрочем, не будем строги к тем парням, да и вообще не нам их судить: за свои (и чужие) просчеты они заплатили самой дорогой ценой – своими жизнями. Конечно, они прошли подготовку на британских базах, в их активе были десятки парашютных прыжков и сотни часов на стрельбищах, но хладнокровными убийцами они так и не успели стать. Да и вообще они еще никого не убивали в упор – своими руками, глядя в глаза жертве. Ребятам элементарно было страшно: все, что запланировали и обговорили заранее, было в момент позабыто…

В истории чешского Сопротивления покушение на Гейдриха, безусловно, самое эпическое событие. Но оценка его последствий неоднозначна. В тот же день по всему протекторату было введено чрезвычайное положение, комендантский час, в Праге начались массовые обыски и аресты. Как полагают, за время той «большой облавы» было проверено аж 4 млн 750 тыс. человек, при этом в операции задействовали чуть не 450 тыс. полицейских, жандармов, солдат вермахта и частей СС, сотрудников различных структур и подразделений СД.

Даже если цифры и завышены, все равно более грандиозной полицейской облавы мировая история пока не знает. Было задержано 13 119 человек, а в первые же дни за «одобрение покушения» немцы расстреляли 231 человека, еще 42 – «за сокрытие оружия», 343 – за связи с заграницей и «укрывательство врагов рейха», 77 – за несообщение места жительства. Всего тогда казнили 1331 человека. Тогда же близ Праги каратели сожгли поселок Лидице, расстреляв всех мужчин старше 15 лет, отправив всех женщин на уничтожение в концлагерь Равенсбрюк, а детей – частью вывезли для «онемечивания», частью – отправили в газовые камеры концлагеря в Хелмно. Той же участи подверглось село Лежаки – оттуда и вела передачи рация парашютистов.

Собственно на диверсантов, совершивших покушение (Габчика, Кубиша и Валчика), и четырех их товарищей-парашютистов – все они укрывались в пражском православном соборе святых Кирилла и Мефодия – немцы с трудом вышли лишь к 18 июня 1942 года. Как всегда, помог предатель – Карел Чурда, тоже парашютист-диверсант. Его десантировали с борта британского самолета 28 марта 1942 года, но в организации покушения он участия не принимал, все это время скрываясь у родных.

16 июня 1942 года он явился в пражское отделение гестапо, сдав известные ему конспиративные квартиры. Устроив по указанным адресам облавы, гестаповцы вычислили последнюю базу диверсантов. Был приказ взять всех живыми, но парашютисты отбивались до последнего – когда патроны были на исходе, покончили с собой.

В ходе той гигантской облавы немцы практически полностью выкорчевали и подполье, и остатки британской агентурной сети. Как писал в своей официальной «Секретной истории УСО: Управление специальных операций в 1940–1945 годах» Уильям Маккензи, «цена оказалась крайне высокой: агентурная сеть, которая долго и тщательно создавалась с осени 1939 года, была уничтожена

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.