На палубу! Бердянский порт приглянулся датскому рейнджеру

В рамках акции “Підкажи міністерству” мы проанализировали, почему убыточная датская компания с короткой историей и владельцем, имеющим бизнес в Москве, собралась инвестировать в Бердянский морской торговый порт.

Украинские порты “с нетерпением” ожидают иностранных инвесторов. Инвесторы желают управлять украинскими портами и зарабатывать на перевалке грузов. Государство надеется отдать порты в концессию и заняться распределением полученной в результате прибыли. Но будет ли она? Кто и с чем готов прийти на украинский рынок портовых услуг? Небольшое расследование на примере не самого крупного украинского порта заставляет задуматься об этом.

Итак, по порядку. 15 июля заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк провел совещание с директорами морских торговых портов и ГП “АМПУ”. Чиновник обратил особое внимание на то, что государственными стивидорами должны быть предприняты все необходимые меры относительно создания равноправных и максимально прозрачных условий в портах для работы с иностранными инвесторами.

И, наверное, ни у кого из присутствующих не возникло сомнения, что в случае выявления злоупотреблений и создания преград директорами портов на пути иностранным инвестициям будут предприняты жесткие меры реагирования. Таким образом, был задекларирован режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов.

28 июля в эфире телеканала “112 Украина” все тот же замминистра Юрий Лавренюк заявил, что государственные компании в морских портах Украины подвергнутся внешнему независимому финансовому аудиту. Проведение экспертизы является обязательным пунктом новой антикоррупционной политики Министерства инфраструктуры.

Проведение аудита является обязательным для подведомственных предприятий Министерства инфраструктуры Украины, которые планируется передать в концессию. По словам чиновника, существует большое количество западных компаний, которые готовы стать их концессионерами, но они должны быть уверены в их благополучном финансовом состоянии.

“Это делается во имя того, чтобы государство, передав концессионеру определенный объект, было заинтересовано в том, чтобы мы предложили инвестору лучшие условия, и чтобы сам инвестор видел перед собой “чистый лист” относительно того или иного предприятия”, — отметил Юрий Лавренюк.

Забота об интересах инвесторов понятна. Однако сразу возникает вопрос: а как быть с аудитом самих инвесторов? Кто определяет их статус и компетентность? Какой механизм Мининфраструктуры разработало на случай злоупотреблений со стороны иностранцев?

Пока, похоже, никакого. Иначе бы история, о которой пойдет речь, просто не произошла бы.

Незадолго до заявлений замминистра, 11 июля, в МИУ под председательством замминистра Надежды Казначеевой прошла встреча с участием руководителя ГП “БМТП” Николая Ильина, начальника БФ ГП “АМПУ” Вячеслава Резникова и неназванных представителей компании, именующей себя Trade Institute Scandinavia. Об этом компания, позиционирующая себя в Facebook как “Консалтинг/бизнес-услуги”, 12 июля с гордостью сообщила на своей странице. Пресс-служба МИУ об этой эпохальной встрече почему-то не сообщила.

Уже 18 июля в адрес Бердянского порта поступило письмо от директора датской компании Royal Randers Ltd без подписи и печати. В нем некий Булат Р.А. просит порт до 19 июля предоставить информацию и ряд документов, в том числе правоустанавливающих и с ограниченным допуском, для проведения заседания Совета Бердянского морского порта (назначенного на 21 июля), посвященного как раз привлечению международных инвестиций.

 Каждый, кто когда-нибудь сталкивался с подобной документацией, понимает, что такой объем информации о госпредприятии за один день подготовить довольно проблематично. Тем паче в ответ на письмо без подписи. Тем не менее, учитывая важность вопроса, который, поставлен на контроль министерства, материалы начали готовить к передаче. Но кому?

Естественно, что подобная спешка потенциального инвестора вызвала ответный интерес к его нескромной особе. Оказалось, что официальный сайт компании зарегистрирован 5 июля 2016 года, то есть за 15 дней до заседания Совета порта и выглядит как шаблон, который даже толком не успели наполнить информацией.

Сайт зарегистрировала компания с названием Randers Anpartsselskab, юридический и фактический адрес места нахождения которой: Jorcks Passage 1C, 3. tv., 1162, København, (Копенгаген, Дания).

Электронная карта столицы Дании дает возможность увидеть по этому адресу здание на одной из улочек Копенгагена с вывеской Jorcks Passage — средних размеров четырехэтажный дом из красного кирпича, первый этаж которого занимает магазин игр и кафе, а остальные, вероятно, отданы под офисы.

Прозрачности ведения учета юридических лиц и доступности всей информации, в том числе финансовой, у Дании стоит поучиться. Любой желающий, может получить за несколько минут необходимую ему информацию из электронного реестра компаний.

Randers Anpartsselskab не случайно имеет тот же юридический адрес что и Royal Randers Ltd, она еще имеет одного и того же директора — Ростислава Анатольевича Булата, до апреля 2015 года, проживавшего в Киеве. Как видно из его страницы в социальной сети Linkedin, выпускника Киевского Национального экономического университета 1997 года и Naval Postgraduate School (Monterey, California USA) в 2003 году.

Более того, в Реестре датских компаний указано, что Royal Randers Ltd — это secondary name, то есть второе имя все той же Randers Anpartsselskab. Уставной капитал компании — 50 тысяч датских крон, по нынешнему курсу НБУ — это порядка 185 тысяч гривен. Компания зарегистрирована 10 мая текущего года и осуществляет два вида деятельности: 649900 — Другие виды финансовых услуг, за исключением страхования; 522920 — услуги брокеров.

Непонятно, каким образом Royal Randers Ltd она же Randers Anpartsselskab, с уставным капиталом около 185 тыс. грн. по курсу НБУ будет реализовывать многомиллионные инвестиционные проекты в Бердянском морском порту. Ведь на Совете Бердянского морского порта, который состоялся 21 мая данная компания была представлена, как профессиональная управляющая портфельными инвестициями в сфере портовой и аграрной логистики структура, готовая практически немедленно приступить к строительству зернового терминала (общий объем инвестиций в который оценивается в $20 млн).

Но это только завязка истории. На заседании Совета Бердянского морского порта официальный представитель будущего инвестора, имеющий доверенность или предъявивший устав предприятия и свои полномочия, отсутствовал. Вместо него на совете был представлен, как “контактное лицо компании-инвестора”, почему-то заместитель директора ООО “Аскет Шиппинг” Андрей Харченко. Это одна из украинских транспортно-экспедиторских компаний, не один год являющаяся клиентом Бердянского порта, которая стремится стать полноценным портовым оператором. Харченко проинформировал присутствующих, что компания Royal Randers Ltd передаст информацию по результатам встречи в уже знакомый нам по совещанию в Мининфраструктуры Trade Institute Scandinavia.

Оказывается этот “институт” — тоже не так давно созданная компания (июль 2014 года) которая имеет юридическое название Trade Institute Scandinavia IVS. В реестре указан собственник — компания Vitality To Life. Адрес регистрации обоих — знакомый Jorcks Passage 1C, 3. tv., 1162, København.

В датском реестре юридических лиц NNMarkedsdata по этому адресу зарегистрировано семь предприятий:

1.1000-Tallet ApS — (регистрация — 06.05.2016), управляющая — Alexandra Thomsen, собственник не указан;

2. Ansnei ApS (10.02.2106), совет директоров возглавляет Peter Kaare Thomsen, управляющий — Maxim Pak, собственник — Security N It Holding ApS;

3. Security N It Holding ApS (10.02.2016), управляющий — Peter Kaare Thomsen, собственник — Holding 2016 Ivs;

4. Holding 2016 Ivs (10.02.2016), управляющий и собственник — Peter Kaare Thomsen;

5. Randers Anpartsseiskab (10.05.2016), управляющий — Rostyslav Bulat, собственник не указан;

6. Vitality to Life ApS (22.08.2011), управляющийисобственник — Peter Kaare Thomsen;

7. Trade Institute Scandinavia Ivs (21.07.2014), административныйдиректор — Alexandra Thomsen, собственник — Vitality to Life ApS.

Как видно, эти фирмы размножаются “почкованием”, но во всех конечным бенефициаром является Peter Kaare Thomsen. В своем профиле в Linkedin он называет себя Professional Troubleshooter, что можно перевести, как жаргонизмом “решатель проблем”, так и официально “профессиональный санатор предприятий”.

Peter Kaare Thomsen в 1995-2001 годах учился в Royal Danish Defence College — Датском королевском колледже обороны, который закончил в числе лучших. Среди прочего здесь он изучал историю, политологию, экономику, боевые единоборства, сербскохорватский и русский язык (последним он владеет свободно). Столь обширные знания привели Петера в Россию, в которой он прожил в общей сложности четыре с половиной года. Три из них работал торговым представителем Дании в Екатеринбурге, и еще полтора — сотрудником посольства Дании в России.

Но это было позже. А сразу после учебы в военном колледже он пошел в консалтинговый и финансовый бизнес, которым фактически занимается до сих пор. Помимо уже перечисленных Петер создал еще несколько компаний — Secura A/S (Дания), Brigter AB (Швеция), Ansnei (Дания-Россия).

С 2015 года женат на Alexandra Thomsen, директоре двух его фирм, в девичестве — россиянке Александре Зверевой.

Армейские корни Петера дают знать и сегодня. Он является членом совета директоров общественной организации HPRD, объединяющей резервистов королевских вооруженных сил Дании. Связь с армией продолжается и в бизнесе. Компании, которыми Петер руководит лично — Brigter AB (Швеция), Security N It Holding ApS (Дания), Ansnei (Дания-Россия) — это охранные агентства, предоставляющие услуги телохранителей, в которые набирают людей со специфическим опытом.

17 мая 2016 года Петер описал в Facebook очередную поездку в Москву. Из этой информации можно понять, что потенциальный инвестор в украинский порт параллельно активно строит свой бизнес в российской столице.

Стоит также помнить, что охранный бизнес в РФ находится под контролем силовых структур, в первую очередь — МВД и ФСБ. Процедура лицензирования и дальнейшее осуществление подобной деятельности и, особенно, в Москве, практически невозможна без покровительства высокопоставленных сотрудников этих органов.

При этом, ни для кого не секрет, что многие сотрудники российских ЧОПов (частных охранных предприятий) — бывшие сотрудники спецподразделений армии, ФСБ и ГРУ — принимали участие в боевых действиях в украинском Донбассе как наемники.

Москва и Киев очевидно увязаны в деятельности “инвестора” из Дании. 24 июня на странице другого предприятия Peter Kaare Thomsen — Trade Institute Scandinavia в Facebook появилась запись, приглашающая всех желающих установить контакты в Москве: “38 деловых встреч уже назначены на следующей неделе в Москве, от имени наших членов. Должны ли мы назначить #40 от вашего имени? Напишите личное сообщение здесь или через наш сайт, если вам также нужны деловые контакты в России…”

Деловые контакты в Украине у датчанина тоже имеются. Если учесть, что интересы компании, аффилированной с Peter Kaare Thomsen, в Бердянском морском торговом порту фактически представляет сотрудник экспедиторской компании ООО “Аскет Шиппинг”. Сам Peter Kaare Thomsen при этом является Facebook-другом владельца “Аскет Шиппинга” Дениса Русина.

Возвращаясь к экономике предприятий, которые говорят о том, что их поддерживает Министерство инфраструктуры Украины, рассмотрим, например, Trade Institute Scandinavia. Для изучения показателей ее ликвидности и платежеспособности проанализирована ее корпоративная структура, бенефициар, из открытых реестров Дании получена информация о финансовой отчетности за 2015 год.

Основанная в 2014 году и находящаяся по одному адресу регистрации с компанией Randers Anpartsselskab, засветившейся в Мининфраструктуры и в Бердянском порту, Trade Institute Scandinavia IVS осуществляет только один вид деятельности, а именно — 702200 Консультации по бизнесу и другие вопросы управления.

Согласно финансовому отчету по результатам работы в 2015-м году Trade Institute Scandinavia IVS имеет баланс в размере 398 000 датских крон. Финрезультат — минус 171 тыс. крон или 632 тыс. грн. по курсу.

Прародитель всех компаний группы, в том числе и “Торгового института” — Vitality to Life ApS, зарегистрированная еще в 2011 году, тоже, мягко говоря, не блещет достижениями — валовый убыток в 2015 году составил 5000 крон.

Кажется, некоторым компаниям, которыми руководит “кризис-менеджер” Peter Kaare Thomsen, самим срочно нужен хороший специалист по антикризисным технологиям в бизнесе. Но нет, его тянет в Украину, “спасать” прибыльный и рентабельный порт, неподалеку от зоны боевых действий с российскими наемниками.

Напомним, что чистая прибыль Бердянского МТП в первом полугодии 2016 года составила 95,4 млн.грн.

Все вышеописанное позволяет сделать несколько выводов, не претендующих на истину в последней инстанции, но заставляющих задуматься, какого рода “инвесторы” ищут возможность зайти в порты Украины.

Компания Randers Anpartsselskab имеет уставной капитал $7,5 тыс. и создана только в мае 2016 года. Ни одна из вышеупомянутых компаний, конечным бенефициаром которых является Peter Kaare Thomsen, не имеет отношения к морским перевозкам или морским портам.

Опыт Peter Kaare Thomsen, как специалиста по санации убыточных предприятий бесполезен для Бердянского МТП как высокорентабельного прибыльного предприятия.

Peter Kaare Thomsen имеет давние и устойчивые связи в весьма специфических кругах Российской Федерации (МВД, ФСБ), а его бизнес в Москве (компания Ansnei), возможно, зависим от руководства силовых структур РФ.

Peter Kaare Thomsen игнорируя наложенные мировым сообществом экономические санкции в отношении РФ, проводит деловые встречи в государстве, признанном Верховной Радой Украины агрессором и осуществляет там предпринимательскую деятельность. Учитывая его регулярные визиты в РФ, указанные факты требуют отдельной проверки СБУ.

Организаторы встречи представителей компаний, контролируемых Peter Kaare Thomsen, с руководителями БМТП и БФ “АМПУ”, не провели комплекс мероприятий по проверке финансовой и экономической состоятельности датских “партнеров”.

И, наконец, главное. На наш взгляд, существует высокая вероятность, что подобная иностранная структура-“ширма”, является “стиральной машинкой” по отмыванию грязных денег, за которой стоят инвесторы из России или Украины. По каким-то причинам они не желают или не могут участвовать в прозрачной процедуре инвестирования в портовую отрасль Украины.

Конечно, можно закрыть глаза на все происходящее и внимать мантре, что только частный инвестор способен изменить ситуацию в морских портах. Но не рискуем ли мы получить кота в мешке, как минимум, или троянского коня, как максимум, в лице компаний, связанных с государством-агрессором?

Александр ГЛУЩЕНКО, Сергей БЕЛОУСОВ

http://www.ukrrudprom.ua

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.