Вся «подноготная» телевикторин и конкурсов. Чем чреваты подобные игры

«Какое небесное светило греет нас летом? — с придыханием спрашивает эффектная блондинка. — Ну, что же вы не звоните?! Назовите это слово и тот час же получите всего за один звонок тысячу, нет, две, а еще лучше — три тысячи гривен!!!». Пожалуй, подобные «стоны», нескончаемым потоком льющиеся на нас с экранов телевизоров, знакомы едва ли не каждому. Всевозможные конкурсы и телевикторины манят обывателя легкой наживой и откровенно банальными вопросами, ответы на которые не знать просто неприлично. Корреспонденты «ВВ» выясняли, что на самом деле кроется за красивой картинкой и чем чреваты подобные игры.

Не подпускайте бабушек к телефону

В редакцию «ВВ» пришло письмо от нашей постоянной читательницы из Керчи Светланы Гончаренко. На днях бабушку едва не хватил «кондратий», когда она взяла в руки счет за телефонные переговоры. В квитанции черным по белому значилось, что г-жа Гончаренко наговорила по телефону аж на 1,5 тыс. грн. Судорожно вспоминая, с кем же она могла так вдоволь нащебетаться, женщина пришла лишь к одному выводу: она звонила по одному из номеров, указанных на телеэкране, чтобы выиграть в телевикторине немного денег.

— Я долго набирала номер, но там постоянно было занято, — рассказывает Светлана Георгиевна. — Впрочем, это и неудивительно: не одна же я такая умная. Выиграть все хотят. Когда же удача мне улыбнулась и в трубке наконец послышались длинные гудки вызова, я приготовилась отвечать на вопрос ведущей. В ответ же я прослушала короткую «лекцию» о правилах игры, и связь оборвалась. Я вновь дозвонилась по этому номеру, и все тот же автоответчик сообщил мне, что я такая-то в очереди и должна подождать на телефоне своего выхода в эфир. Просидев так с добрых полчаса, я решила положить трубку и позвонить чуть позже.

В итоге Светлана Гончаренко так и не дозвонилась до вожделенной студии и даже уже забыла, что когда-то пыталась сыграть в телевикторине. И тут спустя некоторое время ее память «освежил» тот самый счет с астрономической для пенсионерки суммой. Скрыть столь внушительную «недостачу» от родных она не могла, поэтому обратилась за помощью к дочери. Та, конечно же, заплатила по маминым долгам, но провела с ней долгую разъяснительную беседу о «сыре в мышеловке». С тех пор наученная горьким опытом Светлана Георгиевна не только сама сторонится, как черт ладана, всех викторин, но и стращает этой историей своих знакомых и друзей.

Если не я, то кто?!

По мнению психологов, большинство попавшихся на «телеудочку» обывателей сами толком не могут объяснить, что же их так тянет в игру. «Я больше чем уверен, что здесь что-то не так, — делится с нами еще одна «жертва телевизора», киевлянин Николай Марченко. — Но ничего не могу с собой поделать. Когда ты видишь на экране банальное слово, за которое тебе отвалят кучу денег, и при этом в студию никто не звонит, рука сама тянется к телефону. Плюс наше извечное славянское — «авось» и алчность».

Если же присмотреться повнимательней, то зачастую симпатичная ведущая или ведущий несет с экрана полный бред, размахивает руками, с надрывом в голосе кричит, что всего один звонок на корню изменит вашу жизнь и вообще чего вы ждете?! «Звоните! Звоните! Звоните!» — чуть ли не со слезами на глазах стонут они с экранов. А ведь показная нервозность ведущего и напряженность ситуации напрямую передаются телезрителю: если сейчас же не позвоните именно вы, то это первая сделает соседка тетя Клава. И, естественно, уведет у вас из-под носа огромные деньжищи.

Стоит также добавить, что на подсознательном уровне подобные телевикторины завораживают еще и постоянно мигающими надписями и бегущими строками, пронзительным звуком отсчета последних секунд, минимумом одежды на ведущей (для мужчин) и смазливой мордахой ведущего (для женщин). Плюс, о Боже! Звонки других телезрителей, дающих неправильный ответ. Вот и выходит, как в той песне: «Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки…»

Законы о запрете таких игр «прокатили»

О подобных схемах изощренного обмана впору писать учебники и многотомные пособия. Эксперты и правоохранительные органы неоднократно предостерегали доверчивых граждан о «неблагонадежности» интерактивных развлечений. Вот только почему-то жертв от этого меньше не становится.

Не так давно Нацсовет по вопросам телерадиовещания принял решение «О рекомендациях Национального совета относительно трансляции в эфире передач, которые могут нанести финансовый ущерб телезрителям». Согласно нормам этого документа, психически здоровый и адекватный человек должен самостоятельно решать дилемму, воздерживаться ли ему от того или иного желания или порыва. А несовершеннолетние граждане (по статистике, именно они чаще всего звонят на платные номера) являются лицами недееспособными, и ответственность за их действия несут родители.

Организаторы подобных телешоу должны указать на экране, что звонок к ним в студию является платным и обязательно «вывесить» стоимость минуты разговора. Остальное — только на ответственности самого телезрителя, говорится в предупреждении Нацсовета.

Побороться за права украинцев попытались и народные депутаты. В Верховной Раде до сих пор «пылится» законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно недопущения злоупотреблений доверием телезрителей). В частности, планировалось внести изменения в статью 62 этого закона, запретив на телеэкранах трансляцию подобных программ и шоу. Однако документ был заблокирован самими же народными избранниками, и на рассмотрение даже не подавался.

Проигнорировали парламентарии и обращение депутатов от БЮТ Елены Кондратюк и Николая Баграева, которые еще в прошлом году требовали уведомлять телезрителей о стоимости звонков большими буквами, занимающими не менее 20% площади экрана, и запретить трансляцию игр на центральных телеканалах.

Заработки ушлых дельцов исчисляются миллионами гривен

То, что «лохотроны» до сих пор живы, говорит только об одном: за их «спиной» стоит мощнейшая армия юристов, досконально знающих, а главное, пользующихся всевозможными лазейками в украинском законодательстве. Одной из таковых, например, является закон об обязательном использовании в эфире «ридной мовы».

Телеканалы получают деньги не только за предоставление эфирного времени, но и за то, что «перекрывают» недостачу транслирования программ на украинском языке по количеству часов. На практике в прайм-тайм показывают только русскоязычные программы. А телевикторины, которые, как правило, работают в ночное время суток, — на украинском. Вот и получается, что канал «отработал» нужный процент и спрашивать с них нечего.

Еще одной уловкой является тот факт, что большинство из «разводящих» фирм зарегистрированы за границей. С телеканалом они лишь заключают договор на трансляцию. Ведь если внимательно всмотреться в экран, то ни адресов, ни прямых телефонов организаторов вы там не увидите. А значит, и претензии предъявлять не к кому.

Тем временем на извечной жажде наживы и азарте организаторы телевикторин зарабатывают сумасшедшие деньги. Несложно подсчитать, что если позвонивший ждет на линии минут пять, то такой звонок ему обойдется минимум в 150—200 грн. (стоимость звонка колеблется в пределах 6—15 грн. за минуту. — Прим. авт.). И это только с одного игрока. При этом на мини-АТС, обслуживающую такой номер, «вешается» порядка 4 тыс. ячеек входящих звонков. Вот и считайте: если даже кому-то одному посчастливится дозвониться, то остальные 399 человек остаются с носом. В итоге «навар» организаторов от одной программы может достигать 1,2 млн грн. в месяц.

Олег ПОНОМАРЕВ

КОМПЕТЕНТНО

Василий Мирошниченко, кандидат юридических наук, юрист:

— По сути любое подобное шоу является некой рекламой или продуктом, за которые вы платите деньги. И за свои средства вы можете требовать от этого «продукта» соответствующего качества. Если вы почувствовали себя обманутыми, то вправе подать в суд за заведомо ложную информацию, введение в заблуждение или недостаточную или искаженную информацию. Вероятность принятия судом решения в вашу пользу достаточно высока. Вот только не все сильны в юриспруденции или просто не хотят связываться с аферистами. Ведь намного легче откупиться и больше не попадаться на эту наживку.

Официально:

Владимир Полищук, руководитель пресс-службы милицейского главка в Киеве:

— Лично меня как обывателя все эти игры просто раздражают. Ведь видно же невооруженным взглядом, что с людей попросту цинично выкачивают деньги. Зачастую организаторы прикрываются тем, что они якобы предупреждают телезрителей о коммерческой составляющей подобных программ. Например, пишут на экранах, что звонки платные или выбор игрока осуществляется системой случайно.

С другой стороны, в действиях организаторов игры просматриваются признаки мошенничества (ст. 190 Уголовного Кодекса Украины. — Прим. ред.), и по нашему требованию несколько каналов уже прекратили трансляцию подобных викторин. На других же каналах юристы, пользуясь несовершенством законодательства, отстаивают права фирм, и те продолжают обманывать людей. Были бы у нас все рычаги воздействия, мы давно бы прикрыли эту «лавочку».

Буква Закона:

Законодательством трансляция телевикторин никак не урегулирована: они даже не подпадают под статьи Законов «О лотереях» или «Об игорном бизнесе». Поэтому, если организаторы таких передач никакой ответственности за свои деяния не несут, то и жаловаться в милицию нет смысла — в возбуждении дела игроку попросту откажут. В милиции лежат тысячи заявлений пострадавших, но ответ на них, как правило, всегда один — нет состава преступления. Единственным же проступком на ниве азарта может быть только уклонение от уплаты налогов. Но это уже, как говорится, из другой оперы.

Источник: vnews.info

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий