ЗОЛОТЫЕ МОСТЫ. Как в Запорожье строят мостовые переходы через Днепр. Хроники скандальной стройки

Первый этап: 1978-1980гг.Первый проект технико-экономического обоснования мостового перехода через р. Днепр был выполнен институтом Киевским филиалом «Союздорпроект» и институтом  «Гипроград» в 1980г, а заказан он был в 1978 году.  Основой для проектирования служил ранее действующий генеральный план города Запорожья  на период 1965-1985гг.,  где была предусмотрена трасса мостов в створе балки Капустянки (красная вода) – остров Хортица — р. Старый Днепр.

В тот период председателями облисполкома были Демьянов Н.Н., Москальков П.И., председатель горисполкома  Васильев В.Ф.  В технико-экономическом обосновании мостов через р. Днепр предусматривался один вариант трассы — балочно-вантовый мост с пересечением о. Хортица по существующему рельефу. На тот период началось экологическое общественное движение в защиту  о. Хортица.

Проект рассматривался с участием средств массовой информации, экологической общественности под председательством председателя горисполкома Васильева В.Ф.     и, в итоге бурного обсуждения проекта и доказательств с двух сторон, проект трассы моста был отклонен и дальнейшее проектирование приостановлено до 1987 года.  Остановка в решении проблемы 7 лет.

 Второй этап: 1987-1988гг.

 В связи с интенсивным развитием промышленности и жилищного строительства в городе, транспортная проблема становилась все острее. Второй попыткой решить проблему мостов было поручение Госплана СССР              и Госстроя СССР, Совета Министров СССР  от 28.12.1987г.  С участием Госплана УССР, Госстроя УССР, Минжилкоммунхоза УССР, Минтранса УССР, Министерства мелиорации УССР,  Госкомитета по охране природы УССР, Минкультуры УССР была создана комиссия  по выбору трассы мостов, которая рекомендовала разработать тоннельный вариант через о. Хортица, надземный переход через о. Хортица, южный обход о. Хортица, технико-экономическое обоснование реконструкции мостов Преображенского.

Акт по выбору варианта трассы был утвержден 9 декабря 1987 года, после корректировки технико-экономического обоснования и прохождения согласований городскими, областными организациями и Республиканскими Министерствами, ни один из 3-х подвариантов не был согласован. Категорические возражения высказали: Академия наук УССР, Министерство культуры УССР, Комитет по охране природы УССР, Украинское общество охраны памятников истории и культуры. В итоге, разногласия Министерств рассмотрела Правительственная комиссия по поручению Совета Министров УССР, которая вынесла окончательный вердикт. Вариант № 1 и № 3 отклонены, как неприемлемые из-за высокой стоимости и вредного воздействия на экологию (№ 1) и исключительно неблагоприятных характеристик транспортной связи для населения  (№ 3 – южный обход о. Хортица). Рекомендован к проектированию вариант № 2А – ниже мостов Преображенского.Перерыв в решении проблемы  8 лет.

 Третий этап: 1996-1999гг:

 Началась проработка трассы мостов по варианту № 4 (предыдущий вариант    № 2А) с согласия национального заповедника о. Хортица, однако, акт выбора трассы по этому варианту не был утвержден председателем облгосадминистрации  Похвальским В.В. (причина— загрузка транспортом Прибрежной магистрали и зоны отдыха горожан).
В связи с частой сменой губернаторов, вопрос утверждения  трассы мостов долго рассматривался у Куратченко В.А., Кучеренко А.Ю., в итоге акт бы
л утвержден в ноябре 1998 года. В течение 1999 года велись только переговоры с фирмой «Чимолай» (Италия) об инвестиционном проекте строительстве мостов, однако вопрос не решался из-за несовершенного законодательства Украины о платном проезде по мостам.

 Четвертый этап 2000 – 2005 гг.:

 Назначен губернатор Карташов Е.Г., избран городским головой Поляк А.В. Программой городского головы Поляка А.В. заявлено о решении приоритетных проблем города, накопившихся за последние 25 лет:

— решение транспортной проблемы в городе (новые мосты, ликвидация аварийного состояния автодорожного проезда по плотине ДнепроГЭС, реконструкция арочного металлического моста, путепровод по ул. Космической, реконструкция проспектов и улиц города Запорожья, комплексная реконструкция и благоустройство пр. Ленина, пр. Металлургов, ул. Победы, ул. 40 лет Советской Украины и т.д.)

Первостепенная задача: разработка и утверждение нового технико-экономического обоснования «Автотранспортной магистрали через реку Днепр в городе Запорожье» по варианту № 4.  Выполняя данное обещание избирателям  сдвинуть с мертвой точки многолетнюю проблему строительства мостов через р. Днепр, в высшие органы власти направлены ходатайства о выделении бюджетных средств на проектирование мостов:

Подготовлено предложения народному  депутату Украины  Я.М. Сухому
о внес
ении поправки к Закону Украины  «Про концессию по строительству и
эксплуатации а
втомобильных дорог»  ноябрь 1999 года

—    Премьер — Министру Украины В.А. Ющенко   01.02.2000 № 01-09/131

—    Кабинету Министров Украины   06.11.2000 №01-09/14-99

—    Принято решение сессии городского Совета о создании коммунального предприятия «Мосты Запорожья»  11.01.01 № 15

—   Президенту Украины Л.Д. Кучме за подписью городского головы Поляка А.В.  22.03.01 № 01-09/365

—  Городским головой утвержден протокол «О проектировании и строительстве
мостов
через р. Днепр в г. Запорожье»  23.04.01

—   Утвержден городским головой  и областной государственной администрацией протокол заседания комиссии по выбору трассы мостового перехода по варианту № 4 23.04.01

—  Заключен трехсторонний договор (Облгосадминистрация, Городской голова, «Киевсоюздорпроект») о разработке ТЭО «Автодорожной магистрали через р. Днепр» 27.04.01
—   
Облгосадминистрацией совместно с горисполкомом создана рабочая группа по координации действий на подготовку к строительству мостов       с постоянным контролем за ходом проектирования  21.06.01

—   Обращение городского головы к  Премьер — Министру Украины  Кинаху А.К.19.07.01 № 01-11/1050

—   Поручение городского головы о передаче функций заказчика ГКП «УКС Запорожского горисполкома»  04.09.01

—   Обращение городского головы в адрес Минэкономики Украины
о согласовании процедуры
по покупке услуг у одного исполнителя
(институт «Киевсоюздор
проект»)   25.12.01 № 01-07/1881

—   Обращение городского головы к председателю Бюджетного комитета
Верховного Совета Украины
о выделении средств на строительство мостов  11.11.02 № 01-07/1725

—   Обращение  Запорожской областной государственной администрации
в Верхо
вный Совет Украины о выделении средств на строительство мостов  18.11.02 № 08-15/2076

Кроме официальных обращений, городским головой Поляком А.В., Карташовым Е.Г. решался вопрос о проектировании с Президентом Украины Кучмой Л.Д., Премьер – Министрами Украины Ющенко В.А., Кинахом А.К., Януковичем В.Ф., в Министерстве экономики Украины, Министерстве финансов Украины, Министерстве культуры и искусств Украины, Министерстве экологии и природных ресурсов Украины.

В процессе торгов с институтом «Киевсоюздорпроект», стоимость работ снижена с 1200 тыс.грн. до 996 тыс.грн. Технико-экономическое обоснование выполнялось институтом «Киевсоюздорпроект» с участием институтов «Гипроград», «Укринжгеодезия» в очень сжатые сроки и закончено в ноябре 2001 года. Проект согласован без замечаний городскими службами и службами областного подчинения.

В установленном порядке проект был направлен в центральную службу «Укринвестэкспертизы» г. Киев и получено положительное заключение № 34 от 19.09.02  о строительстве мостов по варианту № 4. Кроме того технико-экономическое обоснование  рассмотрено и согласовано:в исполкоме городского совета        в облгосадминистрации с приглашением руководителей крупных промышленных предприятий города, городского головы, райадминистраций, средств массовой информации и телевидения, на заседании руководителей депутатских комиссий  Запорожского городского совета, Национальным заповедником о. Хортица, Министерством культуры и искусства Украины, Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Министерством охраны здоровья Украины, Главным управлением государственной администрации  пожарной охраны МВД Украины, Госнадзорохрантруда  Украины, Научно-техническим советом Госстроя Украины

Материалы технико-экономического обоснования утверждены распоряжением Кабинета Министров Украины от 23 апреля 2003 года № 223-р с нижеследующими технико-экономическими показателями: длина трассы магистрали   9,1 км, в том числе: мост через р. Днепр  660 м,  мост через Старый Днепр   260м, сметная стоимость строительства          1756303,36 тыс.грн., в том числе пусковой комплекс  1249082,0 тыс.грн.строительно-монтажные работы, всего    1084339,38 тыс.грн.из них пускового комплекса 603129,9 тыс.грн.                                    

В процессе  согласования проектов поступили возражения от группы народных депутатов по строительству мостов через о. Хортица с предложением о выносе трассы мостов за пределы о. Хортица — Южный обход (Лесь Танюк), Северный обход (Матвиенко А.С.).

В результате обсуждения на сессии городского совета с участием народных депутатов Украины, Председателя бюджетного Комитета Верховного Совета Украины Порошенко П.А., сессией городского совета 09.09.02г № 4,  было принято решение об обращении к Президенту Украины Л.Д.Кучме, Верховному Совету Украины и Кабинету Министров Украины  о незаконном  вмешательстве в местное самоуправление города.

В результате этого было принято Постановление Верховной Рады Украины с предложением Кабинету Министров предусмотреть средства в государственном бюджете 2003 года за счет капитальных вложений для проектирования мостового перехода в сумме 14,0 млн.грн.

На основании утвержденного ТЭО инвестиций в 2003-2004 годах был разработан проект «Автотранспортной магистрали через р. Днепр в г. Запорожье». Данный проект также был рассмотрен центральной службой «Укргосинвестэкспертиза» и получил положительное комплексное заключение от 21.09.04 № 94.

В составе комплексного заключения экспертизы выдали свои положительные заключения следующие Министерства: Министерство экологии и природных ресурсов Украины от 21.09.04,  № 224 Министерство охраны здоровья Украины от 18.06.04 № 2, Госнадзорохрантруда Украины (Киевский ЭТЦ) от 20.08.04 04В № 04-5112-4332, Государственный департамент пожарной безопасности МЧС Украины от 24.05.04 № 17/3/1582.
На основании положительного заключения «Укргосинвестэкспертизы», распоряжением Кабинета Министров Украины от 28.10.04 № 794-р был утвержден проект и титул строительства автотранспортной магистрали через р. Днепр в г. Запорожье, согласно которого в 2004 году было предусмотрено выделение средств из государственного бюджета в суме 85
,0 млн.грн.

Процедурой проведения открытых тендерных торгов на право строительства автотранспортной магистрали через р. Днепр была определена генеральная  подрядная строительная организация ОАО «Мостобуд» — победившая в тендерных торгах.

Выделенные средства были направлены на выполнение работ подготовительного периода: строительная площадка укрупнительной сборки элементов пролетных  металлических конструкций новых мостов через р. Днепр та р. Старый Днепр и начато сооружение мостовых опор через р. Днепр. Объем выполненных работ, по состоянию на 01.01.05, составляет 70,2 млн.грн.

 2002 год. 

 19 марта 2002.

Во время рабочей поездки в Запорожскую область Президент Украины Леонид Кучма побывал на месте предполагаемого строительства мостовых переходов и лично убедился в том, что для запорожцев — новые мосты жизненно важная необходимость.

 12 августа 2002 года постановлением Верховной Рады №140 одобрено финансирование.

В Запорожье побывали четыре парламентских комиссии, которые изучали ситуацию  со строительством мостов. Результат — во втором чтении законопроекта о Госбюджете-2003 строительство запорожских мостов поддержали 364 народных депутата Украины.

 2003. Распоряжением Кабмина №223-р утверждено технико-экономическое обоснование инвестиций автотранспортной магистрали с окончательным утверждением проекта. Постановою уряду від 17.07.03 № 1092 “Про затвердження переліку об’єктів, що фінансуються за рахунок державних централізованих вкладень в 2003 році”  передбачено виділення 14 млн. грн. на проектування та будівництво автотранспортної магістралі. Станом на 15.10.03 р.  реально отримано 9,2 млн.грн., з місцевого бюджету 1 млн.грн. Переможцем відкритого тендера з розробки проектно-кошторисної документації став інститут АТЗТ “Київсоюзшляхпроект”.

 Октябрь 2003 года.

Депутаты Запорожского горсовета направили обращение Президенту, Верховной Раде и кабинету министров. «Виконком Запорізької міської ради частково фінансуватиме хід робіт та буде вирішувати питання залучення інших джерел фінансування. Міністерству економіки і європейської інтеграції України подано пропозицію щодо будівництва на концесійній основі.Запорізька міська рада звертається до вас з проханням виділити в 2004 році 90 млн.грн. капіталовкладень на будівництво автотранспортної магістралі та сподівається, що наступний рік буде початком вирішення нагальної транспортної  проблеми в м. Запоріжжі”.

 15 октября 2003.

Депутати міської ради затвердили рішення „Про вирішення питань погодження місця розташування автотранспортної магістралі через р. Дніпро в Орджонікідзевському, Ленінському та Хортиць кому районах м. Запоріжжя”.   Рішенням передбачається погодження місця розташування автотранспортної магістралі на земельній ділянці загальною площею 98,45 га в межах міста Запоріжжя. Згідно з прийнятим рішенням, комунальне підприємство „Управління капітального будівництва Запорізького міськвиконкому”  може виконувати проектно-вишукувальні роботи на земельних ділянках після отримання згоди землекористувачів на вилучення земельних ділянок.

 16 октября 2003

В Запоріжжі пройшли громадські слухання з питань будівництва мостових переходів через р. Дніпро.Під час слухань свої оцінки з питання будівництва мостових переходів через р. Дніпро висловили експерти: начальник управління земельних ресурсів Олександр Цвіркун, директор Національного заповідника Хортиця Георгій Крапивка, директор Південної гідроархеологічної філії, Інституту археології НАН України М.Остапенко, науковий співробітник Південної гідроархеологічної філії, Інституту археології НАН України Д. Кабалія, а також небайдужі до проблем міста представники політичних партій, громадських об’єднань, працівники державних та муніципальних організацій, представники громадськості, торгівлі, малого та середнього бізнесу, жителі міста. Мер Запоріжжя повідомив учасникам слухання, що фінансування будівництва мостів в Запоріжжі не включено до першого читання Держбюджету на 2004 рік.

 23 октября 2003

Финансирование проектных работ и строительства мостов через Днепр будет вынесено на голосование в парламенте во время второго чтения законопроекта о Госбюджете-2004, заявил мэр Запорожья Евгений Карташов, который, во время рабочей поездки в Киев, провел ряд переговоров с народными депутатами Украины. Ссылаясь на заверения руководителя фракции «Регионы Украины» Раисы Богатыревой, заместителя главы Бюджетного комитета Людмилы Супрун, народных депутатов от Запорожья и области, Карташов выразил надежду, что во время второго чтения народные депутаты проголосуют за «отдельную строку в Госбюджете, которой будет предусмотрено целевое финансирование строительства запорожских мостов».

31 октября 2003 

Вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник проводит заседание Межведомственного координационного совета в Киеве, где побывали городской голова   Евгений Карташов, заместитель главы области Лариса Сизинцова, народные депутаты Украины  Александр Пеклушенко, Геннадий Горлов, Ярослав Сухый.

5 ноября 2003.

 Премьер-министр Украины Виктор Янукович и первый вице-премьер-министр, министр финансов Украины Николай Азаров во время встречи с мэром Карташовым обещают включить финансирование  строительства мостовых переходов  Запорожья  на рассмотрение  Верховной Рады во втором чтении Госбюджета-2004.

 7 ноября 2003.

 Глава парламентской фракции НДП Пустовойтенко, приехав в Запорожье, обещает, что его фракция поддержит включение в госбюджет строчки о  выделении 80 млн. грн. на строительство запорожских мостов.

 13 ноября 2003.

 Народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Геннадий Руденко поддерживает инициативу запорожцев по строительству новых мостовых переходов. Об этом он заявил во время рабочей встречи с руководителями региональной власти и промышленных предприятий области, где подводились итоги выездного заседания парламентского Комитета, работавшего в Запорожье 12-13 ноября. Во время второго чтения законопроекта о Госбюджете — 2004, Комитет по экологической политике подержит предложение местной власти о целевом финансирование дальнейших работ проектированию и строительству мостовых переходов через реку Днепр в городе Запорожье.

 17 ноября 2003.

 Турецкая компания «Энерджи Япи груп»  готова  вкладывать инвестиции в строительство запорожских мостов, сообщает городскому голове Евгению Карташову президент компании  Сулейман  Хамит  Мюфтигиль во время  рабочей встречи в горисполкоме. По его словам,  турецкие специалисты  прибыли в Запорожье, чтобы  изучить  разработанный проект, составить      финансовые расчеты  строительства мостовых переходов, после чего можно вести разговор о привлечении инвестиций. Евгений Карташов подчеркнул, что  взаимовыгодное сотрудничество в  ходе строительства автотранспортной магистрали  возможно, однако  турецкая компания должна  детально ознакомиться со всеми   вариантами мостовых переходов, внести свои предложения по оптимизации строительных работ. 

 16 февраля 2004.  

Первый вице-премьер Украины Николай Азаров во время визита в Запорожье обещает помочь городу построить мосты, закончить ремонт плотины Днепрогэс и  погасить «льготные долги» по транспорту.

 23 февраля 2004.

Премьер-министр Украины Виктор  Янукович обещает запорожцам поддержку в строительстве мостов через Днепри  заверяет, что правительство возьмет под контроль целевое финансирование проектных и строительных работ по мостам.  Карташов предлагает  Януковичу заложить символичный камень на месте строительства новых мостовых переходов. Премьер не возражает.

 27 февраля 2004. 

В Запорожье с визитом по случаю 65-летия Запорожской области прибывает премьер Янукович и закладывает  памятный  знак  на месте строительства   новых  мостовых переходов.

4 июля 2004.   МОСТЫ БУДУТ ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ

Премьер-министр  Украины Виктор Янукович  с рабочей поездкой на Днепрогэсе. Перед входом в машинный зал городской голова Евгений Карташов, губернатор Владимир Березовский председатель ОАО «Мостострой» Юрий Иржицкий, главный  инженер генпроекта Иван Панасюк, главный инженер проекта больших мостов Михаил  Корнеев, начальник УКСа горисполкома Иван Сухомлин представляют премьеру  макет новых мостовых переходов через Днепр, прилегающих транспортных развязок. 

Виктор Янукович подтверждает, что берет запорожский проект под свой патронат, обещает  рассмотреть вопрос о начале строительства  автотранспортной магистрали  на  ближайшем  заседании  Кабинета Министров.  

На пресс-конференции после съезда, уже в качестве  кандидата в Президенты Украины, обращаясь к запорожцам, глава правительства заявляет:   «Через 5 лет, будучи Президентом, я вместе с вами буду  открывать новый мост через Днепр!»

 27 августа 2004.

 Премьер-министр Виктор Янукович подписывает  распоряжение Кабинета министров, которым утверждает титул строительства автотранспортной магистрали через Днепр.  В  документе    расписаны объемы  капиталовложений  на каждый год,  источники финансирования  строительно-монтажных работ. На первом этапе  выделяется 5 миллионов гривен  за счет  государственных субвенций и 80 миллионов гривен  по линии «Укравтодора». Первый транш  13 миллионов гривен  запорожцы уже получили,    стройбригада генерального подрядчика  АО «Мостобуд»  приступила к работам на левом берегу Днепра.

 30 августа 2004.

 Стройплощадка готовится в районе  установки опор будущего моста. Здесь   начнется  бурение скальных пород, строительство фундамента  под первую опору и  монтажные работы  по  ее установке. Городской  голова Евгений Карташов поздравил  подрядчиков  с  первым  рабочим днем на  строительстве запорожских мостов  и сам  забил первый  колышек на   месте, где будет установлена  мостовая опора № 1.  30 августа  войдет в историю Запорожья, как первый день начала строительства новых мостов.    

 27 октября 2004.

 Кабинет министров утвердил новый титул  строительства  мостовых переходов через  Днепр. Правительство приняло во внимание  расчеты  Центральной службы   «Укринвестэкспертизы», которая  предложила  увеличить смету  проекта на 200 миллионов гривен. Первоначальная стоимость проекта строительства  мостовых переходов составляла 1 млрд. 765 млн. грн. Государственные эксперты   учли  повышение  цен на металл, стройматериалы, строительно-монтажные работы  и, в  конечном итоге, Кабинет министров  утвердил  общую сметную стоимость строительства  автотранспортной магистрали  через Днепр   в сумме 1 млрд. 904 млн. гривен

 24 февраля 2005.

 В Киеве проходит  встреча премьер-министра Украины Юлии Тимошенко и городского головы Евгения Карташова. В  ходе беседы обсуждаются проблемы и перспективы социально-экономического развития города,  наполнения бюджета,  детенизации экономики, выполнения социальных программ. По словам главы правительства, строительство запорожских мостов будет продолжено и финансирование войдет в нормальный график. Карташов  приглашает Юлию Тимошенко побывать с рабочей поездкой в Запорожье.   

 23 марта 2005.

В Верховной Раде проходит  заседание бюджетного комитета Верховной Рады, которое продолжается  до  утра. Строчки о финансировании строительства запорожских мостовых переходов в 2005 году больше нет. По словам заместителя городского головы Валентина Малыш,  к утру члены бюджетного комитета утвердили новую редакцию  законопроекта о  Госбюджете, где «наши 80 миллионов на строительство мостов больше не значатся».

25 марта 2005.

Верховная Рада приступила к рассмотрению законопроекта о внесении изменений в государственный бюджет на 2005 год. Первый заместитель главы бюджетного комитета Людмила  Супрун  сообщает, что  «строчку о  выделении  80 миллионов на строительство запорожских мостов удалось вернуть, и есть  надежда, что депутаты проголосуют за бюджет в целом».

17 мая 2005. РАБОТА В ПОЛСИЛЫ

В  Госбюджете Украины на 2005 год предусмотрено  финансирование строительства запорожских мостов в сумме 80 млн. грн. В апреле 2005 года  город получил  первые 8 миллионов гривен,  а с мая по декабрь «Укравтодор» будет перечислять на строительство запорожских мостов ежемесячно  по 9 млн. грн. И.о. председателя «Укравтодора»  Николай Березовский подписал распоряжение, которым разрешил перераспределить  плановые расходы специального государственного фонда с декабря на май. Учитывая сезонный характер работ, запорожские  мостостроители   в мае получат  14 млн. грн, а в декабре – соответственно — 4 млн. грн. Продолжая поиск источников финансирования строительства мостовых переходов,  Бюджетный комитет Верховной Рады дал согласие на привлечение иностранных инвестиций на строительство мостовых переходов через Днепр в Запорожье. Запорожским специалистам поручено рассчитать срок окупаемости мостов. Чтобы построить мосты за  шесть лет, ежегодные поступления должны составлять не меньше 240 млн.грн. На сегодняшний день, по словам начальника УКСа горисполкома Ивана  Сухомлина запорожские «мостовики» работают «вполсилы».

 4 июня 2005

 Президент Украины Виктор Ющенко находится в Запорожье с однодневной рабочей поездкой.
Главу государства сопровождает премьер-министр Юлия Тимошенко. Остров Хортица, казаки, конный театр. О мостах – ни слова.
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сообщила присутствующим о запланированном на ближайшее время выездном заседании Кабинета министров в Запорожье, которое будет посвящено проблемам области.

 7 июля 2005.

У приміщенні інституту «Діпромісто» (Київ) відбулося перше засідання робочої групи з вивчення питань будівництва автотранспортної магістралі через Дніпро під керівництвом Першого заступника Державного секретаря України Івана ВАСЮНИКА .
Як повідомив начальник управління капітального будівництва міськвиконкому Іван Сухомлин, під час першого засідання проектувальники представили всі погоджувальні документи,які дозволили розпочати будівництво мостів через Дніпро:

-Ми ще раз звернули увагу державної комісії на те, що ці документи готували не політики, а фахівці своєї справи. А фахівцям,науковцям треба довіряти при будь-якій владі. Тож усі вимоги про додаткові експертизи лише затягують час. Я впевнений, що керівники України ще згадають «незлим тихим словом» тих розумників, які втягнули їх у цю дискусію. Сьогодні до нас звернулися ветерани Великої Вітчизняної війни, що живуть на Правому березі, які теж збираються їхати до Києва і там голодувати. Вони говорять, що під час війни пережили більші страждання, захищали Дніпро і тепер готові захищати мости. Наскільки мені відомо, вчителі, медики, підприємці теж збирають підписи, щоб відправити їх Президенту, а жителі Хортицького району налаштовані проводити акції громадської непокори та перекривати греблю Дніпрогесу. Залишається питання-кому це потрібно? Адже виконано вже 8% від загального обсягу робіт, витрачено понад 100 мільйонів державних коштів, є всі правові підстави для будівництва. Тож невже 5 наших земляків, що займають хибну позицію, голодуючи на майдані,зупинять будівництво мостів та зруйнють мрію усього міста?!

8 июля 2005.

Депутат обласної ради, голова депутатської комісії з питань розвитку підприємництва Сергій Ольшанський розпочав збір підписів серед підприємницьких кіл  Запоріжжя та області на підтримку будівництва мостів через  Дніпро. Серед тих, хто підтримав ініціативу депутата відомі запорізькі бізнесмени Володимир  Івахов, Михайло Полковніков, Тім Самарський та інші. Звернення підтримали  депутати  Запорізької, Енергодарської, Дніпрорудненської міських рад. Збір підписів на підтримку будівництва мостів  через Дніпро   організували депутати Запорізької міської  ради. 

17 июля 2005.

Депутати Запорізької міської ради шлють листа Ющенко: Ми наполягаємо на спорудженні мостів у Запоріжжі.

27 июля 2005. МИТИНГ В ЗАЩИТУ МОСТОВ

В  Запорожье  у стен областной госадминистрации состоялся  митинг, в котором приняли участие  представители областных и городских организаций Коммунистической партии, СДПУ(о), Партии Регионов и «Братство». Участники митинга потребовали от представителей центральной власти продолжить строительство новых мостовых переходов через Днепр. В 17.45 более тысячи участников митинга  перекрыли  проспект имени Ленина и  на пятнадцать минут остановили движение транспорта  на  центральной городской магистрали. Обращаясь  к запорожцам, народный депутат Украины Алексей  Бабурин заявил, что «приостановка строительства мостов — это  месть новой власти  за то, что наш регион голосовал не за того кандидата в Президенты». По его словам, «власти  услышали мнение пяти голодающих  защитников Хортицы, но не хотят слышать  300 тысяч горожан, живущих на  правом берегу Днепра». Представители ветеранских организаций Хортицкого и Ленинского районов города заявили, что готовы «хоть завтра ехать к  Президенту, добиваться встречи, чтобы высказать свое мнение, которое он так и не услышал во время визита в Запорожье».

28 июля 2005.

Секретарь СНБО Пётр Порошенко считает, что  строительство мостовых переходов через Днепр в Запорожье  нужно продолжать в том месте, где сейчас ведётся их сооружение. Об этом он заявил, находясь с рабочим визитом в Запорожье. Во время встречи с руководящими и деловыми кругами Запорожья, на пресс-конференции для журналистов и в прямом эфире областной телерадиокомпании Порошенко сказал:
— Я считаю, что вправе высказывать свою позицию, исходя из того объёма информации, который я получил. Как советник Президента по вопросам национальной безопасности я буду советовать Виктору Ющенко принять решение о продолжении строительства мостов в Запорожье.

Заказчиком  строительства автотранспортной магистрали через Днепр выступил  Запорожский городской совет, «одержувач коштів» — УКС горисполкома, генеральный подрядчик — ОАО «Мостобуд».

1 августа 2005.

Двадцять друга сесія Запорізької міської ради  звернулася до Президента України Віктора Ющенка з приводу будівництва мостів через Дніпро. Звернення до  глави держави підтримав 51 депутат (у роботі сесії взяли участь 54 депутати). Депутати Запорізької міської ради сподіваються, що Президент України  візьме до уваги думку представників  територіальної громади та сприятиме  виділенню коштів відповідного до затвердженого титулу будови.

15 сентября 2005.

В Запорожье прибыли члены рабочей группы, изучавшие ситуацию вокруг строительства автотранспортной магистрали через р.Днепр согласно распоряжения   Президента Украины от 1 июля 2005 года. Члены группы во главе с руководителем — первым заместителем Государственного секретаря Украины Иваном Васюником прибыли  на сессию Запорожского городского совета, чтобы выслушать  мнение  представителей органов местного самоуправления, доложить городской громаде свои выводы и подписать меморандум о согласованных действиях сторон, направленных на дальнейшее развитие Национального заповедника «Хортица».  По словам Ивана Васюника,  специалисты рабочей группы пришли к выводу, что  для строительства мостов был  выбран оптимальный проект. Строительство нужно продолжать в том же месте, где  уже заложено  4 опоры, и теперь нужно обеспечить финансирование главной запорожской стройки, сохранив уникальность острова Хортица.

19 сентября 2005. ИХ ВЫСОЧЕСТВО РАЗРЕШИЛИ СТРОИТЬ МОСТЫ

Во второй половине дня Президент Украины Виктор Ющенко подписал распоряжение, поручив Кабинету Министров продолжить строительство мостовых переходов в Запорожье, сообщил начальник УКСа горисполкома Иван Сухомлин.  Сейчас в Запорожье уже идут подготовительные работы, завтра из Днепропетровска прибудет первая вахта мостостроителей. По предварительным подсчётам, простой в течение 2,5 месяцев обошёлся  в 800 тысяч гривен. Но самое страшное, по словам И. Сухомлина, это утраченные темпы. «Из-за простоя мы оказались отброшенными на год. Потери невосполнимы. В следующем году придётся работать с удвоенной нагрузкой», — сказал Иван Сухомлин на пресс-конференции. Приостановку строительства он сравнил с ядерной реакцией: «Если реакция началась, процесс необратим».

 29 сентября 2005.

 Запорожская территориальная громада приняла обращение к Президенту Украины  Виктору Ющенко. Народные депутаты Украины, депутаты областного и городского советов, почетные граждане города, лидеры политических партий, ветеранских и общественных организаций высказали свою позицию  в связи с обращением главы государства к жителям Запорожья. Запорожцы выразили надежду, что  при формировании бюджета будущего года, Президент не допустит несправедливого отношения к городу, поможет запорожцам  добиться специального экологического коэффициента, запретив дополнительные изъятия средств из городского бюджета. По мнению общественности Запорожья, только таким образом можно защитить горожан от сложной экологической нагрузки, сохранить  Хортицу и  продолжить строительство мостов через Днепр. 

На протяжении последних лет запорожцы постоянно получают заверения центральных органов власти в том, что мосты будут строиться и деньги  будут заложены в Госбюджете. В 2004 году Кабмин утвердил титул стройки, источники и объемы финансирования.  Согласно этому документу на протяжении пяти лет на строительство автотранспортной магистрали через Днепр было запланировано  по  220-280 миллионов гривен ежегодно. Но, как оказалось, смена власти внесла свои коррективы и  этот документ утратил силу. Теперь новая власть обещает заложить в Госбюджет 2006 года 230 миллионов гривен.

Чтобы опять не получилось всего 80, запорожцы наполнили Президенту об этом обещании  в своем обращении. «В нас вистачить сил і бажання, аби вчасно, за чотири роки, спорудити мости. Як відомо, на наступний рік на спорудження мостів держава виділяє 233 мільйонів гривень. Сподіваємось, що і надалі Ви не залишите поза своєї уваги фінансове забезпечення спорудження цього стратегічного для міста та всієї держави об»єкту. Розраховуємо також на те, що Запоріжжю буде виділено довгостроковий кредит». 

 15 октября 2005.

Спикер Верховной Рады Владимир Литвин  в Запорожье  отмечает необходимость решения социально-экономических проблем Запорожья. В первую очередь, обеспечение стабильного финансирования строительства мостовых переходов через Днепр. «На следующий год городская власть просит выделить 250 млн. грн. на строительство мостов. Если эти деньги будут освоены, будем говорить о средствах из резерва», — сказал В.Литвин.

—————————————————————————

19 января 2006.

В Запорожье прибыли представители Генерального подрядчика, субподрядных организаций, принимающие участие в строительстве запорожских мостов. Как сообщил мэру и. о. председателя правления ОАО «Мостобуд» Валерий Коротич, по состоянию на 19 января, на строительство мостовых переходов из государственного бюджета не перечислено еще  ни копейки. Более того, Киев имеет задолженность перед большинством предприятий, работающих на стройке.  В то же время, для строительства Подольского моста в Киеве все подрядные и субподрядные организации получают авансовые проплаты. Директор ОАО «Запорожмост» Валерий Кравченко сообщил, что задолженность перед ними составляет уже 900 тысяч гривен. Карташов выезжает в Киев для  встречи с премьер-министром Украины Юрием Ехануровым, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.

22 марта 2006.

В Запорожье приезжает премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Отвечая на вопрос журналиста одной из региональных телекомпаний, будут ли всё-таки выделены средства на строительство запорожских мостов через Днепр, премьер отвечает:
— В этом году в Госбюджете предусмотрено 233 миллиона гривен на эту стройку. Это самое важное. Я обещаю, что никаких проблем у строителей не будет. Пусть работают. Деньги будут, у нас никаких проблем с бюджетом нет. В прошлом году было выделено 80 миллионов, в этом – 233. Всё будет получено, главное, не останавливать работы.

25 мая 2006

Несмотря на то, что в Госбюджете целевой строкой предусмотрено 233,1 млн. грн., за первые 5 месяцев текущего года поступило всего 27 млн. грн. Из них 9 миллионов ушло на оплату долгов 2005 года. С начала года государство задолжало мостостроителям  25 миллионов гривен, что ставит под угрозу срыва  дальнейшее выполнение работ.
Как сообщил начальник УКСа горисполкома Иван Сухомлин,  сорваны графики выполнения буровых работ на 2-й, 3-й, 4-й, 7-й опоре,  график  монтажа металлоконструкций на транспортной развязке №3, которая выходит на Набережную магистраль. Нет средств и на закупку новых буровых установок, на изготовление металлоконструкций, на то, чтобы проводить тендеры, платить рабочим авансы.
По словам Ивана Сухомлина, «Укравтодор» приостановил   финансирование  строительства мостовых переходов в Запорожье. Работы ведутся за счет  оборотных средств Генподрядчка — ОАО «Мостобуд» и субподрядчиков,  в любой день они могут остановиться.

21 ноября 2006.

На строительстве запорожских мостов  работают всего два отряда: Днепропетровский и Симферопольский. Из-за отсутствия финансирования резко снижен объем выполняемых работ. По словам  Евгения Карташова, «предприятия  продолжают работать за счет своих оборотных средств, но так не может длиться вечно. Мы уже им должны более 30 миллионов гривен. Мне  хотелось, чтобы наши народные депутаты не только на словах интересовались строительством мостов, но и реально помогали городу. Надеемся, что с их помощью в бюджете следующего года на строительство мостов будет заложено не меньше 500 миллионов гривен».

 31 января 2007.

 Городские власти Запорожья  просят  Кабмин  ускорить темпы строительства мостов через Днепр. На  сессии горсовета депутаты единогласно приняли решение поручить исполкому Запорожского горсовета  «обязать Генподрядчика – ОАО «Мостобуд» — строго соблюдать строки выполнения  работ по автотранспортной магистрали». В случае   дальнейшего несоблюдения генподрядчиком сроков выполнения работ, депутаты потребовали от исполкома  «принять меры  и  разорвать в установленном порядке  договор подряда   «На выполнение  работ по объекту: «Строительство автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье», заключенного между  исполкомом  горсовета, КП «Управление капитального строительства» и ОАО «Мостобуд».
Своим решением  депутаты обязали  запорожского мэра, исполком горсовета обратиться к правительству с просьбой обеспечить стабильное финансирование строительства мостов, начиная с первого квартала 2007 года. 250 миллионов гривен, заложенных в Госбюджете этого года, запорожцы  надеются получить в первом,  во втором и третьем кварталах. 

 14 марта 2007.

 «Строительство мостов через Днепр в Запорожье оживилось», — рассказал  начальник УКСа Запорожского горисполкома Иван Сухомлин. На стройку из госбюджета поступило 39 млн. грн., как раз та сумма, которую государство задолжало мостостроителям за прошлый год. С начала этого года подрядчики снова работали в долг и выполнили объём работ на 17 млн. грн. Ожидается поступление ещё 9-ти млн. грн. Графиком финансирования, разработанным правительством, в феврале должно было поступить 48 млн. грн. Такая же сумма должна быть выделена и в марте. Специально созданная депутатская комиссия по контролю за строительством мостов на стройке была всего один раз.

 22 июня 2007.

 В Запорожье приезжает вице-премьер-министра Украины Владимир Рыбак. Начальник УКСа Запорожского горисполкома Иван Сухомлин: из 250-ти миллионов гривен, заложенных в государственной казне на этот год, на стройку поступило 179 миллионов. При том, что в прошлом году на запорожские мосты недодали 100 миллионов гривен. Владимир Рыбак пообещал свою поддержку в  дальнейшем финансировании: Думаю, на следующий год государство должно выделить на запорожскую автомагистраль не меньше 500 млн. грн. Сегодня  мы можем говорить о дополнительных  100 – 150 миллионов  ещё в этом году. Но… после выборов!

 12 сентября 2007.

 На празднование дня рождения АО «Мотор Сич» в Запорожье приезжает Виктор Янукович. Во время пресс-конференции  на вопрос журналиста, какую сумму Кабинет министров заложил на строительство мостов в Запорожье в следующем году, Виктор Янукович точной цифры не назвал: «Работа правительства строится таким образом, чтобы направлять средства на приоритетные отрасли. В Запорожье самый актуальный вопрос – это мосты и экология». Зал безмолвствовал.

10 октября 2007.

 Во время заседания Кабмина  запорожский мэр Евгений Карташов в очередной раз поднял вопрос финансирования строительства мостовых переходов через Днепр и реконструкции центральных очистных сооружений горводоканала. Премьер Виктор Янукович пообещал ещё раз детально изучить эти вопросы и добавить денег на главные запорожские стройки в этом году, а также увеличить финансирование в следующем. 

 23 ноября 2007.

 Городские власти Запорожья, куда после выборов пришла Партия регионов, просят народных депутатов убедить своих коллег по парламенту внести изменения в проект Госбюджета и выделить в 2008 году 600 миллионов гривен нас строительство мостов. Городские власти еще раз призывают нардепов Пеклушенко, Богуслаева, Ярослав Михайлович Сухого,  Петрова,  Крайнего,  Гацько,  Бабурина,  Соболева и  Баранов внести изменения в проект Госбюджета-2008 и «добиться увеличения объёма финансирования строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье в государственном бюджете Украины на 2008 год до 600 млн. грн». Несмотря на неоднократные обращения в Кабинет Министров, Министерство экономики Украины, Министерство финансов Украины, в проекте Государственного бюджета Украины на 2008 год предусмотрено всего 282 млн. грн. «Просим Вас добиться увеличения объёма финансирования строительства автотранспортной магистрали через р. Днепр в Запорожье в государственном бюджете Украины на 2008 год до 600 млн. грн.»

—————————————————————————————————————-

15 февраля 2008.

Из предусмотренных в Госбюджете–2008 350 миллионов гривен, в январе на запорожские мосты должны были перечислить 60 млн. грн., ещё по 40 – в феврале и в марте. До сих пор на стройку не поступило ни копейки.

19 февраля 2008.

Смена правительства не обеспечила преемственности и последовательности в работе центральной власти. Тревогу у запорожцев  вызывает отсутствие финансирования на строительство мостов. ОАО «Мостобуд» вкладывает свои оборотные средства, но так долго продолжаться не может. Чтобы сохранить динамику стройки, нужны деньги, заложенные в Госбюджете. А этих денег до сих пор нет.

26 марта 2008.

Инфляция докатилась до главной запорожской стройки.С 2004 года мостостроители освоили 572 миллиона гривен, — это четверть от первоначальной сметы строительства автотранспортной магистрали. На момент начала строительства она составляла 1,9 миллиарда гривен. По словам начальника УКСа горисполкома Ивана Сухомлина, технология строительства мостов может не выдержать перепадов в финансировании. В прошлом году «Мостобуд» получил на строительство автотранспортной магистрали в Запорожье 187 млн. грн., на возведение Подольского моста в Киеве – в три раза больше, 600 млн. грн..

3 апреля 2008.

Запорізькі ЗМІ проводять акцію на підтримку нових мостів через Дніпро. Журналісти вимагають від уряду, народних депутатів України прискорити темпи будівництва мостів, забезпечити належне фінансування, зробити все, щоб вболівальники Євро-2012 змогли побувати на Хортиці,  «Запорозьку Січ» і при цьому не зазнали  заторів на старих мостах.

10 июня 2008.

200 миллионов гривен из запланированных 350 пришли с начала года на строительство запорожских мостов через Днепр. От визита премьер-министра Украины Юлии Тимошенко в Запорожье, который запланирован на 12 июня, запорожцы ждут гарантий финансирования из Госбюджета дополнительных 250-ти миллионов гривен на строительство мостов. Ждать не вредно.

17 июня 2008.

Итог рабочей поездки премьер-министра Юлии Тимошенко в Запорожье — протокольное поручение главы Кабмина профильным министерствам обеспечить дополнительное финансирование на строительство мостов. С начала года на строительство автотранспортной магистрали через Днепр поступило  200 млн. грн. — 57% средств, предусмотренных на 2008 год.

1 августа 2008.

Запорожские мостостроители бьют тревогу: если в сентябре не придут дополнительные деньги, в ноябре стройка остановится, сообщил  начальник строительства запорожских мостов ОАО «Мостобуд» Владимир Клименко.

16 сентября 2008.

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко в ответ на просьбы запорожцев обратить  внимание правительства на проблему финансирования главной запорожской стройки пообещала  «поддержать запорожцев», при этом сумму «поддержки» премьер не уточнила.

 1 октября 2008.

 Учителя Запорожья едут на  торжественный прием к Президенту, их просят «не стесняясь напомнить о запорожских мостах».

 8 декабря 2008. 

Запорожье  получило последние 30 миллионов гривен из 350-ти, предусмотренных в этом году в Госбюджете на сооружение автотранспортной магистрали через Днепр.

2 февраля 2009 года.

Когда из Госбюджета будут перечислены обещанные 100 миллионов гривен, не знает никто.  ОАО «Мостобуд» ведёт переговоры с американской компанией «Санлэндгрупп корпорейшен». Как рассказал начальник строительства мостов через Днепр в Запорожье от ОАО «Мостобуд» Владимир Клименко, в прошлом году представители американской фирмы предлагали инвестировать в различные проекты «Мостобуда» 7 млрд. долларов США под 4% годовых. Сегодня таких условий не найти, ведь отечественные банки предлагают драконовские условия займа и 30% годовых. Концепцию финансовой поддержки со стороны американской «Санлэндгрупп корпорейшен» рассматривает главное экономическое и финансовое управления Запорожского горсовета. После этого городской голова мэрия намерена представить предложения инвесторов Кабинету Министров, который может дать гарантии кредиторам.

26 марта 2009.

Темпы строительства мостов упали в 4 раза. Мостостроители  с декабря прошлого года не получают зарплату.  В 2009 году из государственного бюджета на стройку  не поступило ещё ни копейки.  ОАО «Мостобуд» заявляет о приостановке благотворительного финансирования  — на сегодня предприятие уже вложило в запорожскую стройку больше 45-ти миллионов гривен собственных средств.

28 апреля 2009

Из 100 миллионов гривен, предусмотренных отдельной строкой в Госбюджете, 60 миллионов гривен должны были прийти в апреле, остальные 40 – в мае. По информации начальника УКСа Запорожского горисполкома Ивана Сухомлина, к 28 апреля мостовики не получили ни копейки,  5 миллионов гривен, направленные в Запорожье, лежат на счету казначейства. 500 дополнительных миллионов гривен, обещанные центральной властью в этом году,  под большим вопросом. Генеральный подрядчик – ОАО «Мостобуд»,  вложивший 95 млн. грн. собственных средств,  прекращает заниматься благотворительностью и больше не намерен играть в игры с государством. Хроническое недофинансирование привело к тому, что выполнено только 40% работ, а в этом году на наши мосты пришло всего 5 миллионов! На всех объектах работает всего 75 человек. Направлено обращение к Президенту страны Виктору Ющенко с просьбой созвать Совет национальной безопасности Украины и рассмотреть ситуацию, сложившуюся в Запорожье.

27 мая 2009.

Мостоотряд №12 ОАО «Мостобуд», работающий на строительстве автотранспортной магистрали,  заявляяет о намерении полностью остановить работы 1 июня 2009 года. Как сообщил  начальник мостоотряда № 12 Иван Ольховик, за январь-апрель освоено 33,968 миллионов гривен, выработаны все ресурсы и дальнейшее продолжение работ в создавшейся ситуации невозможно, так как нет средств на приобретение материалов, оплату энергоносителей, выплату заработной платы работникам.

2 июня 2009

Государственная служба автомобильных дорог Украины «Укравтодор» выполнила часть своих обязательств, перечислив запорожским мостовикам 57 млн. 738 тыс. 235 грн. 10 копеек.  По информации начальника УКСа Запорожского горисполкома Ивана Сухомлина, долг за уже выполненные специалистами «Мостобуда» в первом полугодии 2009 года работы превышает 48 млн. грн…

25 июня 2009

Сотни запорожцев  вышли  на митинг в поддержку продолжения строительства мостов через Днепр. Несмотря на 37-миградусную жару представители 52-х общественных организаций заняли площадь возле Запорожской ОГА, требуя возобновить финансирование стратегической стройки. Афганцы, чернобыльцы, ветераны войны и труда, «запорожсталевцы», представители других трудовых коллективов и политических партий требуют увеличения сметы строительства автотранспортной магистрали, утверждённой ещё в 2003 году и дальнейшего финансирования главной запорожской стройки.

16 июля 2009.

Во время голосования в парламенте, поправка «про 500 миллионов на запорожские мосты», предложенная народным депутатом Александром Пеклушенко, не получила поддержки фракций БЮТ, Блока Литвина и коммунистов. Народные избранники ушли в отпуск, так и не проголосовав за поправку к бюджету, предусматривающую выделение 500 миллионов гривен для строительства автотранспортной магистрали через Днепр.

 14 августа 2009.

 Власти  Запорожья 162 раза (!) обращалась к представителям центральной власти Украины, пытаясь обратить внимание на необходимость профинансировать строительство автотранспортной магистрали через Днепр. Больше всего писем и обращений – 92 – было направлено в этом году. По статистике, предоставленной  УКСом Запорожского горисполкома, народным депутатам городские власти писали 25 раз. В различные министерства и комитеты мэрия обращались 51 раз. 13 писем «улетели» Премьеру, 3 – Президенту Украины.

 14 сентября 2009.

 Специальной строки в госбюджете на строительство мостов нет.

 10 октября 2009.

В Запорожье – День города. Прибыли Ющенко и Тимошенко. ТИМОШЕНКО: «На День рождения города премьер не может ехать с пустыми руками. Мы привезли запорожцам подарок – 50 миллионов гривен на мосты. Эти деньги уже на казначейском счету. А на будущий год для запорожских мостов Госбюджетом предусмотрены специальные гарантии правительства для привлечения кредитных ресурсов на долгосрочной основе на 20-25 лет. Через полтора-два месяца мы завершим переговоры с потенциальными инвесторами. Я очень хочу, чтобы у нас не было долгостроев, чтобы запорожские мосты были построены до Евро-2012».  

По смете, утвержденной правительством в 2004 году, городские власти планировали завершить строительство новой автотранспортной магистрали через Днепр общей протяженностью 9,1 км в октябре 2009 года. За это время стоимость строительства увеличилась с проектных 1,9 млрд. до 5,3 млрд. грн.

23 октября 2009.

Верховная Рада Украины внесла изменения в Госбюджет 2009 года, поддержав предложение Бюджетного комитета выделить на строительство новых запорожских мостов через Днепр 500 миллионов гривен,  сообщает спикер парламента Украины Владимир Литвин. Председатель правления ОАО «Мостобуд» Юрия Цыганок заявляет: генеральный подрядчик готов вернуть на главную запорожскую стройку все мостоотряды, заказывать вантовые канаты и металлоконструкции.Начиная с 2004 года, в сооружение запорожских мостов вложено 850 млн. грн., строительная готовность объекта составляет 30%.

19 ноября 2009.

Запорожские мостостроители получили тридцать миллионов гривен из пятидесяти, обещанных премьером Юлией Тимошенко.

30 ноября 2009.

В Запорожье пришла субвенция на строительство автотранспортной магистрали через Днепр в сумме 20 миллионов гривен. Таким образом, премьер Тимошенко  выполнила обещание, которое дала в Запорожье в День города 10 октября.

14 декабря 2009.

Мостостроители грозятся приостановить работы – сварщикам, бетонщикам и другим специалистам  с августа 2009 года не выплачивают зарплату. Председатель наблюдательного совета ОАО «Мостобуд» Владимир Продивусу заверил, что «Мостобуд» выполнил все обязательства по выплате заработной платы. Почему деньги не дошли до рабочих, которые работают вахтовым методом в тяжёлых погодных условиях,  предстоит выяснить специальной комиссии горсовета. Инициативная группа запорожских мостостроителей заявляет — подобная ситуация  во всех мостоотрядах. Денег за свою работу  несколько месяцев не получают специалисты из Днепропетровска, Николаева, Харькова, Одессы, Тернополя и Киева. Иногородним специалистам, которые работают в Запорожье, не за что купить билеты на обратную дорогу, — у многих вахта заканчивается в ближайшие дни.

 ——————————————————————————

19 января 2010.

Счетная палата рассмотрела акт проверки по расходованию бюджетных средств на строительство автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье. Согласно первоначальной смете, утвержденной Кабмином в 2003 году, мосты в Запорожье планировали ввести в эксплуатацию в октябре 2009 года. Отсутствие своевременного финансирования нарушило технологию главной запорожской стройки, а коэффициент удорожания проекта вырос в 2,5 раза. Как отметил председатель счетной палаты Украины Валентин Симоненко, запорожским мостам уже давно нужно присвоить статус «мосты государственного значения», тогда за их строительство будет отвечать не только мэрия города, но руководители страны.

 2 февраля 2010. НОВАЯ СМЕТА МОСТОВ

 Технико-экономический совет Министерства регионального развития и строительства при участии Минфина, Минэкономики, Гостехнадзора утвердил новую смету (титул) строительства мостов через Днепр.  Окончательное утверждение всех расчетов дает право Министерству регионального развития и строительства Украины рекомендовать Кабинету министров утвердить титул строительства автомагистрали через Днепр в Запорожье в сумме 5 миллиардов 311 миллионов гривен. Новую смету больше года «тестировали» специалисты двадцати министерств и ведомств.

 5 февраля 2010.

Висновки Рахункової палати: Будівництво здійснювалось в умовах недосконалого законодавства, яке не забезпечувало чіткого нормативно-правового регулювання щодо фінансування будівництва. Лише за останні 3 роки надано більше 300 звернень до Президента України, Прем’єр-міністра, Верховної Ради та інших центральних органів влади відносно продовження будівництва та належного фінансування життєзабезпечуючого для міста та стратегічного для країни об’єкту, затвердження скоригованого проекту та титулу, віднесення мостів до державної власності, адже, за нинішніми цінами, кошторис нових мостів перебільшує вже 5,0 млрд. гривень, а термін будівництва збільшився на 3 роки.

Нажаль, законотворча ініціатива органів місцевого самоврядування та обласної державної адміністрації, часто ігнорувалась. На подання проектів нормативних актів та звернень, відносно внесення змін до чинного законодавства, отримувались стандартні формальні відповіді, які спричинили лише затягування терміну вирішення поставлених питань. Так, три роки знадобилось для внесення змін до Постанови Кабінету Міністрів України № 995 відносно затвердження титулів будов…

24 февраля 2010.

Кабинет Министров Украины утвердил новую смету строительства мостов через Днепр в сумме 5 миллиардов 311 миллионов гривен. Новая смета рассчитана на три года. Кабмин разрешил ОАО «Мостобуд» брать кредит на строительство запорожских мостов под государственные гарантии.

 2 марта 2010.

Первый квартал 2010-го подходит к концу, а на строительство мостов через Днепр в Запорожье из госбюджета не поступило ни копейки.

5 марта 2010.

Счетная палата обвинила УКС в нецелевом использовании бюджетных денег, выделенных на строительство мостов. Первый заместитель городского головы Владимир Грищенко: за время строительства мостов через Днепр «УКС»  Запорожского горисполкома  успешно выдержал 82 проверки правоохранительных органов,

6 марта 2010.

Стройка стоит. «Меня тревожит сложившаяся ситуация, когда запорожские мосты стали заложником политической ситуации в стране и в городе, — заявила  в Запорожье экс-нардеп Людмила Супрун. – Мосты нужно достраивать, как можно быстрее, и для этого нужна консолидация – политиков, бизнесменов, народных депутатов Украины — всех запорожцев».

22 марта 2010.

Стройка стоит. Председатель Запорожской облгосадминистрации Борис Петров и городской голова Запорожья Евгений Карташов обсудили проблемные вопросы строительства мостов через Днепр. Мэр проинформировал главу области о работе по утверждению нового титула строительства мостов через Днепр, сообщив, что в этом году мостостроители рассчитывают получить из Госбюджета не менее 500 миллионов гривен. Как отметил Борис Петров, местные власти должны приложить все усилия, чтобы главная запорожская стройка получила статус объекта государственного значения. Мэр на встречу с губернатором почему-то приехал со стенографисткой.

25 марта 2010.

Стройка стоит, но в  начале апреля бригады ОАО «Мостобуд» обещают продолжить работу на главной запорожской стройке. Глава наблюдательного совета ОАО «Мостобуд» Владимира Продиус заявил  о том, что «Родовид Банк» выделил предприятию кредит 560 млн. грн. в рамках кредитной линии на 1,5 млрд грн. Как стало известно, кредит выдан на три года, под 23% годовых.

30 марта 2010.

Первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев заявил,  что правительство выделит в 2010 году 1 миллиард гривен на строительство запорожских мостов.Как и предусмотрено новым титулом.

 9 апреля 2010.

 Денег из Киева нет. Во время вынужденного простоя по причине отсутствия финансирования «мостобудовцы» ищут работу на стройках Польши, России, где полным ходом идет подготовка к Евро-2012 и Олимпиаде в Сочи.

 15 апреля 2010.

 На строительство мостов возвратились сто сорок специалистов — сварщики, бетонщики, слесари, экскаваторщики. По словам начальника строительства автотранспортной магистрали через Днепр Владимира Клименко,  генеральный подрядчик — ОАО «Мостобуд» — погашает рабочим задолженность по зарплате и возвращает их с других объектов.По словам начальника  УКСа Ивана Сухомлина, с начала этого года на строительство мостов не пуступило ни копейки. «До принятия Госбюджета это практически невозможно, — отметил Иван Сухомлин. – В обороте кредитные деньги «Мостобуда», других поступлений на мосты не было».

16 апреля 2010.

Первый заместитель Министра финансов Вадим Копылов сообщил, что при подготовке Государственного бюджета Украины на 2010 год  Министерство финансов рассматривает возможность финансирования в текущем году строительства запорожских мостов за счёт средств Стабилизационного фонда и привлечения кредитов под государственные гарантии в сумме 1,4 млрд. грн.

19 мая 2010.

Запорожские депутаты требуют выделить деньги на строительство новых мостов через Днепр. Проект обращения к Президенту Украины, Кабинету Министров и народным депутатам с требованием  определить источники финансирования главной запорожской стройки депутаты горсовета приняли за основу. После согласования с фракциями, обращение запорожских депутатов по мостам будет направлено Президенту В. Януковичу, премьеру и Верховной Раде.

 4 июня 2010.

 В Запорожье приезжает первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев и говорит: «Одна из самых серьезных проблем для Запорожья — это мосты. Первый кирпич в этот объект закладывал Виктор Федорович Янукович. По возвращению в Киев я доложу и Президенту и премьер-министру о группе сложностей, которые возникли в ходе строительства. Думаю, все вместе мы найдем выход. Возможно, будет выделена из резервного фонда определенная сумма денег, мы поможем подрядчикам оформить кредитные ресурсы. Думаю, мы найдем 500 миллионов гривен, которые необходимы на этот год для строительства мостов и стройка оживет. На прошлой неделе у меня состоялась встреча с генеральным подрядчиком, мы обсудили варианты, предложения, наработки, как реанимировать главную стройку Запорожья».

23 июня 2010.

 Как сообщил на сессии городского совета мэр Запорожья Евгений Карташов, на строительство мостов  пришли 70 миллионов гривен, в ближайшее время должны выделить ещё 30 миллионов гривен. До конца июля Президент Украины Виктор Янукович поручил Кабинету Министров выделить ещё 250 миллионов гривен из Госбюджета для финансирования строительства запорожских мостов.

 23 сентября 2010.

 Мэр Запорожья Карташов покидает свой пост по собственному желанию, испугавшись давления политических противников. Официальный предлог – переход на другую «интересную» работу  (носить бумажки в одном из министерств в Киеве).Секретарь горсовета Юрий Каптюх выразил уверенность, что Евгений Карташов  не уронит высокий авторитет Запорожья.

 17 декабря 2010.

 На первой сессии городского совета горизбирком  представил депутатам нового  мэра Запорожья Александра Сина.

 28 декабря 2010.

 Городской голова Александр Син поручил разработать план освоения средств, которые Запорожье получит в 2011 году  700 миллионов на строительство мостовых переходов. 200 миллионов из Государственного бюджета, ещё 500 миллионов кредитов ОАО «Мостобуд» сможет взять под государственные гарантии.  Он отметил, что об этом можно будет говорить только тогда, когда город сможет подтвердить способность эффективно использовать уже полученные средства. Такова сейчас позиция правительства.

 17 марта 2011.

 Строительство автотранспортной магистрали через р. Днепр продолжается, однако темпы строительства сегодня не устраивают ни строителей, ни местную власть. Деньги идут на стройку в час по чайной ложке. Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» на строительство мостов  предусмотрена государственная субвенция в сумме 200 миллионов гривен. С начала года на стройку поступило 4,8 миллиона гривен. По результатам встречи с председателем Запорожской облгосадминистрации Борисом Петровым Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру обеспечить финансирование строительства мостовых переходов в соответствии с графиком.

 4 мая 2011.

 Решено отказаться от привлечения кредита под государственные гарантии для продолжения строительства мостов. Финансирование главной запорожской стройки будет осуществляться прямыми субвенциями из госбюджета. Городской голова Запорожья Александр Син отметил, что ситуация с финансированием изменилась после вмешательства Президента Украины Виктора Януковича: «После встречи председателя Запорожской областной государственной администрации Бориса Петрова с Президентом Украины Виктором Януковичем ситуация с финансированием мостов кардинально изменилась. Нас начали слышать во всех кабинетах. Уверен, что Виктор Янукович начал строительство наших мостов, он его и завершит».

 23 мая  2011.

 Мэр Запорожья Александр Син подписывает распоряжение о создании рабочей группы по осуществлению финансового контроля за ходом строительства автотранспортной магистрали через р. Днепр в Запорожье. Это  сделано в ответ на депутатский запрос депутата городского совета Елены Бондаренко.

 29 мая 2011. 

 Руководство ПАО «Мостобуд» обратилось с письмом к Президенту Украины Виктору Януковичу, в котором заявлялось, что действия городской власти по созданию рабочей группы для осуществления финансового контроля за строительством могут привести к срыву сроков выполнения работ. В письме также высказывалось мнение, что контролировать расходование бюджетных средств должно КРУ, а не созданная местной властью рабочая группа. Авторы письма обратились с просьбой: поручить правоохранительным органам проверить законность действий властей Запорожья.

 8 июня 2011. СКАНДАЛ

 В горисполкоме состоялась пресс-конференция, посвящённая первым результатам работы рабочей группы по осуществлению финансового контроля за ходом строительства автотранспортной магистрали через р. Днепр в Запорожье. Мэр Син заявил, что действия местной власти полностью соответствуют задачам поставленным Президентом Украины Виктором Януковичем – на всех уровнях жёстко контролировать расходование средств бюджета. «Заявления о том, что мы не имеем права контролировать расходование средств не могут не удивлять. Заказчиком работ является Запорожский городской совет, а значит, мы обязаны проверять эффективность использования бюджетных средств», — отметил Александр Син.

Депутат городского совета Елена Бондаренко сообщила, что задачей рабочей группы является не контроль за работой «Мостобуда», а проверка эффективности расходования бюджетных средств. Это касается стоимости закупки материалов, проведения работ. По словам депутата, за неделю был проведён мониторинг рынка стоимости закупаемых мостостроителями стройматериалов. Были проверены предложения по закупке на сумму более чем в 43 миллиона гривен. В результате участники рабочей группы пришли к выводу, что имеющиеся объёмы материалов можно закупить за гораздо меньшую сумму. Экономия может составить 2,8 миллиона гривен.

«На основании проведённых проверок мы внесли свои рекомендации «Мостобуду» по изменению стоимости закупаемых материалов и увеличению в связи с этим объёмов работ. Пока ответа на наш запрос мы не получили», — сказал Александр Син.
Городской голова подчеркнул, что созданная по инициативе депутатов городского совета рабочая группа не может помешать мостостроителям в их работе и сорвать графики строительства. Ведь именно городская власть, представляющая громаду Запорожья, прежде всего, заинтересована в скорейшем завершении сооружения мостовых переходов. «При этом все должны понимать, что мы заинтересованы не только в сроках, но и в том, чтобы работы велись в соответствии с законодательством и при условии прозрачного, эффективного и понятного для всех использования полученных генеральным подрядчиком средств из Госбюджета», — заявил Александр Син.

 9 июня 2011. МЭР И «МОСТОБУД» — МИР, ДРУЖБА

Руководство Запорожья и ПАО «Мостобуд» уладили все спорные вопросы. В ходе  поездки на строительство мостов  председателя облгосадминистрации Бориса Петрова, мэра  Запорожья Александра Сина  и ПАО «Мостобуд» сняты все спорные вопросы. Председатель «Мостобуда» Юрий Цыганок сообщил, что возникший конфликт был вызван недостоверной информацией, приведшей к недопониманию со стороны «Мостобуда». На данный момент руководство «Мостобуда» разобралось в сложившейся ситуации, и не имеет никаких претензий к властям города. ПАО «Мостобуд» готово сотрудничать с созданной рабочей группой по осуществлению контроля за ходом строительства автотранспортной магистрали через р. Днепр в Запорожье. Необходимо только согласовать некоторые организационные моменты, чтобы совместная работа была более эффективной. Городской голова Александр Син отметил, что принял извинения председателя правления ПАО «Мостобуд».  Городская власть и мостостроители готовы к дальнейшему плодотворному сотрудничеству. Увы!

26 июля 2011.

На пресс-конференции мэр Запорожья Син заявил: «Я уверен, что принял абсолютно правильное решение, когда поддержал предложение депутатов по созданию  рабочей группы по мостам. Она работает плодотворно и помогает эффективно использовать бюджетные средства». Александр Син удовлетворен первыми результатами деятельности рабочей группы. По его словам, только на первом этапе стало возможным сэкономить более двух миллионов гривен бюджетных средств. В качестве примера мэр города отметил уменьшение на 900 тысяч гривен стоимости заказа железобетонных конструкций и дизтоплива ( 9.05 грн.), которое поступает на главную стройку Запорожья. Городской голова сообщил журналистам, что вопрос о дополнительном финансировании строительства мостов в этом году пока не решен. Мэр отметил, что он лично проводит заседания рабочей группы, исследует каждое предложение и дает поручения УКСу горисполкома. Александр Син сообщил журналистам, что у него «нормальные, рабочие отношения с ПАО «Мостобуд» и он надеется, что генеральный подрядчик продолжит работу, экономя бюджетные средства и не ухудшая качество строительства. Увы!

27 июля 2011. ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАНДАЛА.

Мэр Запорожья Син увольняет   начальника коммунального предприятия «Управление капитального строительства» Ивана Сухомлина. На сессии  горсовета фракция КПУ подняла вопрос об увольнении Ивана Сухомлина. Депутаты выразили обеспокоенность тем, что это кадровое решение затормозит строительство запорожских мостов. Секретарь горсовета Владимир Кальцев  высказал мнение, что увольнение может негативно отразиться на главной запорожской стройке. «Иван Прокофьевич Сухомлин является специалистом, которого трудно заменить», — сказал Владимир Кальцев.
Городской голова Александр Син отметил, что принял решение об увольнение, понимая всю его ответственность: «Иван Прокофьевич порядочный человек и настоящий профессионал. У меня нет претензий к нему как специалисту, есть общие вопросы к ведению строительства. Я уверен, что принял правильное решение, которое будет способствовать продолжению строительства мостовых переходов. Это моё право».
Городской голова подчеркнул, что увольнение Ивана Сухомлина прошло в соответствии с действующим законодательством и на основании его личного заявления.

 11 августа 2011. Визит премьера.

 В Запорожье приезжает премьер-министр Азаров, едет на стройку мостов, делает разгон  и заявляет: «Нынешние темпы строительства не устраивают никого. Это мост-долгострой. Фактически строительство было начато в 2004 году, а завершить его планируется в 2016 году. Подобная стройка не должна длиться двенадцать лет. Думаю, что мы серьезно ускорим темпы работ и сможем завершить первую очередь в первом квартале 2013 года».

9 сентября 2011.

Киев отбирает стройку мостов у властей Запорожья. Власти соглашаются.   Внеочередная сессия Запорожского горсовета  принимает решение о передаче новых мостовых переходов через Днепр из коммунальной собственности города на баланс государства. Виктор Янукович  поставил задачу перед правительством к концу 2012 года сдать первую очередь запорожских мостов, а в 2014 году завершить строительство. За решение о передаче запорожских мостов на баланс государства все 72 присутствующих на сессии депутата проголосовали единогласно. Неофициально передача мостов звучит так в изложении  Киева: ну вас нахер! Откаты, закаты. Не можете строить, дерибаните, передрались – забираем назад мосты вместе с финансами.

 14 сентября 2011.

 Городской голова Александр Син прокомментировал решение сессии Запорожского горсовета о передаче строящихся запорожских мостов из коммунальной в государственную собственность. Мол,  горсовету удалось принять сбалансированное решение, которое даёт городской власти механизмы для того, чтобы вести диалог с Кабинетом Министров о продолжении строительства и сроках его завершения. «Благодаря этому Запорожье сможет получить чёткое понимание того, что и в какие сроки будет построено», — сказал Александр Син. «Решение о передаче недостроенных запорожских мостов в государственную собственность свидетельствует о серьёзности намерений Кабинета Министров завершить строительство в установленные сроки», — отметил  Син.  Городской голова поблагодарил депутатов за то, что они смогли выработать общую позицию в интересах города и принять взвешенное решение. А то! В общем, «робили, балакали, сіли й заплакали».

 ПРИМЕЧАНИЕ. 

За восемь лет  строительства стоимость мостовых переходов в Запорожье увеличилась с проектных 1,9 млрд. до 5,3 млрд. грн. И еще не вечер. А сколько ушло «откатов», если, по данным главы бюджетной комиссии Запорожского облсовета, «откаты» на строительстве в настоящее время  доходят до 40 процентов. Сегодня на скандальной запорожской стройке №1 гуляет ветер.

Президент Запорожского фонда духовного и интеллектуального возрождения «Новая инициатива»,  экс-глава Орджоникидзевского и Васильевского  районов   Василий Варецкий: «Мэр Запорожья  Александр Владимирович Поляк  хотел построить  мостовые переходы через Днепр  за два года – в 2005 году. И он бы их построил. Мы бы уже шесть лет ездили по новым  мостам и горя не знали…»

Газета «ДОСЬЕ А.В.»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий