Кинорежиссер Марлен Хуциев: «Мы с Николаем Рыбниковым жили в заводском общежитии. Были молоды, нам хорошо гулялось и пилось»

Фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице» любим многими поколениями зрителей. Вышедший на экраны в 1956 году, он стал одним из лидеров проката. Лирическую историю о любви простого сталевара Саши Савченко и молодой учительницы Татьяны Сергеевны, приехавшей в городок металлургов преподавать язык и литературу в вечерней школе, посмотрели тогда больше 30 миллионов человек. С тех пор «Весна» стала классикой советского кинематографа.

В Запорожье, где снимался фильм, прошла премьера ностальгической документальной ленты «Возвращение в весну», рассказывающей о том, где и как в свое время рождалась «Весна на Заречной улице». Это третий случай создания кино о знаменитом кино. Два предыдущих посвящены телефильмам «Место встречи изменить нельзя» и «Семнадцать мгновения весны».

Понятие «культовое кино» в СССР появилось после «Весны на Заречной улице»

— Время было трудное, мы учились во ВГИКе и даже жили в одной комнате, — вспоминает народный артист СССР, профессор ВГИКа, кинорежиссер Марлен Хуциев. — Чтоб заработать какие-то деньги, Феликс Миронер в 1954 году написал одноактную пьесу о металлургах, из которой потом и получился киносценарий. Студенческую практику мы проходили на Киевской киностудии, где директором был тогда Александр Валентинович Горский. Потом его перевели на Одесскую киностудию. И вот, когда в кинематографе началось оживление, Горский вспомнил о нас, учениках знаменитого режиссера Игоря Савченко, и пригласил в Одессу. У нас было несколько металлургических городов на выбор — где снимать. Поехали вдоль Днепра, первым по дороге оказалось Запорожье. Нас очаровали трубы «Запорожстали», тут и остановились.

Сначала директор киностудии был против Николая Рыбникова. Я же кроме него никого не мог представить в главной роли. Коля до этого снялся в «Чужой родне» Швейцера, но популярность к нему пришла после «Весны на Заречной улице». Вся группа жила в заводском общежитии ИТР. Мы были молоды, нам там хорошо и гулялось, и пилось. Во время съемок не думали, что это будет какой-то особый фильм. Просто работали, и все. Правда, когда повезли фильм сдавать в Киев на студию, получили поздравительную телеграмму от Горского. У нас тогда появилось какое-то ощущение целостности работы, хотя отдельные сцены казались неудачными. Когда фильм уже вышел на экраны, решили с Феликсом сходить в кинотеатр, посмотреть, как принимает фильм зритель. Перед нами сидела молодая пара, которая все реплики произносила раньше, чем они звучали с экрана. Тогда мы поняли, что это успех.

«Весна на Заречной улице» стала символом обновления советского кинематографа. 29-летний Миронер, 31-летний Хуциев и 22-летний Рыбников создали первый фильм о рабочих без ложного пафоса и морализаторства. Выяснилось, что зритель соскучился по правде чувств обыкновенных людей, не случайно в 1957 году фильм получил приз на фестивале молодежи и студентов в Москве. С тех пор «Весна» десятилетия не сходит с экранов. Благодаря этому фильму в Советском Союзе впервые появилось понятие «культовое кино».

«Девушки Запорожья делали на виске «завиток страсти», подражая актрисе Нине Ивановой»

Для жителей Запорожья фильм Хуциева — значительно больше, чем просто хорошее кино.  Журналист Николай Зубашенко, прошедший год назад по местам съемок «Весны на Заречной улице», получил немало откликов на свои публикации. Люди с удовольствием вспоминали разные эпизоды, связанные со съемками. Ведь для многих это возвращение в собственную молодость.

— Помню, у режиссера было два замечательных паренька-ассистента, — рассказывает бывшая учительница Нина Комарова. — Они ходили по улицам, всех приглашали в массовки, пригласили и меня. Я была молодая и симпатичная, они меня просвещали, что и где снимается. Сцену в парке, где один из героев падает в воду, снимали не в Запорожье, а в центральном парке в Днепропетровске. Две девушки, участвующие в эпизоде, утром уехали на съемки, вечером вернулись. Все сняли за один день.

Грозу еще раньше подсняли отдельно. Запомнились съемки эпизода в кабине грузовика. Кабина стояла отдельно, ее шатали, имитируя движение. Меня уговорили сняться в массовой сцене бала в Доме культуры. Кадр, где я стою у колонны, вошел в фильм. Съемки проходили ночью в ДК имени Кирова. Мы все были без ума от этого фильма, влюбились в исполнительницу главной роли Нину Иванову. У нее на виске был «локон страсти» — завиток по моде. И девушки делали себе прически, как у нее.

— Мне было тогда 18 лет, я работал помощником машиниста на паро-путевом кране, жил в поселке Павло-Кичкас, по вечерам ходил в клуб имени Горького, где играл в духовом оркестре, — вспоминает запорожец Анатолий Колотырин. — Однажды по пути на работу увидел недалеко от огнеупорного завода большую толпу, а в центре — самолет-кукурузник, который работающим пропеллером разбрасывал снег, специально свезенный туда машинами. Сказали, что снимают эпизод нового фильма о сталеварах.

Рыбников со своим дружком с гитарой идут по улице. А самолет имитирует пургу. Там я и познакомился с Николаем Рыбниковым. Он сам подошел ко мне, стал расспрашивать, где и кем работаю. А когда узнал, что играю в клубе в духовом оркестре, попросил провести его в клуб на танцы. Не помню, танцевал ли он, но пиво в клубном буфете мы с ним пили несколько раз. Как-то он попросил показать ему город. Мы долго гуляли, прошли по плотине. Помню, он долго любовался дымами заводской части города, которая хорошо просматривается с правого берега.

— Есть в фильме эпизод: танцы и драка в заводском клубе, — вспоминает житель Запорожья Александр Пащенко. — Он снимался в ДК им. Кирова. Мы, молодежь, не только наблюдали это, но и были участниками массовых сцен. Нам даже деньги за это платили. Видел я съемки и на территории завода «Запорожсталь». Мой знакомый Алексей Кривенко давал паровозные гудки, когда это требовалось по ходу съемок, и получил за это пять рублей. На окраине Запорожья есть реальная Заречная улица.

Ее житель Анатолий Дядьков помнит, как на крыше одного из домов была сделана специальная площадка для голубей. Герой, которого играл Николай Рыбников, по фильму был голубятником. Актер стоял на этой площадке и махал фуражкой. А голубей брали у Василия Сопина, здесь же, на Заречной. Он был заядлым голубятником, приносил по два мешка голубей. По сценарию Рыбников должен был не только махать фуражкой, но и свистеть. Свистеть артист не умел, за него это делал Василий Сопин. За голубей и свист ему заплатили тогда 20 рублей.

— На самом деле, — утверждает Марлен Хуциев, — в районе нынешней Заречной съемки не проводились. Процесс этот шел в обратном порядке. Сначала Миронер придумал сценарий, Заречная — улица чисто условная. Поэтому, я думаю, Заречная улица появилась в Запорожье уже позже. Кстати, после наших съемок отдельных сцен в Одессе там тоже возникла улица с таким названием. Такое впечатление, что все население города участвовало в съемках. Нам рассказывали о съемках таких эпизодов, которых не было ни в сценарии, ни в фильме. А на замечания отвечали: «Все было, просто потом вырезали».

Николай Рыбников просил жену похоронить его с каской сталевара. А сталеварским премудростям обучал его Григорий Пометун, ставший позднее Героем Социалистического труда.

— Когда снимался фильм, я уже был достаточно опытным специалистом, работал в мартеновском цехе «Запорожстали», возглавлял сменную бригаду. Меня попросили взять шефство над актером. Рыбников мне сразу понравился своей простотой и открытостью, веселым добрым нравом. Мы были ровесниками, нам было о чем поговорить не только во время «работы». В общем, мы подружились. Он стал бывать у меня дома, познакомился с женой Шурой.

Учеником Николай Николаевич оказался прилежным, интересовался всем, что связано с работой сталевара, пытался попробовать все своими руками. Его по-настоящему увлекала романтика профессии металлурга. Потому и играл с таким вдохновением. Наша дружба длилась до конца его жизни. В Запорожье Рыбников приезжал чуть ли не каждый год, встречался с запорожсталевцами, обязательно заходил ко мне домой. Когда в 1979-м на комбинате ему подарили каску сталевара, он попросил свою жену, известную киноактрису Аллу Ларионову: «Буду умирать — она должна быть со мной».

Нина Иванова сыграла еще в двух-трех фильмах и больше не снималась. Работала вторым режиссером на Киностудии имени Горького. Когда для кинематографа наступили трудные времена, уехала в Петербург, где живет и сегодня. Работает старшей медсестрой в больнице, с кино никаких дел не имеет. Ее приглашали в Запорожье, но она отказалась. Просила извинить ее и передала запорожцам привет. Кстати, Нина Иванова — не профессиональная актриса. Она когда-то в детстве сыграла в фильме «Жила-была девочка». Потом играла в дипломной работе одного из ВГИКовцев. Там Хуциев и обратил на нее внимание.

Источник: «ФАКТЫ»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий