Серьезное отношение к дуракам. Интервью академика Моляко

Один человек постоянно сталкивался с интересным явлением. Поскольку был он психологом, специалистом по интеллекту и творческим способностям, то стал это явление изучать. Тут-то и выяснилось, что оно и впрямь интересное. Оказалось, дурак — это его исследовал академик АПН Украины Валентин МОЛЯКО — удивительно разнообразен. И глупость его бесконечно разнообразна.

НЕ ВЕРИТЕ? СЧИТАЙТЕ!

Глупость универсальная, постоянная, касающаяся всех сторон работы и жизни. Глупость врожденная. По невежеству. По инфантилизму. По лени. Профессиональная глупость, когда человек не на своем месте. И наоборот, бытовая, житейская — тут Валентин Моляко нашел мягкое, прямо-таки нежное определение: «дурак домашний». Милый такой человек, которому смерть как не хочется заниматься бытом, потому и не получается…

Войдя во вкус, ученый стал фиксировать новые разновидности. Глупость может быть эмоциональной — кого не заносит под наплывом сильных чувств? А «звездная» — от успеха и славы? И все же самая распространенная глупость — ситуационная. То есть попросту невольные ошибки, мы все их делаем. Увы, вряд ли кому удалось в этой жизни пролететь над безмерным морем человеческой глупости, не замочив подошв.

О ДЕБИЛАХ И ДЕБИЛИЗАЦИИ

— А если серьезно, Валентин Алексеевич, кто он такой, настоящий дурак?

— Человек, у которого мало ума. Или совсем нет. При том, что ум — это правильная оценка ситуации, верное прогнозирование чьего-то и своего поведения.

— Слово «дурак» звучит как-то даже ласково и совсем не страшно. Но он ведь может быть опасен. Как вы назовете, например, того, кто срезает со столбов провода под напряжением, оставляя без света свою улицу и рискуя погибнуть? Я говорила с женщиной-врачом, бывающей на медкомиссиях призывников. Она покруче выражается — «дебил». По ее мнению, у нас происходит настоящая дебилизация молодежи. Очень большой процент тех, кого она видит на каждом призыве, даже рассказать о себе связно не могут.

— У нас физически здоровы едва ли 10 процентов призывников. Все уже привыкли это слышать и не пугаются. А то, о чем вы говорите — тоже здоровье, психологическое (не путать с психическим). Связано с тем, может ли человек добиваться в жизни хороших результатов, решать проблемы и преодолевать трудности. Сейчас оно тоже ухудшается, это правда. Учителя говорят, резко выросло число неуспевающих — тех ребят, кто не может осилить школьную программу.

— Такое только у нас? Помните, одна российская газета к годовщине Чернобыля высказалась, что авария и ее последствия привели к дебилизации населения Украины? У нас тогда очень обиделись.

— Такое наблюдается везде. Везде растет урбанизация, увеличивается поток информации. В такой ситуации человеку жить труднее. Но к этому — еще и наши собственные проблемы. Ведь кризис, даже такой, как в нашей стране, — в общем-то нормальное явление в жизни человечества. С ним только надо уметь справляться.

— Однако сейчас дети знают такие вещи, что не только дедам и бабушкам, но и родителям не снились!

— В самом деле. Но это часто лишь псевдоинформация. Она ничего не дает для решения жизненных проблем. Зачем в школе изучают столько предметов? Нагрузка на интеллект, изобилие знаний. Нужно ли это? Дети просто не успевают за таким количеством информации.

КОМПЬЮТЕР ПРИДУМАЛ ДЬЯВОЛ

— Тут есть большое подспорье — компьютер. Хотя вы к нему что-то строги. Помню, даже изобретением дьявола называли…

— Мы в нашей лаборатории исследуем мышление, интеллект, одаренность. Родители приводят детей на консультацию. Так вот, если раньше они в основном просили определить, есть ли у сына или дочки способности, то сейчас все чаще просят выяснить, не повлиял ли на них компьютер. Уверяют, что наблюдают у детей психические сдвиги. Только в этом году уже несколько случаев таких было.

— И в чем эти сдвиги выражаются?

— Заторможенность в поведении. Безразличие к вещам, которые раньше интересовали. Стремление уйти в себя, закрыться и засесть за компьютер. Конечно, чтобы делать серьезное заключение, нужно лучше знать каждого ребенка. Родителям виднее. Но нескольких из этих детей я наблюдаю уже год или больше. Патологических изменений в психике у них нет. А что есть? Они хотят работать с компьютером, получать сведения только из него. Заметьте — не из газет. Не из библиотек…

— А почему это плохо?

— Понимаете, человек всегда должен был искать информацию сам. Намечал, что нужно узнать, и находил это в жизни, в предметах, явлениях. А в Интернете он получает информацию, оформленную кем-то другим. Упакованную, представленную в виде готовой формулы. Конечно, компьютер — мощное средство накопления информации, в объеме превосходит большинство библиотек. Но надо ведь еще уметь ею пользоваться. Он при решении творческих задач идет за человеком, а не впереди. Потом этот человек выходит на улицу, в реальную жизнь. В компьютере на этот счет подсказка не заложена. Как перейти улицу, как выжить.

— Считается: компьютерные игры вырабатывают реакцию.

— Реакцию чисто виртуальную. Можно хорошо играть в эти игры, но не уметь быстро реагировать в реальной жизни. Главное коварство компьютера — он не учит мыслить. Дает подсказки и изымает сам процесс мышления.

ТАЛАНТ БОИТСЯ СВИНКИ

— Валентин Алексеевич, а все-таки: умными рождаются или становятся?

— Вопрос классический. И то и другое. Если у вас нет родовой травмы с дефектом головного мозга — вы родились с определенным творческим и интеллектуальным потенциалом. Сейчас подавляющее число психологов, физиологов, антропологов сходятся на том, что интеллект в основном определяют гены.

Посмотрите на вундеркиндов — они же еще просто не успели ничему научиться! У нас была девочка, которая уже где-то после года с момента рождения не расставалась с фломастером. Сначала это были каракули, а после двух лет родители убедились: она рисует. При этом никто в семье не рисовал, никто с нею этим не занимался. Или был пятилетний мальчик с высоким общим интеллектом. Решал задачи, отвечал на хитрые вопросы.

Таких примеров много. Это все способности, которые проявляются рано, но потом неизвестно куда исчезают. В практике моей коллеги была очень способная девочка. Но вот пятый-шестой класс обычной школы — и она уже «как все». Ребенок по-настоящему талантливый — не массовое явление. Таких детей всего-то три—пять процентов.

— В общем, по большому счету, это тайна — как и откуда появляются особые способности?

— Это не самая большая тайна в нашей жизни. Я скажу так: может быть, даже образование в данном случае — тормоз. Нередко потом, когда дети заболевают, причем не болезнями психики или нервной системы, а самыми обычными — корью, скарлатиной, свинкой, болезни дают какие-то, вроде даже интеллектуальные осложнения. После них дети почему-то становятся как все. Еще одна тайна.

— Значит, не дано с пеленок — ты уже гением не будешь?

— Почему? Встречается и поздняя одаренность. У нас на курсовой практике была одна студентка. Обычная 20-летняя девушка с весьма, казалось бы, средними способностями. А года через три после того, как начала работать — буквально скачок. Правда, потом у нее бывали резкие подъемы и спады не способностей как таковых, а творческой активности. Ведь способности никуда не исчезают, а вот активность колеблется. И тогда, на спаде, человеку нужны дополнительные стимулы.

— Это вы о чем?

— Известно, многие талантливые люди употребляли стимуляторы. Писатели, поэты, композиторы, художники. Длиннейший список, от Бодлера до Булгакова. Вертинский сам писал в воспоминаниях, что употреблял кокаин.

— А что, кокаин действительно стимулирует творческую активность?

— Якобы — да, по крайней мере, у некоторых. Но Вертинский, видимо, смог остановиться, иначе наркотизация бы сказалась. Американские психологи, изучая действие ЛСД, считали, что поколение битников для стимуляции творчества специально употребляли мягкодействующие наркотики. Я уж не говорю об алкоголе. Как к этому относиться? Любой медик скажет — отрицательно. Потому что известно, как развивается процесс дальше.

Но тут тоже не все понятно. Алкоголь — безусловно, это вредно. Но в малых дозах, может быть, полезно? Ведь гомеопатические дозы алкоголя практикуются врачами во многих лекарствах на спирту. Впрочем, это особый разговор. Если знать, что такое ум и способности, можно попробовать научить чему-то менее одаренного человека, заимствуя приемы деятельности у более одаренного.

— И вам это удавалось?

— Знаете — да. У меня есть своя система интеллектуальных творческих тренировок, нагрузок, которую я разработал и продолжаю совершенствовать. Привык работать в усложненных условиях — лучше будешь работать в обычных. Такие приемы есть не только в психологии. Они на вооружении и у тренеров спортивных, и у менеджеров, и кого угодно.

Известные вещи, но от этого они не становятся второстепенными. Человек должен научиться управлять собой — своими возможностями, интеллектом, волей и т. д. А напоследок советую: тренируйте, развивайте свой ум. Тогда вы и дурака распознаете, и сами в его положение не попадете. Главное — вас не будут держать за дурака и беспардонно обманывать.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий