ТРАГЕДИЯ НА СКНИЛОВСКОМ АЭРОДРОМЕ. Юбилей 14-го авиакорпуса превратился в самую большую в мире авиакатастрофу. Как это было

Все началось с рекламы в самой тиражной газете Львова, извещающей о юбилее воздушной армии. После слов “Авиационное шоу” была напечатана следующая информация: “27 июля исполняется 60 лет со дня создания 14-й ордена Красного Знамени Воздушной армии, наследником боевых традиций которой является 14-й авиационный корпус, дислоцирующийся на территории Львовской области и еще в восьми областях Украины. Праздничные торжества пройдут на территории аэродрома Скнылов.

В программе праздника: демонстрация полетов военных и спортивных самолетов, показательные выступления мастеров парашютного спорта, спортсменов-авиамоделистов, показ авиационной техники, вооружения, демонстрация приемов рукопашного боя, выступления профессиональных музыкальных коллективов. Во время праздника будут работать выездная торговля, кафе…” Ну, кто же после этого в выходной день не захочет съездить на окраину Львова?

10.00. Начало шоу. Переполненные троллейбусы еле ползли к Скнылову. Военный аэродром расположен рядом с гражданским. Место не совсем подходящее для проведения воздушных шоу. Правда, это не мешало военным авиаторам в последние годы давать представления для жителей города. Праздники в Скнылове стали традиционными. Никто даже не пытался возразить. Неудивительно, что в субботу на трибуне для почетных гостей можно было увидеть многих известных руководителей, военных и политиков.

12.40. Все с нетерпением ждут самого большого сюрприза праздника – выступления летчиков-асов. Их самолеты уже приближаются к месту события. Дети тем временем на взлетной полосе осматривают технику. Взрослые снимают жару прохладительными напитками. Рев самолетов прерывает все разговоры. Истребители Су-27 и МиГ-29 демонстрируют фигуры высшего пилотажа. Неожиданно один из самолетов как будто касается верхушек деревьев, на секунду останавливается, потом снова набирает скорость, разворачивается одним крылом и падает на взлетную полосу. Истребитель несется по бетонке, задевает стоящий самолет и взрывается на глазах 10-тысячной толпы.

Люди в шоке. Части самолета падают в самую гущу толпы. Кругом крик, огонь. Одни в ужасе покидают место трагедии. Другие, наоборот, бегут к столбу пламени, пытаясь спасти близких.

От увиденного на аэродроме многим придется несколько месяцев приходить в себя. Телевизионные каналы во Львове не демонстрировали эти ужасные кадры, когда в радиусе нескольких сотен метров на бетонке валялись обугленные ноги, руки, головы, туловища. Аэродром в мгновение стал багряным от огня и людской крови.

Первыми пришли в себя военные и милиционеры. Место события моментально оцепили. Летчики Су-27 полковники Юрий Егоров и Владимир Топонарь в последнюю секунду катапультировались. Парашюты успели раскрыться, но от падения летчики были тяжело травмированы, и их увезли в центральный госпиталь Западного оперативного командования.

На место происшествия прибыло около 20 машин скорой помощи. На поле лежали без сознания десятки людей – их в первую очередь доставляли во львовские больницы.

13.30. Первых потерпевших привезли в городскую больницу скорой помощи машины, дежурившие на аэродроме. На улице Гетмана Мазепы ко встрече с больными всегда готовы. Большинство раненых поместили в реанимационное отделение. Рядом на улице Пилипа Орлика находится еще одна больница – детская, куда доставили пострадавших ребятишек. Больных принимали и в центральном военном госпитале, и в железнодорожной больнице – лучших медицинских учреждениях Львовщины. Через два часа количество погибших увеличилось – не приходя в сознание умерли 45-летняя женщина и 10-летний ребенок.

Спустя три часа. На месте трагедии удается идентифицировать останки 12 человек: два милиционера, помощник прокурора района, гость из Харькова… Люди рвутся на аэродром. Там будут всю ночь работать судебные эксперты. Никого на место происшествия не допускают. Исключение делают только для заместителя секретаря СНБО, которая находилась во Львове проездом. Машину пропускают на взлетную полосу со стороны аэродрома.

Через 8 часов после катастрофы. Появляется сообщение военной прокуратуры Западного направления о возбуждении уголовного дела по ст. 416 Уголовного кодекса Украины – нарушения правил и организации полетов, повлекшие за собой тяжелые последствия. Согласно этой статье, виновным грозит наказание от 5 до 15 лет.

СПРАВКА.

Технические характеристики Су-27

Одноместный реактивный истребитель оснащен двумя двигателями. Разбившийся был учебно-боевой модификацией Су-27УБ, поэтому имел два места.

Длина – 21 м

размах крыла – 14,7 м

максимальный взлетный вес – 28 т

максимальная скорость – 2500 км/ч,

у земли – 1400 км/ч

дальность полета – 4000 км

боевой радиус – 1200 км

вооружение: ракеты – 6Р27 и 6Р73, бомбы 4 и 8 тонн, пушки.

Самолеты строят с 1982 г. в Комсомольске-на-Амуре. Эти машины были основными в ВВС СССР и превосходят все западные аналоги. На них установлено 27 мировых рекордов по пилотажу.

Катастрофы Су-27

9 сентября 1999 г. – самолет разбился на авиашоу в Италии (в 60 км от Венеции) во время показательного выступления.

17 мая 2001 г. – в 80 км от Тамбова рухнул самолет Минобороны России.

26 марта 2002 г. – Су-27 ВВС России упал под Владивостоком.

3 апреля 2002 г. – самолет ВВС Украины во время тренировочного полета рухнул возле Запорожья

***

По прошествии нескольких дней после трагической катастрофы Су-27 на львовском аэродроме Скнылив зарубежные аналитики отмечают значительный, а иногда даже беспрецедентный, прогресс украинского государства в реагировании на катастрофы.

«Страна, которая дала миру Чернобыль, теперь реагирует на катастрофы столь умело, что у нее могут поучиться в Кремле или даже в Белом доме», — говорит, к примеру, обозреватель немецкого агентства DPA.

«Наблюдатели за рубежом обращают внимание на то, что государственный аппарат в Киеве и Львове очень оперативно отреагировал на трагедию, особенно по сравнению с предыдущими инцидентами», — передает радио «Свобода».

Положительнейшую оценку дает немецкий обозреватель поведению Президента Украины Леонида Кучмы. В частности, он отмечает, что через считанные часы после трагедии Леонид Данилович, прервав свой отпуск, был уже во Львове — посещал больницы и отдавал распоряжения. Это решение украинского Президента противопоставляют поведению главы Российской Федерации Владимира Путина, который два года назад понадеялся на то, что с трагедией подводной лодки «Курск» разберутся сами адмиралы. Кроме того, Президент Украины не только распорядился предоставить миллионы гривен родственникам погибших, но даже пообещал, если понадобится, оплатить лечение жертв за границей, — акцентирует внимание агентство DPA.

Также отмечаются скорость принятия Президентом решений о наказании высокопоставленных военных. В последний раз, заявил наблюдатель, когда приходилось увольнять генерала, этот процесс длился около двух лет…

В субботу же, 27 июля, во Львове машины скорой помощи молниеносно прибыли на место трагедии. Телекамеры зафиксировали, как профессионально и без паники врачи спасали жизни. Журналист DPA также говорит, что даже украинские военные предоставляли информацию со скоростью и точностью, которой «могут позавидовать в Пентагоне»: сразу же после трагедии общественность знала имена пилотов и главы следственной комиссии. Пресса постоянно публикует контактные телефоны для справок.

По мнению немецкого обозревателя, такой прогресс объясняется тем, что Украину не сотрясают политические баталии. Кроме того, украинской власти было на чем учиться, начиная с аварии на Чернобыльской АЭС, добавляет радио «Свобода». А немецкий политолог Александр Рар уверен: «Сама политическая атмосфера меняется. Украина теперь официально хочет вступить в НАТО и Европейский Союз. В Украине осознают, что подобные катастрофы еще могут произойти и самая лучшая политика в подобных ситуациях — это открытость».

По материалам Киевских ведомостей, 29 июля 2002

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий