ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ. Заборные надписи характеризуют эпоху

Есть у меня знакомый, уникальный в своем роде филолог Вадим Заболотный. Уже много лет Вадик занимается исследованием… «заборного творчества». Этой темой молодой ученый увлечен еще со студенческих времен. Ведь заборные надписи, по его словам, гораздо правдивее характеризуют эпоху, чем, скажем, статьи в газетах. В надписях заложен дух времени — этакая квинтэссенция политики, морали, мировоззрения.

— Ты понимаешь, заборы и туалеты — это своеобразная свободная территория, — отхлебывает кофе Вадим. — На них ты вправе написать, что хочешь, и в такой форме, какой хочешь. Автор надписей — простой народ. А он наиболее точно подмечает характер нашей действительности, потому что на себе испытывает все ее пинки.

НАРОДНЫЙ РУПОР

Лишь на стенах туалета или на заборе человек мог во весь внутренний голос сказать, что он думает по поводу всего происходящего, и при этом не быть призванным к ответу. Поэтому доверие к таким надписям было особым. Понятно, что авторы часто бравировали, но чисто на эмоциональном уровне их произведениям верили. Вадим, кстати, убежден, что и в советские времена идеологический отдел КГБ не раз использовал заборы для пропагандистской работы с населением.

«Я памятник себе воздвиг
нерукотворный —
шестнадцать строк в
общественной уборной»

Одно дело, когда лектор втирает чушь насчет империализма, и другое, когда это юморная надпись на стене сортира. Вадим собрал не один десяток стишков, появившихся в 80-х на заборах и стенах сортиров нашей родины в период холодной войны между СССР и США: «Вставим ядерную клизму в ж#у империализму!» или «Мы мирные люди, мы мир бережем! Но ядерный хрен кому хочешь вобьем!».

А вот как к этому относились студенты универа им. Шевченко: «Пусть н#т себе в штаны поджигатели войны, и да будет сей сортир очагом борьбы за мир».

В мои школьные годы модно было рисовать бомбы и их перечеркивать, что означало «нет войне». Ядерной войны в 80-х боялись многие школьники, вечером небось донимали своих родителей вопросами: «Мам, а войны не будет?» А что вы хотите, если учительница на уроке вполне могла задать вопрос: «Дети, а что вы с собой возьмете в бомбоубежище, если начнется ядерная война?» Правильный ответ был: «Красный галстук».

Вадим говорит, что пиарщики до сих пор эксплуатируют народное доверие и используют отхожие места во время предвыборных кампаний: «Дiвчата, вiддамо нашi голоси та тiла Ющенку!» — гласила надпись на стене туалета одного киевского общежития. А вот стих, привезенный Вадимом в 1996 году из российского общественного туалета на одном из вокзалов Москвы:

Если ты не совсем идиот,
Если есть в тебе совесть и честь,
Значит, Ельцин наверх не пройдет,
И надежда на лучшее — есть!

Мой приятель уверен, что если ему удастся когда-нибудь попасть в архивы КГБ, то он обязательно найдет следы работы литературно-пропагандистского отдела, где производилась подобная «туалетная» продукция. Пока же он просто собирает материалы. По ходу попадаются и всякие курьезные надписи, которые не имеют отношения к исследованию, но Вадим их записывает — просто так, на память.

— Я уже лет пять езжу мимо одного завода, на воротах которого красуется гениальнейшая надпись, — говорит он. — Раньше она была намалевана кое-как кривыми буквами, а сейчас четко и аккуратно по трафарету: «Осторожно! Ворота открываются ВНЕЗАПНО!» А что подразумевали работники столичного педагогического университета, для меня до сих пор остается загадкой. На стене возле лифта в гуманитарном корпусе написано: «Заходя в лифт — убедись в наличии кабины».

Или вот был однажды Вадим в кожвендиспансере и вышел оттуда совершенно счастливый. Творение венбольных — одна из жемчужин его коллекции:

Нет приятней и полезней
Венерических болезней.
Я хочу, чтоб стар и мал
На себе их испытал.

А вот еще надпись в том же туалете «КВД»: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы предохранялось». Подпись: «Врач».

ОТ ОТЦА К СЫНУ

Светлое коммунистическое прошлое уже давно позади, а темы не меняются. Часто на заборах и стенах туалетов можно встретить одни и те же надписи, что и двадцать, а то и тридцать лет назад. Похоже «туалетное творчество» — реликтовый вид искусства, на который не действует ни глобализация, ни новые технологии. По-прежнему актуальны вечные темы: взаимоотношения полов, любви и верности. Вот одна из печальных историй, обнаруженная мною в женском туалете педуниверситета:

Я отдалась ему при луне,
Он связал мои белые груди,
Вот и верь после этого людям!

А тема взаимоотношений студентов и преподавателей поднимается, как правило, на стенах студенческой курилки. «Каждому лектору в задницу по вектору» — призывает неизвестный автор.

Хотя по особенностям стихотворного стиля можно все-таки определить, к какому временем относится то или иное творение. Вот, например, надпись 60-х:

Если худо организму,
применяй, товарищ, клизму.
Убедись, товарищ, лично
— клизма действует отлично!!!

Следующей надписью Вадим Заболотный гордится, говорит, что написана она, вернее вырезана ножичком, около полувека назад на столе в одной из киевских библиотек: «Ликвидируем девственность, как ликвидировали неграмотность».

Вадим, обижается, когда его знакомые фыркают, узнав, чем он увлекается. А ведь «сортирное чтиво» это часть культуры, и в нем часто содержатся советы и рекомендации, как правильно вести себя в общественном месте. Вадима как-то поразила заботливая прокламация на стене в туалете универовской общаги, гласившая:

Если ты попасть не можешь,
Так старайся писать рядом,
Ведь потом сюда садятся
Наши дамы белым задом

Однако каким бы вечным ни казалось «туалетное творчество», компьютеры проникли даже сюда и стали в один ранг с любовью и сексом.

Если к ж#е приспособить
Сопроцессор фирмы «Крей» —
Можно с#ть в два унитаза
В сорок тысяч раз быстрей!

Еще наш филолог заметил, что молодежь, что бы ни говорили, стала культурнее. Мат ассоциируется у них со старшим поколением. Раньше без него не обходилось почти ни одно стихотворение. Теперь же в аудитории университета культуры можно прочесть и такое довольно безобидное четверостишье:

Стоят столы дубовые,
Сидят жлобы здоровые,
Все смотрят без понятия,
Идут В Кульке занятия

Иногда на столах попадаются и философские строчки:

Передо мною грязный стол.
На нем кристально чистый лист,
Ну на хрен я сюда пришел?
Какой я к черту программист!!!

Да уж, надписи — это большая сила. Иногда они приносят пользу, а иногда вред. Смотря что писать и с каким настроем. Один мой знакомый художник, как-то размышляя о профанации и искренности, сгоряча воскликнул: «Да можно слово «…» на заборе написать с большим творческим порывом и больше в него души вложить, чем в целую картину! Все дело в подходе».

Оксана САВЧЕНКО

Фото ВВП. Украинские ведомости

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий