«Кузнечику» было бы 65. «Врачи одиннадцать раз запускали сердце Серёжи. В двенадцатый раз не смогли…»

Украинскому киноактеру Сергею Иванову, сыгравшему роль лейтенанта Александрова – «Кузнечика» в знаменитом фильме «В бой идут одни старики», сегодня исполнилось бы 65.

Да, фильм этот действительно знаменитый. Тут ничего не скажешь. Не случайно же он вошел в Золотой фонд отечественного кинематографа. И сегодня, спустя десятилетия после выхода на экраны, он продолжает пользоваться огромной любовью у зрителей. И секрет успеха фильма заключается в том, что при его создании соединились множество разных моментов. Прежде всего, конечно, это мастерство Леонида Быкова, его любовь к теме, которой была посвящена лента. Безусловно, это и удачный подбор актеров, их самоотдача на съемках. Талантливый Кузнечик – убедительное подтверждение тому. 

Судьбоносная встреча с Маэстро

Сергей Петрович Иванов родился 22 мая 1951-го в Киеве, где почти полвека спустя обрёл последний приют. Дед был известным филологом, автором учебника по украинскому языку, отец — поэтом. С их протекцией Сергей мог поступить в любой вуз. Но он не захотел пользоваться ничьей поддержкой.

«По окончании школы подал документы в Театральный институт им. Карпенко-Карого и успешно сдал вступительные экзамены. О том, что поступил на актёрский факультет, рассказал родным только после того, как увидел свою фамилию в списке первокурсников, — вспоминала сестра Иванова, Лариса. — Родители были удивлены выбором Серёжи, как и позже моим решением стать художником. Но отговаривать, переубеждать не стали — не навязывали собственное мнение».

Ещё будучи студентом Сергей начал сниматься («Зозуля с дипломом», «Звёзды не гаснут», «Семья Коцюбинских»). В 1972-м, сразу после выпуска, был принят на знаменитую киностудию им. Довженко. Там его и нашёл наш земляк Леонид Быков, подбиравший состав «поющей эскадрильи». Интересно, что в роли лейтенанта Александрова-«Кузнечика» режиссёр видел Владимира Конкина, который тогда снимался в фильме «Как закалялась сталь». Но тот отказался. А вот Иванов, также мелькнувший в ленте о Павке Корчагине, сам пошёл «на таран».

«Сценарий «В бой идут одни «старики» я увидел в актёрском отделе, — делился он. — Прочёл на одном дыхании. Всё думал: как бы подойти к Быкову». Случайно столкнувшись с ним, на вопрос режиссёра, читал ли он сценарий, Сергей заявил, что не только читал, но и обязательно будет играть Кузнечика. Уже на съёмках Леонид Фёдорович признался, что именно это наглое заявление на 80 процентов поспособствовало утверждению Иванова на роль.

Позже Иванов отмечал, что то была не наглость, а неизбежность встречи с собой в фильме Маэстро: «Я знаю, что Кузнечик — это я и больше никто. Это моё обретение себя в этой роли. Внезапное, неожиданное. Я не верил в переселение душ, пока не прочёл сценарий «В бой идут одни «старики». Ведь это я, и только я, каким являюсь сейчас и каким себя ощущаю, — тот желторотик из 1942-го… И это я, а не кто другой, пью свои первые в жизни «законные сто грамм» в окружении боевых друзей. И это я, а не кто другой, погибаю в бою, ещё не насмотревшись на небо…»

Есть фильмы, которые переворачивают всю жизнь, и идут сквозь неё, как нить по рушнику. Такой стала лента Быкова практически для всех, кто в ней снялся. В том числе для Иванова.

О личной жизни актера

 После блистательно сотрудничества с Быковым, Иванов стал нарасхват. Он сыграл в знаменитом сериале «Рождённая революцией», в драме Владимира Басова «Дни Турбиных», снятой по произведениям Михаила Булгакова (роль тихони-Лариосика называл одной из любимых работ), вновь сотрудничал с Леонидом Фёдоровичем в «Аты-баты, шли солдаты».

А после гибели Быкова в автокатастрофе в 1979-м что-то словно надломилось и в «Кузнечике». Фильмы были, и неплохие (те же «Тайны святого Юра», «Капитан «Пилигрима»), но кто-то словно задул в Сергее искру.

Сказался и раздрай на личном фронте. Первый раз он женился в девятнадцать лет. Но тот брак продлился три месяца. Вторая жена, Наталья, была балериной. Из семи совместных лет они провели вместе не более трёх — то у неё гастроли, то у него съёмки. К тому же, Сергей очень хотел ребёнка, а Наталья боялась испортить фигуру и карьеру. С тоски он начал пить, а она его — бить…

«Не раз видела синяки на его теле, но их появление он объяснял односложно: «Разнимал дерущихся, вот и получил своё». Правда, как-то намекнул на семейную драму, но я не придала этому значения. Позже выяснилось, что, когда после съёмок приходил домой навеселе, Наташа его… била, — рассказывала Ольга Матешко — командир экипажа У-2 лётчица Зоя из «В бой идут…», о которой позже Иванов снял одну из передач цикла «Невозвращенцы» (к тому времени она жила в США). — Мы с мужем изо всех сил утешали Серёжу, что-то бесконечно советовали, однако в глубине души понимали: он несчастлив. И старались окружить вниманием и теплом. Но когда услышали «Я — в нокауте. Всё. Больше не могу», не стали его уговаривать мириться и прощать… Он постоянно благодарил за то, что можно приходить в наш дом в любое время суток и в любом состоянии. Мы любили его как своего старшего сына. Нас ничто в нём не раздражало. Он оставался ребёнком, неизменно был счастлив тем, что имеет, никогда не кривил душой».

Силы для нового взлёта «Кузнечику» дала любовь, которая, как это часто бывает, нагрянула внезапно.

 Не выдержало сердце

«Серёжа рассказывал, как познакомился с Ларисой. Забежал однажды в корпус пединститута, что на Пирогова, открыл двери в бухгалтерию (зачем — не понял ни тогда, ни потом) и увидел там «девушку своей мечты». Влюбился с первого взгляда и… женился. А когда родилась дочь Маша, он как сумасшедший бегал по студии и у каждого спрашивал: «Ты можешь себе представить, что я — папа?» Счастье захлестнуло его», — вспоминал Тарас Рыльский, внук поэта Максима Рыльского, бывший редактор киностудии Довженко

Сестра Иванова, которую, как и его любимую, звали Лариса, рассказывала, что её тёзка не сразу ответила на ухаживания. «Предполагая, что это очередная блажь популярного актёра, она не отвечала на его телефонные звонки, — вспоминает она. — Серёжа обратился за помощью ко мне, и я пригласила Ларису к нам в гости. Вскоре они поженились».

Несмотря на то, что она была на 12 лет моложе Иванова, супруга относилась к нему, как к большому ребёнку. «Всё это придавало брату силы и возвращало к жизни, — уверяет сестра Сергея. — Когда родилась дочка Мария (её назвали в честь нашей бабушки), он вёл себя в точности, как его герой Кузнечик — шутил, дурачился, успевал побывать во множестве мест одновременно. Относился к своей Машеньке, своему божеству, с трогательной заботливостью. Никогда, ни за что её не наказывал, из командировок привозил интересные игрушки, которые прятал в разных укромных уголках квартиры, вместе их «находили» и радовались, как дети».

«Прожив с ним 14 лет, поняла, что по-настоящему его так и не узнала, — признавалась вдова «Кузнечика». — Последние пять лет были лучшими в моей жизни. Казалось, счастливее меня человека не было. Серёжа никогда не приходил домой с пустыми руками. Он приносил охапки цветов, мои любимые лакомства или просто яблоко на ладони. И при этом был безумно счастлив… »

Он расцвёл и в творческом плане. Стал снимать фильмы как режиссёр и продюсер, затеял телепроект об истории Украины, получил звание народного артиста…

Возможно, сердце просто не выдержало такого количества радости. Ведь говорят же — «умру от счастья»…

«Врачи одиннадцать раз запускали сердце Серёжи. В двенадцатый раз не смогли… Похоронили на Байковом кладбище, недалеко от могилы Быкова», — вспоминала сестра Иванова.

Сергей Иванов прожил короткую жизнь, не дотянув и до 49 лет. Но зато он остался в нашей памяти вечно молодым, смешливым и в то же время серьезным Кузнечиком. Или Лариосиком, кому нравится фильм «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова. Но, вне всяких сомнений, узнаваемым. И любимым…

По материалам интернета Николай Зубашенко

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.