Подводные ракетоносцы Третьего Рейха

Идея германского подводного ракетоносца  появилась во многом благодаря случайности: у командира подводной лодки   Фрица Штейнхоффа был брат — доктор Эрнст Штейнхофф, занимавший один из постов в руководстве полигона в Пенемюнде. После долгих дискуссий о возможности использования ракет в подводном флоте братья пришли к общей точке зрения — к проведению первых экспериментов.

В течение лета1942 г. лодка Штейнхоффа была дооборудована шестью пусковыми установками, при этом использовались неуправляемые ракеты армейского образца. Ракеты стартовали по наклонной. Естественно, что перезарядить установку можно было только в надводном положении.

 Эксперименты по запуску ракет с 12-метровой глубины показали, что ракетный двигатель прекрасно работает в толще воды и, более того, запуск из-под воды уменьшал рассеивание и увеличивал дальность полёта ракет.

Но командование флотом без особого интереса отнеслось к опытам братьев Штейнхофов. Правда, в конце войны на ПЛ основных типов стали монтировать пусковые рамы для неуправляемых ракет, чтобы повысить их боевые возможности, т.к. союзные эскортные корабли всё чаще стали вынуждать немецкие подводные лодки к всплытию — например, при массе ракеты в127 кгеё боевая часть содержала48,5 кгсмеси аматола и тротила , что примерно соответствует 203-мм артиллерийскому снаряду ( это при том, что на немецких ПЛ в лучшем случае стояло 105-мм орудие, а на лодках самой распространённой серии — VII — вообще 88-мм с 9-кг снарядом). Таким образом, 5-ствольные РСЗО вплотную подводили огневую мощь ПЛ к параметрам тяжёлого крейсера.

В дальнейшем, флоты ведущих стран мира отказались от артиллерийского оружия для ПЛ, поэтому данный метод дальнейшего развития не получил. Применение ракет немецкими подводниками не ограничивается только простыми пехотными ракетами.

В ответ на варварские бомбардировки Германии англо-саксонской авиацией было решено подвергнуть Нью-Йорк ракетному удару. В 1943 г. появилась идея нанести ракетный удар по Америке ракетами A-4  с подводных лодок, несущих водонепроницаемые ракетные контейнеры. Заказ на три таких контейнера был выдан Штетинской судостроительной верфи в декабре1944 г., но ни один из них так и не был изготовлен до конца войны.

В1944 г. отдельные элементы этого комплекта уже испытывались на Балтике. Согласно проекту, после выхода в район запуска кормовые отсеки контейнера заполнялись забортной водой и он разворачивался в вертикальное, боевое положение, крышка ракетной шахты откидывалась и по команде с борта ПЛ мог происходить запуск.

Однако в ходе испытаний стало ясно, что массовое производство подобных систем пока не под силу германской промышленности. К тому же технические особенности ракеты V-2 не увязывались с тактико-техническими особенностями подводной лодки.

V-2 имела жидкостный двигатель, который требовал сложной системы проверок перед запуском. Ракеты нельзя было транспортировать в cнapяжeнном состоянии, применение для работы ракетного двигателя двухкомпонентного жидкого топлива требовало тщательной и долгой проверки узлов этой капризной системы непосредственно перед запуском, то есть, когда ПЛ находилась в надводном положении, а следовательно была наиболее уязвимой.

Наконец, лодка с довольно большим буксируемым контейнером (30-метровый контейнер с ракетой, заправленной жидким топливом, водяным балластом и контрольной аппаратурой весил 500 тонн) была слишком заметной мишенью для кораблей противолодочной обороны и в подводном положении.

Пока подводные лодки XXI серии не вошли в строй, было решено использовать вместо них 6 подводных лодок IХ серии, базировавшиеся в северной Норвегии. Их экипажи начали подготовку к рекогносцировочным выходам к берегам Северной Америки, но в середине апреля — начале мая1945 г. все они были уничтожены противолодочными силами союзников.

Другим вариантом было размещение на подводных лодках крылатой ракеты V-1 и её запуск из установленных на палубе водонепроницаемых контейнеров. Курировавший разработку подобного оружия Отто Скорцени был явно не в восторге от этой затеи.

Вот как он вспоминает о своем ответе Гиммлеру, который, наоборот, был полон энтузиазма: «Как вам известно, положение управляемых рулей устанавливается непосредственно перед пуском и изменение курса в полёте невозможно. Сейчас вероятный разброс составляет около8 км. Разброс увеличивается ещё больше, если V-1 запускается с самолёта.

Разброс, несомненно, станет на порядок больше, когда мы будем использовать подводные лодки: мало того, что пока невозможно определить точные координаты в ночном море или при плохой видимости, — сюда добавляется ещё килевая и бортовая качка, а самое незначительное отклонение при запуске, вызванное малейшим движением корабля, сильно изменит точность попадания. Короче говоря, у нас нет пока уверенности, что ракеты достигнут цели, даже если мишенью будет служить огромный город»

Этот проект также остался нереализованным, но он не был забыт,  наоборот, получил довольно длительное развитие после войны, существующее в виде современных ударных лодок, вооружённых крылатыми ракетами.

Рассматривался ещё один проект нанесения удара по США — при помощи межконтинентальных ракет. К подводным лодкам он отношения не имеет, но рассказать о нём стоит.

В конце 1944 г. было предложено обстрелять Вашингтон и Нью-Йорк межконтинентальными ракетами А-9/А-10. Эта ракета была двухступенчатой. Первая ступень  длиной20 м и массой 87 тонн вмещала 62 тонны жидкого горючего и приводилась в движение ракетным двигателем тягой, работавшим 50 секунд. Потолок расчётной траектории составлял350 км. Вторая ступень представляла собой ракету А-9, она отделялась после включения собственного двигателя на дальности около4500 км.

Для достижения психологического эффекта наибольшее значение приобретала точность попадания. Решили наводить ракеты при помощи радиосигналов, причём не с места запуска, а из района цели.  Германская агентура должна была установить специальные радиомаяки на крышах небоскрёбов и в нужный момент привести их в действие.

Гитлер и его окружение приняли это предложение, полагая, что если бы удалось уничтожить таким способом, например, «Эмпайр стейт билдинг», да ещё предварительно сообщить по радио, что это произойдёт в определённый день и час, то в городе началась бы паника.  Серия таких ударов, по их мнению, привела бы к деморализации всех Соединённых штатов и их выходу из войны.

Поздним вечером 29 ноября 1944 года  во Французской бухте залива Мэн всплыла  подлодка U-1230. Члены её экипажа в надувной лодке доставили на берег двух диверсантов, прошедших подготовку в лаборатории концерна «Сименс», где их обучали наведению ракет на цель с помощью радиосигналов.

Это были  Эрих Гимпель — офицер РСХА, имевший опыт разведывательной работы в Великобритании и США,  резидент в Перу, и Уильям Колпаг — американец немецкого происхождения, завербованный германским консулом в Бостоне,  он выполнил несколько заданий и через Аргентину и Португалию был переправлен в Германию.

После высадки диверсанты пошли к дороге, где их заметил школьник. Он сообщил об этом своему отцу — местному шерифу, а тот —  ФБР. В ФБР из перехватов «Энигмы» знали о том, что U-1230 выполняет «специальное задание» в том районе, и устроили облаву.

Но Гимпель и Колпаг ушли от облавы и  добрались до Нью-Йорка. Там Колпаг с помощью своих прежних знакомых попытался устроиться на работу в высотные здания. Но завербованный им помощник выдал его ФБР.

Колпаг был арестован и на первом же допросе выдал Гимпеля, правда, он не знал его местонахождение. Несколько недель шла крупнейшая в США в военные годы облава с участием тысяч агентов. Наконец, 30 декабря1944 г. Гимпель был арестован. Обоих диверсантов обвинили в шпионаже и приговорили к смерти, но после войны президент Трумен смягчил приговор.

Провал этой операции привёл к созданию проекта пилотируемого варианта А-9/А-10.  Геринг поручил Скорцени подобрать личный состав для пилотирования этих ракет. По разным сведениям, Скорцени набрал 100-500 человек. Причём конструктор фон Браун не собирался делать из них европейских камикадзе  — после наведения ракеты пилот должен был выброситься с парашютом над заданным местом в океане, где его ждала бы подводная лодка.

Но воплотить этот проект в жизнь не успели — русские солдаты, воюя в нечеловеческих условиях, питаясь черным хлебом и ленд-лизовской тушенкой, спасли западную цивилизацию от технических чудес  Третьего рейха.

 Евгений Киселев

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий