УБИЙСТВО ЗАКАЗЫВАЛИ?

Убийство Юрия Димента в Харькове — выходца из криминальной среды и ближайшую связь Геннадия Кернеса, который годом ранее стал инвалидом после покушения, а также целый ряд иных убийств и покушений последнего времени наводят на аналогии со старыми-добрыми 90-ми. Для сомневающихся автор приводит свою публикацию 15-летней давности с анализом наиболее резонансных убийств тех лет. С тех пор минуло две революции, сменилось три президента. А поменялось ли что-то по сути или история лишь делает повторный виток спирали? Читайте, сопоставляйте. делайте выводы.

Хроника украинского беспредела.

Перечень заказных убийств “по-украински” будет утомительно долгим. Наиболее резонансные убийства большей частью не раскрываются. А если раскрываются, то следствие доползает преимущественно до уровня исполнителей.

Говорить о заказных убийствах как явлении стали с первых лет перестройки. Жертвами преимущественно становились лидеры преступных группировок. Далее подошла очередь украинской буржуазии, представители которой очень напоминали тех же бандитов. Тогда же началась охота за журналистами. Есть основания утверждать, что некоторые загадочные смерти политиков – тоже дело киллерских рук.

«А теперь «Горбатый»

“Отстрел” криминальных предводителей, начался в начале 90-х в Киеве. Многие усматривали в этом следствие борьбы за власть в среде организованной преступности. И в этом есть большая доля правды. Но, очевидно, не вся. По некоторым сведениям, документальное подтверждение которым вряд ли когда-то будет найдено, эти «разборки» порой были инспирированы, а то и исполнены силами спецподразделений МВД либо СБУ.

Стрельба на поражение началась после того, как новая стремительно крепнущая генерация мафиози, по блатной терминологии “комсомольцы”, решилась отвоевать власть у “авторитетов” советского разлива. «Комсомольцы» оказались куда более «беспредельными» и менее разборчивыми. Стреляли во все, что шевелится – без должных оснований, вопреки уголовной этике, по которой жили аксакалы уголовного мира. Первой жертвой стал “Патя”, лидер влиятельного преступного формирования, отравленный во время ужина в ресторане “Динамо”. Врачи безуспешно боролись за жизнь титулованного отравленца — “Патя” умер под ножом хирурга.

В 1991-му в собственной квартире ранили другого влиятельного мафиозо “Алябу”. Очередным ощутимым ударом по старой уголовной гвардии стало бесследное исчезновение авторитетного зека Старука, случившееся в 1990 году. Преступление не раскрыто, но по оперативной информации Старук был убит, его тело расчленено. Близкий друг покойного, 45-летний Виталий Радченко по кличке “Вата” якобы намеревался отомстить за убийство товарища.

По другим данным он начал мешать другому своему партнеру — известному мафиозо Владимиру Киселю. 1 мая 1992 года ночью в Полицейском садике в центре Киева Радченко расстреляли вместе с охранником. В перерыве между этими двумя событиями тихо задушили 43-летнего Александра Яновского – “Слепого”. В 1991 году около гостиницы “Славутич” произошло нападение на лидера группировки “Салохи” – Бориса Савлохова. Его ранили в обе ноги и руки.

В июле 1992-го на глазах малолетних детей застрелен еще один авторитетный уголовник, пытавшийся реанимировать уголовные понятия в новых условиях. 51-летнего Игоря Залевского – “Буню” расстреляли в тот момент, когда он выходил из лифта. Раненный охранник умер на третий день. Киллеры сделали серию выстрелов, вся лестничная площадка была окутана пороховой гарью, но исполнительский уровень убийц был столь высок, что двое детей Залевского остались без единой царапины (глубокий шок детей, наблюдавших расстрел отца – не в счет).

Несколькими днями позже, 28 июля, на скорости 180 километров в час автомобиль “Вольво” столкнулся на загородной трассе со встречным ЗИЛом. Пассажир «Вольво», король киевского преступного мира Владимир Никуличев, больше известный как “Пуля” вскоре умер от травм. Как выяснилось, ЗИЛ был украден за несколько часов до аварии. В этом случае, как и после убийства Залевского, место происшествия обследовали «опергруппы» уголовного мира. Равно как и милицейские расследования они не нашли убийц.

Через месяц случилась аналогичная авария, что весьма симптоматично и находит параллели в смертельных историях более позднего периода, о которых речь ниже. А тогда, в августе 1992-го на огромной скорости вылетел на обочину и разбился автомобиль, в котором находились 46-летний киевский авторитет Валерий Шухман и двое его охранников-афганцев. Погибли все.

В Венгрии убит “Чайник”, который входил в группировку “Черепа”. Он и до сих пор считается исчезнувшим без вести. «Чайника», судя по всему, убрали по команде самого «Черепа», которого бригадный в разговорах с братвой критиковал за «крысятничество» — зажимание немалых средств, «поднимаемых» с украинских художников, драг-дилеров, мешочников и прочих странствующих земляков. Другому заметному череповцу “Лысому” просто отрезали голову, а тело утопили в озере на киевском массиве Оболонь.

Гарри Джибу, начальник отдела инкассации и страхования потребительского общества “Меркурий” хоронили в Киеве 12 декабря 1992-го года. Тело погибшего при неустановленных обстоятельствах Джибу привезли из Германии и похоронили на закрытом для простых смертных Байковом кладбище – по соседству с могилой Щербицкого.

Порой за смертью авторитета не следовали ответные убийства в стане противника – соратники убиенных не могли выяснить кто же виновен в смерти их товарищей. А в криминальных кругах настойчиво плодились слухи о беспределе СБУ и молодых, но в те времена весьма агрессивных подразделениях по борьбе с организованной преступностью МВД.

«Кто тут из бизнесовых?»

За криминалитетом настал черед бизнесменов, которые работали на грани, а порой и за гранью закона. Они сами приняли правила уголовного мира, весьма схожие с законами бизнеса эпохи дикого накопления стартовых капиталов. Бизнесмены своими капиталами стали подминать менее мозговитых бандитов, а часть новой украинской буржуазии представляла собой наиболее башковитых мафиози, которые поняли, что их спасение – в легализации, уходе из откровенного криминала. Спаслись не все.

1994 год, снова Киев. Покушение на жизнь народного депутата, руководителя концерна «Украгротехсервис» Владимира Бортника, который выжил случайно. Киллера не нашли. По основной версии, заказчики стремились убрать бизнес-конкурента и перехватить выгодные контракты на закупку  сельхозтехники.

1996 год. Донецкий аэропорт. В упор расстреляны из автоматов парламентарий, руководитель  корпорации “Атон» Евгений Щербань, его жена и охранник. Киллеры использовали автоматы. Беспрепятственно заехав на территорию аэропорта на «Ладе», убийцы сделали свое дело и также беспрепятственно уехали. Машину и автоматы сожгли неподалеку от территории аэропорта, пересели в другую машину и исчезли навсегда.  Следствие связывало это покушение с коммерцией. Тем не менее многие до сих пор считают, что тут не обошлось без политики. Следствием этого расстрела стало падение   политико-криминального «донецкого клана», который мешал днепропетровским олигархам, а также утрата позиций либеральной партией – детища Евгения Щербаня. Ныне украинская власть активно проталкивает идею, в соответствие с которой ликвидацию Щербаня заказал Павел Лазаренко.

1997 год – наиболее кровавый.  В марте в Киеве в заброшенном строении вблизи железнодорожного вокзала найден повешенным собкор «Киевских ведомостей» Петр Шевченко. Уже тогда многие, кто был знаком с обстоятельствами дела, шепотом высказывали предположение, что Шевченко могли “подвести” под повешение люди из СБУ.

«политических и писак – мочить!»

В мае 1997-го в Симферополе  расстреляли председателя Фонда госимущества Крыма Алексея Головизина. 17 августа того же года застрелен главный редактор «Вечерней Одессы» Борис Деревянко. Следствие пришло к выводу, что убийство одесского редактора напрямую связано с профессиональной деятельностью Деревянко.

Через месяц милиция задержала исполнителей этого заказа — членов спортивной ассоциации, основанной одесским горисполкомом во времена председательства Эдуарда Гурвица, ныне – народного депутата. Заказчик не назван по сей день. Полугодом позже также в Одессе во время утренней пробежки расстреляли Аркадия Табачника, гендиректора СП  «Бипа-мода» — одной из первых украинских фирм, занимавшейся экспортно-импортными операциями, собственника баскетбольного клуба, человека, который был вхож во многие кабинеты высокопоставленных киевских управленцев. В компании с хозяином погиб и охранник. Убийство не раскрыто, главная версия – коммерческая деятельность.       

22 апреля 1998 года в лифте собственного дома застрелен Вадим Гетьман – чрезвычайно влиятельная персона. Первый председатель Нацбанка Украины, руководитель Межбанковской валютной биржи, нардеп, автор украинской гривни, в 1997-м ему присудили титул «Народный депутат года», в 1998-м – «финансист года». В прессе писали о некой даме, крутившейся около дома Гетьмана незадолго до убийства. За неделю до гибели Гетьман заявил газете “День”: “Мы живем в стране, где “заказать” можно все”.

Несомненно, это было чрезвычайно дерзкое и высокопрофессиональное убийство. Почерк профессионала — в контрольном выстреле в Гетмана, не оставивший финансисту шансов на спасение. Впрочем, в этом деле есть и нестандартные обстоятельства. Киллер использовал пистолет «ТТ» — далеко не самое надежное оружие времен Второй Мировой. На нем даже нет резьбы для глушителя. Вместе с тем, глушитель, очевидно, все-таки был, поскольку ни один из шести выстрелов никто из жильцов дома не услышал. Следующее: киллер не сбросил пистолет на месте преступления. Наконец, интригующе выглядит предположение о том, что убийцей была женщина. Единственным вещдоком, попавшим в руки следствия, оказалась женская пуговица, найденная в лифте.

Сообщалось, что двое мужчин поднялись на лифте, когда там лежало тело Гетьмана. Но мужчины якобы приняли банкира за пьяницу. Что представляется по меньшей мере странным. После шести выстрелов кабина лифта еще долго хранила запах пороха. А после трех ранений в живот человек теряет огромное количество крови.

Наиболее интересные из неофициальных версий: Гетман неожиданно проиграл выборы, а те кто давал деньги на избирательную компанию, предъявили счет. Такой суммы у Гетмана могло не оказаться и тогда… Впрочем, во-первых, Гетман был совсем не бедным человеком, во-вторых, по словам многих из его окружения, в частности тогдашнего председателя НБУ Виктора Ющенко, не имел финансовых проблем или непримиримых врагов, в состоянии был решить миром любую проблему.

Муссировались слухи о том, что Украинская межбанковская валютная биржа представляла интерес для криминалитета. В частности, лидера советской этнической оргпреступности на Западе Севы Могилевича-«Киевского», у которого очень сильные позиции в Украине. Контроль над украинским валютным рынком стремятся установить представители западных деловых кругов и россияне.

По сообщениям прессы, незадолго до смерти Гетьман участвовал в совместных операциях с председателем Всеукраинского еврейского конгресса Вадимом Рабиновичем, представлявшим в Украине интересы еврейских бизнесов-кругов со всего мира. Не исключалось, что Рабинович мог возжелать прямого или опосредствованного контроля над Биржей.

Еще в одной интересной версии наличествует российский след. Она связана с финансовым кризисом, разразившимся осенью 1997 года в Украине. Спасение гривны от краха стало настоящим чудом. Утверждалось, что украинцев в трудный момент поддержали  российские банкиры из «Менатепа», «Столичного банка сбережений» и других. Они будто бы поддержали гривну взамен на обещание сохранить ее стабильность.

Естественно, подобные обязательства не могли быть даны без поручительства Гетьмана. Позднее Виктор Ющенко пообещал даже улучшить позиции гривны — после выборов. Но, во-первых, Гетьман не прошел в парламент, что значительно ослабило его влияние, во-вторых, только через год стала очевидна глубина финансовой бездны, в которой оказалась Украина. Итак, Гетьман пообещал и не смог выполнить обещание?

Но возможно, что причина оказалась весьма тривиальной: должники Гетьмана таким образом решили провести «расчет» и аннулировать свои долги.

Выдвигалось также предположение, что это убийство связано с деятельностью Гетьмана в должности председателя УМВБ и его осведомленностью о происхождении денег, вращающихся на бирже. Интересной представляется также версия о том, что Вадима Гетьмана рассматривали в качестве мощного толкача молодого и перспективного политика Виктора Ющенко.

Гетьман также имел разветвленные бизнес-связи, он управлял и, очевидно, владел грандиозными суммами. Следствие активно разрабатывало  версию, связанную с покупкой УМВБ дома в престижном Подольском районе Киева  — на Контрактовой площади. Но ни эта ни иные версии не привели следствие к заказчикам и исполнителям убийства. Руководил следственной группой министр внутренних дел Юрий Кравченко. После отставки Юрий Федорович оформил путевку в Крым, в действительности же пересиживал лихие деньки в частном вузе МАУП, где у него был персональный кабинет и, очевидно, неформальные отношения с владельцами заведения, а возможно, и доля.

Дело Гетьмана по сей день остается одним из наиболее загадочных и скандальных убийств в новейшей истории криминальной Украины.

В 1998 году киллеры не страдали от отсутствия заказов. В основном, объектом их внимания становились должностные лица и представители средств массовой информации. Уже 8 января, сразу после православного Рождества, в Донецкой области неизвестные бросили гранату в кабинет заместителя редактора газеты “Вечерняя Горловка”. В феврале в Симферополе было совершено покушение на первого вице-премьера автономии Александра Сафонцева, который после серии операций умер в больнице не прожив трех недель.

Когда крымский вице-премьер еще мучился в больнице, убили городского председателя Шахтерска Донецкой области Виктора Шелудько, а еще через три дня подвергся вооруженному нападению Леонид Капелюшный, корреспондент “Известий”, редактор одесской газеты “Слово”, возглавившей к тому же Одесскую городскую избирательную комиссию. И опять-таки в Одессе избили и похитили председателя госадминистрации Киевского района Игоря Свободу.

23 ноября 1999-го – покушение на бывшего мэра Винницы и председателя Винницкой облгосадминистрации Дмитрия Дворкиса. Он выжил, охранник погиб. Сам Дворкис трактовал это покушение как месть местного криминалитета за стремление Дворкиса навести порядок  в области во времена его губернаторства.

Григорий Гонгадзе, далее — любой

16 сентября 2000 года – исчезновение оппозиционного журналиста, редактора интернет-издания «Украинская правда» Григория Гонгадзе. Это убийство имело взрывной эффект в украинском обществе. Оно породило убеждение, что после Гонгадзе объектом киллеров может стать любой.

Основная версия независимых источников – месть режима Кучмы за «оппозиционность». Также рассматриваются версии организации убийства журналиста силами иностранных спецслужб – американской либо российской «под записи» офицера президентской охраны Николая Мельниченко, легализованные в украинском парламенте лидером социалистов Александром Морозом. Расследование, проводимое украинскими правоохранительными органами, не только зашло в тупик, но и проявило профнепригодность последних. Впрочем, активизировавшаяся после убийства Гонгадзе оппозиция считает, что украинские власти сознательно блокируют расследование уголовного дела. В настоящий момент нет оснований надеяться на раскрытие этого убийства.

Отнесем к траурному перечню жертв киллеров имена лидера тогда еще единого РУХа Вячеслава Чорновила и влиятельного депутата Александра Емца, погибших по официальной версии в автокатастрофах. Гибель Черновола, случившаяся в ДТП в следствие столкновения с грузовиком вызывает аналогии с гибелью в аналогичных ДТП в 1992 году влиятельных криминальных лидеров Владимира Никуличева и Валерия Шухмана. Заметим, что по сей день криминалитет придерживается версии, что эти аварии были успешно срежиссированы.

Того же мнения придерживаются в Народном Рухе Украины относительно гибели Вячеслава Черновола. Недавно по требованию оппозиции расследование дела Черновола возобновлено. Более того, всплыла информация о том, что глава Совета национальной безопасности и обороны Евгений Марчук в бытность претендентом на пост президента страны демонстрировал единомышленникам видеокассету со свидетельствами офицера МВД, который утверждал, что гибель лидера РУХа – дело рук спецподразделения МВД.

 Народными депутатми Ермаком и Олейником, якобы видевшими эту кассету, была описана структура спецподразделения, прозвучали и фамилии руководителей операции. МВД и генпрокуратура проигнорировали эту информацию.

Немало вопросов остается в деле гибели народного депутата Александра Емца, случившегося вечером 28 января нынешнего года на трассе Кировоград-Запорожье. Автомобиль, на котором Емец следовал в Киев на безлюдной трассе, съехал на обочину и столкнулся с деревом. Депутат погиб на месте, водитель отделался легкими травмами. Персональный водитель Емца, профессионал своего дела, прошедший спецподготовку, совершил недопустимую ошибку. По имеющимся сведениям, сегодня он свидетельствует совсем не то, что говорил сразу после автокатастрофы. Любопытно, что перед своей роковой поездкой Александр Емец узнал, что его готовят на пост главы СБУ – на место Леонида Деркача, который вскоре был смещен без внятной формулировки.

Заказные убийства – наиболее сложные в раскрытии. И не только потому, что их как правило выполняют профессионалы высочайшего уровня, а в органах следствия работники с высшим юридическим образованием составляют не более 70% личного состава. Причина еще и в том, что правоохранительные органы политизированы запредельно. Практика расследования подобных убийств свидетельствует: исполнителей в таких случаях найти очень сложно, а заказчиков – почти невозможно. Как правило, влиятельных людей убивают, если с ними невозможно договориться, нельзя решить проблему “через деньги”.

ТЕМА

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.