Сирия на пути к перемирию или региональной войне? Обзор недели

В Мюнхене мировые державы договорились о скором «прекращении боевых действий» в Сирии и поставках гумпомощи осажденным городам. Эта пауза, по сути, закрепляет статус-кво, выгодный Асаду и русским, но вряд ли умеренные повстанцы, поддерживаемые турками, саудитами и США, пойдут на условия Кремля и Асада, пишут СМИ. «Их победа в Алеппо — не конец войны. Это начало новой войны, — заявил экс-президент Туниса. — Теперь вмешаются все». 

«Мировые державы договорились о «прекращении боевых действий» на всей территории Сирии в рамках мер по спасению сорвавшихся мирных переговоров», — сообщает Сэм Джонс в The Financial Times. Об этом прорыве объявлено на состоявшемся в Мюнхене совещании Международной группы поддержки Сирии (МГПС).

В коммюнике МГПС представлены три ключевых компонента соглашения: 1) обязательство добиться прекращения боевых действий по всей стране к концу следующей недели; 2) обязательство выполнить все существующие требования ООН по предоставлению доступа на территорию страны гуманитарным организациям; 3) необходимость срочного возобновления официального мирного процесса под эгидой ООН.

«Россия прибыла на заседание МГПС с предложением объявить перемирие с 1 марта, но Вашингтон отклонил его на том основании, что военные операции, проводимые Москвой в поддержку наземных сил Асада, могут к указанному моменту нанести фатальный урон умеренной оппозиции», — передает корреспондент.

«После пяти месяцев страданий и разрушений под непрекращающимися ударами российских ВКС сирийский народ наконец получил хорошую новость: рано утром в пятницу в Мюнхене было объявлено о достигнутом соглашении США и России по поставкам гуманитарной помощи осажденным сирийским городам, за чем должно последовать как минимум временное прекращение насилия», — говорится в редакционной статьеThe New York Times.

Госсекретарь США Джон Керри сомневается, «все ли стороны будут соблюдать взятые обязательства». «Учитывая жестокость и диктаторские амбиции сирийского президента Башара Асада и двуличные поступки его главного союзника, российского президента Владимира Путина, это большой вопрос, — комментируют авторы статьи. — Но на данный момент стоит приветствовать сделанный шаг».

Некоторые дипломаты отмечают, что эта пауза, по сути, закрепляет статус-кво, выгодный Асаду и русским, говорится в статье.

«До сих пор Путин принимал самое активное участие в уничтожении Сирии и ее народа, — утверждают авторы статьи. — Российские самолеты и бомбы убили почти 1,4 тыс. мирных жителей». Россияне атаковали жилые районы, используя кассетные боеприпасы и неуправляемые бомбы, которые запрещены международным правом.

«С самого начала Путин играет двуличную роль в Сирии, — говорится в статье. — Под видом борьбы с ИГИЛ он атакует антиасадовских повстанцев с прицелом на консолидацию сил Асада, сохранение за Россией средиземноморского порта в Сирии и отстаивание ее значимости на Ближнем Востоке. Он позволил министру иностранных дел работать с США и ООН над политическим урегулированием, но, как только на прошлой неделе начались переговоры в Женеве, сорвал их, приведя в бешенство оппозицию усилением воздушных атак».

Теперь Путин показывает большее сочувствие к находящимся в ужасном положении простым сирийцам, говорится далее. «Возобновление помощи и временное прекращение боев вполне может оказаться первым шагом на долгом пути к миру. Но это потребует подлинных изменений в позиции Путина и продолжительного применения дипломатического давления со стороны США и их партнеров», — заключают авторы.

«Черное на Западе — это белое в России, — пишет политический обозреватель немецкой Die Welt Юлия Смирнова. — В то время как десятки тысяч беженцев устремились к турецкой границе, российское государственное ТВ ставит в эфир репортаж об успехах наступления сирийских правительственных войск под названием «Террористы бегут из Алеппо». При этом замглавы МИДа РФ называет обвинения Запада в том, что российские авиаудары ведут к росту количества беженцев, «бредом».

«Это постоянное расхождение между словами и действиями делает российского президента человеком, которому нельзя доверять и с которым едва ли можно вести переговоры», — пишет автор. Фактическое положение на местах свидетельствуют: сейчас Москва заинтересована исключительно в военной поддержке сирийского президента и увеличении зоны его влияния до момента мирных переговоров.

«Эта тактика одновременного использования дипломатического и военного путей известна Западу еще по конфликту на Украине, — говорится в статье.

Соглашение о прекращении огня на Украине не соблюдается и год спустя, и Россия продолжает обвинять в этом Киев. Это поистине «тяжелая исходная точка для переговоров глав российского и американского МИДов в Мюнхене», заключает Смирнова.

«Поскольку Башар Асад и Россия сейчас побеждают, у них мало стимулов стремиться к долгосрочному урегулированию сирийской войны», — пишет в USA Today генерал армии США в отставке Уэсли Кларк, во время Косовской войны командовавший силами НАТО. Решение президента Обамы воздержаться от наземной операции в Сирии он называет «мудрым».

«Нужно понимать, что «Исламское государство» (запрещено в РФ. — Прим. ред.) — это не просто террористическая группировка, а скорее геостратегический «артефакт», возникший в результате борьбы за власть между Ираном и его «почти союзником» Ираком, с одной стороны, и Турцией и Саудовской Аравией — с другой», — говорится в статье.

«В первую очередь группировку держала на плаву длящаяся десятки лет вражда между Ираном и Саудовской Аравией. И США определенно не заинтересованы в том, чтобы все еще враждебный к Америке Иран стал гегемоном в регионе между Средиземным морем и Персидским заливом», — пишет автор.

Чтобы в сегодняшних условиях стало возможным создание эффективной коалиции против ИГИЛ, необходимо найти некий рычаг, который позволит снизить важность роли, которую играет Россия. «Пока режиму Асада вновь не начнет грозить опасность, ни у него, ни у Ирана не будет никаких оснований идти на уступки», — рассуждает Кларк. Он добавляет, что давление на Россию, кроме того, «облегчит гуманитарный кризис в Сирии и ослабит давление на Турцию, члена НАТО, а также облегчит миграционный кризис в Европе».

Бывший главнокомандующий силами НАТО предостерегает: «Путин преследует цели восстановления господства в Восточной Европе, сохранения контроля над поставками энергоносителей в Европу, усиления своего присутствия на Ближнем Востоке и, в конечном итоге, отмены санкций. Если он этого добьется, это будет фактически означать конец Евросоюза и провал НАТО. Путин ведет себя не как робкий, загнанный в угол руководитель слабой державы, а как целеустремленный и вероломный лидер, готовый ради достижения намеченных целей применять силу и идти на риск крупных конфликтов. История показывает, что таких лидеров нельзя задабривать — им нужно противостоять».

Инструментом воздействия на Россию, на взгляд Кларка, могло бы стать «усиление санкций со стороны Европы», обоснованное «вкладом России в гуманитарную катастрофу, которая начинается на севере Сирии». НАТО могло бы «более решительно укреплять рубежи западных ценностей в Балтии и на Украине». Наконец, «наши друзья в Саудовской Аравии, контролирующие нефтяной вентиль, могли бы наказать Россию постоянством низких цен на нефть или договориться снизить производство нефти и повысить цены на нее, чтобы убедить русских вернуться домой в обмен на оживление экономики», продолжает отставной генерал, предлагая еще ряд мер.

«Успешная дипломатия требует больше рычагов, — подытоживает Кларк. — Вице-президент Байден недавно сказал, что США могут попытаться найти «военное решение» в Сирии, однако необходимо делать больше».

Опровергая прогнозы США о «сирийской трясине», Россия добивается стратегических побед благодаря февральскому наступлению на Алеппо, пишет The Wall Street Journal. Корреспондент Ярослав Трофимов анализирует, «станет ли это поворотным моментом, который ускорит окончание пятилетней войны, или поводом к встречному обострению ситуации, в результате чего другие страны региона окажутся втянутыми в конфликт».

Мало кто полагает, что главная мишень Москвы — умеренные повстанцы, поддерживаемые Турцией, Саудовской Аравией и США, — будут теперь вынуждены урегулировать конфликт на условиях Кремля и Башара Асада.

«Их победа в Алеппо — не конец войны. Это начало новой войны, — заявил бывший президент Туниса Монсеф Марзуки. — Теперь вмешаются все».

В то время как администрация Обамы уже давно сводит к минимуму участие там США, с точки зрения Турции и Саудовской Аравии, перспектива попадания Сирии под влияние России и Ирана — катастрофа для национальной безопасности, говорится в статье.

«Вся ситуация, не только для Турции, но и для всего Ближнего Востока изменится. Западное влияние исчезнет, — считает бывший постпред Турции в ООН и НАТО Умит Памир. — Вопрос заключается в следующем: можем ли мы допустить, чтобы Россия и иранцы хозяйничали в регионе?»

Пытаясь укрепить сирийских повстанцев, Турция, Саудовская Аравия и Катар, скорее всего, активизируют поток новейшего оружия, особенно противотанковых ракет, говорят дипломаты. Но этот приток будет иметь лишь ограниченный эффект, поскольку существуют российские ВКС.

«Принципиально важно, будет ли задействован потенциал ПВО (…) Это станет единственным фактором, который на что-то повлияет», — считает бывший посланник администрации Обамы у сирийской оппозиции Фредерик Хоф. Но саудиты или их союзники вряд ли передадут зенитные ракеты повстанцам без одобрения США, добавил он.

«Настал критический момент, — отмечает турецкий комментатор и аналитик по вопросам безопасности Метин Гуркан. — Политическое руководство знает, что Алеппо — это последняя возможность для Турции быть активным и независимым игроком в Сирии. Если она не сможет воспользоваться ею, то выйдет из игры».

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.