Что Порошенко не говорит

Теплая информационная “ванна”, в которую глава государства пытается усадить своих сограждан, может сыграть с ним злую рейтинговую шутку. Умение открыто общаться с журналистами и парировать даже самые каверзные вопросы — одно из главных преимуществ действующего президента Украины. Но, как ни парадоксально, именно этот талант или, вернее, то, как глава государства его использует, может создать Петру Порошенко серьезные проблемы. 

К примеру, последняя общая пресс-конференция президента показала, что Порошенко все чаще уклоняется от прямых и подробных ответов касательно самых важных для государства тем. Пока что используемая тактика позволяет президенту избегать неприятных ситуаций. Например, признания того, что на многих направлениях работа его команды была малоэффективной. Но вскоре такое поведение может привести к стремительному угасанию интереса сограждан к тому, что говорит президент в принципе. А такая “перспектива” ничего хорошего хозяину Банковой не сулит.

Ярким примером того, как президент отвечает на вопрос, но при этом не говорит по сути, стала тема возможной отставки генпрокурора Виктора Шокина. Напомним, что с назначением действующего главы ГПУ многие политики, общественные активисты и рядовые граждане связывали огромные надежды.

В частности, касательно расследования массовых убийств участников Евромайдана зимой 2014 года, поиска доказательств и передачи в суд дел о злоупотреблении властью представителями ближайшего окружения Виктора Януковича, а также расследование коррупционных “подвигов” высокопоставленных чиновников правоохранительных органов и других ведомств. Шокин занимает свой пост вот уже 11 месяцев, а результатов его работы все нет.

И вместо того, чтобы признать этот печальный факт, Петр Порошенко заявил, что имя генпрокурора вскоре не будет иметь никакого значения, поскольку в Украине полным ходом идет реформа прокуратуры. Дескать, ключевые функции — борьба с коррупцией и функция следствия переходят другим ведомствам — НАБ и Государственному бюро расследований, поэтому уделять в СМИ столько внимания ГПУ не стоит.

Версия президента довольно интересная, но главный вопрос о том, когда же начнут сажать представителей режима Януковича — остается без ответа. Хотя именно он интересует миллионы украинцев, а не то, каких функций лишится Генпрокуратура. Впрочем, примерно такой же расплывчатый ответ президент дал и на вопрос о Национальном антикоррупционном бюро, которое должно было заработать еще в конце прошлого года. Порошенко попросил своих избирателей через СМИ “помочь этому антикоррупционному ребенку родится”, отметив, что на “роды” понадобится еще примерно 9 месяцев.

Довольно рискованная просьба, учитывая, что граждане и так мирятся с сохранившимся со времен правления “регионалов” высоким уровнем продажности чиновников вот уже два года. Кроме того, со слов главы государства можно сделать вывод, что подконтрольные ему правоохранительные органы все это время не занимались борьбой с коррупцией вообще. Что явно не прибавит к рейтингу Петра Порошенко.

Версия президента довольно интересная, но главный вопрос о том, когда же начнут сажать представителей режима Януковича — остается без ответа. Хотя именно он интересует миллионы украинцев, а не то, каких функций лишится Генпрокуратура. Впрочем, примерно такой же расплывчатый ответ президент дал и на вопрос о Национальном антикоррупционном бюро, которое должно было заработать еще в конце прошлого года.

Порошенко попросил своих избирателей через СМИ “помочь этому антикоррупционному ребенку родится”, отметив, что на “роды” понадобится еще примерно 9 месяцев. Довольно рискованная просьба, учитывая, что граждане и так мирятся с сохранившимся со времен правления “регионалов” высоким уровнем продажности чиновников вот уже два года.

Кроме того, со слов главы государства можно сделать вывод, что подконтрольные ему правоохранительные органы все это время не занимались борьбой с коррупцией вообще. Что явно не прибавит к рейтингу Петра Порошенко.

Пошатнуть электоральные позиции президента может и затянувшийся старт кадровой перезагрузки Кабинета министров. И сам Порошенко, и премьер Арсений Яценюк уже неоднократно заявляли, что в правительстве необходимо провести серьезную чистку. Но даже в ходе общей пресс-конференции президент не решился рассказать о том, кто именно будет уволен из Кабмина, за что и, что не менее важно, кто займет место уволенных министров.

Во время беседы с журналистами Порошенко лишь отмахнулся, заявив, что формирование правительства — это прерогатива парламентского большинства, а он на этот процесс не влияет. И хотя де-юре он прав, де-факто такая отговорка выглядит неубедительно.

Во-первых, потому что большинство украинцев прекрасно понимают, что подбор новых министров, как и увольнение их предшественников, является следствием теневых договоренностей и соблюдения политических квот, и что эта традиция никуда не делась.

Во-вторых, потому что многие граждане — 41%, по данным группы “Рейтинг”, возлагают ответственность за качество их жизни именно на президента. Поэтому разговоры главы государства о том, что правительство формируется без его участия, явно не добавят ему доверия среди соотечественников.

Последние соцопросы говорят о том, что у Петра Порошенко уже серьезные проблемы с доверием избирателей. Так, по данным “Рейтинга”, сейчас действия главы государства одобряют лишь 25% граждан, то есть лишь каждый второй, проголосовавший за него в мае 2014 года. И нынешняя уклончивая риторика президента в общении со СМИ может только ухудшить его положение. Особенно это касается новых обещаний о проведении реформ (налоговой и системы здравоохранения), хотя за реформы у нас отвечает правительство, на формирование которого, по словам самого Порошенко, он не влияет.

Не менее опасной для главы государства является и тема урегулирования ситуации на Донбассе, особенно в свете последней его встречи с Борисом Грызловым — представителем России в минском процессе. Ведь вместо того, чтобы проинформировать общественность об итогах этих переговоров, Порошенко в ходе своей пресс-конференции начал объяснять, почему визит Грызлова на Банковую был засекречен.

Пообещав при этом, что практика такого рода тайных переговоров будет продолжена. И это в то время, как многие отечественные политики, в том числе и представители правящей парламентской коалиции, при активном подстрекательстве Кремля уже и так обвиняют президента в сдаче Донбасса.

Дмитрий БУКОВСКИЙ

Деловая столица

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.