Водитель маршрутки: «Выходи из машины! У меня в списке нет такой льготы!»

О том, что городской общественный транспорт Запорожья, состоящий в основном из микроавтобусов, давно уже нуждается в обновлении и в реорганизации его работы, знает каждый житель областного центра. Знают об этом и «отцы города», которые периодически заявляют о намерении навести в этой сфере городской жизни полный порядок. 

Особенно громко и решительно они об этом говорят, когда случаются резонансные ДТП с человеческими жертвами. Но, к сожалению, дальше громких заявлений дело не идет. И по-прежнему запорожцы в часы пик выстаивают подолгу в очередях, чтобы попасть в маршрутку, мерзнут, нервничают, опаздывают на работу, клянут на все лады чиновников от власти. Хотя те этого не слышат, потому что они не пользуются общественным транспортом — у них есть персональные автомобили, притом самые крутые.

Каждое утро в шесть тридцать я прихожу на свою остановку — «Бородинский рынок» и по маршруту семьдесят второму, практически через весь город, отправляюсь на работу. И каждый раз я вижу то, чего не хотелось бы видеть там. С обеих сторон остановки, вплотную к ней, прямо на тротуаре, пристроены два киоска разного ширпотреба.

От проезжей части дороги они отделены всего-навсего на метр – полтора (сам замерял). И когда там собирается толпа покупателей, прохожим по тротуару ничего не остается, как выходить на проезжую часть, подвергая себя опасности попасть под колеса автотранспорта. На остановке нет графика движения маршруток, там отсутствует всякая цивилизация, отсутствует нормальный порядок. Такое впечатление, что все это делалось вопреки всем законам и инструкциям.

Поскольку это конечная остановка, то там собирается много машин. Практически там паркуются маршрутки со всего Правого Берега. И на этой площадке, где стоят не только машины, но и находятся водители, управляющие ими, нет ни туалета, ни мусорного контейнера, нет даже элементарных условий для того, чтобы водители могли укрыться от непогоды, выпить чаю, пообщаться друг с другом. Хотя «Бородинский рынок» — не худший остановочный комплекс.

Промежуточные комплексы еще более проблематичны в этом смысле. Все они, как близнецы-братья, напоминают собой коммерческие торговые точки, где больше заботятся о прибыли от продажи, чем о людях ожидающих свой транспорт. Там тоже нет графиков движения маршруток.

Каждое утро я наблюдаю, с какими трудностями на этих остановках люди могут попасть в маршрутку. И не только на сидячие, но и на стоячие места. Как правило, в часы пик все маршрутки идут переполненные. И чего только не услышишь от пассажиров и водителей, издерганных такой транспортной нервотрепкой.

Недавно оказался свидетелем неприятной ситуации. Кстати, это началось на моей остановке «Бородинский рынок», на семьдесят втором маршруте, в микроавтобусе «Мерседес Спринтер», в шесть тридцать. Водитель открыл двери маршрутки, началась посадка. Пассажиров было немного, сидячих мест хватало на всех, даже еще оставались свободные. Это конечная, а не промежуточная остановка, где всегда бывает столпотворение.

Первой в салон вошла моложавая женщина. Вместо оплаты за проезд показала водителю удостоверение матери-героини. Водитель, мужчина лет за пятьдесят, взял удостоверение, посмотрел и тут же вернул женщине: «У нас нет таких льготных категорий.  Или платите, или выходите из машины!».

 Женщина не торопилась выходить из автобуса, села на свободное место, не скрывая своего испорченного настроения. Потребовала показать ей список льготников. Тот предоставил ей такой список. Матери-героини она там не увидела. Водитель настаивал на своем – или оплата проезда, или выходи. Он не торопился закрывать двери и отправляться по маршруту, ждал, когда женщина покинет салон.

Тут уж не выдержали пассажиры, кто-то начал возмущаться. Я попросил водителя показать список льготников мне. Там действительно я не увидел матери-героини. Фигурировали участники ВОВ, инвалиды первой группы, дети сироты, а дальше ничего нельзя было разобрать, все было прикрыто размашистым шлепком печати руководителя транспортной фирмы. Какой – тоже непонятно.

Женщина не выходила и оплачивать проезд не собиралась. Пассажиры нервничали, напоминали водителю, что пора ехать. И тот, в конце концов, вынужден был уступить их требованию. На остановке напротив облгосадминистрации женщина вышла, пообещав водителю не оставить это дело без последствий. По ее словам, она является работницей то ли обладминистрации, то ли облсовета.

Ни осуждать, ни оправдывать никого в данном случае я не собираюсь. А вот ответ на вопрос, пользуется ли мать-героиня правом льготного проезда в общественном городском транспорте, услышать бы хотелось от компетентных властных лиц города. Хотя логически рассуждая, удостоверение матери-героини уже само по себе достаточное основание, чтобы водители маршруток не устраивали скандалов, даже если этой категории льготников по упущению чиновников не оказалось в официальном списке. Все-таки не так много у нас в Запорожье женщин, которые воспитали пять и более детей.

У запорожцев немало претензий к водителям маршруток. В основном они касаются их грубостей по отношениям к пассажирам. Но есть претензии и более серьезные, где речь идет о безопасности людей.

Приведу такой пример. Ехал я по 65-му маршруту от «Металлургов» на Бородинский микрорайон. Автобус типа «Газель» набит пассажирами под завязку, машина трещит по швам. Подъезжаем к плотине Днепрогэса, там движение по какой-то причине идет медленно, скопилось много транспорта. А встречная полоса более свободная.

И водитель, не задумываясь о возможных последствиях, выруливает на встречную полосу и едет по ней примерно до половины плотины. Водитель — человек не молодой уже. Я говорю ему: «А куда мы спешим?» «А что, стоять?» — отвечает. Я говорю: «Лучше стоять, чем лежать». Не знаю, дошло до него или нет, но он вернул машину на свою полосу.

И знаете, однозначно обвинять в этом водителя я не могу, потому что знаю, что для него время – деньги. То есть, он постоянно озабочен тем, как больше заработать денег за смену. Дело в том, что профессия водителя маршрутки не является сегодня дефицитом. На каждом маршруте сегодня есть вакансии. А раз есть вакансии, то это говорит о том, что не такой уж это легкий хлеб.

Во-первых, на каждом автомобиле есть два водителя, и они работают по два дня. Где-то с 5 утра и до позднего вечера. А это очень утомительный труд. Это явные перегрузки, что отрицательно сказывается на их работе. Отработав 12 и более часов, они ежедневно отдают очень приличную сумму наличными хозяину маршрутки.  Автомобиль тоже на  их совести — заправка и т.д. В результате, им остается совсем мало. Иногда даже ничего не остается.

На одном из маршрутов, который шел в направлении Космоса, я как-то разговорился с водителем, поинтересовался, хорошо ли он зарабатывает. «Наверное, уходить буду, — сказал он. – С моей добротой тут нельзя. Я не могу отказать никому. У меня бывает и по 4 и по 5 льготников сидят. Ну, попросятся, а я не могу отказать».

Водителей общественного транспорта в городе много и каждый из них — индивидуальность. У каждого есть свой характер, свой уровень воспитания. Независимо от возраста. Понятно, и к своей работе они относятся по-разному. Одни – с любовью, с достоинством. Другие – стандартно, спустя рукава. Да, городской общественный транспорт, старый, изношенный, внешне мало привлекателен. Тут водители, как говорится, не причем. А вот внутри, в салоне – это территория водителя и от него многое зависит, каким ему быть – уютным привлекательным или серым, не ухоженным.

В этой связи не могу не вспомнить поездку в микроавтобусе по 82-му маршруту — «Проспект металлургов» — Осипенковский микрорайон. Вошел в салон и сразу чувствуешь – здесь есть хозяин, настоящий: все чисто, аккуратно. В кабине и на стенах салона разные грамотно и эстетично оформленные таблички-указатели, обращения к пассажирам типа «Будьте взаимовежливы», «Места для льготников», «Не хлопайте дверью» и другие. То есть полная иформация для пассажиров.

Обратил на себя внимание и доброжелательный тон водителя, мужчины лет сорока. Захотелось узнать и его имя, но спрашивать было как-то неудобно. А потом в кабине, на стекле, напротив водителя я увидел так же красиво оформленную табличку с надписью: «А зовут меня Андрюха». Ничего не оставалось, как улыбнуться и мысленно поблагодарить водителя за его доброжелательность к людям, за хорошее оформление салона автомобиля, за добрую шутку. Спасибо, Андрюха.

Все участники движения – и пассажиры, и водители хотят ездить комфортно, быстро и безопасно. Но, к сожалению, нередко этому желанию сами же и препятствуют: кто-то чересчур спешит, у кого-то сдают нервы, кому-то элементарно не хватает воспитания. В результате в проигрыше все. Потому и пассажиры, и водители должны, прежде всего, с уважением относиться друг к другу. Тогда и проблемы будут решаться проще. А еще, мне думается, неплохо было бы ввести для водителей общественного транспорта единую форму одежды. Возможно, это их в какой-то мере дисциплинировало бы и делало бы эту профессию престижнее.

Конечно, без серьезных финансовых вливаний, без воли хозяев города капитально решить проблему общественного транспорта не получится. И упор при этом, наверное, надо делать не на маршрутки, которые в цивилизованных странах считаются уже днем вчерашним, а на современные автобусы, троллейбусы, трамваи. Уж коль мы взяли ориентир на Европу, то и проблемы надо решать по-европейски. Объехать их не удастся.

Николай Буханистый

(для «Украинских ведомостей»)

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.