Почему Хрущев отправил ядерное оружие на Кубу?

Кубинский ракетный кризис в октябре-ноябре 1962 года поставил мир, без всякого преувеличения, на порог ядерной войны. Об этом кризисе (в советской печати его назвали «Карибским») написаны сотни книг, на его примере учились и учатся тысячи американских дипломатов, разведчиков, военных, политологов и экспертов по международным отношениям.

В этом море литературы я бы посоветовал прочесть книги «Адская игра» (1997) и «Холодная война Хрущева» (2006), написанные русским историком (увы, уже покойным) Александром Александровичем Фурсенко и его американским коллегой Тимоти Нафтали. Оба получили в свое распоряжение уникальные новые документы из американских архивов и, благодаря энергии и связям Фурсенко – из архива президента Российской Федерации, вообще-то недоступного для исследователей.

Наиболее интересны расшифровки магнитофонных записей заседаний в Овальном кабинете Белого дома у Кеннеди, и записей, которые сохранились от заседаний Политбюро (он при Хрущеве назывался Президиум ЦК). Большая часть новых советских документов опубликована в трех толстых бордовых томах «Президиум ЦК КПСС, 1954-64». Они продаются в магазине издательства РОССПЕН, стоят дорого, но если купите и начнете читать – уверяю Вас, не пожалеете. Как говорится, это будет посильнее «Фауста» Гете.

Я сам, занимаясь внешней политикой Хрущева, видел многие из этих документов в копиях – в том числе и те, которые стали доступными недавно. В этой связи хочу сделать две ремарки. По-первых, при всем обилии документов, их все равно недостаточно. Особенно с советской стороны: стенограмм заседаний Президиума очень мало, и большей частью дошли только обрывочные заметки. От заседаний Совета обороны СССР, где Хрущев выступал как главнокомандующий, к историкам попали лишь несколько записей людей из ГРУ Генштаба, которые сидели на заседаниях.

Второе замечание пришло мне на ум, когда я читал полемику между Алексом Кэмпбеллом и makhk  – не очень мне нравятся «суды над прошлым» как способ оценки исторических и политических событий. Получается, что нужно отстаивать одну из двух возможных формулировок: кто выиграл-проиграл, виноват-не виноват и т.п. Мне кажется, что в истории Карибского-Кубинского кризиса такой подход было бы не самым интересным и продуктивным.

Но вернемся к Кубинскому-Карибскому кризису. Корни его уходят безусловно в предыдущие годы. Многие годы США, проводя политику «сдерживания коммунизма», давили на СССР своей мощью, размещали ракеты на его границах, и этим давно подначивали импульсивного Хрущева ответить им тем же. Но СССР был явно слабее, и «ответить» было себе дороже.

Пока не появилась идея помочь Кубе. Надо сказать, что в США блестящие умы пытались понять, что же это за шлея попала кремлевскому руководству под хвост – но, как историки теперь видят, они приписывали действиям Хрущева свою собственную логику. То есть, ставили себя на его место, но при этом все же оставаясь американцами. Итак, американские историки связывали решение Хрущева о посылке ядерного оружия и советских войск на Кубу с желанием сломить сопротивление в вопросе о Западном Берлине, и вынудить Запад признать суверенитет ГДР – важнейшего советского союзника.

Также, советологи давно писали, что ракеты на Кубе должны были помочь СССР достичь одним махом стратегического паритета с США. Совсем недавно американский биограф Хрущева Вильям Таубман пришел к выводу, что для Хрущева «кубинские ракеты были панацеей» в решении многочисленных проблем, в которых он к этому времени изрядно запутался (книга Таубмана вышла на русском языке в серии «Жизнь замечательных людей»).

Изучая Хрущева, читая его мемуары и архивные документы, я сделал для себя вывод, что самым важным для Хрущева было «спасти Кубу» от американского вторжения. В это он верил, об этом ему докладывала и советская разведка, и об этом говорили кубинцы. После неудачного вторжения «контрас» (кубинцев, вооруженных ЦРУ) на Кубу в апреле 1961 года, Хрущев был убежден в том, что братья Кеннеди не дадут Кастро жить.

Спасти Кубу стало для Хрущева вопросом престижа, и вопросом, на котором «подвисла» вся его внешняя политика. Молодой помощник Первого секретаря ЦК КПСС Олег Трояновский писал в своих мемуарах, что «над Хрущевым постоянно довлело опасение, как бы США и их союзники не вынудили СССР и его друзей отступить в каком-нибудь пункте земного шара. Он не без оснований считал, что ответственность за это падет на него».

А Хрущев, между прочим, обещал не только построить коммунизм к 1980 году, но и принудить Запад к миру, к окончанию холодной войны. И если бы Хрущев позволил США оккупировать Кубу, что тогда стало с этими планами? Чего бы стоили его громкие призывы о поддержке антиколониальных и освободительных движений в странах «третьего мира»?

Что сказали бы о нем его китайские критики, прежде всего Мао Цзэдун, которые обвиняли его в трусости и соглашательстве с американским империализмом?  И, наконец, что тогда сказали бы о нем его собственные сограждане? Ведь в то время фотографии Кастро были во всех советских газетах и журналах, а сам он стал для советских граждан чем-то вроде «молодого Ленина», только более импозантного.

А что же «Юпитеры», НАТОвские ракеты в Турции и Италии? Хрущев в своих мемуарах говорил, что на размещение ракет на Кубе его навели мысли об американских ракетах в Турции. Но именно «навели» – не более того. Хрущев не боялся американских ракет (ведь он отдыхал в Пицунде и Крыму под их прицелом, привык), и охотно говорил «об обмене ядерными ударами», пугая этим европейцев, особенно англичан и итальянцев. Итальянскому премьеру А. Фанфани Хрущев сказал примерно так – мы знаем, что «Юпитеры» размещены у вас в Пулии в апельсиновых рощах. Жалко, но придется эти рощи сжечь.

Я, разумеется, не отрицаю, что Хрущеву хотелось сравняться со США в стратегическом плане. Военным на Совете обороны он говорил: «Помимо защиты Кубы, наши ракеты помогут уравнять то, что на Западе называют балансом сил». Американцы окружили нас военными базами и держат под ударом всю нашу страну. А тут «американцы сами бы испытали, что означает это положение, когда на тебя нацелены вражеские ракеты».

Военные, надо сказать, не заставили себя уговаривать, и очень скоро убедили Хрущева, что отправки одних ракет отправить будет мало. В конечном счете, на Кубу отправилась целая армада.

Источник: http://golos-ameriki.livejournal.cом

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий