Смертельные шарики сбили советских летчиков больше, чем немцев

Аэростаты прикрывали от прицельного бомбометания фашистских бомбардировщиков более 20 крупных  городов СССР от Баку до Мурманска. В очерке ветерана воздухоплавания Александра Бернштейна раскрываются некоторые секреты противовоздушной обороне Москвы: оказывается, советских самолетов под Москвой мы потеряли больше, чем немцы,  при столкновении с тросами аэростатов заграждения. Эти факты ранее не обнародовались, но в секретных архивах содержатся такие сведения.

В основе изложенных фактов лежат архивные документы Министерства обороны, беседы с офицерами, сержантами и рядовыми воинами, ныне пенсионерами, из этих частей, а также посещение автором частей АЗ ПВО Москвы в 1944–1945 годах. Все документы имели гриф «Секретно» и даже «Совершенно секретно». Время сняло эту тайну.

Советское правительство еще до войны рядом своих решений укрепляло противовоздушную оборону западных и юго-западных границ страны и особенно выделяло защиту Москвы, Ленинграда, Баку, Киева, Минска, Одессы, Риги и других городов, в основном приграничных, а также столиц наших республик. Для обороны столиц с воздуха был сформирован 1-й корпус ПВО, командиром которого был назначен и был всю войну генерал-майор артиллерии (впоследствии генерал-полковник) Д. А. Журавлев.

В состав корпуса на 22 июня 1941 года входили пять зенитных артполков — всего 576 орудий, один зенитно-пулеметный полк — всего 324 ствола, 1-й и 9-й полки аэростатов заграждения (АЗ), два зенитно-прожекторных полка — всего 318 прожекторов, два полка ВНОС — 580 постов наблюдения, 9 радиолокационных станций разведки самолетных целей РУС-1 (и РУС-2, что было тогда редкостью) и другие части (связь и т. д.).

1-му корпусу ПВО был оперативно подчинен 6-й истребительный авиационный корпус (командир — полковник И.Д. Климов), который состоял из 11 авиационных полков, — всего 387 самолетов-истребителей.

Силы были немалые, но это по штату, а фактически меньше. Боевая тактика ПВО по защите Москвы была запланирована еще до войны, была рассчитана и распределялась по видам вооружения. Истребительные авиаполки должны были базироваться в радиусе 120 километров от центра Москвы. Их задача — встреча и уничтожение в воздухе самолетов противника на рубеже 150–200 километров от столицы.

Пояс огня зенитной артиллерии на уничтожение самолетов противника планировался в радиусе 30–35 километров от центра города, а также внутри этого пояса. В этом же поясе действовали световые поля прожекторов. На аэростаты заграждения возлагалась защита центральной части Москвы в радиусе около 8 километров, а также подступов к ней с западной, юго-западной, северо-западной сторон и прикрытие ближайших стратегических узлов.

1-й и 9-й полки аэростатов заграждения были сформированы в Кунцево на базе отдельных отрядов АЗ, вооруженных уже с 1934–1936 годов. Кадры в эти полки поступали из опытно-испытательного воздухоплавательного дивизиона, а также с офицерских курсов ПВО. Первым полком АЗ командовал подполковник П.И. Иванов, его заместитель подполковник Худинский, начальник штаба майор К.И. Зилле, инженер полка капитан В.М. Немцев. 9-м полком командовал майор Э.К. Бирнбаум, его заместитель батальонный комиссар Д. А. Зах-ватаев, начальник штаба майор Остроумов.

Каждый полк должен был иметь по штату 216 постов АЗ. Для прикрытия Москвы планировалось поднимать 432 аэростата на дистанции 800-1000 метров друг от друга. В тот период площадь центральной части столицы была около 200 квадратных километров, а по границам города — около 330 квадратных километров. Следовательно, штатной численности было вполне достаточно, чтобы создать 100 процентов вероятности столкновения самолета с тросом при его полете ниже потолка поднятия аэростатов по курсу через центр столицы с любого направления.

Аэростаты заграждения предвоенного выпуска имели высоту подъема 2,5–3 километра одиночных АЗ, а в системе «тандем» — 4–5 километров. Применялись аэростаты типа КВ-КН, КТВ-КТН, К6В-К6Н с наземными лебедками Л-36 на шасси ГАЗ-АА. К концу войны кроме перечисленных на вооружении были одиночные АЗ КО-1 и БАЗ-136, последний тип применялся и в тандеме с немного большим потолком.

Однако, несмотря на принимаемые правительством меры, промышленность не успевала обеспечить войска ПВО всей необходимой техникой до штатного расписания. Так было с зенитной артиллерией, самолетами и аэростатами. По состоянию на 22 июня 1941 года полки АЗ 1-го корпуса ПВО были обеспечены аэростатами, лебедками и другой техникой не более чем на 40 процентов. Что касается личного состава, то он был, как обычно, по штату мирного времени, то есть примерно 25 процентов от необходимого в случае войны.

Нужно сказать, что структура полка АЗ была сложной и перегруженной. Полк имел два дивизиона и 108 постов в каждом. Дивизион состоял из четырех отрядов по 27 постов, отряд — из трех звеньев по 9 постов АЗ в каждом. На посту АЗ несли службу 12 человек: командир — старший сержант, моторист-сержант и 10 крас но армейцев-воздухоплавателей. Таким образом, командир звена АЗ, командуя девятью постами и не имея заместителей и техники, был единственным средним командиром на 108 военнослужащих.

В то же время в стрелковой роте на 120 человек было 6 средних командиров. При этом полк АЗ был разбросан по территории 180–200 квадратных километров и поэтому был трудноуправляемым. Сейчас по прошествии времени хорошо видны эти и другие просчеты и ошибки. Но в те годы рассуждать, а тем более критиковать не приходилось, да и само понимание проблемы приходит с опытом.

Поднять аэростаты заграждения!

Войну ждали. Зарево ее пожаров уже полыхало на большей части Европы, все больше покрывая порабощенные немецким вермахтом страны. В светлую воскресную ночь с 21 на 22 июня 1941 года улицы Москвы были полны гуляющих. Школьники и студенты отмечали окончание школы и института, везде шутки, смех, веселье. Утром люди уточняли планы выходного дня, а война уже шла. Она началась ночью и разгоралась по всей западной и юго-западной границе нашей страны, хотя предупреждения об опасности были, но не вняли им власть имущие.

Приведем подлинный документ-приказ. Военные советы округов во втором часу ночи 22 июня получили секретную шифровку: «1. В течение 22–23 июня возможно нападение немцев на фронтах ЛBO, ПрибВО, ЗапВО, КоВО, ОдВО. Нападение может начаться с провокационных действий.

2. Задача наших войск — не поддаваться на провокации, могущие вызвать крупные осложнения. Одновременно войскам Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского военных округов быть в полной боевой готовности и встретить возможный удар немцев или их союзников.

Приказываю:

а) в течение ночи на 22.06.41 года скрытно занять огневые точки укрепрайонов на гос. границе;

б) перед рассветом рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе войсковую, тщательно ее замаскировать;

в) все части привести в боевую готовность, рассредоточить и замаскировать;

г) ПВО привести в боевую готовность без призыва приписного состава. Подготовить мероприятия по затемнению городов и объектов;

д) никаких других мероприятий без особого распоряжения не проводить.

Нарком обороны Тимошенко

Начальник Генштаба Жуков».

Вот такое распоряжение.  А тем временем немцы ночью нанесли мощный удар по 26 аэродромам от Прибалтики до Черного моря. Было уничтожено около 1200 наших боевых самолетов, практически половина того, что мы имели. Немцы уже бомбили Киев, Вильнюс и другие города. Только в 12 часов дня правительство объявило о войне и мобилизации. В 4 часа 20 минут 22 июня командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Д.А. Журавлев отдал приказ всем подчиненным частям прибыть из лагерей и встать на боевые позиции, принять приписной состав (мобилизованных) и объявить боевую готовность к уничтожению вражеских самолетов в воздухе.

На московском направлении вермахт сосредоточил группировку войск под кодовым названием «Центр» в составе 50 наземных дивизий, действовавших под прикрытием 2-го воздушного флота люфтваффе, имевшего 1680 боевых самолетов, сведенных в эскадры.

Бесноватый фюрер, как мы тогда называли Гитлера, требовал не только захвата Москвы. В его приказе от 8 июля 1941 года предписывалось: «Массированными налетами разрушить Москву. Сровнять ее с землей, уничтожить. Нанести удар по центру большевизма и воспрепятствовать эвакуации населения, правительства и промышленности».

Первые дни войны

Оба полка АЗ начали свое развертывание. Сложно это было. Нужно рассредоточить посты по городу, развести туда лебедки, свернутые аэростаты и другую технику. Кроме того, надо отрыть землянки для личного состава, оборудовать аэростатные биваки, место стоянки лебедки, подъемную площадку, нужно было раздать оружие (винтовки) прибывшему из запаса пополнению. Однако зачастую в части прибывали не приписанные к ним и совершенно необученные офицеры и рядовые. Пришлось срочно учить их обращению с водородом, аэростатом и лебедкой прямо на боевых позициях.

У командиров всех степеней были задачи проложить полевую телефонную кабельную линию связи от каждого поста до непосредственного командира, и самая главная — наполнить водородом аэростаты и обеспечить их подъем в воздух по приказу. При всех трудностях через несколько суток в ночное небо Москвы поднималось пока еще 40 аэростатов с 68 постов АЗ. Через месяц в ночное небо уходили аэростаты уже со 124 постов. К концу 1941 года в боевой готовности было более 300 постов, а в 1943 году — более 440 постов АЗ.

Ночные бои

Ровно через месяц после нападения на СССР был произведен первый налет немецких бомбардировщиков на Москву. Самолеты были обнаружены еще в воздухе на удалении 200 километров. Был отдан приказ: войскам готовность номер один, истребителям в воздух, в бой, аэростаты заграждения поднять. Бой закипел на дальних подходах и над городом. Завыли сирены, была объявлена воздушная тревога.

Около 220 фашистских бомбардировщиков шли волнами на разных эшелонах высоты с интервалом 20 минут. В боях было сбито 20 самолетов, к городу прорвались лишь одиночные экипажи, да и тем прицельно отбомбиться помешали АЗ.

Днем 22 июля 1941 года был объявлен приказ № 241 наркома обороны И.В. Сталина: «За проявленное мужество и умение в отражении налета вражеской авиации объявляю благодарность:

1) ночным летчикам-истребителям Московской зоны ПВО;

2) артиллеристам-зенитчикам, прожектористам, аэростатчикам и всему личному составу воздушного наблюдения (ВНОС)».

В следующую ночь на 23 июля враг снова предпринял налет, но уже на высоте 6–7 километров. Ночная атака на Москву в составе 150 самолетов также была успешно отбита средствами ПВО, хотя единичным экипажам снова удалось прорваться к столице и сбросить бомбовый груз.

«Во время второго налета два вражеских бомбардировщика наткнулись на тросы АЗ и рухнули на землю — случай довольно редкий в практике войск ПВО, — пишет в своих воспоминаниях «Огневой щит Москвы» командир корпуса генерал-майор Д. А. Журавлев. — Аэростатчики открыли свой боевой счет, в дальнейшем он возрос не намного, но и этот вклад в общую победу был для нас дорог. Впоследствии неприятельские летчики стремились летать выше страшной для них сети стальных тросов. А это значит, что аэростаты выполняли свое предназначение — лишить противника возможности вести прицельное бомбометание, атаковать небольшие по размеру объекты с малых высот».

До конца 1941 года налеты продолжались почти ежедневно. С 22 июля до середины августа гитлеровцы совершили 17 массированных налетов, и хотя к городу прорывались одиночные группы, но и их хаотическое бомбометание принесло москвичам немало горя: убито 736 человек, тяжело ранено 1444, ранено 2069 человек.

Весь период войны личный состав частей АЗ, как и в других войсках, проявлял героизм, стойкость, самопожертвование. Скажем хотя бы несколько слов об этих людях. В журнале «Воздухоплаватель» можно прочитать о том, как был сбит летевший к центру столицы бомбардировщик Хе-111. Он налетел на трос АЗ поста, которым командовал И. Губа вместе с мотористом А. Гусевым. Последний был награжден медалью «За отвагу». Сержант Велигура спас случайно сорванный в воздух аэростат, улетев вместе с ним. Весь обмороженный, он сумел приземлиться вместе с ним, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Такой же подвиг совершили 10 сентября 1942 года командир поста сержант К.Г. Беляков и рядовой В.П. Козорез. До последней возможности держали они аэростат в штормовую погоду, но не отпустили и улетели с ним, вися на такелаже. Беляков не выдержал и, сорвавшись с высоты 2 километра, погиб. А Козорез пролетел до Ногинска и удачно приземлил аэростат. Оба воина были также награждены.

За период налетов вражеской авиации на Москву, когда темнело, 268 раз звучала команда: «Поднять аэростаты заграждения!» И через несколько минут над крышами домов всплывали огромные серебристые баллоны и всю ночь плавали на высоте до 4–5 километров, создавая непреодолимую для самолетов сеть и препятствуя снижению вражеских летчиков над городом для прицельного бомбометания. Во взаимодействии с другими средствами ПВО аэростаты заграждения свою задачу выполнили, несколько самолетов врага потерпели аварию на месте, столкнувшись с тросом, а часть получили такие повреждения, что были вынуждены прекратить полет к цели.

Генерал-майор Журавлев вспоминает: «Подняв аэростат на высоту, аэростатчики непрерывно следили за отклонением троса. В штормовую погоду это было особенно трудно. Немалую опасность для лебедочников представляло статическое электричество, накапливаемое с очень большим зарядом на аэростате. Нередко аэростаты находились в воздухе по 14 часов в сутки».

Сделаем необходимое пояснение. Во-первых, как уже говорилось, бомбометание противником с меньших высот повышает его точность. А во-вторых, зенитной артиллерии ПВО труднее было бороться с внезапно появляющимися скоростными низко летящими целями, потому что ни одно орудие не обеспечивало тогда необходимую угловую скорость слежения за целью. На высоте 200 метров самолет летит со скоростью около 140 метров в секунду, в таком случае необходима угловая скорость слежения орудий за ним около 40 градусов в секунду. Фактически вследствие указанных причин в нашей ПВО получалась «мертвая зона». Именно ее и прикрывали АЗ.

Известно, что столкновение в полете с птицей часто приводит к аварии. Так какой же летчик полетит намеренно на верную смерть через пространство, где подняты стальные тросы, причем вооруженные минами?

Аэростаты заграждения применяли во Второй мировой войне все воюющие страны без исключения. Принципы и тактика их использования были в основном близки. И наши летчики авиации дальнего действия, бомбившие цели в крупных немецких городах, тоже выполняли задания с высоты 5–6 километров, то есть заведомо выше высоты поднятия АЗ для обороняющейся стороны. Речь идет о том, что противник, заранее зная, что бомбить ему придется с больших высот, вынужден взлетать с меньшей бомбовой нагрузкой.

В мае 1943 года 1-й корпус ПВО был укреплен, расширен и преобразован в Особую московскую армию войск ПВО. Вместо 1-го, 9-го и 13-го полков АЗ были сформированы три дивизии АЗ. Генерал-майор П.П. Иванов командовал 1-й дивизией в составе 2-го и 16-го полков АЗ. 2-ю дивизию в составе 7-го и 8-го полков АЗ возглавил полковник Э.К. Бирнбаум, а 3-ю дивизию в составе 10-го и 12-го полков АЗ принял полковник С.К. Леандров. Суммарно они имели уже 440 постов. Начальник штаба 1-го полка АЗ полковник К.И. Зилле был направлен на службу АЗ Восточного фронта ПВО.

Столкнувшись с сильной ПВО Москвы и постоянно неся большие потери, немецко-фашистская авиация была вынуждена полностью прекратить налеты с апреля 1942 года. Однако до дня нашей победы ПВО столицы находилась в боевой готовности, а аэростаты по ночам находились в воздухе в режиме ожидания.

На позициях девушки

Слишком велики были наши потери в 1941–1942 годах. Многие воины ПВО были направлены на пополнение в полевые войска, а на смену им по решению правительства СССР в 1942 году в Московскую армию ПВО пришли мобилизованные добровольцы, около 20 тысяч девушек. Более 3 тысяч из них были направлены в части АЗ, хотя не легкое и не женское это дело, потому что, в отличие от других частей ПВО, здесь большие физические нагрузки. А как иначе, если сопровождаешь пешим путем плывущий рядом газгольдер, наполненный водородом, и удерживаешь его при шквальном ветре в жару и холод, в дождь и снегопад? Трудна физически работа по снаряжению в воздух и приземлению аэростата. Никакой механизации тогда не было.

Девушки-аэростатчицы служили геройски. Штормовой ветер 21 апреля 1943 года достигал скорости 20 метров в секунду и более. Спасая аэростат на земле, погибла командир поста ефрейтор Анастасия Васильева. Такой же подвиг 24 сентября 1943 года совершили старший сержант З.К. Евдокимова и красноармеец А.П. Окорочкова. Они тоже спасли аэростат в шторм на земле, но сами погибли, и все награждены орденами посмертно.

Хотелось бы внести еще некоторые уточнения, выявленные по документам в Центральном архиве министерства обороны СССР. За весь период войны 1941–1945 годов части АЗ, Московского фронта ПВО произвели около 217 тысяч подъемов аэростатов, причем все второе полугодие 1941 года — в условиях огневого боя.

По отчетам дивизий АЗ всего было зафиксировано 92 случая налета самолета на трос аэростата, из них 12 сбиты на месте или повреждены с вынужденной посадкой. К сожалению, больше половины из них — свои фронтовые самолеты, в силу тех или иных причин вошедшие в зону тросового аэростатного заграждения. Немецкие летчики строго соблюдали летную дисциплину, берегли себя и смертельно боялись заходить в зону поднятых аэростатов заграждения.

Вот несколько примеров из бывших секретными коротких итоговых отчетов полков или дивизий АЗ Особой московской армии ПВО.

Налеты на трос немецких бомбардировщиков

1. 10 августа 1941 года. 1-й полк АЗ, район деревни Татарово. Немецкий бомбардировщик Хе-111 на высоте полета около 2500 метров врезался в трос АЗ (верхний аэростат имел высоту 4500 метров). Самолет с экипажем разбился. Боекомплекта троса ИЗ-4 не было.

2. 11 августа 1941 года. 9-й полк АЗ, район Хорошево. Бомбардировщик Хе-111 врезался в трос (боекомплект троса ИЗ-4 сработал). Самолет с отрезанным крылом и с экипажем рухнул и затонул в Москве-реке.

3. 19 августа 1941 года. 9-й полк АЗ. Бомбардировщик Ю-88 врезался в трос. Сбросил ФАБ. Опрокинул лебедку. Трос разрушился. Самолет улетел. Судьба его неизвестна.

4. 6 апреля 1942 года. 9-й полк АЗ. Донской монастырь. Самолет Ю-88 врезался в трос. Боевого комплекта троса не было. Лебедку опрокинуло. Трос разрушился. Сведений дальнейших не было.

5. 25 апреля 1942 года. 9-й полк АЗ. Двухмоторный немецкий самолет на высоте около 800 метров врезался в трос. Боевого комплекта троса не было. Трос оборван. Установлено, что самолет совершил вынужденную посадку за городом.

Налеты на трос своих самолетов

1. Сентябрь 1941 года. 1-й полк АЗ, Садовники. Свой истребитель на высоте 2500 метров, возвращаясь из боя, врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Летчик спасся на парашюте. Самолет разбился.

2. 18 сентября 1941 года. 1-й полк АЗ, Люберцы. Свой разведчик Р-5 на высоте 800 метров врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Самолет разбился. Летчик лейтенант Тихонов погиб.

3. 25 февраля 1942 года. 1-й полк АЗ, Соколиная гора. Двухмоторный самолет врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Трос прорвал бензобак. Самолет загорелся. Крыло с мотором оторвало. Самолет разбился. Винт опутан тросом.

4. 2 августа 1942 года. 1-й полк АЗ, Люблино. «Дуглас» на высоте 2 тысячи метров врезался в трос. Боекомплекта троса не было. Самолет упал. Экипаж погиб.

5. 4 ноября 1942 года. 9-й полк АЗ, Останкино. Самолет У-2 врезался в трос. Опустился с тросом у Останкинской ул., 9. Летчик получил увечья.

6. 21 июля 1943 года. 13-й полк АЗ, 14 пост. Самолет Ил-4 врезался в трос. Боекомплект стоял на тросе и сработал. Самолет подорвало миной. Экипаж — сержанты Пекалов и Мензуров были ранены осколками, но спустились на парашютах. Летчик Панферов сумел посадить самолет.

В заключение следует сказать, что в целом за весь период Великой Отечественной войны враг совершил на Москву 134 налета, произведя 9 тысяч самолетовылетов. К городу прорвались на большой высоте лишь 243 экипажа из общего числа. Но им удалось сбросить на жилые кварталы 1526 фугасных и 45 тысяч зажигательных бомб. Это составило только одну десятую часть того бомбового груза, который фашисты приготовили для столицы нашей Родины. Объединенными усилиями всех боевых средств ПВО при отражении атак немецкой авиации на Москву было уничтожено 1305 самолетов противника.

По материалам из открытых источников

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.