ПИШИТЕ ПИСЬМА. Окружение Гройсмана подмяло под себя «Укрпочту»

Выходец из Винницы без экономического образования, но с портретом Владимира Гройсмана в кабинете управляет Укрпочтой — государственным гигантом, расходующим миллионы госсредств по непрозрачным схемам

Недавно министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому пришлось покинуть партийный чат Блока Петра Порошенко (БПП) в мессенджере Telegram. Причина — нецензурная ругань винницкого депутата Ивана Мельничука, близкого к спикеру Владимиру Гройсману. Министр решил провести конкурсный отбор нового руководителя в подчиняющейся его ведомству госкомпании Укрпочта. Это и вызвало гнев депутата. И не только его одного.

Торгующая церковными календарями, дешевыми детективами карманного формата и туалетной бумагой Укрпочта — крупнейший оператор почтовой связи в стране, чья выручка в 2014 году составила 3,7 млрд грн. Особую ценность имеет сеть почтальонов, ведь во время избирательных кампаний они часто становятся частью системы по скупке голосов.

С декабря 2014го генерирующую миллиарды доходов Укрпочту возглавляет Игорь Ткачук — человек без экономического образования и серьезного управленческого опыта в бизнесе. Но при этом он — член набирающего силу винницкого лобби, к которому принадлежит спикер Рады, в прошлом мэр Винницы, и ряд депутатов. Ткачук — сам винничанин и имел общие дела с Гройсманом еще в ту пору, когда оба были бизнесменами.

Ткачук появился в Укрпочте в апреле 2014го в качестве заместителя гендиректора компании. Его тогдашний шеф — глава Укрпочты Михаил Панькив — признается: Ткачука ему навязали по политическим договоренностям сверху. “Государственные предприятия на сегодня очень политизированы, а их руководители до сих пор назначаются в результате политических торгов,— утверждает Панькив.— Именно такой креатурой стал и партийный кадр из Винницы — Игорь Ткачук”.

Оформлять документы на работу тот пришел вместе со старшим братом Геннадием Ткачуком, народным депутатом от БПП — еще одним винницким.

Вспоминая этот факт, Панькив добавляет, что дальше, после очередного переформатирования правительства в декабре 2014го, по политическим договоренностям Укрпочту отдали в квоту винницких. И ему пришлось уступить место гендиректора Ткачуку. Отдавать этот актив комулибо винницкие не намерены.

Почтовые отправления

Внешне Укрпочта выглядит постсоветским учреждением, жизнь которого замерла на уровне середины 1990х. Однако за этим неприглядным фасадом скрыты серьезные финансовые возможности, которые доступны руководству госкомпании.

Владелец огромного количества недвижимости в премиум-локациях, Укрпочта сдает ее в аренду по минимальным ценам. “Имущество совершенно бестолково сдается в аренду, и я постоянно делаю замечания руководителям Укрпочты”,— рассказывает Владимир Шульмейстер, первый заместитель министра инфраструктуры.

Он вспоминает, что на имущественной комиссии представители компании предложили сдать в аренду помещения в одном городе по цене 23 грн за кв. м в месяц. Замминистра попросил промониторить цены на рынке, и в итоге арендная ставка выросла до 50 грн с небольшим. Шульмейстер называет этот случай примером схем, работающих в Укрпочте. Есть и другие примеры.

Госкомпания — довольно крупный ретейлер, особенно в сельской местности, где именно на почте люди покупают, например, туалетную бумагу. Цены на нее в отделениях Укрпочты за счет монопольного положения на локальных рынках в полтора-два раза превышают средние по стране. Но торговля осуществляется по комиссии, и почти вся маржа уходит продавцам, которые работают через Укрпочту. А госкомпания довольствуется лишь 10–15%.

ПОЧТАЛЬОН ИЗ ВИННИЦЫ: Игорь Ткачук продолжает руководить Укрпочтой — удержаться в кресле ему помогают представители винницкой группы

В компании проворачивают и другие сомнительные операции. Так, в мае-июне 2015го Укрпочта продала доллары небольшому Авант-банку по курсу ниже рыночного, всего на сумму $5,75 млн. Происходило все в четыре этапа: 22 мая, 26 мая, 29 мая и 15 июня. В целом на этом госкомпания недополучила около 2 млн грн.

Ткачук заявлял, что доллары продали выгодно. “Четко могу ответить, что документально получены справки всех банков, где, у кого и какой курс был в то время. И мы тогда продали по выгодному курсу”,— говорил он.

Кирилл Терехин, работавший на тот момент финансовым директором Укрпочты, уточняет: эти операции проводились без его ведома. “Мне запретили смотреть курсы [валют по операциям компании], я не владел информацией,— признается он.— Клиент-банк находится в бухгалтерии, и у меня не было к нему доступа”.

За Авант-банком стоит депутат от БПП Алексей Савченко. Он сам отрицает контроль над этим учреждением, однако связь подтвердил Леонид Антоненко, ранее возглавлявший департамент регистрационных вопросов и лицензирования в Нацбанке.

Авант-банк вообще непрост: в 2011–2014 годах его вице-президентом был Валерий Гелетей, впоследствии ставший министром обороны. А Виталий Ярема в бытность свою генпрокурором перевел именно в это учреждение счета Генпрокуратуры.

Формально Ткачук вполне может санкционировать скидки своим клиентам — у Укрпочты есть право предоставлять ее в размере до 15%. И контроля над подобными скидками нет: в компании никто не знает точного денежного и товарного оборота, говорит Терехин. Немецкая SAP предлагала поставить свою систему учета, профинансировав ее через Укрэксим-банк, но руководство Укрпочты этой идеей не заинтересовалось.

А ведь Укрпочта сама могла бы стать банком: у нее 11,8 тыс. отделений по стране, в то время как у крупнейшего по количеству филиалов государственного Ощадбанка — около 5 тыс., а у самого большого по размеру активов ПриватБанка — порядка 2,9 тыс. “При этом у компании колоссальная ликвидность: в год 120–150 млрд грн пересылаются через Укрпочту. Так что кредитовать было бы чем”,— объясняет экс-финдиректор. Почтовый банк — вполне эффективно работающая бизнес-модель, что доказывает опыт США, Японии, Германии, Франции, Бразилии. Однако руководители Укрпочты игнорируют и эту возможность.

Попытка перемен

Недавно Ткачук с гордостью отчитался о 30 млн грн чистой прибыли за три квартала 2015го — годом ранее за тот же период было в 2,5 раза меньше. Но при выручке на уровне 3,19 млрд грн такая прибыль мизерна и свидетельствует о катастрофически высоких расходах.

Сложно говорить о нынешней прибыльности Укрпочты как о заслуге Ткачука, поскольку рост цен, а с ним и выручка компаний, составил в нынешнем году более 46%. Значительная доля дохода у Укрпочты — в валюте, поэтому на руку компании играет и девальвация гривны. Кроме того, корпоративная бухгалтерия использует слишком агрессивную методику расчета выручки, чтобы завысить скорость ее роста. А зарплату почти 80 тыс. сотрудников Укрпочты, которая часто не превышает 2 тыс. грн, в компании не проиндексировали, что тоже дало плюс прибыльности.

Ключевой доход Укрпочты — комиссия за выплату пенсий. Между тем доля компании на рынке почтовых отправлений продолжает падать: в 2014м она снизилась до 36,1% с 42,2% годом ранее.

“В компании работают чиновники, которые не понимают элементарных вещей в бизнесе,— подчеркивает Терехин.— При этом сам Ткачук всего боится, всюду ищет подвох, принимает импульсивные решения”.

Структурно внутри Укрпочта практически не поменялась, и новых людей там почти не появилось, констатирует Пивоварский. “На сегодня Укрпочта проигрывает по всем фронтам по работе с электронной коммерцией Новой поште и другим альтернативным курьерским службам”,— сетует министр.

БРАТ-ДЕПУТАТ: Нардеп Геннадий Ткачук, брат Игоря Ткачука,— один из тех людей, кто близок к спикеру ВР Владимиру Гройсману

Сейчас Мининфраструктуры пытается обуздать компанию-монстра, способного проворачивать неконтролируемые операции на десятки миллионов гривен. Для этого в ведомстве затеяли корпоратизацию Укрпочты, чтобы превратить ее из полуведомства в полноценную корпорацию с более понятной организационной структурой.

Для этого, в частности, Пивоварский объявил конкурс на пост гендиректора компании. Но министра ждало разочарование.

Кроме Ткачука, в финал вышли четверо людей, из которых двое — довольно опытные менеджеры: это Артемий Ершов, трудившийся в Ощадбанке и Сбербанке России, и Видас Даниэлюс, работавший в Почте Литвы. А кандидатуру Александра Перцовского, имеющего опыт работы в почтовом гиганте Deutsche Post DHL, комиссия Министерства инфраструктуры отклонила изза того, что тот, живя в Сингапуре, не успел представить вовремя справку о несудимости.

На фоне ключевых конкурентов шансы Ткачука выглядят слабыми. Но с креслом госменеджер пока не расстанется — он остается гендиректором с приставкой исполняющий обязанности: Окружной административный суд Киева 16 ноября заблокировал конкурс.

Люди в мантиях удовлетворили иск Дмитрия Чалого, коммерческого директора компании. Тот и сам претендовал на должность главы Укрпочты, но теперь посчитал, что отбор проводить нельзя, поскольку Мининфраструктуры меняет структуру компании, превращая ее в акционерное общество.

“По Укрпочте принято гениальное решение: поскольку участника, который подал иск, могут не избрать на роль гендиректора, он посчитал, что его права могут быть нарушены”,— объясняет Пивоварский. Впрочем, Терехин уточняет: министерство может назначить нового и. о. без конкурса.

Винницкая группа

Удерживаться в кресле Ткачуку помогает не столько Чалый, сколько мощная поддержка со стороны земляков — так называемой винницкой группы. Ее неформальным лидером является спикер Верховной рады Гройсман. А одним из близких к нему депутатов — Геннадий Ткачук, брат нынешнего руководителя Укрпочты. Старший Ткачук имеет даже два рабочих кабинета в парламенте и регулярно консультируется со спикером прямо в зале заседаний.

Все трое — Гройсман и Ткачуки — хорошо знакомы еще с 1990х, когда будущий глава парламента работал коммерческим директором винницкого рынка «Юность». А предприимчивые братья размещали там свои киоски.

Игорь Ткачук в знак лояльности даже украсил свой рабочий кабинет в Укрпочте портретом Гройсмана.

В Виннице, где нынешний спикер Верховной рады некогда был мэром, Ткачуки пустили глубокие корни. Младший из братьев, занимая пост главы Укрпочты, все это время был депутатом Винницкого горсовета. И вновь прошел туда на недавних местных выборах. Кроме этого, он возглавлял Винницкую облорганизацию партии Виталия Кличко УДАР. Там же числился и его старший брат. До этого оба были в тимошенковской Батькивщине.

Сеть Опора, занимающаяся мониторингом выборов, зафиксировала попытки подкупа избирателей в пользу Игоря Ткачука на последних выборах в горсовет: винничанам предлагали вознаграждение в размере 150 грн за поддержку главы Укрпочты.

Сын Геннадия Ткачука Сергей работает заместителем начальника Главного управления юстиции в Винницкой области. На последних выборах стал депутатом местного облсовета. Пару ему там составит Людмила Станиславенко, супруга нынешнего руководителя Укрпочты, которая ранее была официально оплачиваемым из госбюджета помощником депутата Ткачука-старшего.

«[Игорь] Ткачук работает исключительно с братом, даже по незначительным вопросам. Связь с Гройсманом тоже однозначная,— признается бывший высокопоставленный сотрудник Укрпочты.— У меня был испытательный срок в три месяца, так Ткачук постоянно откладывал решение по мне, прямо говоря, что ему надо посоветоваться наверху”.

Геннадий Ткачук в своем блоге на портале ЛІГА.net много пишет о будущем Укрпочты, обращаясь с просьбами о дополнительных дотациях из бюджета, чтобы наладить в компании реализацию административных услуг. Он также выступает против приватизации компании, потому что она, мол, выполняет социальные функции.

Его действия продиктованы не только родственными связями, сколько интересами неформальной винницкой группы.

Пока ее силы невелики: кроме спикера, братьев Ткачуков и нардепа БПП Ивана Мельничука, политики относят к команде спикера еще экс-советника главы Госфискальной службы Геннадия Романенко и главу Госгеокадастра винничанина Максима Мартынюка.

“У Гройсмана есть несколько человек из Винницы, с которыми он периодически совещается,— рассказывает Алена Шкрум, народный депутат от Батькивщины.— Некоторых он же и провел в парламент”.

Гройсману и Ко необходим политический вес, который в Украине определяется наличием контролируемых бизнес-активов, отмечает Виктория Подгорная, политический эксперт. “Все ключевые политические фигуры и партии связаны или созданы крупнейшими бизнес-группами. И задача политиков и партий — работать в интересах этих бизнесов,— говорит она.— То есть создавать или охранять возможности монополизировать те или иные отрасли, получать ренту с бюджета или госактивов”. Поэтому винницкие и сопротивляются попыткам Мининфраструктуры переформатировать Укрпочту.

Ни Гройсман, ни братья Ткачуки не захотели пообщаться с НВ по поводу Укрпочты. А пока они молчат, госкомпания работает в прежнем стиле: в отделениях все так же трещат старые матричные принтеры, а сотрудники не всегда понимают разницу между Gmail и Skype. Укрпочта продолжает непрозрачно распоряжаться миллионными госбюджетами, а также терять рыночную долю и привлекательность.

http://nv.ua

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.