ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ: три часа на запорожской сцене. Памяти великого режиссера

14 лет назад великий мастер экрана, народный артист СССР, кинорежиссер, драматург и поэт Эльдар Александрович Рязанов побывал в Запорожье. «Украинские ведомости» публикуют репортаж корреспондента Николая Зубашенко с его тогдашней творческой встречи с запорожцами в ДК «Днепроспецстали». Эльдар Александрович рассказывал о кино, о жизни, о себе, делился творческими планами, читал стихи Сергея Есенина и свои собственные, шутил, рассказывал анекдоты, отвечал на многочисленные вопросы своих поклонников и даже пел частушки. Три часа длилась эта встреча и прошла она, как говорится, на одном дыхании.

***

Он удивительно прост. В нем нет и капельки той звездности, которой болеют сегодня многие молодые известности. Он обыкновенный нормальный мужик со здоровым и неповторимым чувством юмора. И в то же время – это необыкновенно яркая разносторонняя творческая личность, целая эпоха в нашем кино, еще недавно занимавшем самые высокие ступеньки пьедестала мировой культуры.

У него добрые, умные фильмы, где герои думают, грустят, смеются и плачут, даруя каждому зрителю ощущение высокого смысла жизни. Его фильмы не принадлежат какому-то одному поколению. Их знают и любят все. У каждого есть свой Эльдар Рязанов.

Для одних это теплая, романтичная, хотя по нынешним меркам и несколько старомодная комедия «Берегись автомобиля!», для других – искрометная «Карнавальная ночь» с молоденькой Людмилой Гурченко или «Девушка без адреса» с необыкновенно искренним Николаем Рыбниковым, для третьих – «Ирония судьбы, или с легким паром», для четвертых – «Вокзал для двоих», еще для кого-то – «Гараж», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», «Жестокий романс».

Жизнь не одного поколения зрителей была бы скучнее и серее, если бы не волшебство Великого Мастера экрана, народного артиста СССР, кинорежиссера, драматурга и поэта Эльдара Александровича Рязанова. Его недавний приезд в Запорожье стал заметным событием в культурной жизни города. Запорожцы нисколько не разочаровались в своем кумире.

На творческой встрече, состоявшейся во дворце культуры «Днепроспецсталь», он появился перед собравшимися подвижным, энергичным толстяком (правда, немного похудевшим), каким мы привыкли его видеть на экранах телевизоров уже много лет. С тем же умением овладевать вниманием слушателей, с искрометным рязановским юмором и иронией. Такое впечатление, что Эльдар Рязанов не подвластен старости, хотя ему уже… Честно скажу – не знаю, сколько ему лет, но в кино он работает уже полвека. Он удивительный жизнелюб, способный своим оптимизмом заразить и аудиторию. Что, собственно, и произошло во дворце «Днепроспецсталь».

Эльдар Александрович рассказывал о кино, о жизни, о себе, делился творческими планами, читал стихи Сергея Есенина и свои собственные, шутил, рассказывал анекдоты, отвечал на многочисленные вопросы своих поклонников и даже пел частушки. Три часа длилась эта встреча и прошла она, как говорится, на одном дыхании.

Рязанов – удивительно работоспособный человек. Несмотря на возраст, трудится много и плодотворно. В прошлом, 2000 году, вышли на экраны два его новых фильма: «Старые клячи» и «Тихие омуты». Готовы уже сценарии еще новых двух – «Толстый и тонкая» и «Ключи от квартиры». Дело теперь, как сказал режиссер, за спонсорами. Как и созданные ранее, названные киноленты все о том же – о нашей жизни, наблюдаемой мудрым Рязановым, и талантливо, со свойственным ему добрым юмором, уже в художественной форме подаваемой зрителям.

Кстати, большинство сценариев к своим фильмам он пишет сам. В частности, поводом для написания сценария к будущему фильму «Толстый и тонкая» стали его гастрономические мытарства в институте диетологии, где он четырежды лечился, пытаясь похудеть. Об этом он рассказал на встрече, заставляя зал хохотать до упаду.

Рязановым написано немало книг. И вот готовится к выходу новая «Эльдар Тиви, или моя портретная галерея». Эта книга, по словам автора, в какой-то мере подытоживает его телевизионную деятельность. В общей сложности им на телевидении проведено более 200 передач. И вот теперь эти материалы войдут в новую книгу. Это литературные портреты, рассказы о женах и возлюбленных великих французских художников и т.д. Есть в этой книге и раздел о российских интеллигентах. Например, о поэте Б.А. Чичибабине, который хотя и считается российским, но всю свою жизнь прожил в Харькове. Его творчество проникнуто любовью к Украине.

Мастер кино пытается осуществить и еще один замысел. Он намерен создать в Москве киноклуб «Эльдар», в чем уже нашел поддержку мэра.

Значительная часть встречи (а она, напомню, длилась три часа) была посвящена ответам на вопросы. Естественно, их было много. Корреспондент «Досье», ваш покорный слуга, тоже задал Эльдару Александровичу три вопроса, ответы на которые мы и приводим. Первый — об отношении его к экс-президенту России Б. Ельцину, репортажи о котором он в свое время делал.

— Я дважды передавал репортажи о нем, — сказал он, — в 1993 и 1996 годах. Первый раз я искренне хотел, чтобы он стал президентом, второй раз я уже этого не хотел. Потом, что было уже очевидно, что это не тот человек, который может вывести Россию из прорыва.

На второй вопрос, кого из молодых кинорежиссеров России и Украины он считает подающим большие надежды, мэтр кино пожал плечами и сказал: «А есть ли таковые?»

Спросил я режиссера и о том, в каких фильмах, кроме «Гаража», он снимался в качестве актера. Оказывается, во многих, но только играл там третьестепенные незаметные роли.

— Просто так, для автографа, — улыбнулся он. – Актер из меня никудышний.

В заключение встречи, по просьбе собравшихся, Эльдар Александрович представил свою жену Эмму Валерьяновну. И тут не обошлось без улыбок. По его словам, Эмма Валерьевна не только его самая любимая женщина и надежный друг, но и по совместительству – его редактор, садовник, повар, посудомойка и прочее. И тут Рязанов остался Рязановым.

Николай Зубашенко, газета «Досье», 2001 год.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.