Ирина Артюх: «В Финляндии учитель получает 5 тысяч евро. Родители ни копейки не платят на содержание школы»

На вопросы «Украинских ведомостей» отвечает директор учебно-воспитательного комплекса села Червоное Гуляйпольского района Запорожской области, отличник образования Украины, учитель высшей категории, учитель-методист, член Всеукраинской Ассоциации руководителей школ нового типа «Возрожденные Гимназии Украины» (ВГУ), делегат 12-го Всемирного съезда директоров школ Ирина Артюх.

— Ирина Викторовна, вы член Всеукраинской Ассоциации «ВГУ». Когда эта организация появилась в Украине и чем она занимается?

-Ассоциация «Возрожденные гимназии Украины» создана в 1992 году, она объединяет около 300 руководителей учебных заведений нового типа со всех областей страны. И действует она довольно продуктивно. «ВГУ» ежегодно в разных регионах проводит научно-практические конференции по разным темам и направлениям, определяет роль и место учебно-воспитательных учреждений нового типа в системе образования Украины. Ее президентом является Ярослав Турянский.

— Вы в этой Ассоциации с самого начала ее создания?

— Нет. В 2011 году от района я была направлена в Киев для участия в научно-практической конференции «ВГУ». Конференция проходила на высоком уровне, была очень интересной и содержательной. Поймала себя на мысли, что участие в работе Ассоциации может быть перспективным для развития нашей школы.

— То есть, вы решили вступить в «ВГУ», стать постоянным ее членом?

— Да. Но я не стала откладывать на потом свое намерение и прямо во время конференции написала заявление на имя президента Ассоциации Ярослава Турянского. И там же, на конференции, общим открытым голосованием меня и нашу школу приняли в члены «ВГУ». С тех пор, по мере возможности, я стараюсь принимать участие в ежегодных научно-практических конференциях, проводимых «ВГУ». Правда, во всех конференциях я участвовать не могу, потому что это слишком накладно финансово.

— А где проводятся такие научно-практические конференции? В Киеве?

— Не только в Киеве, в основном в регионах Украины. Например, за этот период мне удалось побывать в Хмельницком, Тернополе, Львове, Черновцах, Черкассах, Ивано-Франковске, Киеве, Сумах. Участие в конференциях, семинарах предоставляет уникальную возможность общения с директорами школ других регионов, возможность побывать в школах, как областных центров, так и небольших городков и сел. Все они гостеприимно открывали перед нами свои двери и познакомили с жизнью коллективов школ.

— Из средств массовой информации я знаю, что вы вместе с коллегами из Ассоциации бываете и за рубежом. Это тоже плановые мероприятия «ВГУ»?

— Можно сказать и так. Дело в том, что в 2013 году украинскую Ассоциацию «ВГУ» приняли в члены Европейской Ассоциации директоров школ. И это дало возможность в декабре 2013 года совершить образовательный тур по Европе. Нас было тогда 49 человек с разных регионов Украины. В том числе несколько человек из Запорожья и области. Запорожское отделение «ВГУ» возглавляет директор «Сечевого коллегиума» Валентина Ершова.

Этот образовательный тур охватил 5 стран – Словению, Венгрию, Австрию, Германию и Италию. Бонусом для его участников стало посещение Венеции. Во время той поездки мы посетили многие учебные заведения, центры современных информационных технологий, ознакомились с тем, как они внедряются в школах Европы.

— То есть, теперь у руководителей украинских школ появилась неплохая возможность изучать педагогический опыт европейцев, так сказать, вживую, наглядно?

— Возможность такая действительно есть, но воспользоваться ею руководитель украинской школы может далеко не всегда – все упирается в финансы. Приведу такой пример. В этом году нашей украинской Ассоциации пришло приглашение от Президента Всемирной Конфедерации директоров школ Ари Покка принять участие в 12-м всемирном съезде в Хельсинки (Финляндия). Возможность была предоставлена всем желающим членам «ВГУ». Я приняла приглашение буквально сразу. Меня поддержала семья, потому что расходы на эту поездку осуществлялись исключительно за свой счет.

— Об этой поездке, пожалуйста, поподробнее. Все-таки интересно, что директора школ обсуждают и решают на мировом уровне.

— Это был четырехдневный съезд, который проходил в огромном и очень красивом центре «Финляндия-холл». Поразило то, что на съезде было зарегистрировано полторы тысячи делегатов из 46 стран мира. Каждый день были лекции известных в сфере образования ученых, практиков, исследователей мирового уровня.

В Финляндии


— Какой главный вопрос обсуждался на съезде? Точнее – какая была тема съезда?

-Тема называлась – «Современный образовательный дизайн». Сначала для нас было не совсем понятно, потому что само слово «дизайн» обычно ассоциируется с ландшафтом, компьютером, архитектурой. Но, как оказалось, — это новый мировой опыт в сфере педагогики, новая современная технология, в которой все сводится к тому, что дизайн технологии можно использовать во время проведения различных уроков – родного языка, математики и др. То есть, перед ребенком открывается уникальная возможность. Он получает шанс максимально проявить себя удобными для него способом и средствами. И это может происходить не только словесно, но и через какую-то деятельность, например, вырезание из картона, лепку, рисование. Одним словом, создаются уникальные условия для того, чтобы ребенок мог себя проявить в чем-то.

-Ирина Викторовна, когда-то я брал у вас интервью. Это было, по-моему, в 2002 году, когда вы вернулись из США, где проходили стажировку в американских школах. И вот тогда вы тоже что-то подобное рассказывали об этом…

— Да, подобные условия я видела в школах США, когда в 2002 году два месяца была там на стажировке. Тогда я удивлялась и считала, что просто невозможно создать для каждого ребенка индивидуальные условия. Например, там каждая зона в группе детского сада была оборудована под какую-то игровую обучающую деятельность. И ребенок сам выбирал, в какую зону ему сегодня идти. При этом за ним, на определенном расстоянии, уважая зону личного пространства ребенка, находился воспитатель. И таким образом, через личную деятельность и ненавязчивое руководство со стороны учителя ребенок себя реализует, учится познавать мир.

— И вам после этого стали очевидными «огрехи» нашей образовательной системы. Так?

— Наша классно-урочная система образования предусматривает звонок, после которого 45 минут ребенок просто неподвижно сидит. А на съезде в Финляндии красной нитью прошла мысль, что ребенку неподвижно сидеть — это равносильно тому, если бы его заставляли, например, курить. Меня тогда это просто поразило, потому что я никогда об этом не задумывалась, но с чем теперь согласна на все сто процентов.

— Недавно я прочитал любопытное высказывание на этот счет нашего украинского известного детского врача Евгения Комаровского, который выразился так: «Здоровый ребенок должен быть худым и с шилом в попе». Наверное, финны согласны с доводами доктора Комаровского.

— Конечно. Независимо от возраста ребенок не должен сидеть на месте. В финских школах отказались от парт, там нет привычной для нас обстановки. Там дети могут сидеть на коврике вместе с учителем, или присесть на диванчик, прилечь на кушетку. Они отказались от тетрадей и письма, все делается на планшетах и других девайсах. Ручки с тетрадями там канули в лету. И дети прекрасно справляются с учебой, усваивают тот объем знаний, который предусмотрен школьной программой. Не случайно Финляндия по грамотности впереди планеты всей.

На съезде в Финляндии

— Каковы все-таки принципиальные отличия образования в нашей стране и в Финляндии?

— В Финляндии есть семь базовых принципов в образовании. И первый из них – это принцип равенства. Это значит, что все школы страны, в какой бы глубинке или в каком бы мегаполисе они не размещались, все они находятся в равных условиях. В самой большой школе Финляндии учатся 960 детей, а в самой маленькой, в Лапландии – 4 ребенка. Я лично беседовала с директором этой школы из Лапландии. Оказывается, всем тем, что есть для детей в большой столичной школе, обеспечены и малокомплектные школы, которые у нас в Украине в принципе не имеют права на жизнь. У нас это называется оптимизацией, а там государство думает о будущем страны, которое подрастает как в крупных центрах, так и в глубинке. У нас в Украине тема образовательного дизайна, к сожалению, не раскручена. А это такое поле деятельности для совершенствования нашего образования. И заниматься этим в первую очередь должны ученые от образования.

— Может, в конце концов, дойдет до наших правителей понимание того, что без хорошего образования народа не может быть у страны хорошего, надежного будущего…

— До тех пор, пока образование будет финансироваться по остаточному принципу, никакие реформы не сдвинут с мертвой точки нашу образовательную систему, а просто доведут ее до полного краха и развала. И это притом, что учителя наши настолько классные, профессиональные и патриотичные. Они готовы за мизерную зарплату выполнять ту работу, за которую финский учитель получает достойное вознаграждение. Там учитель, придя после вуза в школу, получает зарплату порядка 3 тысячи евро. А более опытный учитель имеет уже 5 тысяч евро.

В Европе, как мы узнали, уже давно работает контрактная форма приема на работу как директора школы, так и учителей.

И что очень важно, в законах Финляндии есть четкие статьи, регламентирующие взаимоотношения родителей и школы. Там родители ни копейки не платят на содержание школы в качестве спонсорской добровольной помощи. Там даже такого понятия нет. Поэтому учитель и директор честно смотрят в глаза родителей. Там нет унизительных взаимоотношений с просьбами о помощи.

— Ирина Викторовна, на съезде в Финляндии, вы сказали, было 1500 делегатов из 46 стран мира. В этом пестром многообразии представителей со всего мира вас, украинцев, узнавали? И вообще, как вас там встречали?

— У нас есть определенный дресскод. На какой бы конференции мы не побывали, куда бы не ехали – в пределах Украины или за рубежом, у нас всегда с собой вышиванки. Причем, их носят и мужчины, и женщины. Мы же понимаем, что мы представляем Украину. И я на себе ощутила, что это играет очень большую роль, потому что мы по — особенному выделяемся из общей массы людей. Наше появление в вышиванках на этом съезде было встречено на ура.

— Языковый барьер не мешал вам общаться с коллегами из других стран?

— Лично для меня как учителя английского языка этот съезд был просто огромной удачей языковой практики.

— И о чем вы говорили с ними?

— Естественно, об Украине, потому что у них было много вопросов к нам. Я, например, рассказывала коллегам о том, что мы в нашей школе организовываем сбор продуктов для бойцов на передовой, в спортивном зале вяжем маскировочные сети, пишем письма и открытки для бойцов АТО, делаем обереги. В общем, все, что только можно, мы делаем.

С делегатами съезда. Хельсинки

— Об Украине сейчас много говорят и пишут в средствах массовой информации. Это, по-вашему, способствует ее авторитету на мировом уровне? Вы могли это как-то ощутить, находясь в Финляндии?

— Безусловно. Мы убедились, что об Украине сегодня знают во всем мире. И не только знают, но и сопереживают нам, расспрашивают о войне. Даже африканские коллеги знают об Украине, в чем мы убедились, общаясь с ними. На эту тему говорили с нами финны, французы, немцы, канадцы и другие. Все поддерживают нас, просят держаться. Кстати, российскую делегацию на этот съезд даже не пригласили.

Нас поддерживали во всем. Если каждый член съезда должен был заплатить организационный сбор в размере 660 евро, то с нас, в виду сложившейся обстановки в Украине, взяли только по 15 евро. То есть, чисто символически. За украинскую делегацию внесла средства Всемирная Конфедерация директоров школ.

Во время проведения этого съезда нашу Всеукраинскую Ассоциацию «ВГУ» приняли в состав Всемирной Конфедерация директоров школ. Это открывает перед нашими учебными заведениями огромные возможности прямого общения – обмена учителями и учениками с любой из 46 стран, членов Конфедерации.

— Насколько я знаю, в практике работы вашего педколлектива уже есть новинки, заимствованные вами во время ваших поездок по школам Украины и Европы. Есть такое?

— Да, обязательно. Мы начали меняться еще с 2011 года, но из-за своей бедности не можем так шикарно все обустроить. У нас изменились именно подходы, тактики образовательные, потому что по старинке работать мы уже не можем.

МОИ УЧЕНИКИ

— Как это выглядит практически? Можете привести конкретный пример?

— Каждый раз я привожу какую-то идею, и мы ее реализуем. Благодаря опыту Прилук у нас в школе работает проект «Школьный милиционер». Причем этот уникальный опыт мы адаптировали к нашим условиям. Практически это выглядит так. Согласно реализации этого проекта мы заключили договор с нашим Гуляйпольским отделом внутренних дел, утвердили график и каждую неделю участковый милиционер у нас в школе проводит профилактическую работу с нарушителями дисциплины в присутствии родителей или заместителя директора по воспитательной работе.

Раз в месяц в школу приезжают специалисты из детской комнаты милиции и просто рассказывают о всяких случаях. Это тоже профилактическая работа. У нас дети изучают права ребенка и, конечно же, не забывают о своих обязанностях. В результате количество детей, которые состоят на внутришкольном учете, сократилось до одного. Наше районное управление юстиции предложило нам рассказать об этом проекте на семинаре для директоров школ, участковых милиционеров и всего персонала отдела внутренних дел.

У нас также есть определенный опыт работы по национально-патриотическому воспитанию. Мы давно работаем в этом направлении. Активно используем опыт наших коллег по «ВГУ» из поселка Счастливое (Бориспольский район Киевской области). Там совершенно уникальная школа по созданию системы национально-патриотического воспитания.

— Из Запорожской области вы были единственным представителем на Всемирном съезде в Финляндии. Делились уже своими впечатлениями от этого мероприятия со своими коллегами-земляками? В смысле, на областном уровне была такая встреча?

— К сожалению, нет.

Сбор макулатуры. Помощь участникам АТО

— Такой вопрос. Сегодня почему-то в Украине, когда речь идет об образовании, не вспоминают имена (во всяком случае в прессе я этого не видел) наших знаменитых педагогов от Бога, деятельность которых в свое время была известна всему миру, Антона Семеновича Макаренко и Василия Александровича Сухомлинского. Интересно, в педагогическом мире зарубежья о них что-либо известно?

— Действительно, после развала СССР имена этих великих педагогов встречаются все реже. Наверное, мы поступаем по принципу – нет пророков в своем Отечестве. И вот, когда я проходила стажировку в Америке в 2002 году, то была приятно удивлена. Там, оказывается, не только знают их, но и успешно применяют на практике их педагогический опыт.

— Не сомневаюсь, что после ваших поездок в Америку и в Европу у вас появилось немало друзей среди коллег-иностранцев…

— Да, это так. Например, с учителем из Калифорнии Джошуа Торнеком мы общаемся уже 13 лет. Это тот самый учитель, который после моей поездки в Америку приезжал в нашу школу. Теперь, особенно после съезда в Финляндии, круг моих новых друзей за рубежом еще больше расширился. Я уверена, что эта дружба пойдет на пользу нашей школе.

-Не секрет, что сельские школы постоянно испытывают дефицит педагогических кадров. Я имею в виду, прежде всего, квалифицированных кадров, способных профессионально решать стоящие перед ними задачи по организации учебно-воспитательного процесса. Что вы можете сказать о педколлективе вашей школы?

— У нас сложился хороший, дружный коллектив. Все учителя имеют достаточный опыт, обладают необходимыми знаниями, умеют работать с детьми на уровне современных требований педагогики. Есть среди педколлектива и воспитанники нашей школы. Например, Василина Васильевна Бургер. Школу окончила с золотой медалью, потом Запорожский Национальный университет, факультет иностранных языков. Преподает английский язык.

-То есть,  пошла по вашим стопам. Вы ведь тоже когда-то оканчивали школу с золотой медалью, потом иняз Запорожского пединститута с «Красным дипломом».

— Да, было такое. И вот уже 30 лет в селе Червоном. Сначала работала учителем английского языка и много лет уже директор школы.

Экскурсия на Хортицу

— Сегодня выпускников педагогических вузов, тем более обладателей «Красного диплома», и калачом в село не заманишь, подавай им город, цивилизацию. Ваша Василина, скорей всего, исключение. А вы приехали и «застряли» здесь, в глубинке, аж на зо лет.

— Я же приехала сюда не одна, а с моим мужем Александром Григорьевичем Артюхом, на то время выпускником МИМСХа (Мелитополь) тоже с «Красным дипломом». Кое-кто смотрел на нас тогда как на чудаков. Он сразу начал работать главным инженером совхоза «Червоный», а я учителем английского. У нас уже двое взрослых детей. Дочь Елена окончила факультет иностранных языков Киевского лингвистического университета, а сын Виктор — запорожскую «Машинку», стал инженером — энергетиком. Оба они уже люди самостоятельные, живут своей жизнью. А мы с мужем уже никуда из села уезжать не собираемся, потому что «Червоное» давно стало для нас нашим родным домом.

— Тогда, Ирина Викторовна, позвольте поздравить вас и вашего супруга с тридцатилетним юбилеем жизни в «Червоном» и пожелать вам обоим крепкого здоровья и новых творческих удач в вашем беспокойном хлопотливом деле. Пусть у вас все будет хорошо.

— Спасибо.

Николай Зубашенко,

«Украинские ведомости»

Фото предоставлено Ириной Артюх

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.