О королях и капусте, металлоломе и пошлинах

Перед правительством возникла дилемма: следует ли взимать НДФЛ со сдатчиков лома, НДС с его заготовителей и вводить пошлины на экспорт этого сырья. Традиционный конфликт интересов между экспортерами лома и национальными потребителями этого сырья всегда обостряется в периоды экономических спадов. Вот и теперь, когда в мире поднимается третья волна глобального кризиса, конфликт разгорелся с новой силой. 

И устранить — или, хотя бы, смягчить — противоречия между этими смежными секторами экономики вряд ли удастся в обозримом будущем. Такое смягчение возможно только при увеличении объемов заготовки лома, которые вдвое снизились за последние десять лет. Помимо объективных причин, связанных естественным сокращением ресурсной базы, серьезный вклад в проблемы заготовки лома делает теневая составляющая этого бизнеса.

Проблема все же имеет решение, которое, хоть и не принесет немедленного результата, может направить развитие ломозаготовительного сектора по пути, который обеспечит нужный результат в будущем. С этой целью, “УАВтормет” и “Металлургпром”, которые интенсивно лоббируют прямо противоположные требования в сфере ограничения экспорта, объединили усилия, чтобы добиться отмены НДФЛ и НДС в заготовительной отрасли. Это могло бы стать шагом в проведении остро необходимых реформ, в которых заинтересованы оба смежных сектора. Но, чтобы сделать этот шаг, необходимо преодолеть серьезнейшее препятствие: специфика отрасли обеспечила ей весьма комфортную нишу в оплетающей всю Украину паутине коррупции.

Маленькие хитрости

Устаревшие и непрозрачные законодательные нормы в сфере заготовки, переработки и реализации лома ощутимо усложняют ведение этого бизнеса. В первую очередь, это относится к системе налогообложения. Казалось бы, эту часть проблемы устранить проще всего, и именно с такой просьбой обратились к премьер-министру президент Украинской ассоциации вторичных металлов Василий Гуреев и президент “Металлургпрома” Александр Каленков. В их совместном письме Арсению Яценюку сказано, что для начала реформирования ломозаготовительной отрасли необходимо отменить налог на доходы физических лиц и освободить этот бизнес от НДС на постоянной основе (начиная с 2007 года, освобождение от НДС регулярно продлевают на следующий период).

В принципе, такая просьба вызывает у непосвященных естественное удивление — понятно, что налоги необходимы для пополнения бюджета. Но тут-то и выступает на первый план специфика отрасли. В нижнем звене технологической цепочки осуществляется сбор бытового лома. Понятно, что население, особенно, городские жители, не повезут старый холодильник или стиральную машину на сборочный пункт — это связано с очень сложной административной процедурой оформления сделки. Такую технику сдают нелегальному сборщику, а чаще — просто выбрасывают. В сельской местности такой сборщик иногда ездит по округе, скупая лом на дому.

Выброшенную же бытовую технику собирают по свалкам и помойкам бомжи, которые на сегодняшний день и составляют основной контингент сдатчиков лома в нижнем звене. Разумеется, эти люди несут “добычу” не на официальный приемный пункт, а к тому же нелегальному сборщику, который всегда рассчитывается за металл наличными, без кассовых аппаратов и оформлений сделок. Накопив нужную партию, он передает ее очередному звену. Там, или на следующем этапе, происходит “оформление документов”: крупные партии узаконивают, но не как бытовой лом, а как промышленный: такие операции не облагаются НДЛФ. Дальнейшее движение лома по технологической цепочке происходит уже по “белому” пути.

Разумеется, закон предусматривает санкции за нарушение порядка осуществления операций с металлоломом (ст.213 УК): Осуществление приемки металлолома физическими лицами, осуществление операций с ломом должностными лицами субъектов хозяйственной деятельности, сведение о которых не включены в перечень субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют операции с металлоломом или предоставление помещений и сооружений для размещения незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома, организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома наказывается штрафом от 25,5 тыс. грн. до 34 тыс. грн., или исправительными работами на срок до 2 лет, или ограничением свободы на срок до 1 года. Но “теневиков” не останавливает возможное наказание: все они работают под “крышей”.

Тем не менее, вывести из тени нижнюю часть заготовительной цепочки не так и сложно. Для этого достаточно устранить причины, которые обуславливают возникновение нелегальных сборочных пунктов:

— непрозрачность налогового законодательства, обуславливающая “двойное” налогообложение физлиц (заработал деньги — заплати НДФЛ, ЕСВ, купил товар — заплати НДС, сдал в лом отслуживший товар — снова заплати НДФЛ);

— искусственно установленные экономические барьеры официального входа на рынок: жесткие и неподъемные для малого бизнеса требования по наличию необходимого оборудования и т.п.;

— разделение металлолома на бытовой и промышленный виды (физлица не имеют права сдавать промышленный лом).

Заготовители неоднократно обращались к властям с такими просьбами. Но маржа в теневой части цепочки составляет около 1 тыс. грн./т. Эти деньги оседают в карманах владельцев нелегальных сетей, что создает им мощный стимул к сохранению статус-кво. А сохранить его оказалось достаточно просто.

Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины:

Мы — потребители — понимаем, что полностью запрещать экспорт лома нельзя: у заготовителей должна быть какая-то страховка на случай, если у металлургов дела пойдут совсем плохо, и они перестанут его закупать. Поэтому мы говорим не о запрете, а о каком-то разумном балансе, который учитывал бы интересы всех. В принципе, обычно такой баланс устанавливается — есть Закон о металлоломе, в соответствии с которым при Минпромполитики, а позднее — при Минэкономразвития создавались специальные комиссии.

Заготовители всегда будут говорить, что имеют право экспортировать любые объемы, у металлургов позиция, что лучше бы они вообще ничего не экспортировали. Наверное, оптимально — дать возможность какие-то объемы экспортировать, это было бы неплохим подспорьем для заготовителей. Повышение пошлины до 20 евро — это неплохо, это не заградительная пошлина, и она не остановила бы существенные объемы экспорта. Но вариант на 20 евро (как озвучивал это предложение Абромавичус), т. е., до 30 евро, мне нравится больше.

Это стимулировало бы заготовителей отдавать предпочтение внутреннему рынку. Это та разница, которая иногда возникает между ценой внутреннего и внешнего рынка (30-40 евро). Такой подход — вполне в интересах экономики Украины, которая намного сильнее зависит от металлургической отрасли, чем от заготовительной с точки зрения налогов, рабочих мест, добавленной стоимости и всего остального.

Повышение пошлины необходимо, поскольку роста объемов заготовки пока ожидать не приходится. За 10 месяцев заготовка лома снизилась на 22%. И в 2016 году улучшений на рынке не ожидается.

Власти “отозвались” на просьбы ломозаготовителей оригинальным способом. Закон №5083-VI от 5 июля 2012 года вывел из НКУ обложение этим налогом при сдаче лома черных металлов, начиная с 1 января 2013 года. Но: из статьи 164 НКУ “База налогообложения” пункт “лом черных металлов” исключили, а в статью 165 “Доходы, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода” не внесли. В результате, сохранилась необходимость уплаты НДФЛ, который, по данным “УАВтормета” и “Металлургпрома”, приносит казне мизерный доход: в I квартале 2011 года — 20 тыс. грн., в I квартале 2010-го — 22 тыс. грн., за весь 2014 год — 65 тыс. грн.

Понятно, что отмена НДФЛ может поспособствовать выводу из тени значительно больших сумм, если, кроме того, упростить требования по оформлению приемо-сдаточных документов и порядок расчетов за сданный физлицами лом, а также минимизировать технические требования к предпринимателям, осуществляющим приемку лома у населения.

Этих мер, предпринятых в качестве первого шага, будет достаточно, чтобы теневой вариант заготовки стал менее выгодным, чем “белый”. Это не только уничтожит и почву для коррупции, а и создаст стимулы населению к сдаче лома на легальных пунктах сбора, где используются поверенные весы, и вероятность обвеса минимальна.

Переход низовых пунктов сбора на легальное положение избавит их от необходимости платить “крыше”, и налоги этих предпринимателей начнут поступать в государственный бюджет. Не менее важно, что легализация нижних звеньев ломозаготовительной цепочки даст возможность привлечь инвестиции в цивилизованную ломозаготовку, отвечающую требованиям законодательства — как по охране труда, так и по экологии.

По мнению отраслевых экспертов, данный шаг в течение 3-5 лет инициирует создание современной отрасли переработки отходов и производства из них вторичных материальных ресурсов. Предполагаемая польза от отмены НДФЛ — это дополнительные налоговые поступления в бюджет, создание тысяч официальных рабочих мест в сфере сортировки и переработки отходов, а также снижение себестоимости и конечной стоимости товаров и продукции.

Еще один стимул сборщикам лома к выходу из тени могла бы создать отмена НДС. Но с этим связана другая “маленькая хитрость”. В 2007 году операции с металлоломом были временно освобождены от его уплаты, затем это освобождение регулярно продлевали (в последний раз — Законом № 71-VIII в декабре 2014 года эту норму продлили до 1 января 2017 года). Такая пролонгация действия льготы осуществляется потому, что опыт показал: отмена НДС в сегменте ломозаготовки приводит, помимо прочего, к существенному сокращению сумм бюджетного возмещения НДС экспортерам лома и металлопродукции (метпредприятия экспортируют 80-85% выпуска).

По оценкам “УАВтормета” и “Металлургпрома”, только за счет отмены НДС на лом это сокращение составляет не менее 140 млн грн. в месяц. Кроме того, само начисление НДС в этом сегменте было источником финансовых злоупотреблений и использования криминальных схем для получения возмещения НДС при экспорте лома.

С другой стороны, отмена этого налога приводит к уменьшению объема отвлекаемых оборотных средств у поставщиков лома и его потребителей, сокращению количества проверок предпринимателей и т. п. Это создает стимулы, как гаражным сборщикам, так и в следующих звеньях, к официальной регистрации: налоги, взимаемые с предпринимателей, вряд ли превышают суммы, которые они вынуждены платить за “крышу”, без которой их нынешняя деятельность просто невозможна.

Тем не менее, временная отмена НДС таких стимулов не создает. Ведь если такой сборщик оформит себе статус частного предпринимателя, а льготу не пролонгируют, то обратного пути у него не окажется — придется платить НДС, терпеть бесконечные проверки налоговых органов и погрязнуть в неизбежных бюрократических процедурах.

Поэтому стимул к выходу из тени создаст отмена этого налога именно на постоянной основе. В своем письме премьеру “УАВтормет” и “Металлургпром” просят отменить этот налог “навсегда”. По этому вопросу с Гуреевым и Каленковым полностью солидарен и Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины. Он сообщил Forbes-Украина: “Учитывая тот дефицит, который образовался в последние два года, я поддерживаю эту идею и полностью разделяю позицию коллег”.

Экспортер экспортеру — люпус эст

В августе представители меткомбинатов обратились в правительство с просьбой увеличить экспортную пошлину от нынешних 10 евро до 30 евро/тонн.  Заготовители лома остро заинтересованы в экспорте своей продукции. Свободный выход на внешние рынки дал бы им определенную возможность диктовать цены внутренним потребителям. Установленные по просьбе металлургов квоты на экспорт лома довольно эффективно этому препятствуют (хотя в последние полтора-два года эффективность снизилась).

Правда, в последние пару лет власти идут навстречу экспортерам лома: если раньше в работе комиссии, определяющей объемы его экспорта, принимали участие “Металлургпром” и “УАВтормет”, то в ее составе, который определен приказом Минэкономразвития от 17.04.2015 года № 382, эти организации отсутствуют. И если раньше на экспорт отгружалась разница между заготовленным и потребленным отечественными предприятиями металлоломом (как правило, около 10% от объема заготовки), то теперь квота была резко увеличена: годовой прирост экспорта в январе-сентябре составил 37%.

В результате, на внешние рынки ушло порядка 1,09 млн тонн этого стратегического для металлургов сырья. И это происходит в ситуации, когда объемы заготовки сократились на 1 млн тонн в год из-за потери Крыма и военных действий в Донбассе.

В этой ситуации, металлургам приходится использовать более дорогой чугун и импортировать лом (с 10%-й ввозной пошлиной). Это увеличивает себестоимость и снижает конкурентоспособность продукции. Поэтому меткомбинаты просят правительство увеличить экспортную пошлину на лом.

Владимир Власюк, директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза”

 По нашим оценкам, общий металлофонд Украины составляет 556 млн. тонн, из которых 390 млн. тонн (70%) полностью изношено. Таким образом, Украина имеет большой потенциал ломозаготовки, который пока не используется из-за отсутствия инвестиций в модернизацию и обновление инфраструктуры страны.

Мы ожидаем, что заготовка лома в 2016-2017гг. будет колебаться в пределах 4-4,5 млн. тонн. В следующем году заготовка снизится на 100-200 тыс. тонн по сравнению с показателями 2015г., главным образом, из-за ожидаемого падения закупочных цен на внутреннем рынке. Однако в 2017г. вероятно восстановление показателей ломосбора на фоне удорожания сырья и роста спроса на лом со стороны металлургической отрасли.

Импорт лома мог бы стать хорошим источником покрытия существующего дефицита, так как в настоящий момент украинские металлурги вынуждены наращивать использование чугуна в сталеплавильной шихте, что увеличивает себестоимость производства стали. Однако в данное время сложно найти страну, импорт лома из которой был бы экономически целесообразен.

Так, Казахстан (который до 2013г. был крупнейшим поставщиком лома в Украину) ввел запрет на экспорт лома, а в близлежащей России усиливается дефицит, да и политическое противостояние с нашей страной не позволяет рассматривать данный источник в качестве надежного в долгосрочной перспективе. В то же время импорт лома из стран ЕС (Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария) сопряжен с большими логистическими трудностями, значительными транспортными расходами и достаточно высокой стоимостью металлолома.

Логика подсказывает, что радикальный путь разрешения извечного конфликта между металлургами и заготовителями — наращивание объемов заготовки лома до уровня десятилетней давности (порядка 9 млн. тонн) — пока недоступен. Экономика Украины не готова к масштабным инвестициям в инфраструктуру, поэтому реализовать потенциал имеющегося металлофонда в ближайшие годы не получится. Тем не менее, сделать кое-что в этом направлении все-таки можно. Очевидно, что отмена НДФЛ и НДС дала бы возможность увеличить объем заготовки, хотя и в меньших масштабах.

Кроме того, это создало бы стимул для выхода сборщиков из тени, что привело бы к росту налоговых поступлений. В пользу же ограничений экспорта лома (в разумных пределах) свидетельствует широко известный факт, что для государства всегда выгоднее экспортировать не сырье, а продукцию максимально высоких переделов. Поэтому введение пошлины, которая обеспечит удешевление сталелитейного сырья, представляется вполне целесообразным — это поможет стране сохранить стратегическую отрасль, которая сейчас находится на грани выживания.

Александр КЛИМОВ

Деловая столица

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.