ОДНОГЛАЗЫЙ АС ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ. Лики войны

Советские военные летчики в годы Великой Отечественной войны прославились не только своим героизмом и сбитыми самолетами противника, но и блестящими разведывательными операциями. Герой Советского Союза, военный летчик капитан Леонид Ильич Елькин сумел сделать то, на что не рискнули пойти ни асы люфтваффе, ни пилоты союзников. Под огнем врага на бреющем полете он сумел добыть ценные сведения. За штурвалом безоружного самолета-разведчика находился замечательный летчик, ослепший до этого на левый глаз.

Леонид Ильич Елькин родился 6 марта 1916 г. в деревне Малый Завраг Никольского уезда Вологодской губернии — ныне это в Вохомском районе Костромской области. С 1924 года семья проживала в Великом Устюге.

Леонид Ильич Елькин летал на восьми типах самолетов-разведчиков, быстрее своих товарищей по полку осваивая каждую новую машину. Воевать как летчик-истребитель он начал еще в финскую кампанию. В Великой Отечественной он участвовал с первых дней, получая награды за сбитые самолеты противника. В воздушную разведку Елькин перешел с неохотой, однако по складу характера он как нельзя лучше подходил именно для нее.

В конце августа 1943 года в порт Мурманск на эскадренном миноносце прибыла специальная группа британской авиаразведки, состоявшая из трех «спитфайров». Союзников интересовал немецкий линейный корабль «Тирпиц» (Tirpitz): командование нуждалось в снимках Альтен-фьорда, где, по данным разведки, тот укрывался. Однако все вылеты высотного фоторазведчика Spitfire PR Mk. XI с английскими летчиками заканчивались безрезультатным возвращением из-за плохих метеоусловий. Британская военная миссия обратилась за помощью к советскому командованию Северного флота.

Тогда в район Альтен-фьорда на «спитфайре» вылетел непревзойденный мастер воздушной разведки, командир звена 4-й эскадрильи 118-го отдельного разведывательного авиационного полка капитан Леонид Елькин. У британского самолета было много преимуществ: большой радиус действия, отменная скорость, высокая маневренность и способность уходить от любого вражеского истребителя на высотах свыше пяти километров. Вот только на меньших высотах «мессершмитты» его догоняли. И один существенный минус: на «спитфайре»-разведчике не было бортового оружия.

Поскольку нижняя кромка облачности в тот день, когда капитан Елькин вылетел на задание, висела на высоте 200-300 метров, а местами даже ниже, чтобы не потерять ориентировку, приходилось вести самолет на бреющем. Снежные заряды вызывали обледенение самолета. В любой момент летчик мог разбиться о горные склоны. Акватория Альтен-фьорда была плотно закрыта тучами. Елькин снизился до высоты 50 метров, чтобы определить, что где стоит. Фотографировать было бесполезно — разглядеть ничего не удалось.

 Спустя 25 минут видимость улучшилась. Береговые зенитки и корабельные орудия открыли огонь по «спитфайру» с красными звездами, однако никто из асов люфтваффе не рискнул подняться в воздух в такую погоду. Трижды на бреющем Елькин прошелся над фьордом, засняв стоянки всех крупных кораблей. Когда фотографии отпечатали, на них была видна каждая пушка, стрелявшая по самолету-разведчику почти что в упор. Елькин пробыл в воздухе шесть часов и совершил практически невозможное. Англичане признавались, что в такую погоду ниже 6 тысяч метров на разведку не летают. За успешное выполнение разведполета 12 сентября 1943 года капитану Елькину была объявлена благодарность перед строем.

Полученная информация позволила англичанам провести первую удачную операцию против немецкого линкора, который, хотя и не был тогда потоплен, но на полгода выбыл из строя. Командиры подлодок, осуществивших атаку на «Тирпиц», оказались в числе награжденных высшими военными наградами Британской империи.

Про отважного и умелого советского летчика Елькина, добывшего снимки, на Западе как-то принято забывать. Впрочем, и у нас его не так хорошо помнят, как, например, Алексея Маресьева. Действительно, не всем посчастливилось стать героями книг и кинофильмов. Но сравнение с Маресьевым сделано не ради красного словца.

Капитан Леонид Ильич Елькин летал, будучи ослепшим на левый глаз. 27 июля 1942 года, всплывшая в районе Новой Земли немецкая подлодка расстреляла его гидросамолет, стоявший на стоянке. Елькина тяжело ранило осколком снаряда в голову. После госпиталя Леонида комиссовали, но он вернулся в свой полк — не просто так, а чтобы продолжать летать. Его настойчивость была вознаграждена сторицей. Когда летчика все-таки выпустили в первый самостоятельный полет, то обожавший высший пилотаж Елькин полетел осторожно, словно ходить заново учился, ни одной «бочки» не крутанул, ни одной «горки» не сделал.

22 января 1944 года Леониду Ильичу Елькину и Михаилу Константиновичу Вербицкому одним указом было присвоено звание Героя Советского Союза. Они стали первыми героями в 118-м разведывательном авиационном полку. Примерно через месяц, 29 февраля, Елькин не вернулся с разведки порта Нарвик.

Игорь Буккер

http://www.pravda.ru

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий