Мэр Вильнюса: градоначальник – это не работа, а образ жизни

Впервые Артурас Зуокас был избран мэром Вильнюса еще в 2000 году и продержался в этой должности с небольшим перерывом без малого семь лет, после чего в 2011-м снова занял пост градоначальника. Примечательно, что в том же году его удостоили Шнобелевской премии мира за радикальный способ борьбы с неправильно припаркованными автомобилями. В YouTube можно найти ролик, где Зуокас на БТР переезжает находящийся на пешеходном переходе Mercedes.

По просьбе Forbes интервьюером мэра Вильнюса выступил Илья Кенигштейн – директор по развитию бизнеса в Центральной Европе LR Group, проводящий в столице Литвы много времени и любящий ее не меньше Киева, Тель-Авива и Лондона. Группа компаний, в которой он работает, занимается развитием инфраструктурных проектов в различных областях, среди которых – телекоммуникации, сельское хозяйство, недвижимость, авиация.

Почему именно Вильнюс? Потому что новейшая история Украины началась именно здесь, когда четвертый президент Украины Виктор Янукович так и не подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В результате Вильнюс стал своего рода метафизическим талисманом украинской революции и Майдана. Илья Кенигштейн записался на прием к градоначальнику и получил немало дельных советов.

Электронное правительство и коррупция

– Господин мэр, кто занимался реализаций проекта электронного правительства?

– Это продукт литовской компании. Он включает разные компоненты управления документами, электронными услугами, много различных вариантов функциональности. Это не продукт Oracle или IBM, это местный продукт, но ряд его компонентов, безусловно, интегрирован с мировыми системами.

– Приведите пример эффективной работы вашего электронного правительства.

– Скажем, вы хотите получить разрешение на открытие кафе. Заполняете все бланки онлайн, мы впоследствии проверяем, правильно ли все заполнено. Когда разрешение получено, мои служащие самостоятельно привезут это разрешение вам в офис – к нам не нужно даже идти. Почему? Я хочу, чтобы сотрудники мэрии не чувствовали себя главными – поэтому не вы идете к ним, а они идут к вам. Ваш успех – это и наш успех, потому что от ваших налогов зависит наша зарплата.

Это, безусловно, мелочи, но они важны. С одной стороны, они демонстрируют открытость и поддержку жителям города, с другой, сужают коридор возможностей для коррупции. Конечно, коррупция существует везде, и мы – не исключение. И самая большая коррупция приходит со стороны политиков.

– Должна быть некая зрелость общества, которое фактически ставит коррупцию вне закона, делает ее аморальной.

– У нас в Литве есть уникальный закон, концепцию которого я готовил лично, когда еще был членом парламента. Это закон о том, что частные компании не имеют права финансировать политиков, политические партии и выборы. Сегодня в Литве это запрещено. Конечно, всегда есть соблазн обойти эту систему, но таким образом вы преступаете грань закона.

Деньги для партий в Литве выделяет государство, и это происходит в зависимости от их политического успеха на выборах. Но главное в этом законе то, что каждый человек имеет возможность добровольно отдать 1% от своего подоходного налога той политической партии, к которой он испытывает симпатию. Таким образом, ситуация заставляет политиков больше общаться с народом, причем не только во время выборов, но и каждый год. Люди голосуют своим процентом каждый год.

– Это вообще большие деньги в итоге?

– Пока это небольшие деньги. Все партии собирают в пределах 1 млн евро в год. Но это начало.

– Вопрос, на который в принципе можно не отвечать. Прежде чем я его задам, я бы хотел пояснить причину вопроса. Власти и государственный истеблишмент в Украине погрязли в коррупции и воровстве. В этом позорном списке также находится киевская городская администрация. Для меня ваш ответ на мой вопрос будет являться определенным параметром доверия, индексом прозрачности, если хотите.

– Задавайте.

– Какой у вас автомобиль?

– Сейчас Volkswagen Multivan. В связи с тем, что я пришел в политику из бизнеса, мне легче, чем, скажем, тем, кто пришел в политику просто как политик. Я самостоятельный человек. Моя зарплата – очень невелика как для мэра города, и это не цель. Раньше я имел достаточно неплохой бизнес. Потом решил прекратить эту деятельность. Но я был молод и стал думать – чем заниматься, что делать? Общественная деятельность, которую я выбрал, подходит мне больше всего. Когда я первый раз стал мэром, мне было 32 года.

Летом на работу – на Segway

На самом деле на работу я езжу на Segway уже семь лет подряд. Летом, в принципе, мне не нужна другая машина. И последнее, просто похвалюсь: я наконец-то добился и получил недавно новую, полностью электрическую BMW 3.1 – это первый подобный автомобиль в Литве.

– Про Tesla не думали?

– Tesla выглядит как шикарный автомобиль. BMW 3.1 более демократичный. Тем более я все-таки верю, что технологии BMW лучше, чем Tesla. Но понял ваш вопрос по поводу коррупции. Конечно, это очень важно. Я хорошо знаю Украину и очень хочу, чтобы эта прекрасная страна стала другой. И здесь нужны очень сильные, независимые люди. А шлейф коррупции всегда был, есть и будет рядом с политикой. Многие, кстати, скажут, что я тоже коррумпирован. И это больно, когда на тебя навешивают различные ярлыки. Но ты, несмотря ни на что, должен делать прогрессивные вещи.

Скажем, в 2001 году я впервые в Литве ввел принцип максимальной открытости, который впоследствии стал законом. У нас в интернете вы можете найти все заработные платы, все доходы всех служащих, которые работают в системе города, начиная от врача в больнице и заканчивая директором предприятия.

– Это государственный сайт?

– Это сайт самоуправления. Который, кстати, также включает зарплату мэра и других. Мы обновляем данные каждое полугодие за прошлый период. И мы не играем в игры с показателями только официальных выплат – там отражены все доходы, то, что каждый получает реально. То, что реально платят налогоплательщики.

Когда я ввел эту систему, были интересные случаи – приходили ко мне различные директора-предприниматели и говорили: «Слушай, а давай не будем публиковать эти данные, я хочу снизить свою зарплату, потому что меня мои работники выгонят – слишком большой разрыв».

Дальше. У нас на сайте вы можете получить почти всю информацию по поводу общественных закупок – не только, кто какой тендер выиграл, но и за какую сумму выиграл, и, что важно, за какую сумму закончил проект, т. к. здесь тоже часто бывает игра – выиграл за 100, сделал за 150. Почему? Бывают такие ситуации, и мы должны на сайте дать информацию, почему так произошло.

Также, скажем, группа жителей города считает, что в ходе реализации какого-нибудь проекта были нарушения. Они могут проголосовать и потребовать, чтобы наша служба по контролю сделала проверку и опубликовала отчет в сети. Много подобных вещей дают людям возможность контроля.

Конечно, для того чтобы изменить ситуацию с коррупцией в Украине, потребуется много времени. Я общаюсь с различными политиками и представителями бизнеса в вашей стране и понимаю, что нужно менять принципы и понятия, и это не произойдет быстро и само по себе. Нужно, чтобы в этом в первую очередь нуждался народ, который должен осуществлять строгий и ежедневный контроль государства. Также нужны сильные профессиональные политики, которых нужно широко поддерживать.

Решение транспортной проблемы

– В Киеве все жилые дворы, тротуары и обочины дорог заставлены автомобилями. По сути, город превратился в одну огромную парковку. Как решить эту проблему?

– Убрать автомобили с тротуаров. Сделать противозаконной парковку автомобилей, где попало. Тот, кто хоть немного разбирается в управлении городом, понимает, что основной критерий в определении цивилизованности города – это наличие развитой инфраструктуры парковок. В этом случае становится очевидным, что приоритет отдается человеку, а не технике. Ведь город изначально создан для жизни людей, а не для хранения машин.

Как-то я прочел результаты интересного социального эксперимента американских ученых и даже реализовал нечто подобное в Вильнюсе. Ученые определили, что тот, кто игнорирует правила парковки, как правило, не платит налоги либо платит их со значительной задержкой и нарушениями. В Вильнюсе есть ряд водителей, постоянно нарушающих правила парковки. Когда я это вижу, делаю официальный запрос в налоговую инспекцию с целью полной проверки статуса нарушителя в контексте уплаты налогов.

Я бывал в Киеве много раз, я люблю этот город. И думаю, что многие киевляне уже смутно помнят, как выглядит их город без такого огромного количества автомобилей.

– Так что нужно сделать сначала – создать инфраструктуру парковок в городе или запретить парковаться на тротуарах?

– Разумеется, прежде, чем требовать, необходимо создать элементарные условия, но все должно происходить параллельно. В городе никогда не будет идеальной инфраструктуры. Особенно, если все, что вы будете делать, – это искать оправдания своему бездействию: «вот построю кучу парковок – сразу введу запрет на парковку на тротуарах». В этом случае вы никогда ничего не добьетесь. Тем более построить парковку намного быстрее, чем изменить менталитет людей. Поэтому моя социальная провокация с БТР в 2011 году была направлена как раз на то, чтобы каждому дать понять: так больше себя вести нельзя.

– Вы готовы прибыть в Киев и проехать на БТР по Крещатику, переехав несколько неправильно припаркованных автомобилей, как вы это сделали на центральном проспекте Вильнюса?

– В принципе, если нужно – почему нет? (Смеется.) Мы даже как-то с мэром Львова Андреем Садовым разговаривали на эту тему. Может, давайте проведем совместный социальный проект и сделаем это не только в Киеве, но и в Виннице, Львове и других городах?

– Отличная идея. А как к этому отнесутся люди?

– По-разному. Мой поступок тоже оценили по-разному – кто-то его воспринял с восторгом, кто-то нет. Но, безусловно, решение проблемы парковки на тротуарах должно стать одной из основных задач главы города. Сразу, конечно, необходимо сделать главным приоритетом общественный транспорт, его комфорт, качество и доступность цен на билеты.

– Как избавиться от маршрутных такси? И нужно ли вообще это делать?

– Мы в прошлом году приняли решение убрать маршрутки из города. Было сложно, потому что за бизнесом частных перевозок, как правило, стоят влиятельные лоббисты в правительстве, сильные профсоюзы и т. д. Плюс все-таки для многих жителей города этот вид транспорта является основным, несмотря на ужасающие условия перевозки пассажиров. Но мы приняли это решение, хотя было непросто.

– А это не привело к транспортному коллапсу?

– Нет. Мы одновременно организовали два проекта: реформу общественного транспорта – ввели так называемые скоростные маршруты, чтобы люди ехали на работу очень быстро, и ввели отдельные полосы для общественного транспорта, чтобы он не стоял в пробках. Одно дело стоять в пробке, сидя в комфортном «Мерседесе», другое дело – в общественном транспорте, в автобусе. И тогда мы приняли решение убрать так называемые микрушки.

Сегодня даже мои политические оппоненты, которые тогда были однозначно против этого решения, считают его правильным. А последний опрос «Как вы оцениваете реформу общественного транспорта» показал, что около 60% с лишним респондентов считают, что она дала положительный эффект.

Одновременно мы стали приглашать работников «микрушек» на работу в компанию городского общественного транспорта. Там совсем другие условия – официальная заработная плата на хорошем уровне. Намного лучше, чем, скажем, они получали раньше, если брать то, что мы видим по бумагам. И нормальные рабочие условия. Часть работников перешла к нам, часть нет. Но мы сделали эту реформу, и я думаю, что она рано или поздно неизбежна для любого города.

– И сколько времени отняла реализация этой реформы?

– Все зависит, конечно, от местного законодательства. У нас на все ушло полтора года – на подготовку, принятие решения и внедрение. В Киеве мэр избирается напрямую, и нужно учесть, насколько сильна его административная власть и статус, каковы его взаимоотношения с городской администрацией. Такое решение должно быть общим и осознанным, а этого не так просто добиться. Но это нужно сделать.

Реформа ЖКХ

– У вас есть ЖЭКи?

– Да, но все наши ЖЭКи частные.

– То есть они приватизированы?

– Да. Их давно уже приватизировали, и на сегодняшний день все дома в городе обслуживают частные компании. Либо жильцы дома могут создавать собственные формы по управлению коммунальным хозяйством – городские домовые общины. В Вильнюсе таким образом управляются примерно 12% домов.

– А как вы контролируете их работу?

– Мы не контролируем.

– Это делают жильцы?

– Да. Жильцы выбирают старосту, который отвечает за ведение хозяйства и контроль работы ЖЭКа. Как правило, это активный пенсионер, имеющий инженерное образование. Человек ушел на пенсию, но хочет оставаться активным, чем-то заниматься.

– Но допустим, он видит, что так называемый ЖЭК берет деньги, но ничего не делает – игнорирует требования жильцов, не красит, не убирает.

– Есть закон, в котором четко прописано, что должна делать городская домовая община, либо ЖЭК – какие услуги они обязаны осуществлять. И отчетность. Правила четко и подробно описаны, поэтому только в крайнем случае, когда возникают слишком принципиальные споры между жителями дома и ЖЭКом или, скажем, старостой домовой общины, – тогда мы можем подключиться и помочь решить проблемный вопрос.

Но наш принцип, который, кстати, сильно отличается от постсоветской парадигмы, заключается в том, что мы не должны выступать посредниками между жильцами и теми, у кого они покупают услуги. Потому что, как только власть берет на себя полную ответственность за решение тех или иных проблем – жители эту ответственность с себя снимают, а это плохо.

– Жители в этом случае думают, что кто-то решит это за них.

– Да. Что кто-то решит их проблемы. Кто-то поправит балкон, кто-то заменит лампочку в подъезде, кто-то будет чистить лестничную клетку от мусора.

– В чем заключаются компетенции частных ЖЭКов или домовых общин?

– Есть стандарты и сертификаты компетенций работников этих структур. Есть их описание, с четкими инструкциями, какие работы должны выполнять те или иные специалисты. В принципе, контроль у нас достаточно строгий, даже сказал бы, слишком зарегулированный. Но в будущем мы хотим дать больше свободы в отношениях между жителями дома и теми, кто предоставляет им услуги, как это принято в большинстве стран Западной Европы.

И к этому мы тоже шли довольно долго – 12 лет. Это невозможно сделать за год. Я в 2001-м как раз был уже мэром. Мы стали приватизировать наши ЖЭКи, в Вильнюсе тогда их было 22. Мы начали приватизацию с самых лучших ЖЭКов.

– Почему?

– Политики часто совершают одну ошибку, выставляя на приватизацию самые проблемные, неликвидные проекты. Они думают, что, если отдадут в частные руки плохой проект, предприниматель сделает из него конфетку. Но поставить на ноги плохой проект очень тяжело, и в случае неуспеха – вся идея приватизации будет дискредитирована. Мы же, наоборот, отдавали на приватизацию хорошие компании – чтобы они стали еще успешнее, и впоследствии можно было бы сравнить. Прошло несколько лет. Как работают частные компании и как работают государственные? Разница очевидна.

И за 12 лет у нас не осталось ни одного государственного ЖЭКа, все компании в принципе частные, все работают достаточно неплохо, хотя проблемы есть всегда. Особенно потому, что это сложная сфера, например связанная с тем, что многие дома – советского типа, так называемые хрущевки.

Эффективная энергетика

– Как вы решали проблему снижения газопотребления в ЖКХ и повышения энергоэффективности? Во сколько вам обошлись мероприятия, которые в итоге привели к значительному сокращению зависимости от «Газпрома», и т. д.?

– В принципе, мы начали с самого начала. К нам часто приезжают делегации, в том числе из Киева и других городов. Мы всем показываем как пример французскую компанию Dalkia, которая по концессионному контракту на 15 лет управляет нашими теплосетями. На сегодняшний день, я бы сказал, это самая современная компания в регионе. Если зимой открыть окно, они у себя в центральном офисе увидят, что с этой квартирой что-то не то –  сразу увеличилась потребность тепла. Настолько мы можем контролировать нашу систему отопления, и, как следствие, делать ее эффективной.

Мы предложили им удачную программу инвестиций, и эта компания инвестировала примерно 150 млн евро, установив самые современные автоматические тепловые узлы. У многих жильцов даже на каждом радиаторе есть датчик, передающий сигнал в центральный офис. Таким образом, потребление тепла всегда на контроле, и его расход оптимальный. То же – в школах. Заканчиваются уроки, дети уходят домой – мы автоматически снижаем тепло, начинаются уроки – повышаем. Каникулы – понижаем, учеба – повышаем. Это и называется – повышение энергоэффективности города.

Также еще в 2006 году часть мощностей производства электричества и тепла перевели на биомассу. Хотя пока это немного в общем объеме, но это важно.

– Что в вашем понимании биомасса?

– Это различные отходы, которые мы собираем в лесах, на полях после их обработки и т. д. Биомасса – возобновляемый источник энергии, относящийся ко всем материалам растительного происхождения, которые могут использоваться для получения энергии. На сегодняшний день в Вильнюсе 12% тепла производится благодаря биомассе. В летний период благодаря этому мы вообще не потребляем газ, нам хватает получаемой энергии, например, для нагрева воды. И наш план – перенести до 70% мощностей по производству тепла и электричества на биомассу, таким образом существенно снизив потребление газа, доведя показатель до 30%.

Это одна часть. Другая часть, которая очень важна, – это утепление домов, их реконструкция и модернизация.

– Вы за счет городского бюджета поменяли жителям обычные окна на пластиковые, как это было?

– На самом деле за счет городских средств мы сделали только несколько домов, в качестве примера. Когда ты хочешь в чем-то убедить человека – одних слайдов и презентаций недостаточно. Нужны живые примеры. Самый лучший вариант – взять два-три объекта, сделать их так, как нужно, чтобы можно было показать другим. Пойдите к соседу и спросите – работает или нет. Таким образом мы профинансировали модернизацию нескольких домов, которые стали хорошими практическими примерами, и после этого уже внедрили совместную с Евросоюзом программу субсидий, которая дала жителям возможность начать модернизацию собственных домов.

Счастье есть

– Назовите три, на ваш взгляд, основных навыка, которые необходимы эффективному мэру.

– Первое – широкое мировоззрение. Мэр должен читать книги. Одного хорошего образования мало. Второе – мэр должен быть требовательным, но с улыбкой. Нельзя постоянно всех ругать и гонять. Нужна толика юмора, игры, потому что для эффективной работы твоя команда должна чувствовать себя свободно, а не находиться под постоянным надзором или нажимом. Юмор, наравне с требовательностью, должен быть обязательно.

 

Артурас Зуокас воспитывает двух дочерей и сына

И третье – умение делиться успехом. Делать так, чтобы все вокруг становились частью этого успеха, делиться им с жителями города, своими сотрудниками и т. д. Важно, чтобы все понимали: если в городе что-то сделано – это не успех одного человека, это успех команды.

– Насколько важна роль вашей команды? Или же это больше one man show?

– Роль команды очень велика, потому что как лидер города, вы можете сказать – да, направление хорошее, работай. И кто-то уже после этого должен начать это делать, развивать. С другой стороны, мэр всегда в первую очередь должен представлять интересы жителей своего города. И хотя мэр управляет городской администрацией, он всегда должен направлять администрацию, критиковать ее деятельность и заставлять работать. Мне приходится много делать для изменения менталитета государственных служащих, заставляя их мыслить иначе, по-новому.

И я бы сказал, что плохих работников – нет. Если человек увлекся идеей, почувствовал себя частью ее реализации, он становится очень хорошим работником. В общении со своей командой я всегда заставляю подумать, как то или иное решение будет воспринято с другой стороны. Скажем, мы обсуждаем какой-нибудь проект по строительству, и мне говорят: «Мы покупаем дорого, потому что там такие процедуры». Я отвечаю: «Слушай, если ты будешь строить свой дом или делать ремонт своей квартиры, ты тоже будешь своей жене рассказывать про процедуры и этим оправдывать слишком дорогие покупки?» И, знаете, все сразу становится на свои места.

– Как происходит ваш диалог с бизнесом и, вообще, почему его важно выстраивать?

– Глава города и его команда должны повсеместно общаться с представителями бизнеса, потому что большинство рациональных идей поступает именно оттуда. Мы как бюрократы (в хорошем смысле) порой не можем мыслить достаточно креативно и широко, поэтому мы всегда стараемся в качестве консультанта привлекать частный бизнес. Предприниматели сами приходят к нам со своими идеями. Предлагают. А мы, соответственно, принимаем их либо не принимаем – в зависимости от того, поможет ли данное предложение сэкономить средства. Если принимаем – в обязательном порядке объявляем тендер, на основе которого выбираем лучшее предложение. И подобная концепция всегда влечет за собой неисчерпаемый ресурс интересных и полезных для города идей. Многие политики считают, что общаться с представителями бизнеса плохо, и переводят взаимоотношения в полузакрытый режим. Мы наоборот. Мы много и открыто общаемся с предпринимателями и поощряем подобные инициативы.

– У вас есть ощущение, что город развивается?

– Да, особенно, когда общаешься с другими людьми. (Смеется.) Конечно, такое ощущение есть, особенно когда мы готовим отчет о своей деятельности, который затем рассылаем жителям города. По закону мы обязаны это делать раз в год.

– И там есть графа – насколько счастливее стали горожане?

– Есть. И в прошлом году, когда Евростат делал опрос, я сам удивился, что около 93% жителей Вильнюса считают, что жизнь в городе стала лучше или намного лучше.

– Как же измеряется счастье горожан?

– На основе опросов. Вильнюс сейчас находится в десятке самых оптимистичных городов Европы. Я считаю, что это самое важное достижение, потому что убирать мусор, чистить улицы и т. д. – это гигиена города, то есть нельзя хвастаться тем, что ты каждое утро чистишь зубы – это нормально, так должно быть. Но если горожане чувствуют себя счастливыми – значит, они верят в свои силы. А я как мэр это ощущаю на уровне их активности, энергии, направленной на решение разных проблем города.

– Вы как мэр счастливее, чем год назад?

– Сложный вопрос. (Смеется.) Нет времени об этом думать. Вы же знаете, что каждый период имеет свою собственную нагрузку. Всегда есть масса проблем, вопросов. Но объективно – да, счастливее. Я всегда говорю, что я не работаю мэром – я живу городом.

– Кто такой мэр в вашем понимании? Это управленец? Политик? Отец города? Чиновник? Энтузиаст? Хозяйственник?

– Я думаю, что в настоящем мэре должны сочетаться все качества, которые вы сейчас перечислили. Важно, чтобы мэр не работал с 8 до 6, потому что быть мэром – это не работа, это образ жизни. Мне нравится быть мэром, поэтому я многого требую от своей команды. Скажем, я могу позвонить сотрудникам департамента в любое время, будь то в субботу, воскресенье, вечером либо ночью. И если сотрудник не берет трубку, у меня есть номер его жены. (Смеется.)

– От вас не скроешься.

– Но это нравится людям, они видят, что это не просто предвыборная кампания, этот драйв постоянно. Когда команда так же, как и ты, начинает жить городом – можно сделать очень многое.

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.