САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ РАЗВЕДЧИК. Лики войны

Среди героев Великой Отечественной заметны не только наши соотечественники, но и иностранцы. Наиболее действенной помощь иностранцев была в тылу врага. Естественно, речь идет о разведчиках. Один из наиболее выдающихся советских разведчиков — Рудольф Ресслер. Он был одним из самых таинственных и эффективных агентов советской разведки времен ВОВ.

По понятным причинам о Рудольфе Ресслере (Rudolf Rössler), который родился 22 ноября 1897 года в Баварии, известно не так уж много. И в основном написано о нем на немецком языке. Хотя про другого советского разведчика Шандора Радо, который передавал полученную от Ресслера информацию в СССР, написано гораздо больше книг.

Венгерский ученый-картограф, сотрудничавший с советской разведкой, не знал настоящего имени своего таинственного информатора, жившего в годы войны в Люцерне. Где владел небольшим книгоиздательством Vita Nova («Новая жизнь») и держал книжную лавку.

Известно, что Ресслер родился в семье баварского чиновника лесного ведомства и получил образование в университетском городе Аугсбурге (Augsburg). 18-летним юнцом Рудольф добровольцем пошел в армию. С фронтов Первой мировой войны он вернулся совершенно другим человеком, принадлежавшим, как тогда говорили, к «потерянному поколению» молодых европейцев. После войны он работал журналистом. Сначала репортером в Аугсбурге, а потом литературным критиком в Берлине.

В июне 1933 года, из-за своих антинацистских симпатий, Ресслер лишился членства в «Обществе друзей театра» (Bühnenvolksbundes e. V.), в котором он занимал пост исполнительного директора, а также поста директора в книжном издательстве Bühnenvolksbundverlag G. m. b. H. Так Рудольф Ресслер оказался в нейтральной Швейцарии, где установил связи со швейцарской, а потом и с британской разведкой.

Уникальную информацию для советской разведки Ресслер начал передавать с 1942 года. В том числе советскому руководству накануне решающей битвы на Курской дуге им были переданы подробности предстоящей операции «Цитадель» (Unternehmen Zitadelle). На Нюрнбергском процессе генерал-полковник, начальник штаба ОКВ Альфред Йодль (Alfred Jodl) сказал, что сведения об операции появились в Москве раньше, чем у него на письменном столе. Рудольф Ресслер передал в Москву тактико-технические характеристики среднего танка «Пантера» (Panzerkampfwagen V «Panther»/ Sd. Kfz. 171).

Ресслер передавал свои сведения в Разведцентр через группу Шандора Радо. В секретных материалах Ресслера имеются пометки: получено от Вертера-2 (Werther2), Тедди (Teddy), Ольга, Анна и других. На деле этот шифр означал, что информация стекалась из штаба Верховного главнокомандования Вермахта (Oberkommando der Wehrmacht), Главного штаба сухопутных сил Германии (Oberkommando des Heeres), Верховного главнокомандования военно-воздушных сил (Oberkommando der Luftwaffe), Министерства иностранных дел (Auswärtiges Amt) и т. д.

Правда, в давней публикации немецкого журнала «Шпигель» (DER SPIEGEL 29/1972) утверждалось, что «эти псевдонимы были лишь плодом фантазии маленького, полного мужчины, который руководил группой «красных» агентов в Швейцарии. Шандор Радо (псевдоним «Дора»), венгерский картограф и полковник Красной армии, изобрел фигуру Вертера и его помощника, чтобы облегчить обработку радиограмм шифровальщикам московского Разведцентра («директор»)».

Отсюда Werther — это всего лишь анаграмма Wehrmacht, Anna — Auswärtiges Amt. Собственно говоря, псевдоним «Дора» — это тоже просто фамилия, в которой слоги поменяли местами, — Радо. Вот только с той разницей, что Дора — это человек, а Вертер — только информация.

В публикации подчеркивалось, что «никакие криминалисты, никакие историки так никогда и не обнаружили Вертера».Сам же Рудольф Ресслер носил псевдоним Люци (Lucy), данный ему Радо. Шандор признавался, что именно Люци «играл ключевую роль в нашем деле». Сам Ресслер так никогда и не назвал имен своих информаторов. Историки подозревают, что ими могли быть лица, позже причастные к покушению на Гитлера 20 июля 1944 года.

Откуда черпает свои данные Люци. не знали ни Шандор Радо, ни его люди. Никто не может ответить на вопрос, каким образом Ресслер, живший в Швейцарии, получал самую свежую информацию из Берлина. Причем в таком огромном количестве.

«Никакой курьер не мог обеспечить тех сроков, в которые Ресслер и его берлинские корреспонденты обменивались между собой вопросами и ответами, — писал Шандор Радо. — Чтобы сохранить уровень оперативности, свойственный Ресслеру и его товарищам, понадобилось бы несколько дипломатических курьеров, круглосуточно курсирующих из Берлина в Швейцарию и обратно. Безусловно, это было невозможно».

В квартире Ресслера в Люцерне не было рации и сам он не был обучен радиоделу. Немцы так и не запеленговали ни единой шифрограммы, чего не могло бы быть, если бы между Берлином и Люцерном производился радиообмен. По предположению Шандора Радо, Рудольф Ресслер и его единомышленники в столице Третьего рейха использовали радиопередатчик государственного учреждения, в котором занимали высокие командные посты. Техникой связи, по версии Радо, занимались специалисты самого высокого класса, и по этой причине за все время не произошло ни единой осечки.

http://www.pravda.ru

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий