Закрытое небо. Чем чреват запрет на полеты над Украиной

 На сайте президента Украины Петра Порошенко опубликован указ, вводящий санкции против людей и компаний, угрожающих, по мнению авторов, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины. 

В списке — более 300 физических и 100 юридических лиц. Это, например, министр обороны Сергей Шойгу, глава Чечни Рамзан Кадыров, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, гендиректор агенства “Россия сегодня” Дмитрий Киселев, певец и депутат Иосиф Кобзон. Кроме того, в “черный лист” попали трое корреспондентов BBC и двое корреспондентов испанской El Pais, впрочем, их уже пообещали оттуда убрать.

Среди юрлиц больше всего, примерно по три десятка, российский банков и авиаперевозчиков. По-настоящему крупных финансовых учреждений только пять — Банк Москвы, Газпромбанк, Российский сельскохозяйственный банк, АБ “Россия” (совладелец — Юрий Ковальчук) и СМП-Банк (совладелец — Аркадий Ротенберг). Остальные — игроки не из первой сотни вроде Российского национального коммерческого банка, “Генбанка”, “Джаст Банка”, МАСТ-Банка или Краснодарского краевого инвестбанка. Большинство из них активно работает в Крыму, что, вероятно, и стало причиной попадания в “черный список”. Украинским компаниям запрещено каким-либо способом работать с данными банками, а их имущество на территории Украины подлежит блокировке (запрету распоряжаться).

Картина по авиаперевозчикам сильно отличается. Под санкции попало четверо из пяти крупнейших игроков (об этом поговорим ниже).

В списке также фигурирует десять предприятий авиационной отрасли — заводы и сервисные компании. Среди них — холдинг “Вертолеты России”, Казанский вертолетный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, ОАО “308 авиационный ремонтный завод” и ряд других. Санкции — ограничение на распоряжение имуществом, запрет украинским игрокам вступать в деловые контакты и проводить финансовые операции с данными компаниями.

Отдельного внимания удостоился бизнесмен Константин Малофеев, имеющий репутацию спонсора военной кампании на Донбассе. Украинцы хотят блокировать активы не только действующего “Маршал Капитал” (сейчас называется группа компаний “Царьград”), но и давно почившего холдинга “Нутритек”, а также фонда Святителя Василия Великого, учрежденного Малофеевым. Этот фонд ранее оказывал гуманитарную помощь Донбассу.

Примечательно, что полный запрет на транзит грузов через территорию Украины получила Первая грузовая компания и ее украинская “дочка”, но не ОАО “РЖД”.

В списке есть экзотические фигуранты вроде Казачей национальной гвардии, батальонов “Смерть”. “Сомали” или “Оплот”. Странновато в таком окружении выглядят IT-компании “Доктор Веб” и “Лаборатория Касперского” (последняя вместе с украинской “дочкой”). Госучреждениям Украины запрещается пользоваться их услугами.

12-2

Две трети рынка под санкциями

В указе Порошенко перечислены крупнейшие российские авиаперевозчики — “Аэрофлот”, “Трансаэро”, “Сибирь”, “Россия”, “Уральские авиалинии”, “Оренбургские авиалинии”. На этих игроков в 2014 году пришлось более 70% рынка регулярных авиаперевозок. Удалось избежать санкций только компании “Ютэйр”.

Всего в указе Порошенко 20 авиакомпаний, занятых коммерческими пассажирскими перевозками. Их список почти полностью копирует перечень компаний, летающих в Крым. “Ютэйр” — как раз единственный крупный перевозчик, не пожелавший открывать сообщение с полуостровом.

В указе Порошенко также присутствуют предприятия, обслуживающие спецборты. Это ФГБУ “Специальный летный отряд “Россия””, перевозящий первых лиц государства, и ОАО ”224 летный отряд”, занятое спецгрузами. Например, оно доставляет автомобили для кортежей высших чиновников.

Что именно Украина хочет запретить авиакомпаниям? В указе говорится, что вводятся “ограничения, частичное или полное прекращение транзита, полетов и перевозок по территории Украины”. “Интерфакс” сообщил со ссылкой на источник в профильном украинском министерстве, что указ президента о введении санкций еще не вступил в силу, и что после вступления его в силу будет разработан алгоритм действий.

Потенциальный убыток — полмиллиарда рублей в месяц

Представители опрошенных Slon авиакомпаний говорят, что пока не получали никаких документов и не знают, как именно будет воплощаться указ Порошенко. Но если предположить, что речь и правда о полном запрете транзита, насколько серьезно это для рынка?

Легче всего переживет ограничения “Аэрофлот”. Компания фактически прекратила полеты над территорией Украины еще в прошлом году. Теперь самолет, направляющийся в Белград или Кишинев, совершает изрядный крюк над Восточной Европой, а желающие попасть в Софию летят через Турцию. Такие меры авиакомпания приняла после сбитого в прошлом июле малазийского “боинга”.

12-3

Схема некоторых полетов “Аэрофлота”

По этой же причине никто из перевозчиков не осуществляет полеты над юго-восточной Украиной. Кроме того, закрыто пространство для любых самолетов, направляющихся в Крым. Все они совершают крюк, пролетают над Ростовской областью и Краснодарским краем вместо прямого пути через Украину.

Другое дело — полеты в Европу. Над Украиной по-прежнему идет много российских транзитных рейсов. В четверг вечером (с 17:30 до 22) в небе отметились компании S7, “Трансаэро”, “Ютэйр”, “Россия”, NordStar и “ВИМ-Авиа”. Так, например, выглядит схема направлений авиакомпании S7 — она не отражает реальных маршрутов, но очевидно, что кратчайший путь до многих европейских городов лежит именно через Украину.

12-4

Схема полетов S7

В пресс-службе S7 говорят, что через Украину идут всего семь маршрутов. По данным Flightradar24, в четверг вечером самолеты S7 в украинском небе следовали в Москву из болгарского Бургаса, черногорского Тивата и молдавского Кишинева.

Обеспокоены происходящим в “ВИМ-Авиа”. В пресс-службе сообщили, что через Украину проходят регулярные полеты в Грецию, а также значительная часть чартерных рейсов.

Отдельный вопрос — что будет с полетами в саму Украину. К примеру, “Аэрофлот” летает в Киев до 11 раз в день и три раза — в Одессу. В прошлом году компания отказалась от направлений в Харьков, Днепропетровск и Донецк, что привело к падению числа пассажиров по СНГ на 7%.

Если санкции начнут работать и полеты в соседнее государство запретят, добраться до Киева можно будет рейсами “Ютэйр” (два рейса в день), Ukraine International Airlines (два рейса в день) и Belavia (последнее транзитом через Минск: полет займет около четыре часов вместо обычных полутора). В общем, это будет серьезный удар по авиасообщению с Украиной.

Какова цена происходящего? По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, запрет на полеты через территорию соседнего государства, приведет к тому, что большинство рейсов удлинится примерно на 30 минут. И перевозчикам это сулит значительные потери.

“Насколько мне известно, в августе прошлого года две крупнейших компании, “Аэрофлот” и “Трансаэро”, оценивали дополнительные расходы от запрета полетов над Украиной. У каждой получилось по 100 млн рублей в месяц, — говорит Владимир Тасун. — По нашим прикидкам, потери для всей отрасли составят 500 млн рублей в месяц. И это особенно болезненно сейчас, когда по итогам первого полугодия накопленный убыток авиаперевозчиков составляет 28 млрд рублей”.

В конце прошлого года финансовый директор “Аэрофлота” Шамиль Курмашов оценил дополнительные издержки компании из-за облета Украины в 760 млн рублей. “Аэрофлот” изменил маршруты с середины июля, то есть сумма накопилась за 5,5 месяцев.

По данным Росстата, за январь-июль 2015 года пассажирооборот воздушного транспорта в России снизился на 5%. Авиационная отрасль переживает сложные времена — вспомним недавнюю историю с “Трансаэро”. На этом фоне запрет полетов над Украиной может статья спусковым крючком, толкающим перевозчиков к банкротству.

Наталия ТЕЛЕГИНА

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.