Эффект Гулливера: «малые фракции» добивают коалицию

У Президента Петра Порошенко практически не осталось надежных партнеров в Верховной Раде. Единственная фракция, которая пока что стабильно поддерживает голосами фракцию «Блока Петра Порошенко» (БПП), — «Народный фронт» (НФ) премьер-министра Арсения Яценюка и секретаря СНБО Александра Турчинова. Вслед за «Радикальной партией» Олега Ляшко, которая вышла из коалиции 1 сентября, на Президента Петра Порошенко ополчилась «Самопомощь» Андрея Садового. А на этой неделе в бой пошла «Батькивщина» Юлии Тимошенко.

Во вторник соратники Тимошенко отказывались голосовать за любые законы. По словам Сергея Власенко («Батькивщина»), делали они это в знак протеста против того, что БПП и НФ не выполняют взятые на себя обязательства. В частности, отказываются рассмотреть в сессионном зале закон о снижении ставок ренты на добычу газа.

На принятии этого закона «Батькивщина» настаивает давно. В неформальных беседах и соратники Тимошенко, и представители НФ утверждают, что БПП еще в июне пообещал коллегам по коалиции принять закон — в обмен на голоса за отставку Валентина Наливайченко с поста главы СБУ.

«Мы терпели долго. Молчали, когда зимой правительство протаскивало через Раду бюджет, хотя там было такое, что на голову не налезает, голосовали за законы, которые вносились в зал за час до голосования. Но после голосования 31 августа за Конституцию, когда против этого выступали три из пяти фракций коалиции, нашему терпению наступил предел. Нам надоело, что БПП и НФ нас просто не слышат», — эмоционально объяснил ситуацию Власенко.

На прошлой неделе схожие претензии партнерам высказывал лидер «Самопомощи» Андрей Садовой.

Так, из-за распрей в коалиции во вторник Рада не смогла уволить вице-премьера Валерия Вощевского, который подал в отставку после выхода «Радикальной партии» из коалиции. При этом сегодня, 17 сентября, парламент таки оправил Вощевского в отставку. А многолетний глава аппарата парламента Валентин Зайчук был уволен только с пятого голосования.

Ситуативные союзы

Бунт т.н. «малых фракций» совпал по времени с началом нового политического сезона, активной фазой подготовки к местным выборам и потеплением отношений между Президентом и премьером. Впрочем, в коалиции с самого начала ее существования возникают различные ситуативные союзы.

До последнего времени парламентское большинство осложняло жизнь, в первую очередь, Арсению Яценюку. Рада часто не голосовала за принципиальные для премьера законы.

В то же время, Президента по принципиальным вопросам подстраховывали депутатская группа «Воля народа» Игоря Еремеева, часть внефракционных депутатов и фракция «Оппозиционного блока». Так было, например, при назначении Виктора Шокина генпрокурором.

Главным противником Яценюка в коалиции с самого начала была «Батькивщина». Юлия Тимошенко с трибуны парламента демонстративно отчитывала премьера — при молчаливом согласии БПП. А за инициативы Президента «Батькивщина» голосовала практически всегда. В июле соратники Тимошенко даже одобрили направление новой редакции Основного закона в Конституционный суд.

Но были и исключения. Так, еще в декабре 2014 года «Батькивщина» не проголосовала за внесение изменений в закон об СНБО, который усиливал полномочия секретаря Совбеза Александра Турчинова.  В марте соратники Тимошенко не голосовали за внесение изменений в закон о спецстатусе Донбасса. К слову, «Радикальная партия» этот документ поддержала.

Ближе к местным выборам Юлия Тимошенко начала вести собственную игру. В начале июля по ее жесткому требованию спикер Владимир Гройсман поставил на голосование закон о реструктуризации валютных кредитов. Чуть позже Петр Порошенко устроил за это голосование нагоняй и Гройсману, и лидеру фракции БПП Юрию Луценко. А судьба закона о реструктуризации остается загадкой.

Идя параллельным курсом, Арсений Яценюк в этом году нашел поддержку у «Радикальной партии». Олег Ляшко в своих выступлениях отвешивал комплименты Яценюку. А тот из ложи правительства отвечал ему взаимностью.

В это же время Ляшко перешел из орбиты влияния одного из лидеров «Оппозиционного блока» Сергея Левочкина — в сферу влияния группы «Приват» Игоря Коломойского.

Впрочем, Яценюк и Ляшко сошлись на почве нелюбви к министру экологии Игорю Шевченко, который формально зашел в правительство по квоте «Батькивщины». Сейчас даже соратники Тимошенко открыто признают, что они предложили Шевченко в качестве «дружеской услуги» Президенту.

И совместными усилиями команды Яценюка и Ляшко в июле уволили Шевченко из правительства. Его место вакантно, а министерством, по сути, руководит вице-премьер Валерий Вощевский (квота «Радикальной партии»).

«Самопомощь» по принципиальным вопросам чаще занимала позицию, более близкую к «Радикальной партии», чем к «Батькивщине». Так, соратники Садового вместе с «радикалами»:

1.     Не дали голосов за назначение генпрокурором Виктора Шокина.

2.     В мае не поддержали закон о развитии институциональной способности Нацбанка.

3.     Долго не голосовали за новый закон о местных выборах.

4.     Отказывались поддержать отставку Валентина Наливайченко с поста главы СБУ.

Тем не менее, «Самопомощь», как и «Батькивщина», в марте не голосовала за закон о спецстатусе Донбасса. Хотя БПП и НФ заключали ситуативные союзы с «малыми» членами коалиции, а премьер воевал в Кабмине с людьми президента, две крупные фракции коалиции в Раде оставались самыми надежными партнерами. Даже в самые критические моменты за нужные Президенту и премьеру законы голосовало, как минимум, больше половины союзной фракции.

Чаще всего не голосование за тот или иной проект документа открывало перед «малыми фракциям» возможности для торгов с Президентом и премьером — после чего законопроекты все же принимались. Так было и с отставкой Наливайченко, и с законом о местных выборах.

Но даже после скандального мартовского голосования за изменения в закон о спецстатусе Донбаса или назначения Шокина, никто из «малых фракций» публично не говорил о кризисе в коалиции и тем более не грозился ее покинуть. Что же изменилось?

Тайный «совет семерых»

Помимо приближения местных выборов в августе, произошло еще одно важное событие, которое может положить конец эпохе ситуативных союзов в коалиции — БПП и НФ начали переговоры об объединении партий и, фактически, совместном походе на местные выборы под брендом БПП.

Собеседники РБК-Украина в Администрации Президента и парламентской фракции БПП рассказывают, что для объединения в середине августа на Банковой был сформирован так называемый Стратегический совет. В состав совета вошли семь человек: Петр Порошенко, Арсений Яценюк, Владимир Гройсман, Александр Турчинов, глава АП Борис Ложкин, министр внутренних дел Арсен Аваков и глава фракции БПП Юрий Луценко.

Но «совет семерых» стал заниматься не только партийными делами, но и всеми остальными важными вопросами в стране. В частности, на заседаниях совета был определен пакет из 70 ключевых законов, которые должны быть приняты на текущей сессии парламента.

«Совет заседает раз в неделю и занимается стратегическим планированием по вопросам государственной важности», — рассказал собеседник РБК-Украина из ближайшего окружения одного из участников «семерки». В то же время, как пояснила РБК-Украина нардеп от НФ Виктория Сюмар, совет занимается вопросами касающимися, в частности, переформатированием правительства

«Это вопросы программы развития страны, это вопросы, касающиеся переформатирования правительства и переформатирования, которые должны происходить под конкретные задачи, выписку тех конкретных стратегических задач, которые сегодня являются приоритетом, в том числе и в отношении законодательства, это один из тех пакетов, за которые так же понесут ответственность в Верховной Раде фракции БПП и «Народного фронта», — подчеркнула Сюмар.

Кроме того, в августе стало понятно, что Арсений Яценюк имеет хорошие шансы сохранить премьерское кресло. РБК-Украина сообщало, что на этом настаивают США. «Американцы четко дали нам понять, что конструкция Порошенко-Яценюк-Гройсман их полностью устраивает», — сказал собеседник в БПП.

Этот факт фактически лишил Тимошенко смысла подыгрывать в Раде Президенту, ведь фактически их союз строился на неприязни главы «Батькивщины» к Яценюку. В понедельник, 14 сентября, Юлия Тимошенко публично заявила, что «семерка» принуждает парламентское большинство принимать законы без предварительного обсуждения.

На прошлой неделе схожее заявление сделал и лидер «Самопомощи» Андрей Садовой. В подробности он не вдавался и сказал только, что ключевые решения по законодательству принимаются не на совете коалиции, а «в другом месте».

Прочный союз двух «больших фракций» может лишить их «малых» коллег возможности играть на противоречиях между Президентом и премьером. К тому же, команда Президента заняла жесткую позицию в отношении «малых фракций».

Юрий Луценко во вторник, 15 сентября, пригрозил, что если коалиция не заработает, то до местных выборов Рада не будет собираться, а депутаты продолжат работу в комитетах.

Но до конца сентября парламент должен утвердить ряд принципиальных для руководства страны законов, Уже сегодня нардепы должны проголосовать за внесение изменений в закон о госбюджете-2015, которые предусматривают повышение зарплат и пенсий, а также ратифицировать соглашение о реструктуризации внешних кредитов.

Для этого руководство БПП и НФ занято мобилизацией своих коллег по фракции. «Мы посчитали, что для принятия решений в Раде необходимо, чтобы «за» голосовали минимум 120 членов фракции (БПП) из 143. У нас в последнее время голосовало не больше 110. Вот сейчас обзваниваем коллег. Уговариваем начать ходить на работу», — рассказал нардеп от БПП Сергей Березенко.

Параллельно с этим Администрация Президента начала информационную войну против Юлии Тимошенко. Ключевой посыл Банковой — Тимошенко объединилась с олигархами Коломойским и Ахметовым, чтобы добиться перевыборов парламента.

Глава «Батькивщины» в ответ активно продвигает тезис, что Порошенко и Яценюк хотят создать в парламенте «широкую коалицию» с «Оппозиционным блоком».  Оба посыла не лишены доли правды. Юлия Тимошенко с недавних пор начала появляться в качестве гостя на шоу «Шустер live», которое с сентября выходит на канале «1+1» Игоря Коломойского. В своих выступлениях она критикует власть за повышение коммунальных тарифов.

Но всю весну она транслировала те же мессиджи на телеканале «Интер» Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина.  Олигархам, каждый из которых имеет претензии к Порошенко, выгодно накануне местных выборов раскручивать Тимошенко, которая конкурирует с Порошенко за голоса избирателей в западных и центральных областях.

В частности, в некоторых городских организациях БПП Киевской области уверены, что столичный регион отойдет «Батькивщине» — и тут не особо поможет даже проект «Наш край», который курирует замглавы АП Виталий Ковальчук.

В свою очередь, Петру Порошенко нет смысла накануне выборов формализовать свои вполне дружественные отношения с «Оппозиционным блоком». Это негативно скажется на рейтингах БПП, чей электорат противоположен электорату «Оппозиционного блока». От того, сможет ли руководство страны наладить работу Рады, вне зависимости от голосов «малых фракций», зависит будущее нынешнего созыва парламента. В сохранении Рады заинтересованы только БПП и НФ.

Остальные фракции и группы, чей партийный рейтинг растет, заинтересованы, чтобы после местных выборов в стране прошла досрочная парламентская кампания. Если это случится, то в роли «малой фракции», с большой вероятностью, окажется уже объединение БПП и НФ. А бал в Раде будут править их нынешние «младшие партнеры» и мнимые оппоненты.

http://www.rbc.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.