Жадность, страх и безумие

То, что происходит сейчас во власти — это не просто кризис внутри парламентской коалиции. Все началось еще до Дня Независимости, когда “Солидарность” и “Народный фронт” подписали тайное соглашение о фактическом объединении. Ключевое слово — тайное. Их рядовые партийцы узнали обо всем из СМИ. “Радикалы”, “Самопомощь”, “Батькивщина” — тоже. 

Неудивительно: последние почувствовали себя лишними на “празднике жизни”. По сути, коалиция была возможна только до тех пор, пока все ее субъекты нуждались друг в друге. Когда же двое из пяти обособились, возвысились над остальными, начались центробежные процессы. Винить в этом, Банковой некого — только саму себя. Да свое непомерное желание все контролировать (которое так и хочется назвать жадностью. Не до денег — до политической монополии).

В создавшихся условиях, раскол коалиции был просто вопросом времени — кто первый решится. Многие подозревали: Тимошенко. Присутствовавшие на собрании лидеров фракций в кабинете у Гройсмана во вторник (уже после открытия новой сессии и после заявления Ляшко), свидетельствовали: на лице у Юлии Владимировны легко читалось сожаление относительно того, что Ляшко ее опередил. Теперь-то ей следовать его примеру не комильфо. Пока, во всяком случае.

“Самопомощь” — аналогично. Посовещавшись вечером вторника, соратники Андрея Садового коалицию также решили не покидать. На следующий вторник, восьмое, намечен съезд этой политсилы, где ситуацию обсудят более предметно.

Без выбора и без выборов

Кроме страха остаться простым статистом, который от участия в коалиции ничего предметно не получает, у Ляшко имелись дополнительные причины демарша. Так, именно его партия была одной из тех, кто изначально саботируя конституционный процесс, призывал людей собраться под Радой, бурно выразить свой протест.

Значит, Ляшко, наравне с другими заводилами, несет ответственность, как минимум — моральную — за кровопролитие под парламентом. Как подобное может отобразиться на рейтинге, на реноме политсилы, объяснять излишне. Олег Валерьевич это прекрасно осознавал. Равно как острую необходимость предпринять что-то “этакое”, что “перекрыло” б (хотя бы частично) “кровавый понедельник”. И, в плоскости сугубо политической, у него это получилось.

Это — первое.

Второе. Статус оппозиционной политсилы куда более благоприятен с точки зрения текущей электоральной ситуации.

Третье. “Вице” Валерий Вощевский — единственный представитель “радикалов” в КМУ — уже давно готовился “на выход с вещами”. И не только ввиду не слишком удовлетворительных результатов работы, но и для того, чтобы освободить место близкому соратнику Президента Игорю Кононенко, переросшему амплуа “серого кардинала Рады”.

Четвертое. На двух ближайших соратников Ляшко — Андрея Лозового и Игоря Мосийчука прокуратура всерьез точит зуб. Прекращение дел против них было одним из главных условий Ляшко, выполнение которого могло изменить его позицию относительно Конституции. Но этого не случилось — голосов и так хватало, Олегу Валерьевичу в его просьбе отказали.

Пятое. Под самого Ляшко тоже “копают” — за “создание бандитской группы”, участвовавшей в задержании мэра-сепаратиста Стаханова.

Руководствуясь суммой данных факторов, Олег Ляшко принял решение сыграть на упреждение. Посеяв тем самым разброд и шатание в рядах уже бывших соратников.

Главный вопрос сейчас: сохранится ли коалиция? Пока — да, но “Батькивщина” и “Самопомощь” тоже в зоне риска.

У каждой на то свои мотивы. Первая, как известно:

давно оседлала “тарифную тему”;

оппозиционное амплуа для нее более органично;

в правительстве у “сердечных” остался только министр молодежи и спорта Игорь Жданов (то есть, особо ничего не держит);

С “Самопомощью” еще сложнее. Лидеры политсилы (оффрекордз, разумеется) обвиняют Банковую в попытках расколоть ее изнутри. Голосование пятерых членов “Самопомощи” “за” изменения Конституции — вопреки решению фракции (за что их из фракции тут же исключили) — дополнительное тому подтверждение. Голосование это случилось не без вмешательства АП, которую они посещали накануне. Очевидно, пять “душ” — только начало. Кроме того, на Андрея Садового органы тоже ополчились.

По информации LB.ua, по мэру Львова уже сегодня “работают” сразу несколько специально созданных групп, в том числе — Генпрокуратуры. Учитывая, что “Самопомощь” — главный конкурент объединенных провластных сил на местных выборах, сие логично. С точки зрения партнерских отношений в коалиции — нелогично абсолютно. Тем более, чего-чего, а договороспособности Садовому не занимать. Но если каток поедет дальше, “Самопомощь” вынуждена будет защищаться. Вплоть до разрыва отношений.

Знаменует ли это перспективу перевыборов Рады? Нет, не знаменует. Поскольку:

в течение года после проведения досрочных (коими были выборы 2014-го года) еще одни досрочные проводиться не могут;

объявление досрочных — право, а не обязанность Президента;

Президент может объявить досрочные лишь в том случае, если будет уверен в победе своей политсилы. Сегодня такой уверенности нет. И очевидно, что чем дальше, тем ее будет все меньше и меньше. Еще в июле президентские рейтинги (согласно данным закрытых опросов), а значит и его партии (они практически сопоставимы), превышали 30%. Сейчас уже не превышают, более того — демонстрируют отрицательную динамику.

Ставки

Теперь — сеанс элементарной арифметики. На момент создания коалиции, она насчитывала 302 “штыка”. Если от этой цифры отминусовать “радикалов”, получается 281. Если отминусовать “Батькивщину” (19 “штыков”) с “Самопомощью” (был 31 депутат, но после “чистки” осталось 26), выходим на 236. 236 — вполне рабочая конструкция.

Но!

Но, сегодня в БПП всего 143 человека (без учета людей Коломойского, которые тоже спят и видят, как бы выйти вон; также — “вольных” мажоритарщиков и их сателлитов, успевших обзавестись собственными партийными проектами). 143 плюс 81 (численность депутатов “Народного фронта”, в котором, несмотря на тайное соглашение, тоже не все однозначно) равно 224. А для коалиции необходим минимум 226.

Если предположить, что “Самопомощь” все же отколется (рано или поздно это, скорее всего, произойдет), останутся “Солидарность”, НФ и “Батькивщина”. То есть, придется договариваться на троих. С Юлией Владимировной договариваться, как известно, непросто. Меньше, чем на премьерский пост она вряд ли согласится. А зачем это Банковой, спрашивается? После заключения договора с НФ, в АП полагают, что обладают привилегиями на установление правил игры в коалиции, также — на распределение квот в правительстве.

НФ, кстати, тоже в накладе не остался. Премьерский пост гарантирован Яценюку минимум до начала будущего лета. Почему до начала лета? Ожидается, к этому времени уже появятся первые позитивные результаты реформ. Если вспомнить, что еще три месяца назад Арсений Петрович находился за шаг до отставки — очень неплохой получился чейндж (вслед за Премьером, свои позиции в политикуме сохраняют и его соратники).

Вот и получается, что Банковая сама пилит сук, на котором сидит. Причина — желание тотально контролировать парламент, иметь монополию на принятие решений. Объединение с НФ (напоминаю, тайное), поглощение “Удара” — из этой оперы. Дело вовсе не в том, что “демократические силы должны объединяться пред лицом актуальных вызовов”, но в том, чтобы уничтожить потенциальных конкурентов, полностью подмять под себя демократическое поле.

Там, где — в свете надвигающихся выборов — этого не удается добиться путем “слияния и поглощения”, действуют посредством создания сателлитарных политсл, нацеленных на “размывание” голосов основных конкурентов (читайте: “Самопомощи”, “Батькивщины”, на востоке — Оппоблока).

Так, во Львовской области против людей Садового выступит давний друг замглавы АП Виталия Ковальчука Дмитрий Добродомов с его “Народным контролем”.

Ставка номер два — “мэрская” партия “Наш край”. В Киевскую область из АП уже “спущены” желаемые результаты октябрьских выборов. В столичном регионе на них “Солидарность” должна получить 35%, “Наш край” — 20%. Ничего не напоминает? В Харькове разыгрывается многоходовка. Наибольшие рейтинги здесь имеет “Оппоблок” (до сих пор не зарегистрированный), “Самопомощь” — вторая, у “Возрождения” Виталия Хомутынника и “Нашего края”, который в регионе представляет Александр Фельдман, с рейтингами все не так славно, зато им гарантирована негласная поддержка властей. И чем больше они смогут “откусить” от условного “Оппоблока” (который, если его не зарегистрируют, может пойти под знаменами — только не смейтесь — “Партии регионов”) и “Самопомощи” — тем больше будет эта поддержка.

Кстати, Геннадий Кернес пойдет на мэрские от “Возрождения”. Ничего удивительного: на нем тоже висят уголовные дела, следовательно категорически ссориться с властью ему сейчас не комильфо. Перфоманса “Возрождения” следует также ожидать в Днепропетровской (не в городе, именно в области, где позиции “Укропа” не так сильны) и Николаевской областях.

Кстати, об “Укропе”. Люди Коломойского в ВР хоть немногочисленны, но монолитны. И они вполне сейчас — после демарша Ляшко — могут заключить с ним ситуативный союз. Рупор телеканала “1+1” им в помощь.

***

То, что происходит сейчас во власти — это не просто кризис внутри парламентской коалиции. Это проявления глобальной проблемы отечественного политикума — его качества. Безответственная жадность до политической монополии одних, безответственный же популизм других и общее на всех безумие — самоубийственная смесь украинской политики, разрушающая страну. Страну, которая, напомню, находится в состоянии войны.

Соня КОШКИНА

LB.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.