ЧУЖИМ БОЛЬНЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН. Должны ли в местной поликлинике обслуживать пациентов из других городов?

Не секрет, что многие граждане, обращаясь за медицинской помощью в государственные лечебные учреждения, сталкиваются с массой проблем – от очереди в коридорах до взимания платы (под видом пожертвований и благотворительных взносов) за бесплатные услуги. Но это еще в лучшем случае. Гораздо труднее приходится тем, кто обратился в больницу (поликлинику) не по месту своего жительства.

Таким пациентам с легкостью отказывают в медицинском обслуживании, мол, лечись там, где зарегистрирован, либо плати «сбор» за помощь иногороднему. Так имеет ли право гражданин на бесплатную медицинскую помощь не по месту регистрации, должен ли он оплачивать услуги «чужой» поликлиники?

Правовые основы медобслуживания

Итак, в Украине действует Закон «Основы законодательства Украины об охране здоровья» (в ред. от 13.10.2010). В частности, ст. 38 Закона четко предусмотрено право пациента на свободный выбор врача и лечебного учреждения: «Каждый пациент, достигший 14 лет и обратившийся за предоставлением ему медицинской помощи, имеет право на свободный выбор врача, если последний может предложить ему свои услуги, и выбор методов лечения согласно его рекомендаций».

Более того, ч. 2 названной статьи устанавливает право каждого пациента, когда это оправдано его положением, быть принятым в любом государственном лечебно-профилактическом учреждении по своему выбору, если это учреждение имеет возможность обеспечить соответствующее лечение.

Правда, согласно ст. 35 Закона, хотя государство и гарантирует предоставление лечебно-профилактической помощи в виде консультации врача, простой диагностики и лечения распространенных заболеваний, травм и отравлений, первичная лечебно-профилактическая помощь предоставляется преимущественно по территориальному признаку семейными докторами или иными врачами общей практики. Скорее всего, формулировка «по территориальному признаку» и дает право отказать пациенту в обслуживании в том лечебном учреждении, к которому он «не приписан».

Но. Это лишь на первый взгляд. Ведь каждому гражданину Конституцией гарантировано право на свободное передвижение и выбор места жительства, а ЗУ «О свободе передвижения и свободный выбор места жительства в Украине» (далее – Закон о свободе передвижения) четко устанавливает: «Регистрация места проживания или места пребывания лица или ее отсутствие не могут быть условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или международными договорами Украины, или основанием для их ограничения» (ст. 2).

Разумеется, в этой связи следует напомнить небезызвестные нормы Основного закона страны, коими государство гарантирует «каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование», провозглашая при этом бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья (ст. 49 Конституции).

Очевидно, что отсутствие штампа в паспорте, подтверждающем, скажем так, территориальную принадлежность к обслуживанию в поликлинике соответствующего района (речь идет о штампе регистрации места жительства), не является основанием для отказа в предоставлении первичной врачебной (лечебно-профилактической) помощи.

Обслуживание «чужих» больных

Что же делать, если вы обратились к врачам не по месту жительства? Изначально, следует понимать, что законом о свободе передвижения даются разграничения таких юридических терминов, как «место пребывания», «место проживания» и «регистрация». Так, местом пребывания гражданина признается административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году.

В свою очередь, место проживания – это административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком свыше шести месяцев в году. Наконец, сама регистрация – это ни что иное, как внесение сведений в паспортный документ о месте проживания или о месте пребывания с указанием адреса жилья лица и внесения этих данных в регистрационный учет соответствующего органа специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам регистрации.

К примеру, если вы иногородний гражданин, приехавший, скажем на сезонную работу, в связи с чем и сменили свое место жительства (временно), вы можете (а по закону – обязаны в течение 7 дней после прибытия) обратиться для регистрации места пребывания, получив соответствующий штамп в паспорте. Эта отметка поможет вам без труда и лишних проблем «прикрепиться» к районной (в городе) поликлинике. Правда, как показывает практика, регистрируют место пребывания лишь единицы, основная часть населения даже не ведает о такой обязанности, поэтому и сталкивается с проблемами в лечебно-профилактических учреждениях.

Однако как бы там ни было, придя не в свою поликлинику, и получив отказ от обслуживания по причине отсутствия регистрации в этом районе, не спешите отчаиваться и обращаться в частную клинику. Конечно, государственные медицинские учреждения не торопятся с оказанием помощи «чужим» больным – еще бы, ведь при распределении финансировании из местного бюджета, такого больного «не посчитали», а значит и не выделили средств.

Однако, как уже отмечалось, законодательство Украины дает право потенциальному пациенту на выбор лечебного учреждения, а посему при отказе от оказания помощи, необходимо подать заявление на имя главврача с просьбой о постановке на учет по месту пребывания, т.е. фактического проживания. В некоторых случаях, рассматривая такое заявление, администрация поликлиники может потребовать документы, которые подтвердили бы факт места пребывания, например, договор аренды жилого помещения или, скажем, справку с места работы.

Бесплатную медицину никто не отменял

Теперь немного о принудительных пожертвованиях для пациентов «без прописки». Известны случаи, когда администрация медучреждения без особых сложностей соглашается на обслуживание «не своего больного», но при условии внесения оным определенных взносов, денежной помощи в фонд и т.д.

Так вот, по этому поводу есть четкая позиция Конституционного Суда Украины, занятая им еще в 2002 г.  о бесплатной медицинской помощи. Не утомляя подробностями, отметим лишь, что в своем решении КСУ указал на общий смысл конституционной конструкции «бесплатная  медицинская помощь».

Так, суд счел, что бесплатная медицинская помощь означает невозможность взыскания с граждан платы за какую-либо помощь в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья в каких-либо вариантах расчетов (наличными или безналичной формой расчетов), или в виде «добровольных взносов» в различные медицинские фонды, или в форме обязательных страховых платежей и т.д.

Собственно, в резолютивной части решения суд определил: «Положения ч. 3 ст. 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется бесплатно» следует понимать так, что в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь оказывается всем гражданам независимо от ее объема и без предшествующего, текущего или последующего расчета за предоставление такой помощи».

Однако в своем решении суд также указал и на возможные источники дополнительного финансирования отрасли охраны здоровья за счет внебюджетных механизмов, к коим отнес официальные прямые платежи населения за медицинские услуги второстепенного значения. Разумеется, такой перечень утвержден соответствующим постановлением правительства.

Так, согласно Постановлению КМУ «Об утверждении перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях охранных здоровья и высших медицинских учреждениях образования», населению могут быть оказаны платно такие услуги как: косметологическая помощь, кроме той, что предоставляется по медицинским показателям; анонимное обследование и лечение больных, зараженных болезнями, передающимися половым путем, а также алкоголизм и наркоманию; оздоровительный массаж; некоторые медосмотры (например, для получения выездной визы); протезирование и т.д.

Иными словами, если обратившийся в лечебно-профилактическое учреждение гражданин нуждается в первичной медицинской помощи, то таковая предоставляется бесплатно не зависимо от его места проживания. Исключение могут составлять разве что иностранные граждане, их медицинское обслуживание подчиняется особым правилам – Постановление КМУ «Об утверждении Порядка предоставления медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, которые временно пребывают на территории Украины».

Юлия Габдуллина, «Судебно-юридическая газета»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

 Как стать на учет без прописки

Как объяснили «Судебно-юридической газете» в Главном управлении здравоохранения столицы, медицинскую помощь в медучреждениях Киева может получить любой остро в ней нуждающийся. Отказывать в экстренных случаях доктора вообще не имеют права.

Если же у вас простуда или обострение хронической болезни, вам нужно оформить медицинскую карту. Привозить ее с прежнего места жительства необязательно. Просто подойдите в регистратуру, скажите, что хотите оформиться, но в столице не прописаны. Затем напишите заявление на имя главного врача поликлиники с просьбой поставить вас на учет.

В бумаге укажите фактическое место проживания, точный адрес согласно прописке, номер и серию паспорта. Когда руководитель медучреждения подпишет заявление, отнесите его в регистратуру, где вам выдадут карточку. В некоторых случаях желательно приложить к заявлению копию договора аренды или справку с места работы (юридический адрес предприятия должен территориально находиться в том же городе, что и поликлиника)

Также в больницах пациентам предлагают внести добровольный взнос (это вполне законная процедура) или купить бланк медицинской карточки. Этого делать не обязательно, но, как говорится, желательно. Такие расходы обычно не превышают 50 гривен.

По материалам: http://sug.kiev.ua

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий