Разрушенная вертикаль Фирташа

Мировые лидеры титановой индустрии делают акцент на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего для аэрокосмической отрасли. Украинская титановая промышленность продолжает работать по старинке, довольствуясь производством полуфабриката – титановой губки. Это ставит под угрозу ее дальнейшие перспективы. 

Тупиковая линия

Американская корпорация Alcoa, один из глобальных игроков на рынке алюминия, 28 июля объявила о завершении сделки по приобретению компании RTI International Metals Inc., крупного производителя титановой продукции, полуфабрикатов и готового проката. Глава совета директоров Alcoa Клаус Кляйнфельд в комментарии отметил, что цель сделки – увеличить долю продукции с высокой добавленной стоимостью в портфеле корпорации. А заодно усилить позиции в качестве поставщика для компаний аэрокосмической промышленности, способного предлагать комплексные решения как по титану, так и по алюминию.

В частности, Alcoa рассчитывает получить новые долгосрочные заказы от европейского концерна Airbus и канадского Bombardier. За счет кооперации с RTI Alcoa планирует рост продаж продукции для авиакосмической промышленности на 13% к 2014 году, до 5,6 млрд долл. При этом выручка собственно RTI благодаря сотрудничеству с Alcoa к 2019 должна увеличиться до 1,2 млрд долл. против нынешних 793 млн долл. Таким образом, Alcoa видит будущее RTI именно как поставщика высокотехнологичной титановой продукции для наукоемких отраслей.

Аналогичную стратегию выбрал для себя другой глобальный игрок, российский холдинг ВСМПО-Ависма. По словам его генерального директора Михаила Воеводина, упор делается на увеличение выпуска плоского и профильного титанового проката, штамповки. Сейчас их доля 28% и предполагается, что она значительно вырастет после запуска в декабре нынешнего года завода по производству крупногабаритных штамповок для авиастроения: деталей шасси и креплений крыла.

Причем данный проект реализуется совместно с вышеупомянутой Alcoa на базе ее завода в Самаре. То есть крупные игроки вместо конкуренции друг с другом предпочитают объединяться для укрепления позиций на рынке. Показательно, что при этом ВСМПО-Ависма отказалась от другого проекта – строительства завода по производству титановой губки во Вьетнаме совместно с местной госкомпанией Vinacomin. «Проект умер. Это дорого и нет рынка. Производство просто титановой губки – это тупиковая линия развития», — пояснил М.Воеводин 30 июля в интервью информагентству Reuters.

Эффективный собственник

Единственный в Украине производитель титана находится явно в стороне от современных тенденций. По итогам января-мая здесь произведено 3794 тонн губки. Той самой, производство которой конкуренты оценивают как тупиковую линию развития. Что же касается титановых слитков, то их вместе с заготовкой за указанный период выпущено аж 14,9 тонн. То есть на долю продукции более высокого передела пришлось… 0,39% от всего объема производства, без учета титанового шлака. Для сравнения: у той же «Ависмы» на штамповку и прокат приходится сейчас 28% общего объема. Причем это уже следующий передел титанового производства, который на ЗТМК попросту отсутствует.

Между тем генеральный директор ЗТМК Владимир Сивак год назад озвучивал планы по выходу на производство 12 тыс. титановых слитков и слябов в год. Сопоставив задекларированную цель и нынешний результат, приходим к грустному выводу. Были и другие, не менее амбициозные намерения — когда в октябре 2012 года Кабинет министров Украины передал 49% ЗТМК холдингу Group DF Дмитрия Фирташа.

Точнее, входящий в его орбиту кипрский оффшор Tolexis Trading Ltd. получил 49% в ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат». Который, к слову, ранее вообще имел статус казенного предприятия – то есть относился к числу имеющих стратегическое значение для государства и не подлежал приватизации ни под каким соусом.

Сам Д.Фирташ тогда уверял СМИ, что решение правительства во главе с Николеам Азаровым – абсолютно правильное и логичное. Дескать, предприятию нужен эффективный собственник, а государство таковым не может быть по определению. Group DF обещала до 2017 года инвестировать в развитие ЗТМК внушительную сумму – 700 млн долл., освоить производство металлического титана и довести выпуск губчатого титана до 40 тыс. тонн в год. Кстати, планы по выходу на 40 тыс. тонн губки в год есть и у «Ависмы» – т.е. Дмитрий Васильевич собирался встать вровень с одним из мировых лидеров. Правда, сейчас с годовым производством 29 тыс. тонн россияне куда ближе к намеченной цели, чем ЗТМК.

Но дело даже не в этом. Тем более, что уже в декабре 2012 В.Сивак озвучил гораздо более скромную цифру – 24-30 тыс. тонн губки. Что же касается обещанного запуска производства титановых слитков, то год назад он таки произошел. И формально вроде бы как нет повода кинуть камень в огород Дмитрия Васильевича и его партнеров по Group DF за невыполнение инвестиционных обещаний. Другое дело, что объем 1-5 тонн в месяц вряд ли можно классифицировать как промышленное производство. Скорее, как опытную эксплуатацию. Так же, как и 17,25 тонн в месяц в 2014 году.

Что же касается эффективности нового собственника, то уже сейчас можно констатировать: задекларированные амбиции не совпадают с реальными возможностями. Так, в 2012 году, до передачи ЗТМК под управление группе Д.Фирташа, комбинат произвел 10,3 тыс. тонн титановой губки, имея возможность выпускать 20 тыс. тонн.

Но уже 2013 год вместо ожидаемого взлета принес снижение показателей до 9,4 тыс. тонн. А в 2014 производство упало до 7,2 тыс. тонн. На текущий год планируется выпуск 9,4 тыс. тонн. Т.е даже о выходе на прежний уровень, когда ЗТМК находился на 100% в госсобственности, в Group DF и не помышляют. Не говоря уже о росте показателей. Так в чем обещанная эффективность частного собственника?

Ранее, со второй половины 2000-х годов, Министерство промышленной политики Украины продвигало идею создания вертикально-интегрированного холдинга «Титан Украины», включающего все госпредприятия титановой отрасли, от добывающих до перерабатывающих. Помимо ЗТМК, туда должны были войти Иршанский ГОК и Вольногорский ГМК, «Крымский титан» и, как вариант, «Сумыхимпром». В итоге планам не суждено было сбыться: все указанные предприятия при В.Януковиче перешли к Group DF либо в собственность, либо в аренду, либо под опосредованный контроль через лояльный менеджмент – в случае с «Сумыхимпромом».

Пришедшее на смену Н.Азарову правительство А.Яценюка осенью 2014 года вернуло комбинаты в Иршанске и Вольногорске государству, но реанимировать идею титанового госконцерна не смогло и не захотело. Сам А.Яценюк постоянно подчеркивает, что чем меньше компаний останется под управлением государства – тем лучше. Хотя тот же пример с ЗТМК заставляет усомниться в тезисе, который премьер преподносит как аксиому, не требующую доказательств.

Таким образом часть активов титановой отрасли Украины осталась под Group DF, часть вернулась государству, создавшему для управления ими ГП «Объединенная горно-химическая компания». Выстроенная было Д.Фирташем титановая вертикаль разрушена и находящиеся в состоянии свободного полета предприятия просто не в состоянии адекватно реагировать на тренды глобальных рынков.

МинПром

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.