ВАДИМ КРИВОХАТЬКО: Станут ли селяне богаче, продав землю?

На вопросы специального корреспондента «ВВ» отвечает глава Запорожской областной организации партии «УДАР», кандидат в  народные депутаты по 82-му избирательному округу, в который входят Вольнянский, Новониколаевский, Пологовский, Гуляйпольский, Ореховский и Запорожский районы области, работник сельского хозяйства с 20-летним стажем Вадим КРИВОХАТЬКО.

 — Вадим Викторович, я вижу у вас на столе документы знаменитой аграрной реформы Столыпина. Это же было больше ста лет назад. Столыпинская реформа на селе и нынешняя, азаровская, – что у них может быть общего?

 — Абсолютно ничего. Это как небо и земля. Столыпин хотел дать землю людям, а нынешнее правительство Азарова наоборот – хочет забрать землю у людей. И они это уже делают.

— Каким образом?

— Очень просто. Дают возможность продать землю, загнав людей в такие рамки, что земля оказалась для них непосильным балластом. Проблема в чем? Человек имеет землю, но не имеет возможности ею правильно распорядиться. В стране нет условий, чтобы реализовать свои возможности пользоваться этой землей. Нет абсолютно никакой государственной программы. На тебе кусок земли в 7-8 гектаров и делай с ним, что хочешь. А что может делать с этой землей человек? Только отдать в аренду. Какова цена аренды? Да мизерная. Фирмы, которые берут землю в аренду, стараются как можно меньше платить за аренду, потому что с ними поступают не совсем корректно уже на уровне государства. И с ценой на выращенное зерно, и с ценой оборотных средств, и с ценой на кредиты. В результате фирмы свое берут, но страдает селянин, который сдал землю в аренду.

 Мизерная арендная плата не дает возможности полноценно существовать селянину. Хотя земельный пай для семьи – это уже хорошее подспорье для нормальной жизни. Но не у нас, а в странах Европы, Голландии, Дании, Германии, даже в той самой Польше, где живут за счет земли, где есть специальные государственные программы.

 У нас же земельная реформа поставлена с ног на голову. Людей довели до такого состояния, что они уже не хотят ничего. У людей накопилась огромная масса проблем, которые надо сегодня решить. Банальные проблемы – купить детям в школу одежду, заплатить за лекарства и лечение ребенка, спасти близких от серьезной болезни, заплатить за учебу детей. Человек идет на все, чтобы решить эти проблемы, даже не останавливаясь перед продажей земельного пая.

  Но сейчас официально в Украине нет продажи земли.

 — Мы говорим сегодня о том, что нас ждет завтра. А завтра начинается уже сегодня. По всем предпосылкам, в 2013 году стартует продажа земли. Через четыре месяца Украина получит возможность купли-продажи земли. Полезно это или не полезно? Станут ли люди богаче после такой реформы? Да, некоторые станут. С десяток семей Украины, фамилии которых известны.

— Сегодня во время выборов и правительство, и Верховная Рада начали движение в сторону так называемого «реформирования села». Это и земельный кадастр, и Земельный банк. Это что-то даст селу?

 — Чиновникам и олигархам даст. В Украине еще осталось до 10 миллионов гектаров земли в государственной собственности. После принятия этого закона у них появится право и возможность продать эту землю, которая находится в пользовании Минагрополитики, всевозможных госучреждений, армии, пенитенциарной системы с ее колониями, опытных и научно-исследовательских сельхозпредприятий Академии наук и так далее.

 За примером далеко ходить не надо. В Новониколаевском районе у конезаводов больше 10 тысяч га земли. На этой земле все время работали люди. Эти земли не были распаеваны, потому что они находились в государственной собственности. Люди работали, получали заработную плату. Теперь они эту землю не получат, хотя честно проработали на ней всю жизнь, имея такое же право на получение земельного пая, как и те, кто был в колхозах и совхозах. А этим людям (такая вот у нас государственная политика!) не повезло, что они работали не в колхозе, а на госпредприятии.

Если земли колхозов и совхозов были распаеваны, то земли, находящиеся в госсобственности, распаеванию не подлежали. Теперь вот добрались и до них с целью распродать и якобы таким образом пополнить бюджет. Люди, работавшие на этой земле, остаются в стороне. Это миллионы гектаров земли. Это земля, которая может продаваться целыми массивами. Для экономики страны, находящейся сегодня в глубокой стагнации, распродажа государственной земли – это разовое поступление в бюджет. Так делать – глупо. За эту же землю, сданную в аренду, можно ежегодно получать деньги в бюджет.

— На днях на саммите в Ялте Азаров заявил с трибуны, что Украина выкарабкалась из ямы, держит гривну и доллар и теперь уверенно идет по пути повышения благосостояния народа…

 — Это мыльные пузыри. Они «держат гривну и доллар», а все дорожает. Продукты, бытовая техника, газ, коммунальные услуги. Каждый день все дорожает. О чем мы говорим?! Это не нужно никому доказывать, люди ощущают такое «повышение благосостояния» каждый день на своем кармане.

— Хорошо, заключили умный договор с индексацией. А куда пойдут деньги за аренду земли? Госбюджет сегодня – это бездонная дыра, откуда чиновники воруют миллиарды…

 — Эта арендная плата за землю должна идти только в местный бюджет. Нигде в мире нет такой практики обдираловки местных бюджетов, как у нас. Что наши правители сегодня удумали? А они удумали заложить миллионы гектаров оставшейся государственной земли в уставный фонд Земельного банка. А любой банк – это хозяйственное общество – АО, ЗАО, ЧАО. И акционерное общество получит во владение национальное богатство страны! Зачем нам тогда институты местных, районных и областных советов? Их лишают основного права – распоряжаться своей землей.

 Во всем мире бюджеты пополняются за счет местных налогов. Многие были за границей и видели: припаркуй машину и уже два евро отдай. У них эти деньги идут в местный бюджет, за счет чего ремонтируются дороги, содержатся детсады и тому подобное. А у нас все собранные деньги пойдут опять наверх. Нам опять будут с барской руки давать какие-то дотации. А перед выборами депутаты и чиновники опять будут ездить по селам и городам, раздавать какие-то крохи и говорить: смотрите, какие мы хорошие и заботливые, голосуйте за нас.

— Мы начали разговор с реформы Столыпина. Что вас заинтересовало в этой реформе? Больше ста лет прошло. Сегодня на календаре 21-й век…

 — Интересные вещи тогда происходили. И весьма полезные для нашей страны. На территории Российской империи, куда входила тогда и Украина, назрела земельная реформа. Одним из ее вдохновителей был Петр Аркадьевич Столыпин.

— Что он хотел сделать на селе такого, о чем до сих пор говорят и спорят?

 — Как раз не то, что хотят сегодня. Реформа Столыпина заключалась в том, чтобы те, кто хочет работать на земле, получили эту возможность. Население увеличивалось, происходили земельные бунты. Люди хотели обрабатывать землю и зарабатывать на ней, но ее у них не было. Земельный банк тогда был создан для чего? Чтобы купить у помещика землю и продать ее крестьянину. А сегодня происходит наоборот.

 Крестьянский поземельный банк был посредником между желающим купить землю и продать ее. Этот банк давал возможность крестьянину получить льготный кредит, ссуды, агрономическую помощь. Огромное значение имело наращивание оборотных средств в крестьянских хозяйствах. Этот банк давал возможность человеку купить землю и содержать крестьянское хозяйство. А у нас сегодня крестьянское хозяйство убивают на корню. У нас государственная политика направлена на то, чтобы забрать у человека землю, вынудить его продать земельный участок. Кто продает? Тот, кто не имеет возможности обработать эту землю. У нас таких миллионы. И эту землю сегодня скупит десяток семей.

 На сегодняшний день заводы и фабрики уже не принадлежат народу. Они принадлежат узкой кучке нуворишей. С помощью хитрых мошеннических схем во время приватизации предприятия изъяли у государства. Да, были сертификаты, каждый рабочий имел право получить свою долю и дивиденды. И что в итоге осталось у рабочего? Ничего, ни доли, ни дивидендов. Все у тех, кто стоял у руля.

 

— Сегодня на селе с землей повторяется та же история, что с заводами и фабриками?

 — Один к одному! Присвоили заводы и фабрики, теперь хотят присвоить землю страны – основное ее национальное богатство. Что в итоге будет? В Украине появится новый класс, который однозначно скупит всю землю страны…

— Новые помещики?

 — Нет, латифундисты. Это будут латифундии – крупные земельные владения. Эти люди будут владеть сотнями тысяч и миллионами гектаров украинской земли. И земля у них будет не в аренде, а на правах частной собственности, где нельзя будет ступить и шагу без их разрешения. Земля в данном случае будет вещью. Вы посмотрите, закон не запрещает сдачу земли в аренду иностранцам. У нас иностранцы могут взять землю в аренду.

— Кто станет этими латифундистами? И причем тут иностранцы?

 — Этот десяток семей в Украине известен пофамильно – ахметовы, пинчуки, порошенки, таруты, коломойские и иже с ними. Уже даже гонщик Червоненко занялся скупкой земли. Скупив миллионы гектаров земли, они отдадут их в аренду какому-нибудь Гансу, Джону или Хунчану. Иностранец будет решать, что выращивать на украинской земле, и выращивать ли. Он заключит договор аренды земли, а это уже международные отношения.

Мы знаем, как иностранные государства умеют защищать своих бизнесменов. Например, возьмут россияне или американцы у нас землю в аренду и прибыль с урожая будет реализовываться не в нашем государстве. Не в нашем государстве будет расти валовой доход. Не в нашем государстве будет расти экономика, строиться дороги.

 Вы посмотрите, масса иностранных компаний имеют свои филиалы в Китае, Африке, Индонезии, Таиланде. Капиталист жесток, у него одна цель – прибыль. Ему наплевать на остальное. Поэтому для личного обогащения он будет на полную катушку использовать нашу рабочую силу и ресурсы, а прибыль будет идти за границу. Он не будет на селе строить дома и дороги, создавать инфраструктуру, поднимать экономику. Он будет работать на экономику своей страны, будь то Англия, Германия, США или Китай. Поэтому с землей нашей страны надо поступать так, чтобы люди, живущие на ней, могли на ней зарабатывать и жить достойно, так же, как живут в той же Дании, Голландии или Швеции.

 Чтобы тот же Петренко, Степаненко, имеющий земельный пай, объединился с товарищем, создал кооператив и не отдавал кому-то свой пай за гроши, а потом ждал арендной подачки, а мог зарабатывать деньги для своей семьи на своей земле.

 Чтобы тот, кто у него взял в аренду земельный пай, не морочил ему голову враньем: у меня неурожай в этом году, я не могу отдать плату! А он ездит на джипе и не может отдать селянину арендную плату?! А что же ты делал в прошлом году? Почему не сделал запас так, как это делает каждый хозяин? А теперь что? Ты жил красиво, ты отдыхал за границей, ты покупал машины, жена ходит в золоте. И ты не можешь рассчитаться за арендную плату с селянином?! Есть у нас и такие хитрые «землепользователи», поэтому я с глубоким уважением отношусь к тем, кто взялся за свою землю и работает на ней, вопреки всем невзгодам.

— Но не все же смогут работать на земле…

 — Конечно, не все. Одному не позволяет здоровье, другой занят в совершенно иной сфере, кто-то получил наследство в виде земли…  Это понятно. Но вы помните, как приватизировали заводы? Предприятие добивали до ручки, банкротили, а человеку говорили: ты видишь, твой сертификат ничего не стоит. И человек отдавал свой сертификат за копейки. Теперь заводами Украины владеет группа нуворишей, а вся страна нищая. И страна свыклась с мыслью, что это не ее заводы, что такова жизнь, что так нужно и что так определено Богом. Нет, это неправильно. Мы сами себя поставили в такие условия. Я не хочу, чтобы с землей повторилась то же, что и с заводами.

 

Украина – аграрная страна. Украина – это не высокотехнологичная Германия, это не высокотехнологичная Япония… Мы – аграрная страна. Это и недостаток наш, и наше преимущество. Высокие технологии подвержены глобальным изменениям, рискам и влияниям. Украина не в этом техногенном цикле. Мы выращиваем хлеб, мясо, овощи и фрукты. И люди всегда это будут покупать. Продовольственная тема для планеты с каждым днем все актуальнее. Поэтому наша задача не забрать у людей землю и отдать ее десятке семей. Наша задача в том, чтобы на земле зарабатывали все – кто ее имеет, кто хочет работать, кто имеет мозги. Задача государства – думать не как эту землю у человека забрать, а как помочь человеку с его землей.

 Пусть штудируют Столыпина. Вот цитата: «Поощрение наращивания оборотных средств через льготное кредитование, дать возможность крестьянину купить современное оборудование…» У нас тоже каждый день рассказывают про какие-то инвестиции, про дотации 500 гривен на корову. Глупо и неправильно. Надо направлять государственные средства на другое. Например, на агрономическую помощь. У нас землей занимаются дилетанты. От юристов до парикмахеров, со знаниями агрономии на уровне ботаники за 5-й класс. Людей надо обучать, а этим у нас никто не занимается. В Германии в феврале на селе фермера не застанешь – все на курсах. Людям по 60 лет, а они учатся, осваивают новые технологии.

— Вы имеете в виду агрономическую науку?

 — Да, агронауку – новые сорта, новые технологии. Мы можем потратить много труда, дизтоплива, оплатить работу механизаторов, заплатить налоги и не получить урожай. Потому что на каком-то этапе был нарушен технологический процесс – сроки посева, количество семян на гектар и их качество и так далее. Это сводит всю работу «нанівець». Я не помню, когда последний раз собирали земледельцев и проводили семинары, обмен опытом и т.п. А это должно быть одной из главных составляющих специальных государственных программ

— Азаров говорит, что село сегодня – это частное производство. Вы как к этому относитесь?

 — Нормально. Да, так и должно быть. Смысл не в том, чтобы вмешиваться в деятельность земледельцев. Смысл в том, чтобы рекомендовать. Я не помню, когда мы последний раз получали агротехнические рекомендации. У нас сегодня все семена – это иностранные фирмы. Могу массу их перечислить. Химия для полей – тоже одни иностранные фирмы. Из Китая, Америки, Германии. У нас не развиты эти направления агропромышленного комплекса. Скажите, в чем проблема? Разве не сюда надо инвестировать деньги? А они инвестируют в корову 500 гривен. А что это за корова? И будет ли у нее молоко – неизвестно.

 Еще одна глупость: оставьте теленка – мы вам дадим 500 гривен. А что это за теленок? В советское время были племенные хозяйства. Зоотехния в них была поставлена на серьезном уровне. Есть животноводство молочное, есть животноводство мясное. Перед тем, как дать 500 гривен на теленка, которого оставил селянин, государство должно знать, будет ли этот теленок рентабельным? Вернутся ли 500 гривен, которые государство потратило на него? А я бы давал дотации на литр молока.

— На литр молока? Что это значит?

 — Например, литр молока принимают у селянина за 1 гривну. Если он сдал литр, имеет право получить еще гривну дотации за каждый сданный литр. Не за теленка, судьба которого неизвестна. Завезли в Украину коров из Голландии. Через год их всех вырезали, потому как климат в Голландии и в Украине – две большие разницы. Я вообще не понимаю, как можно, чтобы Украина завозила сметану и молоко из Белоруссии! Это же нонсенс! До чего мы дожили! С такими черноземами Украина может своим молоком и мясом кормить половину планеты. Но для этого нужно селу Украины создать нормальные условия.

 С ветеринарией дела налажены более-менее, но не скажу, что хорошо. Мы сегодня имеем на юге Запорожской области сибирскую язву, какую-то африканскую чуму…  Это тоже просчеты. У нас работа с сельским производством поставлена на очень низком уровне. Это и неудивительно, потому как кадры, которые решают все, не соответствуют современным требованиям.

Да и какие могут быть «соответствия и требования», если главных специалистов продолжают назначать, как и в советские времена, по большому блату и личной преданности. Какое образование, например, имеет заместитель губернатора по агропромышленному комплексу? Агропромышленное? Нет, техническое. Это что, не нонсенс? Результат – Запорожская область не знала еще таких низких урожаев и такого падения агропромыленного комплекса, как в этом году.

— Может быть, следующий год будет лучшим для села?

 — Предпосылок к тому, что следующий год будет лучшим, мало. Запланированная властью продажа земли вымоет оборотные средства, и ни о каком развитии не может быть и речи. Серьезное разочарование ожидает и тех, кто планировал поправить свое положение, продав свой пай. Денежная масса, выброшенная на рынок для скупки земли, мгновенно раскрутит маховик инфляции и последствия будут необратимы. Как для села, так и для города. В этой ситуации вопрос: «Станут ли селяне богаче, продав землю?» не нуждается в ответе.

Наш спецкорр.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий