ЗАлК: алюминиевые огурцы на брезентовом поле

Кабинет министров создал межведомственную группу, которая должна придумать, как возобновить работу Запорожского алюминиевого комбината, отсуженного у российского бизнесмена Олега Дерипаски (холдинг «Русал»). Однако это реально при соблюдении хотя бы одного из условий, а лучше – двух сразу: работе ЗАлКа в одной производственной связке с Николаевским глиноземным заводом, принадлежащем тому же Дерипаске, и/или предоставлении ЗАлКу льготных тарифов на электроэнергию, в которых Дерипаске было отказано. 

Судный год

11 марта 2015 года Верховный Суд Украины подтвердил законность претензий Генеральной прокуратуры о возврате государству 68,01% акций Запорожского алюминиевого комбината из-за невыполнения его собственниками инвестиционных обязательств, взятых на себя при покупке данного актива 10 лет назад. Первым покупателем этих акций выступила еще в начале 2000 российская группа «АвтоВаз-Инвест». Позже предприятие было перепродано холдингу «Русал», от имени которого ЗАлКом управляла кипрская компания Velbay Holdings Limited. По состоянию на начало 2015 года она сосредоточила свыше 97% акций комбината.

 Таким образом, даже после решения ВСУ у структур Дерипаски формально остается 30% акций запорожского предприятия. Это обстоятельство никак не поможет «Русалу» хоть как-то влиять на дальнейшую деятельность ЗАлКа, но может стать дополнительной проблемой для украинских властей в случае, если те решатся на повторную приватизацию предприятия. Недружественный, пускай и «спящий» миноритарий в тылу никому не нужен.

Хотя эту проблему потенциально можно решить за счет увеличения уставного фонда ЗАлКа и размывания доли Velbay до размеров несущественной. Тем более что сейчас размер статутного капитала комбината составляет всего 155,6 млн грн., то есть даже меньше 10 млн долл.

Представители «Русала» еще в апреле заявили, что будут оспаривать отчуждение активов в международных судах. Но вполне вероятно, что Олег Дерипаска предпочтет не тратиться на юристов в борьбе за предприятие, которое уже давно потеряло для него ценность. Еще в 2011 он полностью остановил электролизерное производство на ЗАлКе (выпускающее первичный алюминий), а в 2014 – закрыл и прокатку.

Только за прошлый год комбинат принес владельцам 1,98 млрд грн. убытка. Инвестиции из России в последние лет пять в Запорожье не поступали. В то же время часть оборудования вывозилась, в том числе и на металлолом, вследствие чего стоимость активов предприятия уменьшилась за этот период в 4 раза.

Фонд госимущества Украины вместе с Гепрокуратурой с 2011 года предпринимал несколько попыток отобрать у «Русала» комбинат. Однако к логичному завершению они привели лишь в 2015. А Дерипаска хоть и демонстрировал возмущение на публику, на самом деле, может, даже рад, что, наконец, избавился от проблемного комбината. С точки зрения финансовой отчетности всего холдинга – это плюс в карму, поскольку ведет к сокращению убыточности «Русала» в целом.

Старый конь

Лучшие годы, которые прожил Запорожский алюминиевый под крышей «Русала», – это 2007-2008. Тогда комбинат выпускал более 100 тыс. первичного алюминия в год, причем преимущественно из собственного глинозема. «Русал» закупал бокситы в Гвинее и Индии с доставкой в Николаев для обоих своих украинских активов. В дальнейшем часть этого сырья вверх по Днепру переправлялась в Запорожье.

Были годы, когда ЗАлК выпускал 200-300 тыс. тонн собственного глинозема в год. Однако рентабельность переработки бокситов в Запорожье из-за более дорогой транспортной составной и по технологическим причинам была заметно ниже, чем на НГЗ. И поэтому, когда в 2009 году мировые цены на алюминий обвалились более чем в 2 раза, производить собственный глинозем на ЗАлКе стало совсем невыгодно.

На комбинате сначала рассчитывали на сырьевую помощь со стороны НГЗ, но тому экономически выгоднее было отправлять выпущенный глинозем на экспорт или в Россию на более современные алюминиевые заводы «Русала». Снабжение же ЗАлКа осуществлялось по остаточному принципу, что и стало началом его упадка. В 2009 году он сократил производство первичного алюминия вдвое – до 50 тыс. тонн, в 2010 еще раз вдвое – до 25 тыс. тонн. В 2011 электролизеры были вообще остановлены.

Олег Дерипаска пробовал торговаться с украинскими властями относительно тарифов на электроэнергию, которая в себестоимости алюминия на ЗАлКе составляла почти 50%. Из-за этого конечный продукт получался слишком дорогим. Если тонна первичного алюминия, согласно ценам на Лондонской бирже цветных металлов, стоила в 2009 году в среднем 2400 долл./тонн, то в Запорожье только по себестоимости получалось все 2500 долл./тонн. «Русал» апеллировал к украинским властям, утверждая, что во многих странах мира тарифы для алюминщиков на 20-50% ниже, чем в целом по промышленности.

В ответ из Кабмина в Киеве отвечали, что даже в России себестоимость производства алюминия ниже, потому что там работает более современное оборудование. Модернизировать же электролизеры в Запорожье Олег Дерипаска нужным не счел. Точнее он поставил условие: сначала – 10-летний контракт на закупку электроэнергии по льготному тарифу, потом – капиталовложения в производство. Но после того как он уже прокинул ФГИ со строительством нового алюминиевого завода в Первомайске Харьковской области, обещаниям российского бизнесмена не сильно верили. И не напрасно.

Как рассказал один из бывших менеджеров ЗАлКа, даже при льготных тарифах производство первичного алюминия в Запорожье неконкурентоспособно. Электролизеры, которые установлены на комбинате, рассчитаны на силу электротока в 75 тыс. ампер, тогда как на предприятиях-аналогах стоят агрегаты на 250-400 тыс. ампер, у которых расход электричества на 25% ниже. Более того, в существующие корпуса технологически невозможно вставить более мощные электролизеры.

Поэтому о производстве первичного алюминия на ЗАлКе лучше забыть. Определенный интерес для потенциальных инвесторов могут представлять лишь линия катанки, закрытая в прошлом году, и линия фольги, которая никогда так и не работала. Обе они морально устарели, но при определенных капиталовложениях (но не меньше 100-200 млн долл.) еще могут вернуться в строй.

«Русал» ушел, «Днепрал» приходит

 Два года назад экс-генеральный директор комбината Иван Бастрыга уверял, что фольгопрокатным производством в Запорожье заинтересовались в компании Rio Tinto Alcan. Однако позже эта тема не получила развития. Сейчас областные власти рассчитывают больше на китайских инвесторов, в том числе и на крупнейшую государственную алюминиевую корпорацию в Китае – Chalco.

Производители из Поднебесной в 2015 году активно наращивают поставки алюминия на экспорт (за первый квартал-2015 рост составил более 50%), в том числе и на рынки ЕС, пользуясь фактором снижения цен на электричество у себя на родине. Запорожье в данной цепочке может рассматриваться как база для создания алюминиевого продукта более глубоко передела, то есть катанки и фольги из китайского сырья.

Тем временем в области наблюдаются попытки лоббирования альтернативного алюминиевого проекта. Хотя опять же с китайскими вкраплениями. Зарегистрированная в 2013 в Днепропетровске компания «Днепрал» уже второй год подряд добивается создания специализированного индустриального парка, ориентированного на производство алюминия и его походных, в Токмакском районе Запорожской области на территории заброшенной воинской части.

По словам руководителя «Днепрала» Тимофея Черняева, китайские инвесторы, чье имя он пока не разглашает, готовы инвестировать порядка 2,5 млрд долл. в цельный комплекс, где будет сконцентрировано производство электрической энергии, первичного алюминия и изделий из него. Мощности по первичному алюминию, согласно задумкам «Днепрала», должны составить 250 тыс. тонн в год, то есть вдвое больше, чем выпускал ЗАлК.

Далее в парке планируется ежегодно производить 137 тыс. тонн обожженных анодов, 120 тыс. тонн плоского проката, 25 тыс. тонн круглого, 9,6 тыс. тонн алюминиевой фольги и 10 тыс. тонн упаковочных материалов. Значительную часть электричества для всей этой алюминиевой махины должна давать первая в области солнечная электростанция, запущенная три года назад в с. Новое Токмакского района, для чего, впрочем, необходимо усилить ее нынешние мощности на порядок.

Однако выглядит все это слишком красиво, чтобы быть правдой. Очень похоже на посадку алюминиевых огурцов из известной песни Цоя, в которой поется: «Металл не принесет плода, игра не стоит свеч, а результат – труда».

Алюминиевая реинкарнация в Запорожье если и возможна, то никак не в режиме полного цикла. ЗАлК в своем 80-летнем возрасте уже не годится для решения такой задачи. Даже отсудив комбинат у Дерипаски, украинским властям крайне трудно будет найти покупателя на этот актив. Разве что повторная продажа предприятия станет первым в стране примером «приватизации за доллар», к которой время от времени прибегают на Западе, когда государство ставит целью сохранение важного, но попавшего в кризис производства, а не наполнение бюджета.

В разрезе дальнейших перспектив говорить о каком-то алюминиевом буме на глобальном рынке преждевременно. Сейчас можно только констатировать прекращение падения. Ведь в первом квартале 2015 году цены на алюминий на складах, контролируемых LME, опустились ниже 1800 долл., достигнув пятилетнего минимума, и только после этого они начали медленно двигаться вверх. Дефицита металла, на который так рассчитывали многие производители, в текущем году ожидать не приходится. Всю недостачу покроет Китай.

В аналитическом обзоре Deutsche Bank говорится, что на мировом рынке алюминия в 2015 году сохранится баланс спроса и предложения или в худшем случае будет зафиксирован небольшой переизбыток металла. В американской Alcoa прогнозируют, что мировой спрос на алюминий в 2015 увеличится на 6,5%. Но при этом сама компания не исключает закрытия в этот же период своих мощностей как по первичному алюминию (на 500 тыс. тонн), так и по глинозему (на 2,8 млн тонн).

Аналитики французского банка Natixis прогнозируют среднюю стоимость алюминия на LME в 2015 году на уровне 1840 долл./тонн, зато на 2016 год прогноз сулит все 2000 долл./тонн. Ну, а при такой цене и нынешнем курсе гривны к доллару производство алюминия на ЗАлКе уже можно приблизить к нулевому уровню рентабельности.

 Ярослав Ярош

МинПром

Фото ВВП

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.