Ложка меда

В 2014 году «Запорожогнеупор» смог не только сохранить, но и нарастить производство, в том числе за счет расширения номенклатуры и диверсификации экспорта. Однако в целом огнеупорная подотрасль Украины остается в глубоком кризисе.

 В прошлом году ПАО «Запорожогнеупор», несмотря на ситуацию в металлургии и стране в целом, нарастило производство огнеупоров на 3%, до 116,6 тыс. тонн, в том числе неформованных огнеупоров отгружено на 68,6% больше (13,7 тыс. тонн). В то же время выпуск магнезиальных изделий упал на 12%, до 41,2 тыс. тонн, из-за ослабления показателей металлопроизводства в Украине, а также дальнейшего сокращения закупок для мартеновских печей, сообщают на предприятии.

 Компания занимает четвертое место по объему производства огнеупоров в СНГ (10% объема) и является лидером подотрасли в нашей стране (40% производства). Изготовляется широкая номенклатура, однако лидирует завод в сегменте магнезиальной продукции – 82% выпуска периклазовых огнеупоров в СНГ в 2014 против 67% годом ранее.

 Основными потребителями являются черная (81%) и цветная (5%) металлургия, цементная (4%), стекольная (2%), а также пищевая промышленность, машиностроение, строительство, углепром.

Усилия по развитию

 Логично предположить, что при снижении выплавки стали в стране в прошлом году на 17%, до 27,2 млн тонн, ПАО удалось отчасти поддержать показатели за счет экспорта. Действительно, экспортные поставки остались примерно на уровне 2013, ослабев всего на 0,5%, до 14,3 тыс. тонн. При этом обвал сбыта в Россию (более чем в 3 раза, до 2273 тонн) и прекращение поставок в Беларусь были компенсированы за счет других направлений. Это – Узбекистан (рост более чем втрое, до 3522 тонн), Казахстан (в 3 раза), Азербайджан (в 2,5 раза), Молдова (плюс 39%), Эстония (плюс 34%), а также Германия, Македония, Сянган, Армения.

Возобновились продажи в Болгарию, начинаются – в Турцию. Отраслевой эксперт Владимир Пиковский отмечает, что «Запорожогнеупор» старается использовать гибкую маркетинговую стратегию, что и позволило оперативно перенаправить реализацию с РФ на другие внешние рынки. В 2015 снова ставится задача расширения сбыта, в том числе в новых странах присутствия, а также благодаря развитию сервиса футеровок.

Параллельно продолжаются и инвестиции в развитие. И хотя они невелики на фоне сумм, характерных для металлургии, в отечественной огнеупорной подотрасли сегодня любые вложения в производственную модернизацию можно считать позитивными. В 2014 году предприятие затратило на эти цели 9,5 млн грн. Одним из крупнейших перспективных проектов является запуск производства сухих бетонных смесей, то есть неформованных огнеупоров, востребованность которых растет из года в год.

Для этого в последние годы приобретены линии по выпуску фракционированного шамота Galico (Словакия) стоимостью 17,3 млн грн. и огнеупорного бетона фирмы Еirich (Германия; 22,1 млн грн.), а также лабораторное оборудование на 6,6 млн грн.

Расширение номенклатуры позволяет предлагать рынку новые продукты. Так, для Мариупольского МК им. Ильича и «Азовстали» в конце 2014 изготовлена опытная партия торкрет-массы ZOZ-ТМ; для «Азовстали» и Енакиевского МЗ – конвертерный периклазоуглеродистый брикет; для МЗ «Днепросталь» – смесь УСК-2 для утепления поверхности стали в промышленном ковше и шлакообразующая смесь ШОС-10.3 для кристаллизатора; для компании «Запорожкокс» – наплавочная смесь СНК-1 для ремонта футеровки коксовых батарей; для ДТЭК – обмазочная шихта для защиты и теплоизоляции труб, котельных агрегатов и другого энергооборудования. Идет работа над новыми марками безобжигового сталеразливочного припаса.

Кроме того, совершенствуется уже производимая продукция: улучшен состав периклазохромитовых изделий марок ПХСОС и ПХСОСП для мартенов, периклазоуглеродистых – марок ПУ-9 и ПУ-10 для сталеразливочных ковшей, ПУКК-4, -5, -6 для конвертеров.

Проведены в минувшем году и некоторые локальные обновления в основных цехах и на вспомогательных объектах. А в 2015 вложения в развитие могут составить 11-12 млн грн., в том числе с поправкой на девальвацию.

Рыночный фон

В то же время общая обстановка в украинской огнеупорной подотрасли в 2014 продолжала ухудшаться: производство огнеупоров в стране уменьшилось на 9,3%, до 277 тыс. тонн, тогда как еще в 2012 это было 363 тыс. тонн, а в 2007-2008 годах – 600-700 тыс. тонн ежегодно. Это связано с тем, что внутренние огнеупорщики очень медленно насыщают свое предложение современными высокоэффективными материалами, от периклазоуглеродистых до неформованных.

Это проявилось уже в 2003-2004 годах на фоне тогдашнего подъема на металлорынках мира и Украины, когда отечественные металлурги начали активно модернизировать мощности, включая и футеровки горячих агрегатов. До кризиса-2008 украинские огнеупорные заводы еще могли поддерживать свои бизнес-показатели за счет традиционных связей с покупателями и больших объемов поставок, однако затем ситуация заставила метгруппы урезать производство и уделять все больше внимания эффективности используемых материалов и технологий.

А в 2014 году к негативным для подотрасли факторам добавилась война на Донбассе, нарушившая нормальную работу большинства огнеупорных производств как из-за расположения в зоне непосредственных боев, так и ввиду деструкции снабженческих и сбытовых цепочек. Проблемы с оборотными средствами и тем более с инвестиционными ресурсами были у огнеупорщиков и до кризиса-2008, а теперь усугубились максимально. И если еще в 2012-2013 годах рассматривались варианты включения некоторых огнеупорных предприятий в состав ведущих метхолдингов, то сейчас новые сделки такого типа маловероятны.

Но даже в таких условиях по результатам прошлого года некоторым огнеупорщикам удалось нарастить выпуск продукции. Например, Великоанадольский огнеупорный комбинат (ВАОК) увеличил его на 18%, до 58,6 тыс. тонн, Красноармейский динасовый завод – на 15%, до 27,8 тыс. тонн. Но это отдельные примеры на фоне общего спада. Зато ослаблением рыночных позиций внутренних производителей продолжают пользоваться импортеры.

В последние 10-12 лет на рынок Украины вышел целый ряд известных глобальных огнеупорных операторов – западные RHI, Plibrico, Calderys, российский «Магнезит», китайские Puyang, Beijing LIRR, Henan Xibao Metalurgy Materials и т.д. Среди потребителей бытует устойчивое мнение, что импортные огнеупоры зачастую выигрывают не только по характеристикам, но и по сервисному обслуживанию со стороны поставщиков. При этом зарубежные изделия чаще всего дороже отечественных аналогов, что повышает доходность импортеров.

Неудивительно, что в 2014 импорт огнеупорной продукции на украинский рынок оставался активным, хоть и сократился на 9%, до 37,5 тыс. тонн. В импортной структуре лидируют Россия (37,6% ввоза в натуральном выражении), КНР (30,7%), Германия (12,8%), Словакия (8,3%), Польша (6,4%). Еще в 2012-2013 до 5% импорта обеспечивала Турция, но сейчас ее роль снизилась.

Что же касается прогнозов на нынешний год, то наиболее оптимистичным сценарием будет некоторое оживление спроса на огнеупоры и другие расходные материалы в связи с возможным восстановлением объемов металлопроизводства, полагает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой. При этом позиции импортеров остаются сильными, но прежде всего это касается самой современной продукции.

В то же время по традиционным огнеупорам (и их улучшенным модификациям) внутренние производители остаются конкурентоспособными. Поэтому и в 2015 году такие флагманы подотрасли, как «Запорожогнеупор» или ВАОК, могут наращивать выпуск продукции и улучшать финансовые показатели.

 МинПром

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.