КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛОВАТЬСЯ. Инструкция

Как правильно жаловаться на действия (бездействие) тех или иных лиц, представляющих не только государство, но и предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, как отстоять свои права и законные интересы.

 «Ох, эти чиновники»», «Ах, эта бюрократия»! Пожалуй, это самые мягкие высказывания граждан, по воле судьбы столкнувшихся с представителями государственного аппарата. Да и не только с ними – нередко желание «засудить» и т. п. вызывают у посетителей (читай: просителей) и работники, скажем, ЖЭКов или операторов телекоммуникационных систем, инспекторы БТИ, сотрудники банков и пр. «Судебно-юридическая газета» решила рассказать своим читателям о том, как правильно жаловаться на действия (бездействие) тех или иных лиц, представляющих не только государство, но и предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, как отстоять свои права и законные интересы.

Не только чиновники, но и любые должностные лица, представляющие, к примеру, частные предприятия, обязаны выполнять требования Закона «Об обращениях граждан». Вот только сами граждане, к сожалению, часто не знают, какие возможности предоставляет им этот Закон, а поэтому не могут грамотно отстоять и/или восстановить свои законные права.

Обратился в ЖЭК – не дают справку

Обивать пороги родного ЖЭКа можно до бесконечности, или, как минимум, до покупки и вручения коробки конфет местному клерку, который властным росчерком пера выдаст желаемый документ. А ведь гражданину не пришлось бы раскошеливаться на «презент» и тратить время на поклоны, знай он свои права.

Итак, если, к примеру, ЖЭК отказывает в выдаче справки о составе семьи, мотивируя это (разумеется, устно) тем, что у вас имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, следует знать, что, во-первых, каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законами (ст. 11 Закона «Об информации»). Во-вторых, никто не может ограничивать право лица на выбор форм и источников получения информации, за исключением случаев, предусмотренных законом, и субъект информационных отношений может требовать устранения нарушений его права на информацию (ст. 7 Закона «Об информации»).

Как видно, правда на стороне гражданина, поэтому при отказе в выдаче справки нужно написать заявление и направить его заказным письмом с уведомлением о вручении либо лично принести в ЖЭК и зарегистрировать в журнале входящей документации, получить копию с соответствующим номером и ждать решения вопроса, вернее, выдачи желаемой справки.

Следует отметить, что Закон «Об обращениях граждан» четко разграничивает понятия предложение (замечание), заявление (ходатайство) и жалоба. Несмотря на то, что все эти термины представляют собой обращения граждан в органы, к должностным лицам и пр., содержание каждого из них разное.

Так, предложение/замечание – это обращение, где высказываются совет, рекомендация касательно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также мысли о регулировании общественных отношений и т. д.

Заявление – это обращение с просьбой о содействии в реализации прав или сообщение о нарушении законодательства либо недочетах в деятельности предприятий, учреждений, организаций, народных депутатов, депутатов местных советов, должностных лиц. А ходатайство – это письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса и т. п. Очевидно, что указанные документы в деле выдачи справки не помощники.

В данном случае нужно писать жалобу – обращение с требованием восстановить права и защитить законные интересы граждан, нарушенные действиями (бездействием), решениями госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, объединений граждан.

Но важно знать положения ст. 7 Закона «Об обращениях граждан»: «Запрещается направлять жалобы граждан для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются». Таким образом, еще одним шагом, так сказать, для подстраховки, может стать жалоба в местный исполком на ЖЭК, отказывающийся выдать справку.

Анонимки и повторные жалобы не рассматриваются

Закон «Об обращениях граждан» (ст. 4) устанавливает, что не все решения, действия или бездействие в управленческой деятельности могут быть обжалованы. В частности, жалобу можно подать в случае, если решением, действием, бездействием нарушены права и законные интересы или свободы гражданина (группы граждан); созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и законных интересов; незаконно возложены на гражданина какие-либо обязательства или он незаконно привлечен к ответственности. Так, к примеру, если сотрудник банка отказывает в выдаче выписки по вашему счету (о движении денежных средств), налицо не только нарушение прав и интересов вас как клиента банка, но и создание препятствий для осуществления прав и свобод гражданина. Разумеется, такой отказ подлежит обжалованию.

Однако при этом следует понимать, что письменное обращение, не подписанное автором и без указания его места проживания, а также обращение, авторство которого невозможно установить, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (ст. 8 Закона). Не рассматриваются и повторные обращения к одному и тому же органу от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое обращение решено по сути.

Последствия рассмотрения жалоб

Думается, напоминать о том, что законом гражданину предоставлено право пройти с жалобой «по инстанциям», не следует. Всем известно, что в случае неудовлетворенности решением нижестоящей инстанции всегда можно обратиться с жалобой на ее действия/бездействие в вышестоящую, вплоть до суда.

Вместе с тем, нужно понимать, что согласно ст. 12 Закона «Об обращениях граждан», нормы этого закона не распространяются на порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан, установленный уголовно-процессуальным, трудовым законодательством, законодательством о защите экономической конкуренции, законами «О судоустройстве и статусе судей» и «О доступе к судебным решениям», КАСУ.

Тем не менее, если ваша жалоба возымела эффект, но при рассмотрении были допущены нарушения требований Закона «Об обращениях граждан», у вас есть право на возмещение убытков, о чем, собственно, свидетельствует ст. 25 Закона. Так, в случае удовлетворения жалобы орган или должностное лицо, принявшие неправомерное решение по обращению гражданина, возмещают ему причиненные материальные убытки, связанные с подачей и рассмотрением жалобы, обоснованные затраты, связанные с выездом для рассмотрения жалобы по требованию соответствующего органа, а также утраченный за это время заработок.

Правда, споры о возмещении таких затрат рассматриваются в судебном порядке. Кроме того, в судебном порядке гражданину могут быть компенсированы и т. н. моральные страдания, т. е. возмещен моральный вред, причиненный неправомерными действиями или решением органа или должностного лица. Разумеется, размер возмещения неимущественных убытков в денежном выражении определяется, как обычно, судом.

Инфосправка

В заявлении/жалобе обязательно должны быть указаны:

уполномоченный адресат;

ФИО заявителя, его место жительства;

суть жалобы/заявления;

просьба или требования.

Жалоба или заявление должны быть подписаны заявителем. Обращение, оформленное с нарушением названных требований, возвращается заявителю с разъяснениями не позднее 10 дней со дня его получения. Если же вопрос не входит в полномочия получившего обращение органа/должностного лица, оно в течение 5 дней пересылается им по принадлежности соответствующему органу/должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Срок подачи жалобы

Жалоба на решение может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение 1 года с момента принятия обжалуемого решения, но не позднее 1 месяца со времени ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением этого срока, не рассматриваются, но при наличии уважительной причины срок может быть восстановлен.

Срок рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан рассматриваются и решаются в срок, не превышающий 1 месяца со дня поступления, а обращения, не требующие дополнительного изучения – незамедлительно, но не позднее 15 дней со дня их получения. Если в течение месяца решить вопрос невозможно, срок рассмотрения продлевается на необходимый срок, устанавливаемый руководителем соответствующего органа/предприятия. При этом общий срок решения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать 45 дней.

Права гражданина при рассмотрении заявления или жалобы

В соответствие со ст. 18 Закона «Об обращениях граждан», гражданин вправе:

лично излагать аргументы лицу, проверяющему заявление или жалобу, принимать участие в проверке жалобы/заявления;

знакомиться с материалами проверки;

подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, рассматривающим жалобу/заявление;

присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;

пользоваться услугами адвоката;

получать письменный ответ о результатах рассмотрения;

высказывать устно или письменно требование о соблюдении тайны рассмотрения;

требовать возмещения убытков, если они стали результатом нарушения установленного порядка рассмотрения обращений.

Автор: Юлия Габдуллина,  «Судебно-юридическая газета»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий