Кому нужен был спектакль на костях Небесной сотни

 Как человек, который принимал как нельзя более активное участие в майдановских событиях год назад, не могу не сказать: официоз, который происходил на Майдане в пятницу, не имел ничего общего с Майданом годичной давности.

На Майдане 20 февраля 2015: лучи, экраны, ложи и концерт. Все эти лучи, экраны, музыка и VIP-ложи заняли место, и территории для воспоминаний, для обдумывания уже не оставалось. Я поняла, что мой Майдан — не там, и ушла. Это пятничное «празднование», организованное официально, еще раз подчеркнуло разницу, если позволите такую терминологию, между перфомансом и спектаклем.

Перфоманс — это эксперимент, в котором всё по-настоящему, но, в то же время, нет продуктивного результата. Майдан был перфомансом. Если бы он был войной, как любили тогда выражаться милитаризированные жители площади, то нужно было бы на тех же советах сотников — а они ведь собирались, регулярно — обсудить, кто с какого фланга заходит, и Раду бы взяли, и «Беркут» бы раньше побежал.

Но это не была война, потому что никаких военных действий никто не планировал. Потому что людей, которые рационально хотели схваток, было среди протестующих очень мало. Но какое-то чувственное, не совсем осознанное недовольство прорывалось наружу в самые острые моменты. Поэтому достаточно было начать, на Грушевского и на Институтской — и народ подхватывал.

Потому что понимали, что назад уже нельзя. Потому что «поймите, нас задолбало». Всех действительно очень достало, и эти перфомансы гнева были от бессилия и от того, что многие другие пути к изменениям были обрезаны, причем часто даже и насильственным путём. Что ж ещё оставалось? Вот и кидались горящими бутылками, жгли улицы своего же города, жгли свои же палатки…

После того, как всё закончилось, на площади было не протолкнуться. Где вы были, большинство из этих людей, которые пришли мишек и цветы возлагать, когда уже было поздно?  Ведь не было такой толпы в моменты, когда Майдан нужно было отстоять. Все эти люди смотрели телевизор. Ладно, онлайн-трансляцию. Они были зрителями спектакля. Они получали интерпретации того, что было, и суть самого процесса осталась для них неизвестной.

Они потом вытворили свой процесс, который привел к власти тех, кого привел. Но мостика между участниками перфоманса, который происходил на Майдане, и спектакля, который создавали массмедиа, так и не появилось. А, между прочим, спектакль-то стал возможен, фактически, на костях тех, кто отдал свою жизнь за изненения в стране. На костях той самой Небесной сотни.

И вот этот второй процесс — спектакль, который привел к власти определенных профессиональных политиков — он же довольно самодостаточный, то есть, для него не важно, сконтактировал ли он с реальностью тех, на чьих костях был построен, или нет. Но те, кто не узнал, как оно было — внутри — как им узнать, что и каким образом толкало людей на создание этого Майдана? На прямое действие? Что такого нужно думать о государстве, чтобы рисковать ради этого жизнью?

Те же Яценюк, Кличко, Порошенко — они шин не возили, они ран не перевязывали, они не мерзли, облитые непонятной жидкостью, глаз не теряли и трупов не носили.

Опыт бесстрашного действия — тоже опыт, которого зрители спектакля лишены. Они получают свои дивиденды от того, чего добились перформеры, но если бы все зрители стали перформерами, результат от «революции» был бы качественно иной. Возможно, это была бы действительно революция, с коренным изменением социальных институций и системы управления общими ресурсами.

Но пятничный спектакль не оставил места для моста между зрителями и перформерами. Не было территории для диалога. Я понимаю, власти сейчас боятся повторения того, что было год назад, поэтому и заняли всю площадь своим действом. Мое мнение — зря боятся. Оперативный опрос пришедших на Майдан в пятницу днем показывает: недовольных властью много, но недовольство это сдержанное, люди считают, что внешняя агрессия и «наработки» «папередников» — это не шутки.

И ведь действительно война, ведь действительно путь «из грязи да в князи» за одну ночь происходит только в сказке. Но власти вместо того, чтобы идти на диалог и включать в творение новой страны всех тех людей, которые неравнодушны, которые переживают и читают новости, которые стояли на Майдане в пятницу — власть врёт и забивает баки.

Жонглирование цифрами по количеству погибших под Дебальцево, весь этот спектакль на Майдане и с внезапной поимкой Ефремова — отвлечение внимания и вранье, как будто бы мы стали персонажами оруэлловского «1984».

Власти что, не нужно гражданское общество? На кого она хочет опираться? Весь этот спектакль — это для того, чтобы обмануть самих себя? Активные люди — это не обязательно агрессивные молодчики, бросающиеся горящими предметами. Это могут быть конструктивные граждане, старающиеся построить процветающую страну. Они становятся молодчиками, когда вместо мостов в своих начинаниях натыкаются на стены.

Как бы я сделала «правильную» годовщину Майдана? Если бы я была организатором, я бы нашла тех, кто участвовал в событиях непосредственно. Медиков, кидателей шин и прочих. Отметила бы их, грубо говоря, табличками. И пригласила бы тех, кто был в основном зрителем, и, может, деньги давал, задавать тогдашним перформерам вопросы. Сделала бы живую библиотеку Майдана.

Это был бы не спектакль на костях тех, среди которых могла оказаться я и мои друзья. Это был бы следующий шаг к построению гражданского общества. Что характерно, власти не помыслили в таком направлении.

Нина Ходоривская, facenews.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.