“Кто контролирует Дебальцево, тот контролирует и угольный бизнес”

Борьба за Дебальцево — это борьба за грузопоток угля донецкого региона, полагает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.  До недавних пор Дебальцево было одним из крупнейших железнодорожных узлов Украины. С августа станция фактически не работает в нормальном режиме. По словам одного из бойцов Киевской 101-й отдельной бригады, железнодорожный узел и подъездные пути практически полностью разрушены. О ценности даже разрушенного Дебальцево как транспортного узла ЛІГАБізнесІнформ поговорила с директором Центра транспортных стратегий Сергеем Вовком.

— В чем важность Дебальцевского железнодорожного узла для транспортной системы Украины?

— У Донецкой ж/д было два основных хода движения грузовых маршрутов. Первый: Синельниково — Авдеевка — Донецк — Мариуполь. Это основной путь, по которому поставлялась железная руда на Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и Азовсталь. Второй — как раз через станцию Дебальцево, которая расположена на выезде из Луганской области: через нее проходит большинство грузов с этой территории. Это ключевой узел, в котором сходятся практически все транспортные артерии региона. Поскольку это электрифицированные постоянным током направления, естественно, он был важен и для пассажирского сообщения.

— Какие грузы поставлялись через Дебальцево?

— Это третья по размеру сортировочная станция на Донецкой железной дороге. Для сравнения, Иловайск — пятый. Через Дебальцево проходил основной грузопоток угля. На него приходилось до 80% в структуре грузов. Суточная норма сортировочной обработки вагонов станции Дебальцево — 3 600 единиц. Политический аспект я рассматривать не берусь, а с точки зрения транспорта можно утверждать, что борьба за Дебальцево — это борьба за грузопоток угля донецкого региона. Тот, кто контролирует Дебальцево, тот де-факто контролирует и уголь.

— Какие преимущества и ценность предоставляет контроль над узлом (для Украины и боевиков)?

— Как хотят использовать станцию боевики, я не знаю. Можно предположить, что они могут через эту станцию поставлять уголь в Россию, а потом под каким-то видом реэкспортировать в Украину. Для Украины, если она хочет получать уголь из Донбасса, важно контролировать Дебальцево.

— Какие существуют альтернативные маршруты?

— Их практически нет. Альтернатива — возить через Россию. Но это долго. Кроме того, с точки зрения политики существуют большие риски (сегодня пропустили, завтра — нет). По нашим данным, станция фактически не работает с августа. Для поставок угля использовались обходные маршруты, но они имеют минимальную пропускную способность. Также в пределах Дебальцевского железнодорожного узла остаются заблокированными 900 вагонов с углем, часть из них нагружена еще летом.

— Представители украинских сил говорят, что там сейчас станция практически разрушена. Есть ли смысл ее восстанавливать?

— Если говорить о восстановлении, проблема номер один — безопасность. Возможность допуска рабочих бригад. По ситуации на декабрь, для полного восстановления всех основных транспортных коммуникаций нужен был месяц работ в условиях мира. Даже если там большие разрушения сейчас, то ж/д узел — это не аэропорт, и восстановить его можно будет за сравнительно небольшие деньги. К тому же, уверен, что значительную часть финансирования могли бы взять на себя заинтересованные в работе станции промышленные предприятия.

Строительство ж/д коммуникаций можно разделить на три составляющие. Первая — рельеф, по которому проходит путь. Это самая дорогая часть. Вторая — путепроводы (ж/д мосты и другая инфраструктура). И самая дешевая часть — непосредственно пути. Можно предположить, что разрушено ж/д полотно и часть путепроводов. Часть подорвана, часть путей сдана в металлолом: на этом специализировалось несколько бандформирований.

ЛІГАБізнесІнформ

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.