“Из сверхубытков мы финансируем такую реконструкцию…” Бунт в Мариуполе

Вечером 9 ноября группа “Метинвест” опубликовала Позицию своего руководства и акционеров относительно ситуации в Мариуполе. Буквально каждый тезис этого документа свидетельствует об интеллектуальном и моральном кризисе, в котором сегодня находится группа Рината Ахметова.

“Метинвест”: Руководство и акционеры Группы “Метинвест” обеспокоены экологической ситуацией, сложившейся в последнее время в г. Мариуполь. 

На самом деле руководство и акционеры “Метинвеста” в ус не дули, пока:

1. На парламентских выборах 28 октября Партия регионов получила в Мариуполе самый низкий результат в Донецкой области — 47% (то есть меньше половины) при среднем для Донбасса уровне 65%. Недалеко ушел (с точки зрения поддержки Партии регионов) от Мариуполя и примыкающий к нему Волновахский район.

2. 4 ноября в Мариуполе впервые прошел массовый экологический митинг, в котором, по разным подсчетам, приняли участие от 5 до 10 тыс. горожан.

Все это вызвало справедливые претензии к акционерам группы со стороны власти в традиционном стиле “Тут и без вас, …, тошно!” и настойчивую просьбу оперативно исправить возникшие неполадки.

“Метинвест”: Несмотря на глубокий кризис в металлургической отрасли, Группа Метинвест как социально ответственная компания, продолжает выполнять взятые на себя обязательства и последовательно реализует программу масштабной модернизации устаревших производственных фондов Азовстали, ММК им. Ильича и других предприятий группы.

Активная фаза экологического конфликта в Мариуполе стартовала с момента, когда горсовет в очередной раз решил отложить выполнение двумя металлургическими комбинатами “Метинвеста” — “Азовсталь” и ММК им. Ильича — обязательств по снижению вредных выбросов. В преддверии заседания горсовета 25 сентября инициативная общественная группа подготовила петицию c требованием (в том числе персонально к Ринату Ахметову) не откладывать решение этой давно перезревшей для полумиллионого города проблемы. Открытое обращение собрало 2 тыс. подписей.

Однако это не помешало 44 депутатам горсовета, работающим либо на двух вышеупомянутых меткомбинатах “Метинвеста”, либо на других активах группы (например, на Макеевском металлургическом заводе) проголосовать за решение о принятии сомнительной программы. Понятно, что подобная выходка да еще накануне выборов (даже на Донбассе принято хотя бы в полуха прислушиваться к нуждам и чаяниям электората) привела к четкому осознанию гражданами печального факта, что Ринату на них наплевать с высокой колоко… , простите, заводской трубы, и что теперь — или они, или мы.

Понятно, что социально ответственные компании так себя не ведут. Не ведут себя так их акционеры и руководство. Напомним, что летом 2010 года в момент поглощения ММК им. Ильича “Метинвестом” Ринат Ахметов публично заявил: “С чем мы пришли? Что это даст?… Мы пришли с 2 миллиардами долларов, которые будут направлены на реконструкцию предприятия”. С того момента прошло более двух лет, но Мариуполь так и не увидел хотя бы чего-то отдаленно напоминающего инвестиции подобного масштаба.

Эстафету под названием “обещать — не мешки ворочать” подхватил у Рината глава “Метинвеста” Игорь Сырый, который в феврале уже нынешнего года заявил: “Наш принципиальный подход к модернизации — повышение эффективности производства при одновременном снижении экологического влияния. Целевой объем финансирования этих программ в горизонте 2020 года около 8 млрд. долларов — это только по двум мариупольским предприятиям, каждый год — в среднем около 1 млрд. долларов.

Уже в этом году запланированные мероприятия позволят снизить выбросы на 10%”. В этот момент вся инвестпрограмма  “Метинвеста” составляла 1,1 млрд. долларов, а тремя месяцами позже была сокращена до 700 млн. долларов. Ну, а выбросы в Мариуполе Сырый снизил “в этом году” столь радикально, что чуть не дошло до народного восстания.

Можно, конечно, списать все на финансовый кризис. Но, скорее, речь идет о глубоком дефиците совести — как внутри “Метинвеста”, так и среди его акционеров. Ведь ту же инвестпрограмму группы в нынешнем году срезали, только чтобы обеспечить выплату акционерам “Метинвеста” дивидендов в ранее обещанном топ-менеджментом размере — 800 млн. долларов.

“Метинвест”: Вместе с тем мы считаем необходимым категорически пресечь любые спекуляции и попытки организаторов экологического движения в Мариуполе ввести в заблуждение общественность, информируя о якобы сверхприбылях металлургов и нежелании Группы Метинвест инвестировать в модернизацию металлургических предприятий города.

Странно, но еще год назад “Метинвест” совсем не стеснялся того факта, что его называли самой рентабельной меткомпанией в Европе. Сырый пузырился от счастья и изрекал “показатели эффективности, которых мы достигли в I полугодии 2011 года, в очередной раз продемонстрировали способность “Метинвеста” обеспечивать устойчивый рост и прибыльность в соответствии с нашей новой стратегией”. И вот тебе на! Выясняется, что рассказы о суперрезультатах группы — это не итог кропотливой работы топ-менеджмента “Метинвеста”, а банальная спекуляция мариупольских экологов.

О нежелании “Метинвеста” инвестировать куда-либо (кроме банковских счетов своих акционеров) мы уже говорили. Добавим лишь, что российская “Северсталь” при сопоставимых масштабах бизнеса тратит более чем в два раза больше, чем “Метинвест”, на модернизацию своих активов. Но даже этот мизер “Метинвест” урезал в нынешнем году на 40%. Это уже подтвердил финансовый директор Metinvest BV Сергей Новиков в ходе конференц-колла 2 ноября с держателями долга компании. Такой же мизер будет инвестирован в активы “Метинвеста” и в следующем году.

“Метинвест”: Реальность сегодняшней ситуации такова, что общий убыток “Азовстали” и ММК им. Ильича за период с 2009 года по октябрь 2012 года составил более 10 млрд. гривен.

Нельзя же так подставлять “главного акционера”! В 2009 году у “Метинвеста” в собственности был только один из двух мариупольских меткомбинатов — “Азовсталь”. Но великий стратег, большая умница, человек с неподражаемой чуйкой Ринат Ахметов разыграл хитроумную комбинацию, в результате которой стал собственником второго мариупольского меткомбината — ММК им. Ильича (который на тот момент, как и “Азовсталь”, был в убытках). Походя в рамках этого процесса мариупольцам были даны щедрые обещания (процитированы выше); акции 14 тыс. бывших и нынешних членов трудового коллектива (которым принадлежало через “Ильич-сталь” 93% акций ММК им. Ильича) были фактически помножены на ноль путем размытия их доли в уставном фонде; на одном только ММК им. Ильича было сокращено более 10 тыс. человек. И все это, как выясняется, для того, чтобы сегодня Ринат публично жаловался на превратности судьбы в виде убытков мариупольских меткомбинатов?

Ну не может самый богатый человек страны вести себя, как инфантильная школьница — думал автор этих строк до того, как прочитал обращение “Метинвеста”. Теперь знает — может!

“Метинвест”: Этот сверхубыток был покрыт за счет собственных средств акционеров “Метинвеста”.

Убытки метпредприятий “Метинвеста” — результат действия трех факторов:

— плохой конъюнктуры на рынке готовой продукции группы;

— неэффективности производства из-за высокого уровня износа мощностей и отсутствия достаточного объема инвестиций в их модернизацию;

— самый главный фактор: схема вертикальной интеграции, действующая в рамках “Метинвеста”, при которой предприятия, добывающие сырье, реализуют его меткомбинатам по мировым ценам. Таким образом, ГОКи получают гарантированный сбыт своей продукции в рамках группы, а все убытки автоматически ложатся на те же “Азовсталь” и ММК им. Ильича. Впрочем, в рамках консолидированного финансового результата “Метинвеста” убытки меткомбинатов с лихвой перекрываются прибылью ГОКов.

Исходя из этого, утверждать, что убытки комбинатов покрываются “за счет собственных средств акционеров “Метинвеста” может либо полный идиот, либо лгун, уверенный, что окружен идиотами. И то, и другое — не самый приятный диагноз для акционеров и топ-менеджеров “Метинвеста”.

Завершая тему кросс-субсидирования в рамках “Метинвеста”, необходимо отметить, что экспорт ЖРС гораздо менее интересен для группы, нежели экспорт металлопродукции. Ведь если цена тонны окатышей находится последний год возле отметки 110 долларов, то цена тонны товарной заготовки колеблется вокруг 550 долларов. И учитывая транспортную составляющую, выгоднее отправлять на экспорт в далекие страны именно металлопродукцию, а не ЖРС. Таким образом, сверхубытки меткомбинатов и сверхприбыли ГОКов в рамках “Метинвеста” — это некоторая условность. Недаром Ринат Ахметов с таким маниакальным упорством старается приобрести все существующие в Украине меткомбинаты (последний пример — “Запорожсталь” в 2011 году). Ему необходимо как можно больше мощностей для переработки ЖРС в более интересный с точки зрения экспорта металл (учитывая все предыдущие этапы производственной цепочки группы).

Если бы все предприятия “Метинвеста” не были объединены в рамках этой монополии, прибыли его ГОКов (даже при нынешней благоприятной для поставщиков ЖРС конъюнктуре) были бы ниже, так как они не смогли бы продавать свое сырье по мировым ценам в Украине — были бы вынуждены учитывать транспортную составляющую при экспортных операциях, как, впрочем, были бы намного скромнее и убытки его меткомбинатов.

“Метинвест”: Мы четко понимаем свою ответственность за будущее трудовых коллективов “Азовстали” и ММК им. Ильича и за будущее города.

Все перечисленное выше говорит ровно об обратном. Здесь можно лишь добавить, что зарплаты на мариупольских комбинатах “Метинвеста” одни из самых низких в группе. Так, средняя зарплата на “Азовстали” в нынешнем году на 15% меньше средней по “Метинвесту”, а на ММК им. Ильича — вообще на 30%. И это на фоне вредных условий работы для работников меткомбинатов и жизни — для членов их семей.

“Метинвест”: Несмотря на глубокий экономический и финансовый кризис, наши предприятия продолжают работать, трудящиеся продолжают получать зарплату, а в казну города продолжает поступать более половины городского бюджета.

Конечно, стоило бы спросить, куда девается вторая половина, но не хочется. Очевидно: у руководства и акционеров “Метинвеста” в голове — полная каша. Из-за этого они просто не в состоянии четко формулировать мысли.

“Метинвест”: Остановка наших предприятий означает остановку города. Из наших сверхубытков мы продолжаем финансировать реконструкцию такого масштаба, которую до нас никто не проводил в течение последних 50 лет.

Гении, просто гении, собрались во времени и в пространстве в головном офисе “Метинвеста”. Если они способны финансировать такую реконструкцию из сверхубытков, то что ж начнется, когда появятся сверхприбыли? Страшно представить. Но игнобелевка по экономике им уже обеспечена.

“Метинвест”: Поэтому мы призываем общественных активистов при отстаивании своих прав в равной степени учитывать все факты, говорить правду и вести честный диалог.

Занавес!

Возвращаясь к прочитанному

Монопольное положение “Метинвеста” сыграло с ним однозначно злую шутку. Судя по опубликованному обращению, группа и ее акционеры явно разучились думать (нет сомнений, что фраза вынесенная в заголовок статьи, будет занесена в скрижали корпоративной истории Украины как образец фантастической глупости). Они не способны четко ни сформулировать, ни тем более отстаивать свою позицию в публичном пространстве. Мало того, что “Метинвест” создал кризис в одном из ключевых городов, где сосредоточена львиная доля его металлургических мощностей. Но он до сих пор не в состоянии его разрулить, наладив цивилизованный диалог с горожанами.

Этому, безусловно, мешает не только интеллектуальная беспомощность, но (констатировалось выше) и банальный дефицит совести у группы и ее акционеров. “Метинвест” не хочет и не может признавать свои ошибки. В опубликованной 9 ноября позиции нет ни слова сожаления или извинения. Во всем виноваты если не жители Мариуполя, то местные экологи. Глупые и непрофессиональные оправдания “Метинвеста” переходят в лживые и истеричные обвинения окружающего мира. Все выдержано в совковом стиле “Не виноватая я — он сам пришел!”.

Свой урок из нынешней ситуации должны извлечь и жители Мариуполя. Они молчали, когда Ринат Ахметов и Ко размывал их акции (фактически лишая их законно заработанной собственности). Молчали, когда сокращали их рабочие места и урезали зарплаты. Неудивительно, что результатом подобной сговорчивости и податливости стало то, что Мариуполь начали превращать в форменную душегубку. Ведь Ринат вполне здраво предположил, что горожане снова промолчат.

Хорошо, что мариупольцы наконец-то вышли из коматоза и защитили свое право на жизнь в родном городе. Теперь пора напомнить “Метинвесту” об украденных рабочих местах, зарплате и акциях ваших предприятий. Иначе пройдет время — и все вернется на круги своя.

Олег КАЛИТА,  http://ukrrudprom.ua

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий