ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ. Журналистское расследование

В начале 90-х в Украину хлынула волна угнанных в Европе авто. Что принесло многомиллионные убытки не только европейцам, но и украинцам. И расхлебывали мы это не один год. Сегодня старая история реанимируется в новом обличье: в Украину везут тысячи велосипедов, угнанных у европейцев. Если учесть, что стоимость современного велосипеда может превышать десять тысяч евро, не вызывает удивления, что масштабы воровского бизнеса на стальных конях измеряются сотнями миллионов евро! Такова стоимость потерь европейских велособственников,.. а также потерь украинцев. Параллельно с этим растет статистика велокраж внутри страны. Что делать и кто виноват?

В 1995 году в Украину ежедневно ввозился краденый автотранспорт стоимость до миллиона долларов.  В то время до трети авто представительского класса в нашей стране были украдены за рубежом . Это породило грандиозный вал коррупции в среде милиции, прокуратуры, СБУ, судов. На краденых у европейцев авто разъезжали генералы, бандиты – все, кто хотел получить машину за треть-четверть стоимости. Решение проблемы заняло не один год, и способствовали этому не украинские генералы, а германские страховые компании, которые несли от роста автокраж грандиозные убытки.

Сегодня краденый автомобиль с перебитыми номерами двигателя и кузова в Украине – редкость. Зато уже несколько лет кряду по стране разъезжают люди на современных, дорогих велосипедах, значительное число которых украдено, большей частью – в Европе. На дорогих велосипедах мировых брендов как и на автомобилях набит серийный номер (его можно найти внизу рамы в районе каретки). Но его, как правило, не перебивают, а просто спиливают.

Бизнес по продаже краденых велосипедов начал развиваться параллельно с велобумом в нашей стране, который на десятки лет запоздал в сравнении с цивилизованной Европой. Продажи в магазинах официальных дилеров велопроизводителей растут медленно, но уверенно: спасибо моде на здоровый образ жизни. Но этот рост не сопоставим с ростом числа веловладельцев. Покупать велосипед за границей и везти его в Украину нет никакого резона. Практически все можно купить дома, причем по тем же и даже более низким ценам, чем в Европе. Есть, конечно, какой-то процент контрабандных поставок, но он незначителен: «официалы» работают на рынке давно и большей частью «по-белому».

Но кроме официального рынка существует весьма масштабный теневой. Он существует преимущественно в интернете, в непреспособленых сараях, гаражах и на рынках. Какая-то часть такого велотовара имеет почти легальное происхождение: подержанные велосипеды скупают оптом в Европе и даже в Японии, завозят в Украину (рассчет на границе идет преимущественно «кэшем» — с  таможенниками, минуя бюджет).

Кроме того, везут и новые, как правило, дорогие велосипеды – под заказ. Но это – капля в море. И тем не менее, из года в год официальные торговцы все неохотнее ввозят в страну велосипеды премиального класса, ценой от 1-2 тысяч долларов и выше. В разговоре с автором они признались: велик риск, что товар залежится, деньги будут исключены из оборота. А виновны во всем нелегальные конкуренты. Судите сами: если у официального дилера цена велосипеда фиксированная, диктуется производителем и составляет, например 1500 долларов, то у вас есть шанс найти такой же велосипед … в 3-4 раза дешевле. Возможно, он окажется совсем немножко б\у, но разве это столь важно, если разница в цене составляет свыше тысячи долларов.

Свежий пример из личного опыта. Этой осенью автор вознамерился купить велосипед. С учетом нужных мне характеристик и всеми осенними скидками велосипед фирмы Connandale обошелся в Киеве в 15000 гривен – что-то около 1000 долларов. В то же время, существует аналог такого велосипеда от другой не менее именитой фирмы: Focus Arriba. Первый же продавец предложил два одинаковых велосипеда в разной ростовке: «почти не бывшие в употреблении, недавно пригнаны из Италии». Цена вопроса: 4900 грн.

Думаю, такому предложению порадовался бы любой европеец. Но мы не станем спешить и зайдем еще на один адрес. Такой же велосипед, тоже 2014 года выпуска, как и еще целая коллекция ему подобных. Все как на подбор – отличные аппараты последнего года выпуска. Цена 200-250 евро. Торговец находится в приграничных Черновцах. Уверяет, что велосипед в отличном состоянии, пригнан из Европы. Интересуюсь документами: их естественно, нет.

Интересуюсь подробнее происхождением велосипеда. В ответ слышу: пригнан из Копенгагена. Как пригнан — не известно: «Мне привозят – я продаю»… Продавец уверяет, что за такие деньги надо брать без документов, главное – не стоит ездить на нем в Европу. Вы еще не поняли в чем проблема, читатель?.. Объясняю: потому что тамошние таможенники могут «пробить» серийный номер вашего стального коня по базе украденных велосипедов (есть такая). И тогда – как минимум изъятие велосипеда, как максимум – запрет въезда в страну и утрата шансов на Шенген в дальнейшем.

Безусловно, все покупатели краденого прекрасно понимают, с кем имеют дело. И наверняка не ездят на краденом в Европу. А скупщики краденого прекрасно себя чувствуют, ни чем не рискуя. При этом официальные дилеры велопроизводителей несут убытки, бюджет теряет налоги. Ну а спрос на краденое порождает предложение. Отмечается не только рост продаж велосипедов, украденных за рубежом, но и угнанных в Украине. Многих это отпугивает от желания обзавестись велосипедом и начать новую веложизнь.

Можно ли с этим бороться? Откровенно говоря, во всем мире этот вид криминала не стоит в приоритетах борьбы с преступностью: на это просто не хватает ресурсов. Впрочем, на западе велосипед большей частью рассматривается как средство передвижения: в большинстве своем европейцы выбирают простеньких стальных коней, по которым сильно тужить не станешь: украли — купил новый.

У нас иной менталитет. Живем мы бедно, но пафосно. Молодежь экономит на завтраках, терроризирует родителей, чтобы купить дорогой велосипед последней модели. А зачастую велоамуниция сравнима по стоимости с велосипедом среднестатистического евровелосипедиста. Потеря «стального коня» для украинца — целая трагедия. Велоинфраструктуры в городах практически нет. Только в следующем году в Киеве по инициативе Велоассоциации планируют начать строительство первых охраняемых велопарковок.

Не один раз энтузиастами предпринимались попытки создать онлайн-базы угнанных велосипедов, что должно было хоть немного воспрепятствовать велокражам на территории Украины. Но такие базы — локальные и не решают проблемы. Единую национальную базу в состоянии создать только государство, но ему «не до того». Глобально проблему не решить без усилий государства, его правоохранительной системы. Например, в Белорусии ГАИ Бреста организовало бесплатную маркировку велосипедов от угона. Теперь сотрудник ГАИ может остановить велосипедиста и проверить маркировку рамы. Если ее нет, это повод посетить отделение милиции. Если она есть – ее тут же проверят по базе на предмет кражи.

Что можно ожидать от родного государства? Безусловно, самый простой и эффективный способ – организацию контроля на границе на предмет нахождения в европейской базе краденного велотранспорта. Собственно, то же по идее должны делать и европейские таможенники. Увы, такая система у нас не существует. Известно, что таможенники лишь некоторых стран начинают проверять вывозимые за рубеж велосипеды. Делают это в скандинавских странах, доводилось слышать то же про польских таможенников… А что же их украинские коллеги?

Судя по ответу  Государственной фискальной службы, с начала 2014 года было зафиксировано несколько случаев попытки провоза велосипедов без уплаты таможенных сборов. Шесть таких случаев — на Киевской региональной таможне: директора предприятий занижали стоимость ввозимых велосипедов и уплатили за это штрафы. Еще один факт посерьезней – на счету Львовской таможни.  Там гражданин попытался провести 16 велосипедов без уплаты таможенного сбора и поплатился конфискацией товара.

Увы, ни в одном из этих случаев не идет речь о попытке ввести краденое велоимущество. Из чего можно сделать вывод: украинская таможня этой проблемой не интересуется, с коллегами из Европы не контактирует. Значит, вести в нашу страну краденое – выгодно и безопасно. А ведь речь идет не только о финансовом ущербе, который несут европейские велосипедисты, и даже не об ущербе украинского бюджета и официальных велоторговцев. По украинскому веложулью в Европе составляют представление о нашей стране в целом.

Ну а коль для краденых велосипедов из Европы двери в Украину широко открыты, после пересечения границы такой товар отыскать намного сложнее. Вернее, почти невозможно доказать, что продают именно краденый, а не стоковый товар, купленный на европейских барахолках. Ведь, как правило, цепочка вор-продавец краденого разорвана. Собственно, это подозрение подтверждает и  ответ МВД: у них нет данных по организованным преступным группам, занимающимся сбытом велосипедов, украденных за рубежом.

Автору как-то стыдно стало: в стране напряженная обстановка, средь бела дня в центре столицы массовые грабежи и перестрелки, а мы тут со своими крадеными велосипедами… А с другой стороны, коль милиция не в состоянии пресечь деятельность вооруженных бандитов, может ей нужно сконцентрироваться на тех, кто по зубам? На веловоришках, например… Одним словом, имеем масштабный бизнес продажи краденого, ввозимого в страну контрабандой, но «органы» дремлют.

Вообще, отсутствие реакции власти провоцирует самосуд. Вот история, случившаяся весной этого года в Одессе.

«Днем на Привозе вооруженными гражданскими лицами были задержаны двое молодых людей, Александр и Алексей, которых обвинили в торговле крадеными велосипедами. После недолгой словесной перепалки их силой доставили в штаб «Евромайдана» на улице Жуковского, 36 (общественная организация «Рада громадської безпеки»).

По словам владельца торговой точки, где работали молодые люди, в штабе им угрожали, избивали, приставляли нож к горлу и даже выстрелили в одного из травматического пистолета. После некоторых неудачных попыток ему все-таки удалось вызвать милицию. Александр и Алексей были препровождены в Приморский РОВД.

Одному из задержанных, Алексею, была вызвана «скорая» — по словам работодателя, у него кровотечение. Александр по-прежнему находится в РОВД. В свою очередь, активисты «Евромайдана» утверждают, что неоднократно получали жалобы от своих сторонников по поводу краж велосипедов. Им удалось отследить судьбу одного из них, и следы вывели на Привоз.

По словам активистов, продавцы были задержаны с поличным, поэтому речь идет не о похищении, а о гражданском аресте (ст. 207 УПК). Также они отрицают факт избиения задержанных». Оказывается, это только милиция и таможня у нас «не в курсе». А простой народ открыто свидетельствует о схемах завоза велоконтрабанды.

«Ввоз краденых велосипедов в Украину осуществляется контрабандой через Украино-Молдавскую и Украино-Румынскую границы. В Румынию они попадают преимущественно транзитом через Италию. В Италию же свозятся ворованные велосипеды со всей Европы. Естественно, вместе с ворованными попадают и велосипеды, законно купленные на барахолках и распродажах. На данный момент самый серьезный контроль проводят Скандинавы, включая сканирование номера рамы с обязательной сверкой по базе данных.

 Количество ворованных велосипедов в Украине возросло по двум причинам: ужесточение контроля ГАИ за мотоциклистами плюс ухудшение экономической ситуации. В итоге, появился повышенный спрос на качественные велосипеды втридешево, а ребята, занимавшиеся ранее мототехникой, обеспечили предложение».

Дальше-больше. Схемы отлажены, сеть продавцов краденого расширяется, число нетребовательных покупателей растет. Результат: в последние годы случился целый ряд резонансных краж профессиональных гоночных велосипедов, цена которых превышает стоимость неплохих мотоциклов.

2013 год: В городке Ла Валентин, в пригороде Марселя у французской континентальной команды Vélo Club La Pomme Marseille угнали 11-тонный грузовик-ателье, заполненный велосипедами CKT (Carbon Knowledge Team) и оборудованием команды. Грузовик раскрашен логотипом команды, хорошо узнаваем и известен местным жителям. Однако, нашлись смельчаки, безнаказанно совершившие дерзкий угон.

2014: С итальянской базы команды Cannondale, расположенной в коммуне Сесто-аль-Регена ночью 12 февраля украли несколько рам и других компонентов велосипедов. Воры унесли рамы, рули и другие аксессуары, среди украденных рамы велосипедов мировых звезд велоспорта Петера Сагана и Ивана Бассо. По предварительным данным, стоимость похищенного оборудования — около 100 000 евро, но персонал команды Cannondale пока только составляет опись.

  Утром 22 февраля механики команды Sky, которые готовят велосипеды к старту французской гонки Tour du Haut Var, обнаружили, что командный фургончик с техникой взломан. Кража произошла у отеля в провинции Тран-ан-Прованс, где остановилась британская команда. К счастью, работникам Sky удалось найти велосипеды, чтобы гонщики смогли стартовать.

И ведь, будет не удивительно, если велоразбойниками окажутся украинские граждане. По пока никто не попался…

И сама собой напрашивается аналогия с нелегальным бизнесом 20-летней              давности по перегонке в Украину краденых в Европе авто. Тогда проблему помогли решить германские страховые компании, которые страдали от автокраж в первую очередь. В случае с велосипедами на страховиков надежды мало: страхованием велотранспорта в Европе занимаются мелкие компании. Я обратился за комментарием в представительства трех самых крупных западных страховиков, работающих на украинском рынке: ни одна из них не занимается страхованием велосипедов от угона и эта проблема их не беспокоит. 

Страховой брокер и активист Ассоциации велосипедистов Киева Антон Вакуленко заявляет, что застраховать велосипед от угона в нашей стране невозможно. Все что остается – застраховаться от несчастного случая на дороге. Но это – совсем другая история.

Впрочем, есть вариант застраховать велосипед от кражи как любое другое имущество. Но делать это следует вместе с иным домашним имуществом. Однако, скорее всего, страховая компания выплатит компенсацию лишь в случае, если велосипед украдут из дома или гаража, но не на улице. Впрочем, это тоже не плохо: по статистике, значительная доля краж велосипедов происходит из подъездов и коридоров жилых домов.

Только в 2010 году в одной Германии украли почти 180 тысяч велосипедов общей стоимостью более 120 миллионов евро. Не меньшие масштабы веловоровства в Голландии, Италии, скандинавских странах. Все большая часть краденого в Европе беспрепятственно перетекает через украинский кордон. Каковы масштабы велокраж в нашей стране – не знает никто: велосипеды не выделены отдельной строкой в милицейской статистике, да и обращаться в милицию пострадавшие не спешат, ибо результат известен. Так что же делать: при покупке одного велосипеда начинать копить на второй, который купишь при краже первого? А может все-таки заставить власть работать? Ведь велосипедисты, равно как и автомобилисты платят налоги. И на них мы содержим милицию, которая ищет угнанные автомобили, но игнорирует веломафию…

адрес статьи: http://www.tema.in.ua

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.