Украсть секрет по просьбе «Друга». Секреты спецслужб

Чехословацкая разведка выкрала в США технологии производства териленового волокна и чертежи авиадвигателей, из ФРГ — технологии производства мини-диодов, высокочастотных транзисторов, силикона, чистого этилена и даже образцы новейших инсектицидов и пестицидов.

МВД Чехии готовится обнародовать архивы спецслужб бывшей Чехословакии.  Но значительная часть агентуры останется государственной тайной. Раскрытие их имен будет слишком дорого стоить «молодой демократии».

Речь идет об агентах, занимавшихся промышленным и научным шпионажем, результатами которого чешские спецслужбы охотно и добровольно делились с СССР. В интервью чешскому телевидению бывший генерал КГБ Олег Калугин не скрывал, что первые советские разведчики появились в Праге еще летом 1920 года. Это была состоявшая из семи человек группа Красного Креста под руководством Соломона Гилерсона. Поселившиеся в центре Праги советские товарищи принялись плести шпионские сети, вести большевистскую пропаганду и заниматься саботажем в соседних государствах.
Позже Чехословакия стала для Москвы воротами для переправки нелегалов, многие из которых по прибытии в Прагу создавали торговые фирмы, служившие  прикрытием. Чешский историк Карел Пацнер пишет, что среди важных советских агентов был и судетский немец нелегал Бруно Колер, который после войны стал влиятельнейшим членом Центральной контрольной и ревизионной комиссии Компартии,  его побаивался сам товарищ Клемент Готвальд (президент страны).

В 1948 году через Чехословакию на Запад попал Вильям Фишер, более известный под именем Рудольф Абель. Несмотря на различия в общественном строе, еще в 1935 году СССР и Чехословакия подписали секретное соглашение о сотрудничестве разведок. До сих пор остается тайной роль тогдашнего президента Эдуарда Бенеша в смерти маршала Тухачевского. Ряд документов указывает, что Бенеш внес свою лепту в дискредитацию Тухачевского в глазах Сталина.

После войны советская госбезопасность развернулась в Чехословакии широко. В 1947 году тогдашний резидент Москвы Борис Рыбкин (муж известной советской детской писательницы Зои Воскресенской — полковника госбезопасности Зои Рыбкиной) создал нелегальную резидентуру под прикрытием фирмы по производству бижутерии.
Вербовка граждан Чехословакии велась столь открыто, что даже  Готвальд не выдержал.

Летом 1948 года, находясь в Крыму, он жаловался Сталину: «Зачем вы это делаете? Ведь можете получить от нас какую угодно информацию». Лавинообразный вербовочный процесс окончился в 1949 году, когда в Прагу из Москвы приехали «советники», без разрешения которых никто из местного руководства не мог предпринять ни одного серьезного шага.

Началась новая эпоха в развитии чешских спецслужб. Под жестким патронажем спецслужб советских, которых чехи называли «Рудольф». Пойти на встречу с Рудольфом означало для чехов пойти на встречу с резидентом КГБ. У чехов перед КГБ практически не было тайн — начиная от подготовки террористов на базах в Чехословакии и посредничества Праги в нелегальной торговле оружием до научного и промышленного шпионажа.
Главным инициатором создания в 50-х годах чехословацкой разведки был тогдашний министр внутренних дел Рудольф Барак. Предметом его особой гордости был отдел научно-технической разведки. Обнародованные недавно молодым историком Карелом Сибером материалы, поступавшие в середине 50-х из МВД в Политбюро, относятся к разряду взрывоопасных.

Среди прочего чехословацкая разведка выкрала в США технологии производства териленового волокна и чертежи моторов к самолетам, из ФРГ — технологии производства мини-диодов, высокочастотных транзисторов, силикона, чистого этилена и даже образцы новейших инсектицидов и пестицидов.

Франция «невольно» поделилась с Чехословакией технологией новых красителей и производством целлулоида, а из Италии вклад в развитие молодого государства поступил в виде документации о дешевом производстве витамина «С» и технологии подготовки пластической массы полипропилена.

Относительно полипропилена в докладе Рудольфа Барака Политбюро ЦК КПСС от 26 марта 1958 года сказано: «Чехословацкая Республика не заинтересована в информации о полиэтилене и полипропилене, поскольку мы не располагаем необходимым сырьем. Но интерес проявлен нашими друзьями, и мы эту документацию получили».

Развитие нынешнего флагмана чешской промышленности, производителя шин «Барум» также не обошлось без «интеллектуальной помощи» спецслужб. В том же докладе Барака сказано: «…от того же сотрудника (из Италии – ред.) была получена подробная и полная документация так называемого суперкорда, т.е. текстиля, используемого при производстве шин, который отличается от используемого у нас корда повышенной прочностью». Эта технология тоже была передана «друзьям». Как и высокочастотные транзисторы. Завод «Тесла» на основании «переданной документации» стал производить субминиатюрные диоды.

Специально для «друзей» были украдены из Швейцарии современные приборы ночного видения, находившиеся под строжайшим эмбарго на вывоз. Технологии производства стекловолокна, эпоксидных клеев, полупроводников, специальной легированной бором стали, сверхчистого кремния, приборы радиолокационного слежения, а заодно и чистейшие культуры новых видов пенициллина и стрептомицина и технологии производства косметических препаратов — все, что требовалось для развития производства, проще было выкрасть, чем разрабатывать самостоятельно.

Наука отошла на второй план. Зачем разрабатывать, если можно украсть? И эта тактика обернулась колоссальными потерями. Самый неожиданный поворот приобрело предложение, поступившее от немецкого агента, который создал новый тип полупроводников.

Преисполненный антиамериканизма, он в течение длительного времени утаивал свое изобретение от американских работодателей, готовый по сходной цене передать его восточным товарищам. Научно-техническая разведка, однако, так и не смогла найти того, кто мог бы провести испытания «тирастора», как его назвали спецслужбы, и запатентовать его. Под названием «тиристор» он был запатентован американцами.

Небольшая восточноевропейская страна стала центром производства и нелегальной торговли взрывчаткой «симтекс». Директор архивной службы МВД Чехии Ян Фролик сказал, что «в Ливию мы его вывезли 900 тонн, во Вьетнам — 14 тонн».

Для сравнения: для взрыва «Боинга» хватит 300 г. Возле города Брно по рекомендации Москвы была создана база подготовки террористов под названием «Пристав». Там проходили школу «молодого террориста» выходцы из Лаоса, Палестины, Вьетнама,  Афганистана, Камбоджи, Эфиопии, Анголы и других государств.

Страны, заинтересованные в обучении домашних террористов, за обучение платили. Были и исключения. Ян Фролик утверждает, что из более чем 400 афганцев 60 обучались за счет чехословацкого государства. Из 130 подготовленных арабов потом были отобраны личные охранники Ясира Арафата.

Было что скрывать. И кого. Газета «Право» цитирует неназванного сотрудника чешской разведки. Он говорит, что в интересах чешского государства еще много лет не будут опубликованы материалы о деятельности чешских спецслужб в области научно-промышленного шпионажа. Равно как и списки агентов, непосредственно в этом участвовавших. «Государства и фирмы, промышленные и научные тайны которых разведка получила, могли бы требовать компенсации ущерба, миллиардные суммы которого невозможно даже подсчитать». Платить не хочется. Особенно за секреты, которые были выкрадены по просьбе «друзей».

 Источник: газета «Досье»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий