КОСМИЧЕСКИЙ КИЛЛЕР. Задача космического аппарата — уничтожение спутников противника

Секретный экспериментальный космолет X-37B американцы разрабатывают с 1999 года, он является дистанционно управляемым аппаратом. Предназначение X-37B, судя по секретности, которая окружает все, что с ним связано, имеет в основном военный характер. Это уже третий экспериментальный американский космолет. Причем в настоящее время на орбите находится первый прототип X-37B, который уже побывал в космосе с 22 апреля по 3 декабря 2010 года. 

Второй космический полет по программе X-37 был осуществлен 5 марта 2011–16 июня 2012 года. Два предыдущих космолета США по окончании своих таинственных военных миссий успешно возвращались назад на Землю на автопилоте и садились на посадочной полосе базы ВВС США Ванденберг.    X-37B может стать космическим грузовиком или киллером спутников   Разработку аппарата Х-37 начинали в NASA, сейчас всеми работами по созданию космоплана занимается секретное подразделение Военно-воздушных сил США, главным разработчиком и исполнителем аппарата стала корпорация Boeing.

Внешне аппарат напоминает уже более 35 лет применяющиеся для полетов в космос американские многоразовые транспортные космические корабли Space Shuttle, но в уменьшенном масштабе. Интересно, что для нового аппарата с нуля было создано принципиально новое специальное теплозащитное покрытие. Как это ни странно звучит, но в создании этого аппарата косвенно участвует и Россия – ракета-носитель «Атлас-V», которая выводит на орбиту X-37B, штатно оснащается двигателями российского производства РД-190 с тягой 390 тонн.

Достоверно технические данные орбитального самолета не известны, по информации из некоторых источников он имеет длину 8,38 м, размах крыла 4,6 м, высоту 2,9 м и взлетную массу 4989 кг. Этот самолет способен летать на низкой орбите Земли, в стратосфере и атмосфере, самостоятельно выводить на орбиту спутники-разведчики, может переносить полезную нагрузку массой до 900 кг.  

Согласно официальной версии, Х-37В будет использоваться для доставки на орбиту различных грузов. Сейчас разработчики пытаются доказать возможность относительно дешевого вывода на орбиту различной полезной нагрузки. Пока это вызывает сомнение, на сегодняшний день доставка грузов с помощью одноразовых ракетоносителей гораздо дешевле, но, возможно, американцам удастся добиться максимального удешевления при серийном производстве этих космолетов.  

 Космолеты таких типов, как X-37B, могут стать многозадачными, предполагается, что на них могут размещаться и датчики, и спутники, и даже средства поражения, поэтому концепция их использования пока до конца не определена. Но, очевидно, по мере того, как конструкция орбитального самолета будет совершенствоваться, военные будут находить малым Space Shuttle все новые и новые сферы применения.

В 2006 году, например, появилась информация, о том, что Х-37В готовят для роли космического рейнджера. Вероятно, космолеты смогут проводить инспекции «подозрительных» спутников. Затем, возможно, что одной из задач этого космического аппарата станет уничтожение спутников противника. Предполагается, что космический перехватчик сможет выводить из строя космические аппараты противника кинетическим воздействием, повреждая антенные системы и прекращая функционирование спутника на аппаратном уровне. В России опасаются, что эти аппараты будут угрожать российским спутникам, также с их помощью станет возможно устанавливать элементы системы противоракетной обороны в космосе. 

 Если проект Х-37 окажется успешным, американцы получат возможность в одностороннем порядке контролировать иностранные космические аппараты или даже уничтожать их, если посчитают, что те потенциально могут угрожать безопасности США. Под это уже подогнана законодательная база – в 2006 году в США был одобрен документ под названием «Национальная космическая политика США 2006 года». Этот документ пришел на смену аналогичному документу, принятому в 1996 году, и содержал существенные изменения.

Ключевой особенностью документа 2006 года является закрепление в нем положений, открывающих возможности для милитаризации космоса и провозглашающих право США частично распространить национальный суверенитет на космическое пространство. Теперь США официально могут охранять свои права, инфраструктуру и свободу действий в космосе; убеждать или принуждать другие страны воздерживаться от нарушения этих прав или от создания инфраструктуры, способной воспрепятствовать реализации этих прав; принимать меры, необходимые для защиты своей космической инфраструктуры; отвечать на вмешательство, а если понадобится, отказывать противникам в праве на использование космической инфраструктуры в целях, враждебных национальным интересам США.  

Сегодня эксперты говорят, что по мере испытания сектор применения орбитального беспилотного летательного аппарата X-37B будет расширяться. По некоторым оценкам, боевые модификации космолета уже сейчас можно оснащать лазерными и плазменными пушками, а также размещать на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками, что позволит поражать прямо из космоса любую цель на земле. Это превращает космолет в один из самых опасных беспилотных аппаратов в мире, который будет способен наносить направленные ядерные удары в любой точке мира за считанные минуты. Причем сделать это X-37B сможет незаметно.

Наблюдения, проведенные с помощью оптической аппаратуры, подтверждают высокую маневренность аппарата. Например, орбитальный истребитель может резко менять траекторию движения; также замечено, что космолет способен быстро «прыгать» по орбитам. Аппарат с такими характеристиками в принципе сложно обнаружить, поэтому орбитальный истребитель становится практически неуязвимым для систем ПВО. Тем более, сегодня ни одна страна в мире не имеет системы, способной засечь пуск ракеты с космолета, который находится на околоземной орбите.  

По заявлениям компаний-разработчиков, нынешние испытания этого аппарата на орбите преследуют цель проверить пригодность беспилотников этого класса к многократному использованию. Однако до сих пор руководство ВВС США не публикует никаких подробностей о целях и задачах полета X-37B, и это вызывает тревогу у военных всего мира. Принимая во внимание достаточный объем грузового отсека космического аппарата, можно предположить, что X-37B способен нести любую разведывательную аппаратуру и некоторые системы вооружения.

Несмотря на столь явную боевую ориентацию аппарата X-37B, американские военные уклоняются от ответа на вопрос о предназначении орбитальных самолетов и о том, против кого они будут направлены, настаивая, что на сегодняшний день беспилотные космолеты являются всего лишь летающей в космосе лабораторией, с помощью которой разрабатывают новые технологии.  

Американцев подозревают в использовании климатического оружия  

Хотя первый образец по логике вещей должен был ограничиться проверкой бортовой аппаратуры и проведением ряда научно-исследовательских программ, некоторые эксперты высказывают предположение, что во время первого испытания орбитального беспилотного летательного аппарата X-37B космолет проводил реальные пуски боевого оружия. Возможно, объектом атаки стал российский военный спутник, который в начале 2010 года был выведен из строя, – тогда официальной причиной назвали возможное попадание в него метеорита.

Совпадение или нет, но именно в это время активно испытывался американский аппарат. Позже, летом 2010 года, в России начались аномальная жара и лесные пожары. В это время космолет был замечен над европейской частью России, и отдельные эксперты предположили, что американцы провели испытания климатического оружия, а космолет использовался как носитель.   Все эти неоднозначные предположения порождают страхи, что X-37B уже в ближайшее время научат воевать в космосе и он сможет уничтожать с околоземной орбиты целые страны.

Правда, существуют и совершенно противоположные точки зрения. Специалисты в области космонавтики предлагают перестать культивировать теорию заговора и руководствоваться только фактами. Например, не воспринимать серьезно предположение, что Х-37В будет использован для поражения наземных целей ядерным или неядерным оружием. Объясняя это тем, что в настоящий момент это невыполнимо технически, и подчеркивая, что сегодня любая точка планеты и так может быть легко поражена американскими самолетами или крылатыми ракетами и обойдется это им гораздо дешевле.

Вызывают некоторые сомнения утверждения, что Х-37В будет использоваться для разведывательных целей, то есть в качестве спутника-шпиона, поскольку непонятно, какие преимущества он будет иметь перед существующими сегодня американскими разведывательными спутниками.  

Советский Союз поменял орбитальный истребитель на «Буран»  

Российские эксперты с тревогой наблюдают за американской программой по созданию малых Space Shuttle, опасаясь, что США будут использовать свои расширившиеся возможности на орбите, которые предоставляет такой космический корабль, для ослабления национальной безопасности. Не случайно, что после первых успешных испытаний корабля этого типа в России поспешно объявили, что тоже работают над похожим проектом дешевого и быстрого космического аппарата многоразового использования.

В 2011 году пространное заявление сделал в то время глава российских космических войск, а ныне руководитель Федерального космического агентства генерал-лейтенант Олег Остапенко. Генерал поделился, что российские исследователи работают над аналогичной конструкцией, однако с того времени больше об этой программе ничего не известно. Без сомнения, орбитальный беспилотный летательный аппарат мог бы оказаться полезным хотя бы для того, чтобы обслуживать российский ответ на американскую систему GPS – спутниковую сеть ГЛОНАСС, которую никак не удается полноценно развернуть из-за преследующих ее катастроф, регулярно приводящих к потерям спутников для этой программы.  

В то же время чиновники неоднократно заявляли о планах по возрождению космической отрасли, утверждая, что уже в ближайшее время России будут под силу космические проекты любой сложности. Утверждается, что космос сегодня в приоритете у России, а успешные космические проекты станут ключевыми в вопросе поднятия престижа России на международной арене. На развитие космических программ и реанимацию некогда умирающей космической отрасли планируется тратить серьезные деньги.

Действительно, после заявлений об увеличении финансирования российские ученые в космической отрасли предлагают почти фантастические идеи, правда, о вероятности их реализации довольно сложно судить. К ним относится и космический корабль на ядерном топливе, который сможет переправить экспедиции на Марс; существует идея космической гондолы с ядерной силовой установкой, которая сможет поглощать космический мусор и, возможно, также использоваться для защиты Земли от столкновений с астероидами.

Проснулись также амбиции по колонизации Луны. На фоне этих идей создание собственной версии беспилотного космического корабля многоразового использования выглядит вполне реализуемым.   Эксперты допускают: весьма вероятно, что Россия работает над созданием своего собственного аналогичного космического аппарата. Однако узнать об этом в ближайшее время вряд ли представится возможность – в США это секретная тема, а в России все, что связано с космосом, особенно когда дело касается программ двойного назначения, скрывается как за «железным занавесом».

Так что пока кто-нибудь еще из официальных лиц не даст более развернутую информацию об орбитальных проектах России, остается только строить догадки, постоянно держа в голове мысль, что это всего лишь элемент пиара.   Тем более, как отмечают эксперты, некогда масштабная советская космическая программа потерпела крах еще в девяностые годы и не подлежит реанимации в ближайшее время. Единственный оставшийся живой крупный проект, который пользуется успехом, в том числе и на международном рынке, – это пусковые услуги ракетоносителя «Протон», который с 1993 года работает как «космическое такси», доставляя спутники и грузы на орбиту.

Также Россия имеет монополию на отправку космонавтов на Международную космическую станцию на «Союзах». Но «Протон» в последнее время терпит все больше неудач. Напомним, что 16 мая 2014 года «Протон-М» не смог вывести на орбиту самый мощный российский аппарат связи – «Экспресс-АМ4Р». Обломки аппаратов и ядовитое топливо сгорели на высоте 160 километров над Китаем. Убытки от потери  телекоммуникационного спутника составляют примерно 9,5 млрд рублей. Это однозначно говорит о системных проблемах в космической отрасли – значит, разрабатываемой американцами системе Россия ничего противопоставить не сможет.  

Однако логика космических исследований парадоксальна, на протяжении всего периода исследований космоса не единожды выяснялось, что американцы и советские исследователи параллельно работают практически над одними и теми же проектами. Эксперты отмечают, что технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует. Основные технологии, которые используются для создания этого типа летательного аппарата, существуют, в том числе в России, уже полстолетия.

Более того, по оценкам американских специалистов, один из разрабатываемых сейчас в США орбитальных самолетов, который должен в итоге присоединиться к X-37В на низкой орбите, возможно, косвенным образом основан на российском проекте «МиГ-105», над которым работали в семидесятых годах. Более того, еще в конце восьмидесятых в «НПО Молния» работали над орбитальным самолетом «МАКС», который должен был устанавливаться на шестимоторном транспортном самолете «Ан-225». Возможно, прозвучавшие заявления о работе над проектом орбитального самолета относятся именно к возрожденному «МАКСу».

Однако, по оценкам специалистов, несмотря на то, что на этот разрабатываемый космический аппарат потрачено свыше 1,5 млн долларов, он так и не вышел из стадии эскизного проектирования.   Нужно напомнить, что советские ученые начали экспериментировать с крылатыми космическими кораблями еще в шестидесятых, тогда даже удалось вывести прототип на орбиту. Причем достоверно известно, что в советское время в работах по созданию космического самолета Советский Союз поначалу значительно опережал США.

Тема по созданию воздушно-орбитального самолета получила индекс «Спираль». Возглавил работы по «Спирали» в Микояновском ОКБ заместитель генерального конструктора Глеб Лозино-Лозинский, проект был утвержден в 1966 году. Основная цель программы заключалась в создании пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечения регулярных перевозок по маршруту Земля – орбита – Земля.

При этом орбитальный самолет был одноместным пилотируемым. Предусматривалось его использование в вариантах фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса «космос – земля».   Орбитальный самолет состоял из гиперзвукового самолета-разгонщика и военного орбитального самолета с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380–400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение самолета, и дальнейший разгон осуществлялся с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фторо-водородном топливе.

Разделение ступеней происходило на высоте 28–30 километров, на аэродром самолет-носитель возвращался самостоятельно. Самолет был выполнен по схеме «несущий корпус», имел стреловидные консоли крыла. Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130–150 км.   Гипотетически советский авиакосмолет «Спираль» мог бы взлететь задолго до Х-37В. Однако в конце 1978 г. министр обороны СССР Дмитрий Устинов заявил, что «двух программ мы не потянем», и закрыл тему «Спираль» в пользу «Бурана».  

Главными препятствиями для производства российских миниатюрных Shuttle сегодня могут стать отсутствие инфраструктуры и острая нехватка подготовленных кадров для их создания. Кроме того, орбитальные самолеты, скорее всего, слишком дороги для ослабленной российской экономики, ожидание, что в космическую отрасль будут вливаться баснословные деньги, скорее всего, переоценены. Не нужно забывать, что, по самым приблизительным подсчетам, на этот проект американцы израсходовали порядка 50 млрд долларов.

 Также существует опасность «вляпаться» в очередную техническую авантюру – достаточно вспомнить «Буран», который был основан на американской версии космического корабля многоразового использования. На этот тупиковый проект был потрачен почти весь космический бюджет, но удалось всего лишь дважды испытать его, прежде чем программа была свернута в 1993 году. Одна из сохранившихся копий «Бурана» как памятник глупости космического масштаба стоит теперь в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького на берегу Москвы-реки, пишет sovsekretno.ru

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий