«УДАР» ПО ЗАЗу.

 Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) остановил производство и сокращает рабочих. С приказом об увольнении уже ознакомлены сотрудники предприятия, сообщает украинское издание «Вся власть». ЗАЗ, по данным издания, сокращает 21 тысячу рабочих. Последний сотрудник, согласно приказу, покинет завод в октябре этого года. Цеха завода выставлены на продажу.

ЗАЗ — единственное на Украине предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей. В 2013 году легковые автомобили и автобусы, произведенные на ЗАЗе, были самыми продаваемыми машинами на Украине. Современный ЗАЗ, больше известный в России автомобилями «Запорожец» и «Таврия», производил популярные на Украине автомобили ЗАЗ Forza, ЗАЗ Lanos, ЗАЗ Vida. Завод также выпускал пассажирские и школьные автобусы.  Продукция ЗАЗа импортировалась в Египет, Россию, Азербайджан, Белоруссию и Казахстан.

Если в июне ЗАЗ выпустил 716 автомобилей, или 71% от общего объема выпуска этого вида транспорта на Украине, то в июле завод выпустил всего восемь машин и не произвел ни одного автобуса. О том, что завод был близок к закрытию, издание «Голос Запорожья» сообщало еще в июле, тогда показатели в автомобильной промышленности Украины были близки к катастрофическим. Всеми предприятиями отрасли в июле было выпущено 555 единиц техники, что на 89% меньше показателя за аналогичный период прошлого года. Среди произведенных машин 343 легковых автомобиля, 153 грузовика и 59 автобусов.

Кроме того, по сообщению «Укравтопрома», продажи легковых автомобилей в стране снизились на 47% по сравнению с прошлым годом. Закрытие ЗАЗа, основного завода корпорации «УкрАВТО», неизбежно повлечет за собой кризис на его ключевых производственных подразделениях —  Ильичевском заводе автомобильных агрегатов (ИЗАА) и Мелитопольском моторном заводе (МеМЗ). Руководство завода пыталось переждать кризис, летом завод перешел на трехдневный режим работы, большинство сотрудников были отправлены в отпуск «за свой счет».

Комментировать ситуацию «Русской планете» на ЗАЗе отказались, официальный сайт «УкрАвто» недоступен. Журналу «За рулем» в пресс-службе предприятия удалось узнать, что в связи с «девальвацией гривны, напряженной геополитической ситуацией в Восточном регионе, фактической остановкой продаж в Луганской и Донецкой областях» произошло уменьшение объемов экспорта и спроса на автомобильном рынке Украины в целом.

Что касается массовых увольнений, пресс-служба ЗАЗа высказалась обтекаемо: «Штат работников адаптирован к условиям, в которых сейчас работает производство, но ни в коем случае не идет речи о сокращении или увольнении всех сотрудников».

Эту информацию не подтверждают сотрудники завода. Теперь уже бывший рабочий завода Геннадий (он просил не указывать его фамилию) рассказал «Русской планете», что проблемы у завода возникли из-за конфликта на востоке Украины и из-за политиков в Киеве.

«Журналисты не врут. ЗАЗ стоит уже почти 2 месяца. На заводе пусто, только охрана осталась на проходной. С площадки со стороны набережной распродают оставшиеся машины. Мало того, что почти половину комплектующих ЗАЗ получал с востока Украины, а сейчас их нет, так еще и Яценюк отменил спецпошлины на иномарки и утилизационный сбор. Затянул удавочку на нашей шее премьер» — рассказал бывший рабочий.

«Дела плохи у всех — Херсонский судостроительный встал — нет заказов. КРАЗ на трехдневке — нет заказов. Зато почти на $25 миллионов для Нацгвардии купили «КамАЗов» в России», — добавил Геннадий. 

Действительно, одним из первых решений правительства Арсения Яценюка стала отмена утилизационного сбора, за который долго боролись украинские автопроизводители, а также снижение спецпошлины на иномарки. Одновременно Кабинет министров Украины увеличил акциз на новые автомобили.

Владелец Запорожского автозавода и корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе в интервью украинскому изданию Biz.liga.net в начале июля рассказал, что из-за этих шагов правительства автомобили выгоднее завозить, а не производить.

«Фракции «Удар» и «Свобода» в парламенте, а также правительство, были активными сторонниками отмены утилизационного сбора. Это предвыборный популизм, дескать, уберем сбор, и автомобили подешевеют. В реальности сбор убрали, но добавили акциз, который платят все — и импортеры, и производители. Для людей автомобили стали дороже, а такое решение помогло только внешнему производителю. Так создали «равные» условия, которых требует Европа», — говорит Васадзе.

По мнению автомагната, большинство неудач украинского автопрома вызваны недостаточной поддержкой автоотрасли государством. «Ну и, конечно, когда в стране неуправляемая девальвация, останавливаются предприятия, сокращаются рабочие места, люди думают не о том, как купить машину, а о том, как просто выжить», — подытожил Васадзе.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий