Игорь Кравченко: «За 23 года независимости мы разработали двигателей больше, чем за все советское время»

Быть одновременно научным руководителем крупного предприятия и ответственным за хозяйственную деятельность, задача непростая. Для того чтобы органично сочетать в своей деятельности эти две очень разные ипостаси, нужно обладать не только высоким интеллектом, но и немалым организаторским талантом. Люди, которым это удается – большая редкость. Именно такой человек – нынешний собеседник «Позиции», генеральный конструктор государственного предприятия «Ивченко-Прогресс» Игорь Кравченко.

   – Государственное предприятие «Ивченко-Прогресс», которое Вы возглавляете, является одним из самых крупных наукоемких комплексов Украины. Расскажите вкратце о планах предприятия. Над чем сейчас работаете?

   – Сегодня вместе с АО «МОТОР СИЧ» мы имеем очень амбициозные планы, цель которых, не только сохранение наших позиций на рынке, но также завоевание новых рынков сбыта. Совсем недавно был поднят в небо вертолет Ми-2МСБ, на котором установлен новый двигатель нашей разработки АИ-450М. К концу года планируем завершить его сертификацию.

Второй шаг – модернизация самого большого самолета в мире Ан-124 «Руслан». Он до сих пор очень востребован на мировом рынке, хотя первые его испытания прошли в 1985 году. Сегодня проводится глубокая модернизация его двигателя. Надеюсь, пройдет совсем немного времени, и опытный экземпляр уже будет работать у нас на стенде. Это важный шаг, который позволит нам присутствовать на рынке с данной модификацией, еще лет 15–20. Кроме этого, мы работаем над самым большим транспортным вертолетом Ми-26, модернизируем в его двигателе силовую установку, делаем ее более мощной и приспособленной для работы в условиях высоких температур.

Движется к завершению и работа по созданию форсажного двигателя для китайского учебно-боевого самолета L-15. В настоящее время успешно проходят его испытания, что также открывает широкие перспективы для выхода на новые рынки. Хотелось бы упомянуть и о том, что ведутся работы по модернизации силовой установки для самолета Ан-140, который изготавливается в Иране, на Украине и в России. Но конечно, главной задачей для нас является создание двигателя нового поколения АИ-28. Он будет на 15–20% экономнее всех своих собратьев, которые сейчас используются в гражданской авиации.

– По сути говоря, и Ваше предприятие, и «МОТОР СИЧ» – две составляющие единого авиадвигателестроительного комплекса. Скажите, соединение конструкторского и производственного начала – это мировая практика? Или так сложилось еще с советских времен, и этот симбиоз дает такие хорошие результаты?

– Да, это мировая практика. Ни в одной развитой стране нет такого, чтобы конструкторские и авиационные фирмы существовали отдельно друг от друга. На тот момент в СССР также фактически было одно крупнейшее в мире предприятие – Министерство авиационной промышленности (МАП). Поэтому решение, принятое в Советском Союзе – иметь отдельно разработчиков и производителей было гениальным. При плановой системе, существовавшей тогда, заводы были не заинтересованы что-то менять, а КБ напротив, стремились к новому и революционному. Правильность этого решения подтвердило и время. К моменту распада СССР владел 22% рынка всей гражданской авиации. Когда начался развал Советского Союза, и рухнула централизованная система, руководители наших предприятий поняли, что в новых условиях выжить и развиваться мы сможем только вместе.

 Я очень благодарен президенту АО «МОТОР СИЧ» Вячеславу Богуслаеву за ту поддержку, которая нам оказывается. Мы, по сути, не в состоянии производить ни один мотор сами. «МОТОР СИЧ» полностью изготавливает материальную часть двигателя и передает нам на испытание. Такой симбиоз приносит свои плоды. За последние 23 года независимости мы разработали больше двигателей, чем за все советское время.

– Говоря о государстве, Вы предвосхитили мой следующий вопрос. «Ивченко-Прогресс» – государственное предприятие. Какое внимание уделяет вам наше украинское государство?

– Наше предприятие – полностью хозрасчетное. Мы не обуза для государства, потому что работаем прибыльно. Каждый год нами в бюджет Украины отчисляется порядка 130–140 миллионов гривен. Но реалии таковы, что помощи от государства на новые разработки мы практически не получаем. Работаем за счет своих резервов и хорошей кооперации с нашими кооперантами. Хочу, правда отметить, что государством была поддержана и профинансирована разработка самолета Ан-70, в пропорции 50 на 50 с Российской Федерацией. Все остальное делается за счет энтузиазма наших сотрудников и правильного планирования. Заработанные деньги мы не проедаем, а вкладываем в новые разработки, для того, чтобы было будущее и у коллектива нашего предприятия, и у коллектива «МОТОР СИЧ».

– В каких уголках мира используется ваша продукция?

– География очень широка. 106 стран эксплуатируют нашу продукцию. 60 летательных аппаратов поднимают в воздух наши двигатели. Самих газотурбинных двигателей создано порядка 58 различных типов.

 Основное место, где используют наши двигатели, это конечно, Россия, частично Китай, Индия и Иран. В Украине же тенденция такова, что двигатель успешно продается только вместе с летательным аппаратом. Но о каких продажах может идти речь, если в нашей стране изготавливается 2–4 новых самолета в год. Поэтому я полностью поддерживаю позицию Вячеслава Богуслаева, который начал развивать вертолетостроение в Украине. Он понял, что если страна не начнет производить свои летательные аппараты, очень скоро весь процесс зайдет в тупик. Да, у нас есть хорошие возможности проводить модернизацию существующей техники, да мы можем создавать новые моторы, но это ближайшие перспективы лет на 10. А здесь необходимо думать о будущем!

– Не могу не спросить о конкурентной среде. Какие в мире структуры, фирмы, концерны, работают в том же сегменте средней авиации, что и вы, и в вертолетной ее части тоже? Как вы с ними конкурируете? Как делите рынок?

– Конкуренция на мировом рынке жесткая. Есть французская «Turbomeca», есть американские «General Electric» и «Pratt& Whitney». Все они выпускают очень хорошие вертолетные двигатели. Западный мир полностью обеспечивает себя – мы им не нужны. Наши попытки работать вместе не увенчались успехом, хотя мы и предлагали нашим возможным партнерам более выгодные условия сотрудничества. Но никто не хочет отдавать свои рабочие места в другое государство. Хотя только 6 стран в мире могут конструировать двигатели, а полный технический цикл имеют еще меньше.

   – Есть такое крылатое выражение: «Кадры решают все». Как у Вас на предприятии решается вопрос с кадровым обеспечением?

   – Кадровому вопросу у нас уделяется большое внимание. Мы понимаем, для того, чтобы создавать такую сложную технику, нужны очень умные и интеллектуальные головы. Кузница наших кадров – НАКУ «ХАИ». В этом вузе очень сильная школа, которая и сегодня не потеряна. Что касается технологов, здесь мы очень тесно сотрудничаем с нашим ЗНТУ. Кроме того, у нас есть еще один важный принцип – поддерживать инициативу молодежи. Мы поручаем им смелые проекты, даем возможность работать и принимать решения! Конечно, результаты их деятельности контролируются нашими опытными специалистами.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий